Ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения

Надситуативностью, т, е. выходом за пределы исходных целей, в отличие от приспособительности как ограничения действий субъектаузкими рамками заданного значительной устойчивостью деятельностив отношении принятойцели, о отличие от пассивного уподобления предметас которым предстоит встретиться субъекту при осуществлении им деятельности.

-Активностъ личности проявляетсяв творчестве, волевыхактах, общении,активной жизненной позициичеловека, принципиальности, последовательности в отстаивании своихвзглядов.

36. Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации оснований ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составлявшего анкету.

37. Аспекты рефлексии: Коммуникативный аспект; Кооперативный аспект; аспект рефлексии; Личностный аспект; Интеллектуальный аспект

38.Базисные потребности: -потребность в веществе и энергии; -потребность в безопасности;- потребность в продолжении рода; -потребность в получении новой информации

39.Базисные факторы в поведении: 1) уровень его активности, 2)характер его потребности; 3)число и качество связей с окружающими; 4)природа наиболее значимых для него факторов определяющих круг интересов;

40.Базисными нейропсихическими элементами поведения являются: 1. Условный рефлекс 2.Доминанта 3,Установка

42.Безусловный рефлекс - форма проявления инстинкта (форма наследственной передачи наиболее жизненно полезной информации об объектах окружающего мира и способах взаимодействия с ними)

43.Беседа - широко распространённый в психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об испытуемом в результате его ответов на целенаправленные вопросы

44. В основании шаблонности поведения лежит стремление индивида решать различные жизненные проблемы и ситуации каким-либо одним или одним из нескольких способов, наиболее проверенным, и по его мнению, надежным: других он или (не склонен или не способен искать и находить)

45.В психоаналитической теории поведенческий процесс может быть описан в терминах привязки, или направления энергии на объект (катексис). Примером катексиса может служить эмоциональная привязанностъ к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами препятствия, мешающего удовлетворению влечения (антикатексис). Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению потребностей, связанных с влечениями.

46.Валентность- концептуальное свойство региона психической среды, это ценность региона для человека

47.Ведущий вид деятельности - общение

48.Взаимодействие - встречные проявления активности двух материальных объектов (тел)

49.Взаимодействие может быть: 1) Непосредственным и опосредованным; 2) Контактным и бесконтактным; 3) Одновременным или последовательным; 4) Множественным или единичным

50.Вид активности, связанный с переживанием типа сна и грез: непроизвольная активность

51.Вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе -игра

52.Виды возбуждения: 1) Стимульное возбуждение - возбуждение в ответ на стимул 2) Потребностное возбуждения - возбуждения как результат отсутствия стимула

53.Виды деятельности:- Игра -Учение -Труд

56.Виды значимости: 1) Первичной и вторичной (непосредственной и опосредованной), 2)Условной и безусловной (ситуационной и внеситуационной), 3) Актуальной и потенциальной 4) положительной и отрицательной; 5) большой и малой; 6)Подлинной и мнимой.

57.Виды подкрепления: 1)Позитивное подкрепление - это приятный стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает её или поддерживает на том же уровне, т.е. повышает вероятность её повторение; 2) Негативное подкрепление – это стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию: поощрение - предъявление приятных стимулов; наказание - предъявление неприятных стимулов

58.Виды психологических механизмов по З.Фрейду: Регрессия, Вытеснение; Изоляция; Проекция, Идентификация; Сублимация; Рационализация, Отказ

По В.Г.Леонтьеву: 1) Механизм спонтанной активности; 2) Механизм динамического равновесия, 3)Адаптационный механизм

59.Виды реакций: - простые рефлекторные реакции; - сложный паттерн поведения

60.Виды рефлексии:1) Ситуативная рефлексия; 2) Ретроспективная рефлексия 3) Перспективная рефлексия

61.Виды связи: 1) прямая и обратная; 2) Односторонняя и двусторонняя; 3) Симметричная и ассиметричная; 4) Равновесная и неравновесная; 5) Прерывистая и непрерывная; 6) Содержательная и пустая; 7) Устойчивая и неустойчивая; 8) Множественная и единичная; 9) Интенсивная и неинтенсивная; 10) Непосредственная и опосредованная; 11) Детерминированная и вероятностная

62.Виды труда: -физический труд;- интеллектуальный труд; -духовный труд

63.Влечения (по З.Фрейду) -это психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, память, восприятие и др.) определяются влечениями. Влечения являются конечной причиной любой активности

64.Воздействие - более активный на менее активный объект

65.Волевое усилие – есть особое проявление механизма регуляции поведения А.Ф. Лазурский – волевое усилие – особый психофизиологический процесс, механизм преодоления препятствий связанный с реакцией личности на ситуацию вне и внутри неё В.И.Селиванов – волевое усилие – механизм создания побуждения и преодоления препятствий – Н.Н. Ланге – волевое усилие физиологический механизм, в волевом акте выделяются следующие составляющие: 1) чувство потребность; 2)предсказание о цели; 3) представление о движении; 4) самодвижение.

66.Вытеснение – невозможность;

67.Генерализация - условная реакция на первоначально нейтральный стимул распространяется и на другие стимулы, похожие на условный раздражитель

68.Генерализация стимула - возникновение реакции на индифферентный раздражитель в процессе выработки условного рефлекса.

69.Гуманистическая психология - модель активности выражается формулой: «Потребность - активность». Высшей потребностью гуманистическая психология признает стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, самоактуализации (А. Маслоу).

70.Действие - последовательность движений, направленных на какой-либо предмет, подчинённых цели взаимодействия с ним.

71. Действие - это акт деятельности

72.Действия бывают:– нормативные; - индивидуальные

73.Действия как единица деятельности характеризуется: - целенаправленностью; - рефлексивностью

74.Действия характеризуются: - целенаправленностью; - рефлексивностью

75.Детерминация поведения: -Динамическое состояние напряжения является решающим, а главное, детерминирующим фактором психической деятельности человека. Именно динамическая сторона намерения, а не его содержательная сторона обусловливает выполнение намерения. - Детерминантой поведения выступает квазипотребность.

76.Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека может быть как активной так и пассивной.

77.Дифференцировка - специфичная реакция на похожие стимулы, которые различаются по степени подкрепления.

78.Доминанта - механизм ЦНС и психики, позволяющий организовать совместное протекание нейропсихических процессов, вносящий в них упорядоченность и возможность завершения каждого из них, без взаимной нейтрализации или помех (А.А. Ухтомский). Этот механизм позволяет потребности удовлетворятся до конца, обеспечивает полноту и надежность ее удовлетворения в условиях различных внешних помех и в условиях возможной актуализации других потребностей.

79.Доминанта обеспечивает: 1) первоочередность данного нейропсихического процесса и явления перед другими до его собственного естественного завершения; 2) обеспечение обязательности реализации психического процесса до его естественного завершения; 3) обеспечение полноты реализации психического процесса или явления.

80.Доминанта отношения - выражает саму природу потребности;

81.Духовный труд — к данному виду труда можно отнести работу по самосовершенствованию, по самоконтролю, рефлексию.

82.Единица анализа поведения - поступок

83.Единицы произвольной активности:1) Действия: в действиях человека находит выражение - целенаправленность и рефлексивность действия. 2) Навыки – устоявшиеся способы действия. Навыки лишены рефлексивности

84.Естественный эксперимент- проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности.

85.Закономерности научения: 1)Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение;

Закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться; 3)Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок; 4)Закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии; 5)Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.

86.Замещение (Сублимация) перевод энергии инстинктов (преимущественно сексуальных и агрессивных импульсов) в социально приемлемые формы.

87.Защитный механизм, основывающийся на переводе энергии инстинктов в социально приемлемые формы: -сублимация

88.Защитный механизм, основывающийся на переводе энергии инстинктов, преимущественно сексуальных и агрессивных импульсов в социально приемлемые формы: -сублимация

89.Защитный механизм, приводящий к взаимопониманию способа поведения, прямо противоположно безопасному вытесненному стремлению: - реактивные образования

90.Значимость - мера жизненной необходимости.

91.Значимость: -динамична (сегодня необходимо, завтра нет); - конкретна (именно это); -имеет индивидуальный и видовой масштаб

92.Игра– вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе

93.Идентификация – уподобление одной личности другой, присвоение чувств, отношений, мотивов, присущих тем людям, принимаемым за образец.

94. Идентификация Л.В.Попова, В.С.Мухина, В.Ф.Петренко занимались изучением механизма идентификации.Идентификация – уподобление одной личности другой, присвоение чувств, отношений, мотивов, присущих тем людям, принимаемым за образец.

Идентичность – Э.Эриксон – внутренняя непрерывность и тождественность личности.

Дж.Марсия – идентичность – структура внутренней самосоздающаяся динамическая организация потребностей, способностей убеждений и индивидуальной истории.

95. Идентичность Феномен идентичности: 1) Идентичность имеет структурное строение. Основными параметрами её измерения являются содержательный и оценочный находящиеся во взаимодействии и взаимосвязи. 2)Выделяют два аспекта идентичности – личностный и социальный. 3) Идентичность – динамическая структура, развивается на протяжении всей жизни, не линейно, а через преодоление кризисов идентичности; 4) Способность к изменению. Идентичность связана с использованием защитных стратегий; 5)В поведении идентичность рассматривается как процесс решения жизненно важных проблем; 6) Идентичность социальна по происхождению и формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми.

96.Индивидуальность– действие становится индивидуальным когда его нельзя отнести к конвенциальным ни на стадии целеполагания, ни на стадии его осуществления.

98.Индивидуальным действие является: -когда ни влияние, ни принуждение, ни отрицательные последствия не могут заставить человека отклониться от избранного курса; -когда человек столкнувшись с привычной для него ситуацией ведёт себя в ней иначе, нежели раньше; - когда действие само по себе оказывается противоречивым; -когда человек в различных ситуациях ведёт себя не нормативно различно как другие, а одинаково

99.Индивидуальным действием не является: - когда человек совершает действие по определенно выработанному сценарию согласно устоявшимся в обществе нормам и правилам.

100. Инициативность в поведении проявляется в: -разноо6разии способов поведения, которыми располагает индивид; -быстроте,гибкости, своевременности переключения с одного способа действий на другой в случае необходимости;-точном учете ситуации и ее динамики, -способности действовать на основании прогноза, опережающее; -способности действовать с полной затратой сил, не останавливаясь перед трудностями; -способность доводить до конца начатое; -способность к четкой целеориентированности поведения

101.Интеллектуальная активность : А.С.Байрамов, Д.Б.Богоявленская, М.Р.Гинзбург – Мыслительная деятельность, разворачивающаяся в своеобразных условиях компонентами которой выступают как интеллектуальные, так и мотивационные факторы

102.Интеллектуальный труд – умственный труд позволяет человеку познать мир и своё место в нём

103.Интерпретационные - генетический (фило- и онтогенетический) метод;- структурный метод (классификация, типологизация и др.).

104.К основным типа активности относятся: -Физиологическая, -психофизиологическая; - психическая; - социальная

105.К основным характеристикам общения не относятся: структура общения

106.Как называется механизм создания побуждения и преодоления препятствий по В.И. Селиванову: - волевое усилие

107.Какие последовательные 3 этапа включает в себя история становления деятельности no В.А. Петровскому: -функционирование; -активность; - деятельность

108.Квазипотребность – социально обусловленная потребность, возникшая в данный момент.

109.Класс методов, при которых осуществляется внешне реальные взаимодействия субъекта и объекта исследования: эмпирические

110.Классы методов: 1- Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействиесубъекта и объекта исследования; 2- Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее -предметом исследования);

3- Интерпретационно - описательные, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами)

111.Коммуникативная активность: Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, Л.А. Карпенко, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, В.А.Петровский

112.Коммуникация – взаимодействие между перцептуально-моторным слоем и внутриличностным регионом

113.Комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.

114.Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов..

115.Личностная активность: Х.А. Абульханова-Савская, А.Г. Асмолов, А.В.Брушлинский, Л.Л.Буева

116.Локомоция - это движение в психотической среде, это тот путь, который прокладывает человек через психологическую среду с целью удовлетворения потребности. Движение может быть как физическим, так и мыслительным.

117.Локус контроля трактуется как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижение желаемого»

118.Локус контроляДж.Роттер предложил различать людей в соответствии с тем как они локализуют контроль над значимыми для себя сообщениями. 2 типа локуса контроля: -интернальный тип – человек трактует происходящие с ним события как зависимые от его личных качеств и зависимы от собственной активности; -экстернальный – человек убеждён что все его успехи и неудачи являются результатом внешних сил. Локус контроля трактуется как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижение желаемого»

119.Лонгитюдный – как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени.

120. Любое событие (стимул) которое следует за реакцией и усиливает её появление - подкрепление

121.Мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью как в форме внутренних процессов, так и в форме внешних проявлений: - психическая активность

122.Методики, используемые для определения функционального состояния испытуемого: -приборные

123.Методы исследования Классификация Б.Г.Ананьева:-организационные; -эмпирические; -по способу обработки данных; -интерпретационные

124.Механизм мотивации по В.Т. Леонтьеву - система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческой активности

125.Механизмы мотивации: -механизм спонтанной активности, -механизм динамического равновесия, -адаптационный механизм

126.Мимика - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека

127.Модель взаимного детерминизма: - с точки зрения Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение; -Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как
взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и

Ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения

128.Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. +Открытое - испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. +Скрытое - предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого. +Сплошное - охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. +Выборочное - представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов.

129. Навык - автоматизированное сочетание, ориентированных на тот или иной предмет действий

130. Навык - устоявшиеся способы действия

131.Навык - это автоматизированная совокупность движений, ведущая к определенной цели.

132.Напряжение - состояние внутриличностного региона относительно других внутриличностных регионов.( теория поля)

133.Научение (обучение, учение) - процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности их фиксации и/или модификации

134.Научение через моделирование: - Теория научения через наблюдение - утверждает, что люди могут обучаться просто наблюдая за поведением других людей. Модель – человек, за которым наблюдают; - Факты показывают, что индивид может усвоить некоторые действия, наблюдая за тем, как выполняет соответствующие действия модель; этот процесс называют моделированием; -Типы поведения – называют подражанием - имитацией или идентификацией

135.Научные взгляды на психологию активности: -Развитие представлений об активности происходило в течение многих веков, начиная со времен Древней Греции и до наших дней. -Непосредственное отношение к проблеме активности имеют положения философского учения об иерархии способностей в виде чувственно-двигательных и разумных функций души (Аристотель, 384-322 до н.э.); -представления о реакции организма на внешний стимул (Р. Декарт, 1596-1650); -о побудительных силах поведения, активности человека в виде его чувств, аффектов (Б. Спиноза); -понятие о бессознательном, которое впоследствии во фрейдизме стало рассматриваться как основной источник активности человека (Г. Лейбниц); -об ассоциации как источнике активности человека (Г. Гоббс); -признание источником активности ощущений (Э. Кондильяк); -объяснение активности машинообразными движениями организма человека без участия души (Ж. Ламетри); -Влияние на развитие психологической мысли в XIX в. оказала влияние эволюционная теория о происхождении видов путем естественного отбора. Ч.Дарвина (1809-1882), в частности на формирование представлений об адаптивных

136.Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения)

137.Непроизвольными являются единицы активности, связанные с переживаниями типа сна или грезы, когда человек предается размещениям.

138.Нармативность – почти к любым жизненным ситуациям применимы правила поведения обязательные в данной субкультуре и восходящие к её традициям.

140. Незрелая установка – формируется спонтанно, на основе мимолётного впечатления, некачественной оценки

141. Образование условных связей - это механизм нахождения существом по­тенциально значимых для него объек­тов и проявлении в отношении к ним своей активности.

142. Общение – обмен сведениями помощью языка или жестов, а также иных способов контакта (содержание, цепь, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры)

143.Объект влечения - означает любого человека, предмет в окружающей сре­де или что-то в собственном теле ин­дивидуума, обеспечивающее удовле­творение (то есть цель) влечения.

144.Объективизация– это подключение сознания к неосознаваемо текущим процессам (что позволяет учитывать ситуацию, критично оценивать про­исходящее, и скорректировать свои действия)

145. Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реак­цией.

146.Отрицание реальности - психологи­ческий механизм защиты, проявляю­щийся в том, что различные явления, факты и т.д., содержащие в себе угро­зу для того или иного индивида, от­рицаются и не воспринимаются им

147. Отчуждение - разрыв естественных связей между объектами

148.Первичное подкрепление — это лю­бое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами.

149.Поведение- есть результат борьбы и компромиссов между мотивами, по­требностями, влечениями и конфлик­тами.

150.Поведение – это присущие живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двига­тельной) и внутренней (психической) активностью;

151.Поведение - это распределенная в пространстве и времени активность живого организма, направленная на удовлетворение своих потребностей; совокупность действий и по­ступков;

152. Повеление - это способ реализации доступных индивиду субъект-субъектных и субъект-объектных от­ношений.

153.Подкрепление - это любое событие (стимул), которое следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появле­ния.

154.Истинная потребность – устойчивая потребность (теория поля)

155. Источник влечения – состояние организма (соматический процесс в органе или части тела) или потребность, вызывающие это состояние.

156.Действенные потребности – это те, из которых исходит намерение, т.е. потребности, которые приводят человека к принятию решения в проблемной ситуации. (теория поля)

157.Зрелая установка – формируется осознанно, а затем может реализовывается неосознаваемо, чтоб не загружать сознание, но с подключением сознания и механизма ревизии оценки.

158.Идентичность – динамическая структура, развивается на протяжении всей жизни, не линейно, а через преодоление кризисов идентичности (личностный и социальный)

159. Тесты – это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

160. Активность: -определённая, конкретная деятельность индивида; -это состояние противоположное пассивности; -обозначает инициативность в отличие от реактивности.

161.Безусловная реакция (БР)- первоначальная реакция на безусловный стимул, используемая в качестве базиса выработки обусловленной реакции на ранее нейтральный стимул.

162. Безусловный стимул (БС) – стимул, автоматически вызывающий реакцию, как правило, рефлекторную, без предварительного обусловливания.

163.Волевое поведение – вызвано внутренними потребностями и мотивами (теория поля)

164. Вторичное, или усвоенное подкрепление – это любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организмами.

165. Труд — это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека (Физический, интел­лектуальный, духовный)

166.Угашение - разрушение связи между условным стимулом и реакцией, если он не сопровождается подкреплением

167. Удовлетворение потребности - вре­менное устранение дефицита ресур­сов во внутреннем пространстве су­щества и временное угасание потребностного возбуждения

168.Умение - это навык или совокупность навыков, четко соотнесенные с решением какой-либо двигательной задачи

169.Условная реакция (УР) - заученная или приобретенная реакция на сти­мул, первоначально не вызывавший реакции

170. Условный стимул (УС) - ранее нейтральный стимул, начинающий вызывать условную реакцию благодаря ассоциациям с безусловным стимулом

171. Установка - психический феномен, базирующийся на основе условных рефлексов

172.Установка - механизм целеудержа­ния

173.Установка - потребностный цикл с четко определенным, но отсроченным результатом, включающим в себя в ходе своей реализации множество си­туаций.

174.Учение- это деятельность, целью ко­торой является приобретение челове­ком знаний, умений и навыков.

175.Цель влечения - всегда состоит в устранении или редукции возбужде­ния, вызванного потребностью.

176. Шаблон - образец, совокупность черт, свойств, качеств того или иного объекта, которая индивидом воспри­нимается и используется как неиз­менная - и в целом, и в своих соот­ношениях.

177. Эталон- опорная черта объекта, вы­ражающая и специфику его сущности и степень ее проявления.

178. Потребностная активность -

179. Потребностная оценка - оценка с существом объекта внешнего пространства на предмет его пригодности к удовлетворению той или иной по­требности.

180.Потребностная связь - связь между живым объектом и объектом внешнего пространства, поиск, нахождение; взаимодействие с которым способно удовлетворить данную потребность

181.Потребностное взаимодействие - приближение существа и поглощение (усвоение) им объекта внешнего пространства или избегание его.

182. Потребностное возбуждение – повышение активности существа как выражение его потребностного со­стояния и как внутренний стимул к поиску недостоющих жизненных ресурсов.

183. Потребностное отношение - предпочтение объекта, способного удовлетворить потребность, всем прочим, стремление сближаться с ним.

184. Потребностное состояние - наличие у живого существа дефицита жизненных ресурсов

185. Потребность – это такая связь, которая выражает необходимость и делает возможным для живого объекта получение вещества, энергии, информации из окружающего пространства.

186. Потребность - динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия, (теория Поля)

187. Привычка - это последовательность связанных между собой условно-рефлекторных движений, образующих определенное действий, активирующаяся тоже условно-рефлекторно в определенной ситуации и служащая для решения той или иной задачи

188. Проекция – механизм психологической защиты индивида, заключающийся в неосознанном наделении другого индивида собственными чертами и свойствами.

189. Психологическая активность - мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, в форме внутренних процессов и в форме внешних проявлений (Лейтес)

190.Психологический механизм защиты - форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации возможного или действительного неуспеха деятельности (Фрейд)

191. Имеют: -Аристотель (иерархия способностей в виде чувственно двигательных и разумных функций); -Декарт (реакция организма на внешний стимул); - Спиноза (побудительные силы повеления, активности челове­ка в виде его чувств, аффектов); -Лейбниц(бессознательное - основной источник активно­сти); -Гоббс (ассоциация, как основной источник активности); -Кондильяк (ощущение - источник активности); -Ламетри (машинообразное движение opганизма человека без уча­стия души); -Кельвецин, Гольбах, Дидро (человек-машина); -Вебер, Фехнер, Дондерсом, Гельмгольц (исследование в области психофизики)

192. Поведение в психоанализе - 3. Фрейд

193. З.Фрейд в 1915 г. в труде «Влечения и их судьбы» сформу­лировал свою теорию мотивации.

194. Теория поля - разработана немецким психологом К.Левиным (1890-1947) в русле гештальт-психологии

195. Теория классического обусловливания - учение И.П. Пав­лова (1849-1936) об образовании условных рефлексов.

196. Теория оперантного обусловливания связана с именами Э.Торндайка и Б.Скиннера. 197.Сферы активности:

1) Психическая активность (Э.А. Голубева, Б.Р. Кадыров, А.И. Крупнов, Н.С. Лейтис, В.Д. Мозговой, В.Д. Небылицин, И.М. Палей, В.М. Русалов);

2) Когнитивная активность (К.В. Бардин, Л.Н. Ланда, A.M. Матюшкин, Н.А. Менчинская)

3) Умственная активность (Д.Б. Богоявленская, Е.И.Бойко, Б.Р. Кадыров, Н.С. Лейтес, М.И. Лисина, И.А. Петухова);

4) Интеллектуальная активность (А.С. Байрамов, Д.Б. Богоявленская, М.Р. Гинзбург); 5)Творческая активность (В.В. Давыдов, М.И. Лисина, A.M. Матюшкин, Н.В. Пушкин, Н.Н. Поддьяков, И.В. Страхов, Г. Уоллес);

6) Познавательная активность(В.В. Давыдов, М.И. Лисина, А.М Матюшкин, Н.В. Пушкин, Н.Н. Поддьяков, И.В. Страхов, Г. Уоллес);

7) Поведенческая активность (Д.Н. Узнадзе, В.Б. Швырков);

8)Личностная активность(К.А. Абульханова-Савская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева);

9)Коммуникативная активность (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, Л.А. Карпенко, Я.Л. Коломннский, Б.Ф. Ломов, В.А. Петровский);

10)Социальная активность (Ф.Д. Горбов, Е.А. Климов, В.В. Чебышева);

11)Трудовая активность (Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, И.Ч. Христова);

12) Надситуатнвная активность (В.А. Петровский)

198. Виды психологических механнзмов (По В.Г. Леонтьеву): 1) Механизм спонтанной активности; 2) Механизм динамического равновесия; 3) Адаптационный механизм

199.Т.А. Ребеко - система механизмов развертывает деятельность, создавая компенсаторные возможности человека и включает в себя как врожденные так и приобретенные пси­хофизиологические и психические механизмы.

200.А.Ф. Лязурский – волевое усилие - особый психофизиоло­гический процесс, механизм преодоления препятствий, связанных с реакцией личности на ситуацию вне и внутри неё.

201.В.И. Селиванов - волевое усилие - механизм создания побуждения к преодолению препятствий.

202. -уровнем его активности;

- характером его потребности;

- числом и качеством связей с окружающими

- природой наиболее значимых для него факторов, определяющих круг интересов

203. Взаимодействие может быть: -Непосредственным и опосредованным;

-Контактным и бесконтактным; -Одновременным или последовательным; -Множественным или единичным

204.Связь бывает:

-Прямая и обратная; -Односторонняя и двусторонняя; -Симметричная и ассиметричная; -Равновесная и неравновесная; -Прерывистая и непрерывная; -Содержательная и пустая;

-Устойчивая и неустойчивая; -Множественная и единичная; -Интенсивная и неинтенсивная; -Непосредственная и опосредованная; -Детерминированная и вероятностная

205.Уровни связи: (1) уровень – информированность; (2) уровень - сближение или контакт; (3) уровень - реализация связи

206. Значимость может быть: -Первичной и вторичной; -Условной и безусловной; -Актуальной и потенциальной; -Положительной и отрицательной; -Большой и малой; -Подлинной и мнимой.

207. Значимость: -динамична; -конкретна; -имеет индивидуальный и видовой масштаб

208. Привычка характеризуется: -обязательностью действий; -приоритетом; -определенностью

209. По местоположению области делятся на (модель личности по теории Поля):

-центральные и - периферические.

210.Формирование условного рефлекса подчиняется ряду важнейших требований:

-смежность; -повторение

211.Виды реакций: -простые рефлекторные реакции; -сложный паттерн поведения

212. Основные параметры активности: -сила; - интенсивность; -направленность («канализация»)

213. Организационные методы: -сравнительный метод; -лонгитюдный; -комплексный

214. Эмпирические методы: -обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); -эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); -психодиагностический метод; -анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); -моделирование, -биографический метод

215.По способу обработки данных: -методы математико-статистического анализа данных; -методы качественного описания

216.Интерпретационные: -генетический (фпло- и онтогенетический) метод; -структурный метод (классификация, типологизация и др.)

217. Гармоничный (оптимальное соотношение инициативы и ответственности);

Продуктивный (лица, выдвигающие проблему не видят себя исполнителем её); Рефлексивный (гипер ответственные люди с повышенным контролем и самокритичностью, но ослабленной инициативой); Исполнительный (принимает на себя ответственность за решение задач); Функциональный (не принимает ответственность, но использует готовые способы исполнения задания); Созерцательный (выдвигающий конструктивные инициативы, но не берет на себя ответственности);

218. Физический труд: -Труд по самообслуживанию; -бытовой семейный труд; -труд производительный

219. Параметры личностной детерминации действия: 1)Степень соответствия данного действия действиям других людей (индивидуальные различия);

2)Степень соответствия данного действия действиям человека в других ситуациях (стабильность по отношению к ситуациям);

3)Степень соответствия данного действия действиям
человека в аналогичных ситуациях в прошлом (стабильность
во времени).

220.Функции общения: 1)Инструментальная - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;

2)Интегративная раскрывает общение как средство объединения людей; 3)Самовыражения- определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста. 4) Трансляционная выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок; 5)Экспрессивная -ифункция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний

221. Стороны общения: 1.Коммуникативная 2.нтерактивная 3.перцептивная
222. Уровни рефлексии (А.В. Карпов):

1 уровень - Рефлексивная оценка личностью актуальной ситуации,

2 уровень - построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал
другой человек в той же ситуации,

3 уровень - Представление мыслей другого чел о том, как он воспринимается субъектом,

4 уровень - представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого

223. В волевом акте выделяется следующие составляющие: 1) Чувство. потребность;2) предсказание о цели; 3) приставление о движении; 4) само движение.

224. И.М. Фейгенберг - выделяет механизмы, связанные с фор­мированием и реализацией фиксированной установки, дей­ствие которой связано с вероятностным прогнозированием. 225. Л.В. Попова, В.С. Мухина, В.Ф. Петренко - занимались изучением механизма идентификации.

226. Идентичность ( Э.Эрнксон) - внутренняя непрерывность и тождественность личности.

227. Дж. Марсия - идентичность - структура эго-внутреннего самосоздающаяся, динамическая организация потребностей способностей, убеждении и индивидуальной истории.

228. Классификация Б.Г. Ананьева: -организационные; -эмпириче­ские; -по способу обработки данных; -интерпретационные.

229. Этапы процесса рефлексии (Г.П. Щедровицкий): 1) Исследование ситуации; 2)Выявление затруднений в деятельности; 3) Установление причин затруднений, 4)Критика старой нормы. 5) Выработка новой нормы.

230. А.А. Тюков выделяет 6 основных этапов рефлексивного освоения деятельности: 1)рефлексивный выход; 2)интенциональность; 3)первичную категоризацию; 4)конструирование системы рефлексивных средств; 5)схематизацию рефлектируемого содержания; 6)объективацию рефлексивного описания.

Наши рекомендации