Ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения
Надситуативностью, т, е. выходом за пределы исходных целей, в отличие от приспособительности как ограничения действий субъектаузкими рамками заданного значительной устойчивостью деятельностив отношении принятойцели, о отличие от пассивного уподобления предметас которым предстоит встретиться субъекту при осуществлении им деятельности.
-Активностъ личности проявляетсяв творчестве, волевыхактах, общении,активной жизненной позициичеловека, принципиальности, последовательности в отстаивании своихвзглядов.
36. Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации оснований ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составлявшего анкету.
37. Аспекты рефлексии: Коммуникативный аспект; Кооперативный аспект; аспект рефлексии; Личностный аспект; Интеллектуальный аспект
38.Базисные потребности: -потребность в веществе и энергии; -потребность в безопасности;- потребность в продолжении рода; -потребность в получении новой информации
39.Базисные факторы в поведении: 1) уровень его активности, 2)характер его потребности; 3)число и качество связей с окружающими; 4)природа наиболее значимых для него факторов определяющих круг интересов;
40.Базисными нейропсихическими элементами поведения являются: 1. Условный рефлекс 2.Доминанта 3,Установка
42.Безусловный рефлекс - форма проявления инстинкта (форма наследственной передачи наиболее жизненно полезной информации об объектах окружающего мира и способах взаимодействия с ними)
43.Беседа - широко распространённый в психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об испытуемом в результате его ответов на целенаправленные вопросы
44. В основании шаблонности поведения лежит стремление индивида решать различные жизненные проблемы и ситуации каким-либо одним или одним из нескольких способов, наиболее проверенным, и по его мнению, надежным: других он или (не склонен или не способен искать и находить)
45.В психоаналитической теории поведенческий процесс может быть описан в терминах привязки, или направления энергии на объект (катексис). Примером катексиса может служить эмоциональная привязанностъ к другим людям (то есть перенос на них энергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами препятствия, мешающего удовлетворению влечения (антикатексис). Антикатексис проявляется во внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблению потребностей, связанных с влечениями.
46.Валентность- концептуальное свойство региона психической среды, это ценность региона для человека
47.Ведущий вид деятельности - общение
48.Взаимодействие - встречные проявления активности двух материальных объектов (тел)
49.Взаимодействие может быть: 1) Непосредственным и опосредованным; 2) Контактным и бесконтактным; 3) Одновременным или последовательным; 4) Множественным или единичным
50.Вид активности, связанный с переживанием типа сна и грез: непроизвольная активность
51.Вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате ее, а в самом процессе -игра
52.Виды возбуждения: 1) Стимульное возбуждение - возбуждение в ответ на стимул 2) Потребностное возбуждения - возбуждения как результат отсутствия стимула
53.Виды деятельности:- Игра -Учение -Труд
56.Виды значимости: 1) Первичной и вторичной (непосредственной и опосредованной), 2)Условной и безусловной (ситуационной и внеситуационной), 3) Актуальной и потенциальной 4) положительной и отрицательной; 5) большой и малой; 6)Подлинной и мнимой.
57.Виды подкрепления: 1)Позитивное подкрепление - это приятный стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает её или поддерживает на том же уровне, т.е. повышает вероятность её повторение; 2) Негативное подкрепление – это стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию: поощрение - предъявление приятных стимулов; наказание - предъявление неприятных стимулов
58.Виды психологических механизмов по З.Фрейду: Регрессия, Вытеснение; Изоляция; Проекция, Идентификация; Сублимация; Рационализация, Отказ
По В.Г.Леонтьеву: 1) Механизм спонтанной активности; 2) Механизм динамического равновесия, 3)Адаптационный механизм
59.Виды реакций: - простые рефлекторные реакции; - сложный паттерн поведения
60.Виды рефлексии:1) Ситуативная рефлексия; 2) Ретроспективная рефлексия 3) Перспективная рефлексия
61.Виды связи: 1) прямая и обратная; 2) Односторонняя и двусторонняя; 3) Симметричная и ассиметричная; 4) Равновесная и неравновесная; 5) Прерывистая и непрерывная; 6) Содержательная и пустая; 7) Устойчивая и неустойчивая; 8) Множественная и единичная; 9) Интенсивная и неинтенсивная; 10) Непосредственная и опосредованная; 11) Детерминированная и вероятностная
62.Виды труда: -физический труд;- интеллектуальный труд; -духовный труд
63.Влечения (по З.Фрейду) -это психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, память, восприятие и др.) определяются влечениями. Влечения являются конечной причиной любой активности
64.Воздействие - более активный на менее активный объект
65.Волевое усилие – есть особое проявление механизма регуляции поведения А.Ф. Лазурский – волевое усилие – особый психофизиологический процесс, механизм преодоления препятствий связанный с реакцией личности на ситуацию вне и внутри неё В.И.Селиванов – волевое усилие – механизм создания побуждения и преодоления препятствий – Н.Н. Ланге – волевое усилие физиологический механизм, в волевом акте выделяются следующие составляющие: 1) чувство потребность; 2)предсказание о цели; 3) представление о движении; 4) самодвижение.
66.Вытеснение – невозможность;
67.Генерализация - условная реакция на первоначально нейтральный стимул распространяется и на другие стимулы, похожие на условный раздражитель
68.Генерализация стимула - возникновение реакции на индифферентный раздражитель в процессе выработки условного рефлекса.
69.Гуманистическая психология - модель активности выражается формулой: «Потребность - активность». Высшей потребностью гуманистическая психология признает стремление личности к реализации своего жизненного потенциала, самоактуализации (А. Маслоу).
70.Действие - последовательность движений, направленных на какой-либо предмет, подчинённых цели взаимодействия с ним.
71. Действие - это акт деятельности
72.Действия бывают:– нормативные; - индивидуальные
73.Действия как единица деятельности характеризуется: - целенаправленностью; - рефлексивностью
74.Действия характеризуются: - целенаправленностью; - рефлексивностью
75.Детерминация поведения: -Динамическое состояние напряжения является решающим, а главное, детерминирующим фактором психической деятельности человека. Именно динамическая сторона намерения, а не его содержательная сторона обусловливает выполнение намерения. - Детерминантой поведения выступает квазипотребность.
76.Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека может быть как активной так и пассивной.
77.Дифференцировка - специфичная реакция на похожие стимулы, которые различаются по степени подкрепления.
78.Доминанта - механизм ЦНС и психики, позволяющий организовать совместное протекание нейропсихических процессов, вносящий в них упорядоченность и возможность завершения каждого из них, без взаимной нейтрализации или помех (А.А. Ухтомский). Этот механизм позволяет потребности удовлетворятся до конца, обеспечивает полноту и надежность ее удовлетворения в условиях различных внешних помех и в условиях возможной актуализации других потребностей.
79.Доминанта обеспечивает: 1) первоочередность данного нейропсихического процесса и явления перед другими до его собственного естественного завершения; 2) обеспечение обязательности реализации психического процесса до его естественного завершения; 3) обеспечение полноты реализации психического процесса или явления.
80.Доминанта отношения - выражает саму природу потребности;
81.Духовный труд — к данному виду труда можно отнести работу по самосовершенствованию, по самоконтролю, рефлексию.
82.Единица анализа поведения - поступок
83.Единицы произвольной активности:1) Действия: в действиях человека находит выражение - целенаправленность и рефлексивность действия. 2) Навыки – устоявшиеся способы действия. Навыки лишены рефлексивности
84.Естественный эксперимент- проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности.
85.Закономерности научения: 1)Закон готовности: чем сильнее потребность, тем успешнее научение;
Закон эффекта: поведение, которое приводит к полезному действию, вызывает снижение потребности и поэтому будет повторяться; 3)Закон упражнения: при прочих равных условиях повторение определенного действия облегчает совершение поведения приводит к более быстрому выполнению и снижению вероятности ошибок; 4)Закон недавности: лучше заучивается тот материал, который предъявляется в конце серии; 5)Закон соответствия: существует пропорциональное отношение между вероятностью ответа и вероятностью подкрепления.
86.Замещение (Сублимация) перевод энергии инстинктов (преимущественно сексуальных и агрессивных импульсов) в социально приемлемые формы.
87.Защитный механизм, основывающийся на переводе энергии инстинктов в социально приемлемые формы: -сублимация
88.Защитный механизм, основывающийся на переводе энергии инстинктов, преимущественно сексуальных и агрессивных импульсов в социально приемлемые формы: -сублимация
89.Защитный механизм, приводящий к взаимопониманию способа поведения, прямо противоположно безопасному вытесненному стремлению: - реактивные образования
90.Значимость - мера жизненной необходимости.
91.Значимость: -динамична (сегодня необходимо, завтра нет); - конкретна (именно это); -имеет индивидуальный и видовой масштаб
92.Игра– вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе
93.Идентификация – уподобление одной личности другой, присвоение чувств, отношений, мотивов, присущих тем людям, принимаемым за образец.
94. Идентификация Л.В.Попова, В.С.Мухина, В.Ф.Петренко занимались изучением механизма идентификации.Идентификация – уподобление одной личности другой, присвоение чувств, отношений, мотивов, присущих тем людям, принимаемым за образец.
Идентичность – Э.Эриксон – внутренняя непрерывность и тождественность личности.
Дж.Марсия – идентичность – структура внутренней самосоздающаяся динамическая организация потребностей, способностей убеждений и индивидуальной истории.
95. Идентичность Феномен идентичности: 1) Идентичность имеет структурное строение. Основными параметрами её измерения являются содержательный и оценочный находящиеся во взаимодействии и взаимосвязи. 2)Выделяют два аспекта идентичности – личностный и социальный. 3) Идентичность – динамическая структура, развивается на протяжении всей жизни, не линейно, а через преодоление кризисов идентичности; 4) Способность к изменению. Идентичность связана с использованием защитных стратегий; 5)В поведении идентичность рассматривается как процесс решения жизненно важных проблем; 6) Идентичность социальна по происхождению и формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми.
96.Индивидуальность– действие становится индивидуальным когда его нельзя отнести к конвенциальным ни на стадии целеполагания, ни на стадии его осуществления.
98.Индивидуальным действие является: -когда ни влияние, ни принуждение, ни отрицательные последствия не могут заставить человека отклониться от избранного курса; -когда человек столкнувшись с привычной для него ситуацией ведёт себя в ней иначе, нежели раньше; - когда действие само по себе оказывается противоречивым; -когда человек в различных ситуациях ведёт себя не нормативно различно как другие, а одинаково
99.Индивидуальным действием не является: - когда человек совершает действие по определенно выработанному сценарию согласно устоявшимся в обществе нормам и правилам.
100. Инициативность в поведении проявляется в: -разноо6разии способов поведения, которыми располагает индивид; -быстроте,гибкости, своевременности переключения с одного способа действий на другой в случае необходимости;-точном учете ситуации и ее динамики, -способности действовать на основании прогноза, опережающее; -способности действовать с полной затратой сил, не останавливаясь перед трудностями; -способность доводить до конца начатое; -способность к четкой целеориентированности поведения
101.Интеллектуальная активность : А.С.Байрамов, Д.Б.Богоявленская, М.Р.Гинзбург – Мыслительная деятельность, разворачивающаяся в своеобразных условиях компонентами которой выступают как интеллектуальные, так и мотивационные факторы
102.Интеллектуальный труд – умственный труд позволяет человеку познать мир и своё место в нём
103.Интерпретационные - генетический (фило- и онтогенетический) метод;- структурный метод (классификация, типологизация и др.).
104.К основным типа активности относятся: -Физиологическая, -психофизиологическая; - психическая; - социальная
105.К основным характеристикам общения не относятся: структура общения
106.Как называется механизм создания побуждения и преодоления препятствий по В.И. Селиванову: - волевое усилие
107.Какие последовательные 3 этапа включает в себя история становления деятельности no В.А. Петровскому: -функционирование; -активность; - деятельность
108.Квазипотребность – социально обусловленная потребность, возникшая в данный момент.
109.Класс методов, при которых осуществляется внешне реальные взаимодействия субъекта и объекта исследования: эмпирические
110.Классы методов: 1- Эмпирические, при которых осуществляется внешне реальное взаимодействиесубъекта и объекта исследования; 2- Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее -предметом исследования);
3- Интерпретационно - описательные, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами)
111.Коммуникативная активность: Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, Л.А. Карпенко, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, В.А.Петровский
112.Коммуникация – взаимодействие между перцептуально-моторным слоем и внутриличностным регионом
113.Комплексный - как исследование одного объекта представителями разных наук.
114.Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных искусственных условиях, призванных обеспечить чистоту результатов..
115.Личностная активность: Х.А. Абульханова-Савская, А.Г. Асмолов, А.В.Брушлинский, Л.Л.Буева
116.Локомоция - это движение в психотической среде, это тот путь, который прокладывает человек через психологическую среду с целью удовлетворения потребности. Движение может быть как физическим, так и мыслительным.
117.Локус контроля трактуется как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижение желаемого»
118.Локус контроляДж.Роттер предложил различать людей в соответствии с тем как они локализуют контроль над значимыми для себя сообщениями. 2 типа локуса контроля: -интернальный тип – человек трактует происходящие с ним события как зависимые от его личных качеств и зависимы от собственной активности; -экстернальный – человек убеждён что все его успехи и неудачи являются результатом внешних сил. Локус контроля трактуется как «степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижение желаемого»
119.Лонгитюдный – как многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени.
120. Любое событие (стимул) которое следует за реакцией и усиливает её появление - подкрепление
121.Мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью как в форме внутренних процессов, так и в форме внешних проявлений: - психическая активность
122.Методики, используемые для определения функционального состояния испытуемого: -приборные
123.Методы исследования Классификация Б.Г.Ананьева:-организационные; -эмпирические; -по способу обработки данных; -интерпретационные
124.Механизм мотивации по В.Т. Леонтьеву - система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческой активности
125.Механизмы мотивации: -механизм спонтанной активности, -механизм динамического равновесия, -адаптационный механизм
126.Мимика - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека
127.Модель взаимного детерминизма: - с точки зрения Бандуры, люди не управляются интрапсихическими силами и не реагируют на окружение; -Причины функционирования человека нужно понимать в терминах непрерывного взаимодействия поведения, познавательной сферы и окружения. Данный подход к анализу причин поведения, который Бандура обозначил как
взаимный детерминизм, подразумевает, что факторы предрасположенности и
Ситуационные факторы являются взаимозависимыми причинами поведения
128.Наблюдение - целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. +Открытое - испытуемым известен факт их научной подконтрольности, а деятельность исследователя воспринимается визуально. +Скрытое - предполагает факт скрытого прослеживания действий испытуемого. +Сплошное - охватываются процессы в целостном виде: от их начала до конца, до завершения. +Выборочное - представляет собой пунктирное, выборочное фиксирование тех или иных изучаемых явлений, процессов.
129. Навык - автоматизированное сочетание, ориентированных на тот или иной предмет действий
130. Навык - устоявшиеся способы действия
131.Навык - это автоматизированная совокупность движений, ведущая к определенной цели.
132.Напряжение - состояние внутриличностного региона относительно других внутриличностных регионов.( теория поля)
133.Научение (обучение, учение) - процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности их фиксации и/или модификации
134.Научение через моделирование: - Теория научения через наблюдение - утверждает, что люди могут обучаться просто наблюдая за поведением других людей. Модель – человек, за которым наблюдают; - Факты показывают, что индивид может усвоить некоторые действия, наблюдая за тем, как выполняет соответствующие действия модель; этот процесс называют моделированием; -Типы поведения – называют подражанием - имитацией или идентификацией
135.Научные взгляды на психологию активности: -Развитие представлений об активности происходило в течение многих веков, начиная со времен Древней Греции и до наших дней. -Непосредственное отношение к проблеме активности имеют положения философского учения об иерархии способностей в виде чувственно-двигательных и разумных функций души (Аристотель, 384-322 до н.э.); -представления о реакции организма на внешний стимул (Р. Декарт, 1596-1650); -о побудительных силах поведения, активности человека в виде его чувств, аффектов (Б. Спиноза); -понятие о бессознательном, которое впоследствии во фрейдизме стало рассматриваться как основной источник активности человека (Г. Лейбниц); -об ассоциации как источнике активности человека (Г. Гоббс); -признание источником активности ощущений (Э. Кондильяк); -объяснение активности машинообразными движениями организма человека без участия души (Ж. Ламетри); -Влияние на развитие психологической мысли в XIX в. оказала влияние эволюционная теория о происхождении видов путем естественного отбора. Ч.Дарвина (1809-1882), в частности на формирование представлений об адаптивных
136.Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, изменение мизансцены общения)
137.Непроизвольными являются единицы активности, связанные с переживаниями типа сна или грезы, когда человек предается размещениям.
138.Нармативность – почти к любым жизненным ситуациям применимы правила поведения обязательные в данной субкультуре и восходящие к её традициям.
140. Незрелая установка – формируется спонтанно, на основе мимолётного впечатления, некачественной оценки
141. Образование условных связей - это механизм нахождения существом потенциально значимых для него объектов и проявлении в отношении к ним своей активности.
142. Общение – обмен сведениями помощью языка или жестов, а также иных способов контакта (содержание, цепь, средства, функции, формы, стороны, виды, барьеры)
143.Объект влечения - означает любого человека, предмет в окружающей среде или что-то в собственном теле индивидуума, обеспечивающее удовлетворение (то есть цель) влечения.
144.Объективизация– это подключение сознания к неосознаваемо текущим процессам (что позволяет учитывать ситуацию, критично оценивать происходящее, и скорректировать свои действия)
145. Оперантное поведение (вызванное оперантным научением) определяется событиями, которые следуют за реакцией.
146.Отрицание реальности - психологический механизм защиты, проявляющийся в том, что различные явления, факты и т.д., содержащие в себе угрозу для того или иного индивида, отрицаются и не воспринимаются им
147. Отчуждение - разрыв естественных связей между объектами
148.Первичное подкрепление — это любое событие или объект, сами по себе обладающие подкрепляющими свойствами.
149.Поведение- есть результат борьбы и компромиссов между мотивами, потребностями, влечениями и конфликтами.
150.Поведение – это присущие живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью;
151.Поведение - это распределенная в пространстве и времени активность живого организма, направленная на удовлетворение своих потребностей; совокупность действий и поступков;
152. Повеление - это способ реализации доступных индивиду субъект-субъектных и субъект-объектных отношений.
153.Подкрепление - это любое событие (стимул), которое следует за реакцией и увеличивает вероятность ее появления.
154.Истинная потребность – устойчивая потребность (теория поля)
155. Источник влечения – состояние организма (соматический процесс в органе или части тела) или потребность, вызывающие это состояние.
156.Действенные потребности – это те, из которых исходит намерение, т.е. потребности, которые приводят человека к принятию решения в проблемной ситуации. (теория поля)
157.Зрелая установка – формируется осознанно, а затем может реализовывается неосознаваемо, чтоб не загружать сознание, но с подключением сознания и механизма ревизии оценки.
158.Идентичность – динамическая структура, развивается на протяжении всей жизни, не линейно, а через преодоление кризисов идентичности (личностный и социальный)
159. Тесты – это стандартизированные краткие и чаще всего ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.
160. Активность: -определённая, конкретная деятельность индивида; -это состояние противоположное пассивности; -обозначает инициативность в отличие от реактивности.
161.Безусловная реакция (БР)- первоначальная реакция на безусловный стимул, используемая в качестве базиса выработки обусловленной реакции на ранее нейтральный стимул.
162. Безусловный стимул (БС) – стимул, автоматически вызывающий реакцию, как правило, рефлекторную, без предварительного обусловливания.
163.Волевое поведение – вызвано внутренними потребностями и мотивами (теория поля)
164. Вторичное, или усвоенное подкрепление – это любое событие или объект, которые приобретают свойство осуществлять подкрепление посредством тесной ассоциации с первичным подкреплением, обусловленным прошлым опытом организмами.
165. Труд — это деятельность, направленная на преобразование материальных и нематериальных объектов и приспособление их для удовлетворения потребностей человека (Физический, интеллектуальный, духовный)
166.Угашение - разрушение связи между условным стимулом и реакцией, если он не сопровождается подкреплением
167. Удовлетворение потребности - временное устранение дефицита ресурсов во внутреннем пространстве существа и временное угасание потребностного возбуждения
168.Умение - это навык или совокупность навыков, четко соотнесенные с решением какой-либо двигательной задачи
169.Условная реакция (УР) - заученная или приобретенная реакция на стимул, первоначально не вызывавший реакции
170. Условный стимул (УС) - ранее нейтральный стимул, начинающий вызывать условную реакцию благодаря ассоциациям с безусловным стимулом
171. Установка - психический феномен, базирующийся на основе условных рефлексов
172.Установка - механизм целеудержания
173.Установка - потребностный цикл с четко определенным, но отсроченным результатом, включающим в себя в ходе своей реализации множество ситуаций.
174.Учение- это деятельность, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
175.Цель влечения - всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью.
176. Шаблон - образец, совокупность черт, свойств, качеств того или иного объекта, которая индивидом воспринимается и используется как неизменная - и в целом, и в своих соотношениях.
177. Эталон- опорная черта объекта, выражающая и специфику его сущности и степень ее проявления.
178. Потребностная активность -
179. Потребностная оценка - оценка с существом объекта внешнего пространства на предмет его пригодности к удовлетворению той или иной потребности.
180.Потребностная связь - связь между живым объектом и объектом внешнего пространства, поиск, нахождение; взаимодействие с которым способно удовлетворить данную потребность
181.Потребностное взаимодействие - приближение существа и поглощение (усвоение) им объекта внешнего пространства или избегание его.
182. Потребностное возбуждение – повышение активности существа как выражение его потребностного состояния и как внутренний стимул к поиску недостоющих жизненных ресурсов.
183. Потребностное отношение - предпочтение объекта, способного удовлетворить потребность, всем прочим, стремление сближаться с ним.
184. Потребностное состояние - наличие у живого существа дефицита жизненных ресурсов
185. Потребность – это такая связь, которая выражает необходимость и делает возможным для живого объекта получение вещества, энергии, информации из окружающего пространства.
186. Потребность - динамическое состояние (активность), которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения, действия, (теория Поля)
187. Привычка - это последовательность связанных между собой условно-рефлекторных движений, образующих определенное действий, активирующаяся тоже условно-рефлекторно в определенной ситуации и служащая для решения той или иной задачи
188. Проекция – механизм психологической защиты индивида, заключающийся в неосознанном наделении другого индивида собственными чертами и свойствами.
189. Психологическая активность - мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, в форме внутренних процессов и в форме внешних проявлений (Лейтес)
190.Психологический механизм защиты - форма проявления взаимодействия индивида с окружающей средой в ситуации возможного или действительного неуспеха деятельности (Фрейд)
191. Имеют: -Аристотель (иерархия способностей в виде чувственно двигательных и разумных функций); -Декарт (реакция организма на внешний стимул); - Спиноза (побудительные силы повеления, активности человека в виде его чувств, аффектов); -Лейбниц(бессознательное - основной источник активности); -Гоббс (ассоциация, как основной источник активности); -Кондильяк (ощущение - источник активности); -Ламетри (машинообразное движение opганизма человека без участия души); -Кельвецин, Гольбах, Дидро (человек-машина); -Вебер, Фехнер, Дондерсом, Гельмгольц (исследование в области психофизики)
192. Поведение в психоанализе - 3. Фрейд
193. З.Фрейд в 1915 г. в труде «Влечения и их судьбы» сформулировал свою теорию мотивации.
194. Теория поля - разработана немецким психологом К.Левиным (1890-1947) в русле гештальт-психологии
195. Теория классического обусловливания - учение И.П. Павлова (1849-1936) об образовании условных рефлексов.
196. Теория оперантного обусловливания связана с именами Э.Торндайка и Б.Скиннера. 197.Сферы активности:
1) Психическая активность (Э.А. Голубева, Б.Р. Кадыров, А.И. Крупнов, Н.С. Лейтис, В.Д. Мозговой, В.Д. Небылицин, И.М. Палей, В.М. Русалов);
2) Когнитивная активность (К.В. Бардин, Л.Н. Ланда, A.M. Матюшкин, Н.А. Менчинская)
3) Умственная активность (Д.Б. Богоявленская, Е.И.Бойко, Б.Р. Кадыров, Н.С. Лейтес, М.И. Лисина, И.А. Петухова);
4) Интеллектуальная активность (А.С. Байрамов, Д.Б. Богоявленская, М.Р. Гинзбург); 5)Творческая активность (В.В. Давыдов, М.И. Лисина, A.M. Матюшкин, Н.В. Пушкин, Н.Н. Поддьяков, И.В. Страхов, Г. Уоллес);
6) Познавательная активность(В.В. Давыдов, М.И. Лисина, А.М Матюшкин, Н.В. Пушкин, Н.Н. Поддьяков, И.В. Страхов, Г. Уоллес);
7) Поведенческая активность (Д.Н. Узнадзе, В.Б. Швырков);
8)Личностная активность(К.А. Абульханова-Савская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева);
9)Коммуникативная активность (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.И. Донцов, Л.А. Карпенко, Я.Л. Коломннский, Б.Ф. Ломов, В.А. Петровский);
10)Социальная активность (Ф.Д. Горбов, Е.А. Климов, В.В. Чебышева);
11)Трудовая активность (Г.М. Андреева, Л.И. Анцыферова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн, И.Ч. Христова);
12) Надситуатнвная активность (В.А. Петровский)
198. Виды психологических механнзмов (По В.Г. Леонтьеву): 1) Механизм спонтанной активности; 2) Механизм динамического равновесия; 3) Адаптационный механизм
199.Т.А. Ребеко - система механизмов развертывает деятельность, создавая компенсаторные возможности человека и включает в себя как врожденные так и приобретенные психофизиологические и психические механизмы.
200.А.Ф. Лязурский – волевое усилие - особый психофизиологический процесс, механизм преодоления препятствий, связанных с реакцией личности на ситуацию вне и внутри неё.
201.В.И. Селиванов - волевое усилие - механизм создания побуждения к преодолению препятствий.
202. -уровнем его активности;
- характером его потребности;
- числом и качеством связей с окружающими
- природой наиболее значимых для него факторов, определяющих круг интересов
203. Взаимодействие может быть: -Непосредственным и опосредованным;
-Контактным и бесконтактным; -Одновременным или последовательным; -Множественным или единичным
204.Связь бывает:
-Прямая и обратная; -Односторонняя и двусторонняя; -Симметричная и ассиметричная; -Равновесная и неравновесная; -Прерывистая и непрерывная; -Содержательная и пустая;
-Устойчивая и неустойчивая; -Множественная и единичная; -Интенсивная и неинтенсивная; -Непосредственная и опосредованная; -Детерминированная и вероятностная
205.Уровни связи: (1) уровень – информированность; (2) уровень - сближение или контакт; (3) уровень - реализация связи
206. Значимость может быть: -Первичной и вторичной; -Условной и безусловной; -Актуальной и потенциальной; -Положительной и отрицательной; -Большой и малой; -Подлинной и мнимой.
207. Значимость: -динамична; -конкретна; -имеет индивидуальный и видовой масштаб
208. Привычка характеризуется: -обязательностью действий; -приоритетом; -определенностью
209. По местоположению области делятся на (модель личности по теории Поля):
-центральные и - периферические.
210.Формирование условного рефлекса подчиняется ряду важнейших требований:
-смежность; -повторение
211.Виды реакций: -простые рефлекторные реакции; -сложный паттерн поведения
212. Основные параметры активности: -сила; - интенсивность; -направленность («канализация»)
213. Организационные методы: -сравнительный метод; -лонгитюдный; -комплексный
214. Эмпирические методы: -обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); -эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); -психодиагностический метод; -анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); -моделирование, -биографический метод
215.По способу обработки данных: -методы математико-статистического анализа данных; -методы качественного описания
216.Интерпретационные: -генетический (фпло- и онтогенетический) метод; -структурный метод (классификация, типологизация и др.)
217. Гармоничный (оптимальное соотношение инициативы и ответственности);
Продуктивный (лица, выдвигающие проблему не видят себя исполнителем её); Рефлексивный (гипер ответственные люди с повышенным контролем и самокритичностью, но ослабленной инициативой); Исполнительный (принимает на себя ответственность за решение задач); Функциональный (не принимает ответственность, но использует готовые способы исполнения задания); Созерцательный (выдвигающий конструктивные инициативы, но не берет на себя ответственности);
218. Физический труд: -Труд по самообслуживанию; -бытовой семейный труд; -труд производительный
219. Параметры личностной детерминации действия: 1)Степень соответствия данного действия действиям других людей (индивидуальные различия);
2)Степень соответствия данного действия действиям человека в других ситуациях (стабильность по отношению к ситуациям);
3)Степень соответствия данного действия действиям
человека в аналогичных ситуациях в прошлом (стабильность
во времени).
220.Функции общения: 1)Инструментальная - характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия;
2)Интегративная раскрывает общение как средство объединения людей; 3)Самовыражения- определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста. 4) Трансляционная выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок; 5)Экспрессивная -ифункция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний
221. Стороны общения: 1.Коммуникативная 2.нтерактивная 3.перцептивная
222. Уровни рефлексии (А.В. Карпов):
1 уровень - Рефлексивная оценка личностью актуальной ситуации,
2 уровень - построение субъектом суждения относительно того, что чувствовал
другой человек в той же ситуации,
3 уровень - Представление мыслей другого чел о том, как он воспринимается субъектом,
4 уровень - представление о восприятии другим человеком мнения субъекта по поводу мыслей другого
223. В волевом акте выделяется следующие составляющие: 1) Чувство. потребность;2) предсказание о цели; 3) приставление о движении; 4) само движение.
224. И.М. Фейгенберг - выделяет механизмы, связанные с формированием и реализацией фиксированной установки, действие которой связано с вероятностным прогнозированием. 225. Л.В. Попова, В.С. Мухина, В.Ф. Петренко - занимались изучением механизма идентификации.
226. Идентичность ( Э.Эрнксон) - внутренняя непрерывность и тождественность личности.
227. Дж. Марсия - идентичность - структура эго-внутреннего самосоздающаяся, динамическая организация потребностей способностей, убеждении и индивидуальной истории.
228. Классификация Б.Г. Ананьева: -организационные; -эмпирические; -по способу обработки данных; -интерпретационные.
229. Этапы процесса рефлексии (Г.П. Щедровицкий): 1) Исследование ситуации; 2)Выявление затруднений в деятельности; 3) Установление причин затруднений, 4)Критика старой нормы. 5) Выработка новой нормы.
230. А.А. Тюков выделяет 6 основных этапов рефлексивного освоения деятельности: 1)рефлексивный выход; 2)интенциональность; 3)первичную категоризацию; 4)конструирование системы рефлексивных средств; 5)схематизацию рефлектируемого содержания; 6)объективацию рефлексивного описания.