Изучение других частей речи. Частные рекомендации

При изучении других частей речи следуйте тому же принципу подбора упражнений, который был подробно описан на материале имени существительного. Кроме того, обратитесь к главе «Грамматический разбор», в которой представлены образцы разбора разных частей речи. При этом следует акцентировать внимание на некоторых особенностях изучения частей речи.

Имя прилагательное. Трудности вызывает определение разряда прилагательного; особое внимание следует обратить на случаи перехода из одного разряда в другой (медвежья нора – медвежье мясо – медвежья походка; золотое кольцо – золотой характер и т.д.).

Например, может быть предложено упражнение такого плана:

Задание. Из текстов Ю. Левитанского выпишите имена прилагательные и определите их разряд. Укажите те прилагательные, которые перешли из одного разряда в другой.

1. Грустно прощаемся с детскими снами. Вымыслы наши прощаются с нами. 2. Поселюсь в лесопарковой зоне. Постелюсь на зелёном газоне. Книжку выну. Не книжку чековую, А хорошую книжку Чехова. Чехов - мой любимый писатель. Он весёлый очень писатель. Я "Крыжовник" перечитаю. Его многим предпочитаю. А потом усну в тишине. Сон хороший приснится мне. 3. Осенняя роща, о мой календарь отрывной, мой воздух янтарный, Где каждый березовый лист Шелестит надо мной, Как лист календарный. 4. Случается ль это теперь, Как прежде когда-то случалось, - Чтоб снежная ветка стучалась В ночное слепое окно? 5. - Что? - говорят. - Свободный стих? Да он традиции не верен! Свободный стих неправомерен! Свободный стих - негодный стих! 6. Откуда-то из детства Бумажным корабликом, Запахом хвойной ветки, Рядом со словом Полька Или фольга, Вдруг выплывает Странное это слово, Шершавое и смолистое - Канифоль. Бумажный кораблик, Елочная игрушка, Скрипочка, Скрипка. Имя числительное. При его изучении следует обратить внимание на смешение имени числительного с другими частями речи с числовым значением (пятерка, пятерня, впятером), а также на склонение числительных. Предложите школьникам просклонять числительные 1111, 2222, 3333, 4444, 5555, 6666, 7777, 8888, 9999 как количественные и как порядковые. В результате такого словоизменения будут выявлены практически все трудные случаи. Местоимение. Постоянную трудность вызывает распределение местоимений по разрядам; чтобы избежать этой проблемы необходимо выделить на уроке время на запоминание разрядов, проверить это в разных формах, в том числе игровых; кроме того, дети не всегда могут выявить разряд, так как не научились определять начальную форму местоимения (меня – я; их – они; его – он). Глагол. Эта часть речи весьма важна и сложна. Необходимо показать способы обнаружения основных категорий глагола, опираясь на их семантико-функциональное назначение: вид связывают с вопросами что делать? и что сделать?, но никак не с указанием на совершенность или несовершенность действия (что чрезвычайно важно для человека, живущего в постоянно меняющемся мире); переходность – категория, которая вызывает недоумение в силу ее кажущейся наукообразной ненужности: кто куда переходит? что все это значит?; спряжение воспринимается как навязчивая формальность (и/е – для кого это важно?), которую придумали назойливые учителя. Перечень вопросов можно продолжать. Поэтому каждая категория должна быть объяснена с семантико-функциональной точки зрения.Особое внимание следует обратить на одновидовые (быть, очнуться) двувидовые глаголы (обследуем (н.в.) много лет и когда мы обследуем (с.в.)), разноспрягаемые глаголы (бежать, хотеть, чтить, а также их производные) и те, что сохраняют архаичные формы спряжения (есть, дать и их производные формы). Следует особо акцентировать внимание на том, что у инфинитива определяются только постоянные признаки, а у глаголов в условном и повелительном наклонении не определяется время. Причастие. Причастие, как и деепричастие, – часть речи, которая вызывает некоторую психологическую сопротивляемость при изучении: логика здравого смысла протестует против неоднозначности причастия: как это – соединяет в себе черты глагола и прилагательного? Детское сознание сопротивляется разрушению определенности сформированных и понятных категорий – глагола и прилагательного, а тут вдруг эдакий «кентавр». При изучении причастия следует обратить внимание на способы идентификации этой части речи: причастие часто путают с прилагательным и деепричастием. Кроме того, большую сложность вызывают случаи определения залога и времени причастия. Для ее устранения следует добиться запоминания суффиксов причастий. Деепричастие. Для идентификации деепричастия необходимо запомнить вопросы (что делая? что сделав?) и не путать их с вопросом причастия (какой?), а также суффиксы (а/я и вши, в, вши, ши). Служебные части речи (предлоги, союзы, частицы)При грамматической квалификации служебных частей речи следует обратить внимание на предполагаемые трудности: отличие служебных частей речи от других частей речи: например, союз «и» от частицы «и», союз «однако» от вводного слова, а также на трудности при определении производных предлогов и их отличий от самостоятельных частей речи (в течении реки – в течение года, благодаря друга – благодаря другу и т.д.). МеждометиеМеждометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Междометиями называют относительно непродуктивную часть речи, которая сама по себе составляет, подобно модальным словам, особый структурно-семантический тип слов.

Одним из важных видов языкового анализа частей речи, систематически применяемым при изучении морфологии, является грамматический разбор.

Грамматический разбор представляет собой выявление грамматических признаков слов, их форм, их морфологического состава и используется преимущественно как упражнение на этапах закрепления и повторения материала.

При изучении частей речи необходимо также использовать тексты художественной литературы, в игровой форме эксплицирующие парадигматические признаки весьма не простых грамматических понятий. В частности, следует обратиться к сборнику, в который включены стихи поэтов России и зарубежья о русском языке, составленному Р.К. Кавецкой (Поэты о русском языке / сост. Р.К. Кавецкая. – Воронеж: Изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2007. – 234 с.). В этом сборнике опубликованы стихи Л. Татьяничевой «Глагол», В. Цыбина «Глагол», А. Тетивкина «Частицы», Г. Граубина «Ссора в грамматике» и другие.

Упражнения по пунктуации

К числу традиционных упражнений по пунктуации относят:

1) пунктуационный разбор (см. ниже);

2) осложненное списывание;

3) комментированное письмо;

4) письмо по памяти;

5) графический диктант (составление схемы предложения);

6) подбор примеров из текста на указанное правило;

7) составление предложений (на определенное правило) по картине (описание), на основе определенного события (повествование) и по определенной проблеме (рассуждение) (стремитесь использовать картины, требующие развития образного и логического мышления: И. Левитана, В. Сурикова, С. Дали, М. Шагала и т.д).

8) замена одной синтаксической конструкции другой с иной пунктуационной моделью. Например: Я убежден, что Небесный Отец создал человека потому, что разочаровался в обезьяне (Б. Шоу) (СПП); Я убежден: Небесный Отец создал человека, разочаровавшись в обезьяне (БСП); Небесный Отец, по моему убеждению, создал человека, разочаровавшись в обезьяне (ПП);

9) завершение предложения с заданным началом в соответствии с определенной пунктуационной моделью;

10) составление предложений заданных типов на заданную тему;

9) изложения и сочинения со специальным пунктуационным заданием;

10) выразительное чтение предложений со сложным пунктуационным оформлением;

11) анализ авторской пунктуации (текстов А. Пушкина, М. Цветаевой, В. Набокова, современных авторов);

12) сообщения учащихся на темы, посвященные русской пунктуации (в сравнении с английской, французской и т.д.).

Наши рекомендации