Раздел ii. специфика учебно-профессиональной подготовки психологов
35. Университет – это:
a) учебное заведение высшего квалификационного уровня, которое, помимо подготовки студентов по многим специальностям в области фундаментальных и прикладных наук, реализует также образовательные программы послевузовского профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля;
b) высшее учебное заведение, которое реализует подготовку студентов, но лишь в определенной области образовательной и научной деятельности, также служит научным и методическим центром в сфере своей конкретной деятельности;
c) высшее учебное заведение, которое ведет обучение студентов для конкретной области профессиональной деятельности.
36. Академия – это:
a) учебное заведение высшего квалификационного уровня, которое, помимо подготовки студентов по многим специальностям в области фундаментальных и прикладных наук, реализует также образовательные программы послевузовского профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля;
b) высшее учебное заведение, которое реализует подготовку студентов, но лишь в определенной области образовательной и научной деятельности, также служит научным и методическим центром в сфере своей конкретной деятельности;
c) высшее учебное заведение, которое ведет обучение студентов для конкретной области профессиональной деятельности.
37. Институт – это:
a) учебное заведение высшего квалификационного уровня, которое, помимо подготовки студентов по многим специальностям в области фундаментальных и прикладных наук, реализует также образовательные программы послевузовского профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов разного профиля;
b) высшее учебное заведение, которое реализует подготовку студентов, но лишь в определенной области образовательной и научной деятельности, также служит научным и методическим центром в сфере своей конкретной деятельности;
c) высшее учебное заведение, которое ведет обучение студентов для конкретной области профессиональной деятельности.
38. Наиболее высокий квалификационный уровень среди высших учебных заведений имеет:
a) академия;
b) институт;
c) университет.
39. «Оптимальные стандарты» для профессиональной подготовки в психологии были одобрены Европейской федерацией Ассоциаций профессиональных психологов в:
a) 1980 году;
b) 1990 году;
c) 1995 году;
d) все ответы неверны.
40. «Болонское соглашение» было подписано в:
a) 1989 году;
b) 1995 году;
c) 1999 году
d) все ответы неверны.
41. Подготовка психологов различается по:
a) длительности, структуре и содержанию;
b) содержанию, качеству и выдаваемому диплому;
c) длительности, структуре и выдаваемому диплому;
d) правильного ответа нет.
42. Длительность профессионального психологического образования в Европе составляет:
a) не более 5 лет;
b) не менее 5 лет;
c) от 4 до 5 лет;
d) правильного ответа нет.
43. Тип профессионального психологического образования, при котором студенты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии:
a) непрерывное пятилетнее общее;
b) прерывающееся специализированное;
c) непрерывное пятилетнее специализированное.
44. Тип профессионального психологического образования, при котором студенты начинают с общего психологического образования и специализируются только на последних курсах или после окончания университета:
a) непрерывное пятилетнее общее;
b) непрерывное пятилетнее специализированное;
c) прерывающееся специализированное.
45. В учебные программы подготовки бакалавров в США входят три группы дисциплин:
a) социально-гуманитарные дисциплины, естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные, дисциплины специализации;
b) общеобразовательные, специальные и дисциплины по выбору студента;
c) научно-исследовательские, профессиональные и дисциплины по выбору студента;
d) правильного ответа нет.
46. Обучение в университетах для получения степени магистра возможно по учебным программам:
a) исследовательской школы;
b) профессиональной школы;
c) научной школы;
d) верны ответы а и b;
e) верны ответы b и с.
47. В соответствии с Болонской декларацией принята следующая структура университетского образования:
a) начальный уровень (диплом бакалавра), продвинутый уровень (диплом магистра), год практики под руководством супервизора;
b) первая ступень (диплом магистра), вторая ступень (диплом бакалавра), год практической деятельности под руководством супервизора;
c) первый уровень (общая психологическая подготовка), второй уровень (узкая специализация), практическая подготовка;
d) верны ответы а и с.
48. Типы практики во время интернатуры могу включать:
a) знакомство со спецификой деятельности психологов, применение теоретических знаний на практике, проведение коррекционных и тренинговых занятий;
b) наблюдение актуальной ситуации, применение основных процедур под наблюдением супервизора, анализ и обсуждение случаев из практики;
c) знакомство со спецификой деятельности психологов, применение основных процедур под наблюдением супервизора;
d) все ответы неверны.
49. Исследовательское последипломное образование психологов предполагает получение степени:
a) доктора психологии;
b) доктора философии;
c) кандидата психологических наук.
50. Практическое профессиональное последипломное образование психологов предполагает получение степени:
a) доктора психологии;
b) доктора философии;
c) кандидата психологических наук.
51. Супервизор – это…
a) классный руководитель, куратор, наставник, хорошо знающий учебный план и весь набор дисциплин, который предстоит преодолеть студенту;
b) профессиональный психолог, имеющий опыт работы не менее трех лет, под руководством которого студент осуществляет полунезависимую (самостоятельную) практическую деятельность;
c) человек, занимающийся организацией супервизорской практики;
d) правильного ответа нет.
52. Тьютер – это…
a) профессиональный психолог, имеющий опыт работы не менее трех лет, под руководством которого студент осуществляет полунезависимую (самостоятельную) практическую деятельность;
b) человек, знающий учебный план и контролирующий посещаемость занятий;
c) классный руководитель, куратор, наставник, хорошо знающий учебный план и весь набор дисциплин, который предстоит преодолеть студенту, помогает сформировать перечень учебных предметов на семестр;
d) правильного ответа нет.
53. Психологическое образование за рубежом не включает:
a) колледж;
b) магистратуру;
c) аспирантуру;
d) докторантуру.
54. Характерной чертой американской системы обучения психологов является прохождение:
a) магистратуры;
b) интернатуры;
c) колледжа;
d) докторантуры.
55. Можно ли после получения диплома магистра за рубежом работать психологом:
a) нет;
b) да;
c) да, лишь под руководством специалиста-психолога, имеющего лицензию;
d) да, после получения разряда по специальности.
56. Переподготовка школьных психологов в Беларуси была начата в:
a) 1983 году;
b) 1992 году;
c) 1989 году.
57. К подготовке студентов по специальности «психология» в РБ приступили:
a) с 1992/93 уч.года;
b) в конце 90-х годов;
c) с 1996/97 уч.года.
58. Согласно учебному плану студенты, обучающиеся по специальности «психология», в РБ изучают следующие дисциплины:
a) общеобразовательные, специальные и дисциплины по выбору студента;
b) социально-гуманитарные, естественнонаучные, общепрофессиональные и специальные, дисциплины специализации;
c) социально-гуманитарные дисциплины, специальные, дисциплины специализации, дисциплины по выбору;
d) правильного ответа нет.
59. Какой из перечисленных учебных предметов не входит в цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин для психологов:
a) история психологии;
b) педагогическая психология;
c) основы высшей математики;
d) физиологические основы поведения человека.
60. Какой из перечисленных учебных предметов не входит в цикл социально-гуманитарных дисциплин для психологов:
a) методика преподавания психологии;
b) история Беларуси;
c) экономическая теория;
d) физическая культура.
61. Получение психологического образования в Беларуси предполагает:
a) расширение и углубление психологических знаний по отдельным темам, закрепление на практике теоретических знаний;
b) формирование профессионально важных качеств, умений и навыков;
c) теоретическое обучение, прохождение практики, подготовка курсовых и дипломной работ;
d) правильного ответа нет.
62. Последипломное психологическое образование в РБ представлено:
a) обучением в магистратуре и аспирантуре;
b) психологическими школами;
c) курсами повышения квалификации, семинарами и тренингами;
d) переподготовкой по психологии;
e) все ответы верны;
f) верны ответы а, с и d.
63. Высшей научно-психологической квалификацией является:
a) звание профессора;
b) ученая степень доктора психологических наук;
c) ученая степень доктора философии;
d) звание доцента.