Архетипы Олимпийских богинь

Вы, наверно, ни раз замечали, что мы все в чем-то похожи. Вот вроде абсолютно все разные, но есть нечто, что нас объединяет. Почему мы можем предугадать, как поведет себя подруга в той или иной ситуации, как построит отношения именно с этим мужчиной и вообще, почему нас притягивает к одним и отталкивает от других. Потому что у нас у всех есть внутренний набор моделей поведения, типичных ситуаций и образов, в том числе и женщин. И одну и ту же ситуацию мы можем переносить, рассматривать в разных ракурсах и интерпретировать по-разному.

Это и есть набор архетипов. Юнг говорил, что всему человечеству присуще коллективное бессознательное, объединяющее нас, наше личное бессознательное. Оно помогает нам выстраивать свое поведение в обществе, и оно же хранит в себе набор паттернов или моделей. Есть к примеру, архетип Тени (то, что мы не принимаем в себе), Маски (то, как мы ведем себя в обществе) и Персоны (кто мы есть на самом деле). Та же Баба Яга – тоже архетип, ведь произнося это слово, у каждого из нас в голове создаются схожие образы.

Но есть чисто женские архетипы, которые помогают нам, женщинам находить себя в этом мире, искать свои цели и призвания, развиваться, сталкиваясь с разными трудностями. Вариантов их существует множество, каждый аналитик использует те архетипы, что ближе для него. Но в принципе, суть всегда сводится к одному.

Мне очень нравится модель древнегреческих архетипов. Помните про Богинь Олимпа. Ведь не зря пошло, что в каждой из нас есть Богиня! Среди архетипов выделяется 7 основных. Было бы глупо говорить, что в каждой из нас есть только одна. Это коллективное бессознательное. Значит, потенциально, они доступны всем. Вопрос в том, захотим ли мы сами к ним обращаться. Помните высказывание, что женщина должна быть и хозяйкой в доме, и любовницей в постели, и леди в обществе. Это тоже архетипические модели. И мы сами выбираем, кем нам быть, или совмещать это в себе.

Откуда же они в нас берутся? Во-первых, коль уж это коллективное, да еще и бессознательное, то заложено оно с рождения. А вот какой архетип будет проявляться уже вопрос. Как правило, ведущим является один архетип, он же проявляется с рождения. Зависит от направленности личности. Например, кто-то очень активен во внешнем мире, любознателен и общителен. Кому то проще среди своих игрушек, лишнего слова не скажет и достаточно инертен. Чуть позже мы перенимаем архетип, воспитываемый родителями. Ведь все мы хотим получать их любовь. Так например, одну мать будет воспитывать как принцессу, наряжая в рюшечки, другая вместе с отцом будет копаться в гараже и с детства усвоит, что нужно быть сильной и нельзя плакать, третья с пеленок будет постигать азы домоводства от бабушек и т.д. Общество так же навязывает и порицает определенные модели. Они уже приходят с возрастом. Например, к 30 женщина должна стать мамой и верной женой. Она должна уметь поддерживать домашний очаг. Либо же мы сами выбираем, «куда пойти». Например, примкнуть к движению феминисток и развить другой архетип.

Итак их 7, в соответствии с 7 Богинями.

Архетип Артемиды

– Богини дикой природы и животного мира. Это Богиня изображалась в короткой тунике и в кругу свиты своих нимф. Богиня – охотница. Нетрудно представить такую девочку, вечно исследующую, что же находится за поворотом, а что будет, если я… Убегающую из дома, либо занимающуюся в спортивных секциях. Она всегда активна и в движении. Любит соревноваться и выигрывать. Отец с детства поощрял эти качества. Ну а уж если есть старший брат или сестра, то соревновательство обеспечено с детства. Она не любит возражений и всегда видит свою цель, как охотник добычу. И если промахнется, все равно не отступит.

Этот архетип чаще всего проявляется в юношеские годы, но может сохраниться и в более старшем возрасте, что и приводит к проблемам. Каким? Сосредоточенность на себе, своих целях и целеустремленность не предполагает тесной личностной связи с мужчиной. Это может быть прекрасный союз по интересам, некоторое соперничество со своим мужчиной, объединять может и общая цель. Но душевной близости, тонкий чувств и эмоций на грани таком союзе будет мало.

Такая женщина, скорее похоже на подростка в своей сексуальности и женственности. Она не умеет уступать и проигрывать, тем более мужчине. Потому вопрос о женственности встает только когда это уже становится внутренним камнем преткновения. Когда спустя годы цели достигнуты, а в личной жизни все та же смена партнера и «бег с препятствиями», либо брожение в одиночестве. Либо среди своих феминистски настроенные женщины очень часто объединяются в подобные союзы. Вообще феминизм – свойство именно этого архетипа.

Но у Артемиды есть прекрасное женское качество – она единственная, кто умел дружить с женщинами, помогать им и поддерживать. Поэтому данный архетип нужен нам, хоть и несет в себе некоторые проблемы при зацикливании на нем.

У каждого архетипа есть и плюсы, и минусы. Нет идеального. Потому и так важно развивать в себе все качества. Находить то оптимальное сочетание, которое поможет расти именно вам. Этими сочетаниями и проявлениями в различных ситуациях мы и уникальны, несмотря на то, что архетипов всего 7. Да, иногда бывает трудно преодолеть влияние одного из них. Но только тогда, когда мы передаем свой выбор во власть архетипа, общества или воспитания родителей. В действительности же все наоборот. Мы сами выбираем, какими нам быть. И сами можем меняться, развивая в себе каждый из них.

Архетип Афины

– Богини-воительницы, Богини мудрости и рукоделия. С ним очень часто сталкиваются девочки властных отцов, подобных Зевсу, которые души не чают в своих дочерях. Это, как и Артемиды, активные и целеустремленные девушки. Но, скажем так, более зрелая модель. Если Артемида может начать действовать не подумав, то у Афины всегда есть план и стратегия достижения цели.

В ней всегда есть принцип «золотой середины» и холодный рассудок. А как же, иначе дела не делаются. Афина часто ощущает себя старше своей же матери и начинает поучать ее. Это своего рода первые проявления ухода от женственности. Потому как мама для каждой из нас – первый образец женщины.

Как не трудно догадаться, отношения с мужчинами Афина строит партнерские. Так же основанные на здравом смысле, выбирая головой, а не сердцем. Она вообще всегда живет головой.

Афины – замечательные спутницы успешных мужчин, потому как всегда видят его возможности и помогают простраивать стратегию карьеры, не забывая и о своей.
Но понятно, какие у нее отношения со своей женственностью и с женщинами.

В отличии от Артемиды, с подругами у нее тоже чаще альянсы, если не присутствует другой архетип.Например, совместный поход по магазинам – целенаправленное посещение ТЦ ради покупки чего-то. А не просто встреча с подругой ради удовольствия шоппинга, болтовни, возможности покрасоваться в новом наряде или перемерить сотню другую.

С женственностью – то же самое. Она может научиться быть женственной, но это не внутреннее состояние,а потому что «так надо» для чего-то. Как и Богиня, изображенная в доспехах, женщина находится в своего рода броне, укрывающей ее от проявления переживаний, открытости собственных чувств, и, конечно, душевной боли. А вместе с ними и от близких отношений с мужчиной, проявления слабости. Такое ощущение, что она всегда в тонусе. На самом же деле, внутри, она тоже хочет понять природу своей женщины и научиться расслабляться, не думая о делах.

Архетип Гестии

– Богини домашнего очага. Как правило, этот архетип проявляется уже в зрелом возрасте, но может быть заложен и с детства. Это умиротворенный, интровертный архетип. Женщина все время находится как будто в себе, в разговоре с самой собой. Она нежна и спокойна, но иногда так и хочется встряхнуть ее и попросить покричать или хоть как-то проявить свои чувства. Такие женщины почти не заметны в обществе. Но именно они как никто другой могут быть приближены к своей сущности, к тому, что Юнг называл самостью личности. Потому что ни всегда находятся во внутреннем созерцании, понимании себя. В офисах это нередко секретари или офис-менеджеры, годами занимающие такие должности. Им приносит удовольствие создавать уют, где бы они не находились. Причем делают они это без претензий на отдачу. Но если рано или поздно, что называется «наболело», они могут взбунтоваться. Потому как их редко замечают их же мужья. Да, внутри себя они могут постигнуть самую суть женской природы. Но они не умеют выражать это внешне. Им приходится учиться этому, искать себя, свое позиционирование во внешнем мире. Как и Афина с Артемидой, они все равно остаются «девственными» в плане близких эмоциональных связей с мужчиными, полных нежности, страсти, ласки, окрыляющей влюбленности.

Архетип Геры

– Богини брака. Это именно те девочки, которые с детства играют в семью «давай ты будешь папой, а я мамой». И у них всегда в комплекте есть Кен, а не только Барби. Вырастая, они просто нуждаются в мужчине. Потому что именно благодаря ему, ощущают свою идентификацию. Они несчастны, если у них не партнера, а свадьба – самый счастливый день в жизни. Именно статус жены позволяет им понимать себя как женщину. Они чувствуют себя потерянными вне этих отношений. Даже дружбу с другими женщинами они строят по принципу «дружим семьями», иначе все остальные – соперницы. Для Гер муж всегда будет на первом месте, и лишь потом дети. Слова «Папа прав», «не перечь отцу» мы тоже слышим именно от Геры. Этот архетип может появляться и в зрелом возрасте, когда к женщине приходит желание вступить брак и может быть ведущим лишь часть жизни. Но если женщина не выходит за его рамки, это создает проблему для нее же. Так как она полностью растворяется в своем мужчине, теряя ту самую привлекательность, которой его завоевывала. Как раз их мужья говорят «я женился не на этой женщине».

Архетип Деметры

– Богини Матери. Деметры, в противовес Герам, всегда играют в дочки-матери. Для них материнство – высшее проявление женской природы и главная цель. Вот именно в гипертрофированном понимании. Конечно, каждая женщина рано или поздно проявляет желание родить ребенка, но лишь Деметра выстраивает вокруг него всю свою жизнь. Она всегда знает, как лучше для ее детей, тем самым мешая им развиваться самим. Очень часто у такой женщины вырастают послушные, но не самостоятельные дети, которым потом трудно делать собственные шаги в жизни. В отличии от Афин, например, которые с самого детства поощряют индивидуальность и целеустремленность, давая детям свободу. Дружба с женщинами обычно завязывает на детских площадках, в детских центрах и на базе детских интересов. Сосредоточение внимания на детях приводит к тому, что теряется тонкая связь с мужчиной. Потому что Деметра в первую очередь – мама, и потребности детей важнее потребностей мужа. И уж тем более собственных. Очень часто это приводит к синдрому «пустого гнезда», потому что идентификация как женщины у Деметры только в детях. Внутри же себя она просто не успевает найти эту индивидуальность и собственную женственность, переставая обращать на них внимание. А с возрастом это делать все сложнее.

Архетип Персефоны

– Богини Подземного царства. Несмотря на устрашающую область владений Богини, она не всегда была Повелительницей Аида. Персефона – как раз та самая несамостоятельная дочь Деметры. Иногда она создает такое чувство, что сама не знает, кто же она на самом деле, какая она. Чаще всего этот архетип проявляется как переходный этап, в моменты поиска.

Именно Персефона встречает нас в Царстве бессознательного, когда мы обращаемся к внутренним чувствам и переживаниям. С одной стороны, она была вечной девушкой, не осознающей свою сексуальность и женскую привлекательность. Она откликалась на любые проявления мужчины ( в хорошем смысле слова). Если женщина с таким архетипом говорит «давай сделаем, как ты хочешь» она имеет ввиду именно это. Ей не все равно, она просто внутри не знает чего хочет сама. Так с одним мужчиной она может стать заядлой фитнес центра, с другим полюбить ночные клубы, а с третьим войти в образ заботливой домохозяйки. И все это будет одна и та же женщина.

Женщины очень любят дружить с Персефоной, потому что только она умеет отражать недостающие свойства подруг. Только если она не испугается взглянуть внутрь себя, ответить честно на собственные же вопросы, без лукавства (а оно очень даже свойственно ей) и без страха. Если женщина сумеет научить говорить нет и своим слабостям, и окружающим, принять отвественность за себя, за то, кем она является – она сможет переродиться в Персефону – повелительницу Подземного царства. Нет, она не станет колдуньей, но в следующий раз, при появлении внутренних проблем, сможет без опаски «поговорить» со своей душой, принять свои ценности и не отступить. Именно тогда она превращается в мудрую женщину, которой доступны все состояния и архетипы – ведь ее владения – коллективное бессознательное.

Архетип Афродиты

– Богини любви и красоты. Такие девушки очень рано осознают свою сексуальную привлекательность и возможности влияния на мужчин. Только они умеют создавать вокруг себя атмосферу волшебства и праздника жизни, дарить людям веру в себя, озаряя их своих светом. Афродита умеет искренне проявлять интерес к мужчинам и женщинам. Но в этом и заключается ее проблема. Слишком сильное влияние архетипа приводит к тому, что женщина уделяет внимание слишком многим (необязательно в плане секса), из-за чего возникает ревность, обвинения в ее адрес в совращении мужчин и слишком «открытом» поведении. Вдвойне нелегко, даже если внешне это выглядит по-другому, приходится тем, у кого данный архетип проявляется в юности. Когда проявление сексуальности еще не поощряется. И здесь бывает очень трудно найти грань, чтобы напрочь не подавить в себе это проявление женственной части. Но и не уйти «в загул». Именно этой женщине не доверяют остальные, опасаясь за верность своих мужчин. При это женщина-Афродита может даже не давать повода. Просто она всегда женственна, всегда немного ребенок, все вдохновлена и вдохновляет. Помните фразу «ну что он в ней нашел?». Этот архетип не обязательно заметен издалека, но всегда проявляется в общении, когда во время разговора «бегут искры» и «рождается волшебство». Главная проблема Афродиты – умение сохранить свою красоту и женственность, не растратить ее на множество связей, научиться сдерживать свои эмоциональные порывы, учась у Афин и Артемид.

Я еще раз хочу повториться. Все эти архетипы доступны каждой из нас, и только мы сами решаем, какими нам быть. Мы можем открывать все это в себе постепенно, ища то самое уникальное сочетание, которое и будет нашей женственностью. Я надеюсь, мне удалось рассказать, насколько непохожи все эти архетипы, и что каждый из них нужен нам. Да, каждый же несет свои проблемы, если зацикливаться на нем. Но и в каждом есть пути для развития, для выхода за его переделы. Что такое женственность – каждая женщина определяет сама. Знание архетипов может помочь увидеть свою проблему со стороны, через мифы и такие знакомые сюжеты. Оно может помочь найти выход, помочь принять себя, не осуждая. Ведь женщина – это состояние, такое разное и неповторимое, и поверьте, женственность есть в каждой из нас. Просто иногда она может проявляться только с одной стороны и определенным способом, мы можем закрыть ее или подавить. Жизнь ведь никогда не предугадаешь. Но в наших силах помочь самим себе раскрыть все эти черты и найти свою женственность.

Наши рекомендации