Алгоритм социометрической процедуры
После знакомства с группой, обозначения целей исследования, психолог раздает бланки (см. приложения) и дает сначала общую инструкцию: «Перед вами бланки трех методик. Методики следует заполнять по порядку и только после соответствующей моей инструкции. В верхнем правом углу необходимо написать свою фамилию и инициалы. Это необходимо для дальнейшей обработки результатов. Информация будет использована только в обобщенном виде и не будет доступна третьим лицам. Для заполнения опросников вы можете выбрать любое место в помещении, где вам будет комфортно. Выполняйте задание индивидуально, не отвлекаясь на других».
После общей инструкции дается инструкция для проведения социометрии: «Представьте себе, что вашу группу расформируют. С кем вы бы хотели оказаться в новой группе? Выберите трех человек и поставьте в бланке напротив их фамилий соответствующие цифры – один, два, три. Выбирать следует не только из тех, кто присутствует сейчас, но и отсутствующих членов группы». Если опрос проводится в средней или старшей школе, то вместо слово «группа» лучше заменить словом «класс». Если же вы делаете исследование среди младших школьников, то рекомендуется использовать другой вопрос: «Кого бы вы пригласили на свой день рождения?». Если среди дошкольников –ребенку предлагается выбрать, кому бы он отдал несколько конфет (игрушек и т.п.), при этом ему говорят, что выиграет тот, кто получит больше конфет (другие варианты проведение социометрии у дошкольников можно посмотреть, например, здесь: Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группа детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – С. 220-221).
В том случае, если респонденты задают вопросы относительно количества выборов, то следует настоять, что выборов должно быть не больше трех. Можно вписать меньше фамилий, но не больше, при этом себя в этот список заносить нельзя. Такой вариант социометрии называется параметрическим. Возможен вариант без ограничения социометрических выборов, но он более трудоемок и сложен в плане представления результатов.
Для обработки результатов заполняется так называемая социометрическая матрица (см. табл. N). Приведем ее вместе с конкретным примером.
Предположим, группа состоит из 6 человек. Для каждого человека мы вносим количество его выборов относительно других членов группы. При этом ФИО каждого члена группы должно быть зашифровано, а ключ к шифру не может быть доступен третьим лицам, если только речь не идет о профессиональном сообществе. Так, например, испытуемый 1 сначала выбрал испытуемого 4, а потом испытуемых 5 и 6. И т.д.
Табл. N.
Социометрическая матрица
Испытуемые | Кого выбирают | ||||||
Испытуемый 1 | Испытуемый 2 | Испытуемый 3 | Испытуемый 4 | Испытуемый 5 | Испытуемый 6 | ||
Кто выбирает | Испытуемый 1 | * | |||||
Испытуемый 2 | * | ||||||
Испытуемый 3 | * | ||||||
Испытуемый 4 | * | ||||||
Испытуемый 5 | * | ||||||
Испытуемый 6 | * | ||||||
Итого выборов | |||||||
Социометрический коэффициент | 0,4 | 0,4 | 1,0 | 1,0 | 0,6 |
Социометрический коэффициент (СК) рассчитывается по формуле (Марковская И.М. Социометрические методы в психологии. – Челябинск, 1999. – 46 с.):
СК = Sn/(N-1), где
S – знак алгебраического суммирования;
n – количество выборов (вне зависимости от места), полученных членом группы;
N – количество членов группы (не реально присутствующих, а по количеству на бланке).
Заметим, что испытуемый 2 использовал не все три выбора.
Построим и проранжируем получившийся ряд данных:
Исп. 2 | Исп. 1 | Исп. 3 | Исп. 6 | Исп. 4 | Исп. 5 | |
СК | 0,0 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | 1,0 | 1,0 |
Разделение группы на три статусных слоя происходит с помощью нахождения наиболее больших «разрывов» в начале и конце числового ряда (более подробно об этом см. Пути совершенствования практических занятий по психолого-педагогическим дисциплинам в высшей школе. – М., 1979. – С. 18-21). В нашем примере они наблюдаются между результатами испытуемых 2 и 1 (различие равняется 0,4 балла СК) и испытуемых 6 и 4 (различие также равняется 0,4 балла СК). Между результатами остальных респондентов различия меньше (0,2 балла СК). Соответственно, Испытуемый 2 будет относиться к группе низкостатусных, испытуемые 4 и 5 – к высокостатусным, а респонденты 1, 3, 6 – к среднестатусным.
Как правило, в группе из 30 человек к высокостатусным относятся члены группы, получившие более 6 выборов, к среднестатусным – 3-5 выборов, к низкостатусным – 0-2 выбора.
Для визуализации полученных групповых результатов лучше всего использовать социограмму. Обычно используют «социограмму-мишень», однако мы рекомендуем использовать другой вид социограммы, который является, на наш взгляд, более наглядным и часто лучше понятен окружающим (см. Приложения N).