Раздел 5. материалы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Текущий контроль.

Примерная тематика докладов.

  1. Предмет психологии, ее задачи и методы.
  2. Психологические направления и школы исследования природы психики как особой формы жизнедеятельности
  3. Природа, функции, формы психики
  4. Асимметрия мозга и особенности психических функций
  5. Проблема личности в психологии
  6. Природа темперамента и его психологические свойства
  7. Факторы психического развития человека
  8. Тенденции личностно-средового взаимодействия
  9. Самосознание и «Я-концепция» личности
  10. Природа и виды психологической защиты
  11. Самооценка и уровень притязаний
  12. Психология общения. Способы и приемы эффективной коммуникации
  13. Восприятие, его виды и свойства.
  14. Понятие об ощущениях. Изменение и измерение ощущений.
  15. Внимание и его свойства. Функции и виды внимания.
  16. Память: формирование, развитие, способы управления.
  17. Виды памяти и их особенности.
  18. Воображение: определение, виды, функции.
  19. Воображение и творчество.
  20. Природа и виды мышления, мыслительный процесс.
  21. Характер: определение, формирование, акцентуация.
  22. Характер и его место в структуре личности.
  23. Общение: виды общения.
  24. Сознание человека: природа, возникновение и развитие.
  25. Способности: природа, понятие, развитие.
  26. Воля, признаки проявления воли у человека.
  27. Виды и роль эмоций в жизни человека.
  28. Природа, функции и виды психических состояний.
  29. Психологические конфликты, их причины и следствия.
  30. Психология межгрупповых конфликтов.

Варианты контрольных работ .

ВАРИАНТ 1

1. Раскройте теоретико-методологические основы психологии по критериям: факторы и принципы, определяющие развитие общей психологии; проблемы и понятийный аппарат данной области научного знания; методы и методики общей психологии.

2. Охарактеризуйте особенности развития психологического знания от Античности до современности.

3. Тезисно изложите эволюционную теорию развития психики.

4. Подготовьте словарь понятий к курсу (не менее 15 понятий).

5. Разработайте тестовые задачи к курсу (не менее 15 задач).

Вариант 2

1. Охарактеризуйте основные методы психологических наук.

2. Проведите сравнительный анализ подходов к изучению эмоций.

3. Разработайте схему, раскрывающую связь общей, детской, возрастной, социальной психологии.

4. Тезисно изложите проблему познавательных психических процессов.

5. Разработайте схему развития психики

Вариант 3

1. Охарактеризуйте подходы к изучению психики (предмет, методы, проблемы, подходы, концепции), сложившиеся в основных психологических школах ХХ века (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, генетическая психология Ж. Пиаже, когнитивная психология, гуманистическая психология).

2. Проведите сравнительный анализ изучения проблемы общения в общей, детской, возрастной, социальной психологии (что именно изучают, как это осуществляют, какие результаты имеются в перечисленных областях научного знания).

3. Проведите сопоставительный анализ проблемы возрастного развития психики в нескольких концепциях.

4. Разработайте схему проблем психологии.

5. Тезисно изложите психологические концепции проблемы познания.

Итоговый контроль

Вопросы к итоговому экзамену систематизированы в три модульных блока, которые отличаются по степени погружения в проблематику курса. Первый блок – базовые знания по курсу – обязательный минимум знаний (соответствует удовлетворительной оценке за экзамен). Второй, расширенный блок – расширенные знания по изучаемому курсу (соответствует оценке «хорошо» за экзамен). Третий, исследовательский блок – глубокие, системные знания по предмету, выходящие за рамки обязательного минимума (соответствует «отличной» оценке за экзамен).

Процедура экзамена: билеты (вопросы) к экзамену сгруппированы по блокам.

1 вариант: если уровень притязаний и готовности студента соответствует базовому уровню, он выбирает два вопроса, готовится, отвечает, подтверждает уровень знаний. Экзамен завершен.

2 вариант: если студент имеет уровень притязаний и подготовку, соответствующую расширенному уровню знаний, он выбирает один вопрос из базового блока вопросов, один вопрос из расширенного блока вопросов, готовится, отвечает. Удовлетворительный ответ по обоим вопросам подтверждает его уровень знаний. Экзамен завершен.

3 вариант: если студент имеет уровень притязаний и подготовку, соответствующую продвинутому уровню, он выбирает один вопрос из базового блока вопросов, один вопрос из продвинутого блока вопросов, один вопрос из расширенного блока вопросов, готовится, отвечает. Удовлетворительный ответ по трем выбранным ответам подтверждает его уровень знаний. Экзамен завершен.

Неудовлетворительный уровень ответа по одному или двум вопросам – экзамен не пройден.

Базовый уровень (3)

1. Предмет, задачи, проблемы психологии

2. Понятийный аппарат психологии

3. Принципы психологии.

4. Психология как система развивающихся наук. Связь психологии с другими научными дисциплинами.

5. Психологическая теория и психологическая практика

6. Методы исследования в психологии. Методы психологической практики.

7. История развития психологии.

8. Детерминанты развития психологии: социокультурный контекст, логика развития научного знания, личность ученого.

9. Общая характеристика этапов развития психологии.

10. Психическое развитие: закономерности, механизмы, движущие силы, условия.

11. Проблема психического развития в разных психологических школах.

12. Периодизации психического развития: возрастная и функциональная.

13. Факторы психического развития. Особенности взаимовлияния факторов психического развития.

14. Социокультурная детерминация развития. Влияние образования, на психическое развитие.Психологическое сопровождение развития человека.

15. Человек и его основные определения в психологии. Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».

16. Темперамент как индивидное свойство.

17. Личность как социально-психологическое качество

18. Индивидуальность человека как совокупность психических качеств, способов поведения, отличающих его от других людей.

19. Межличностные и общественные отношения: общее и различное.

20. Психология группы. Классификация социальных групп.

21. Психология личности в группе.

22. Общение в системе межличностных отношений.

23. Теория деятельности.

24. Структура деятельности.

25. Общая характеристика методов и методик психологического исследования и психологической практики.

Расширенный уровень (4)

1. Классификации методов психологии. Основные группы методов (организационные, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные).

2. Номотетический и идиографический подход в психологии.

3. Специфические особенности методов психологии.

4. Психодиагностические методики.

5. Личность в системе межличностных и общественных отношений.

6. Социальная ситуация развития психики и ведущий вид деятельности

7. Общая характеристика задатков и способности.

8. Познавательные процессы психики.

9. Общая характеристика ощущений и восприятия.

10. Мышление и речь

11. Воображение и творчество

12. Эмоции, чувства, аффекты.

13. Воля и волевое поведение.

14. Потребности и мотивы.

15. Характер

16. Понятие общения, виды, функции и типы общения, структура и средства общения.

17. Коммуникативная, перцептивная, коммуникативная функции общения.

18. Средства общения: вербальные и невербальные.

19. Принцип единства сознания и деятельности.

20. Ведущий вид деятельности.

Продвинутый уровень (5)

21. Развитие предмета, методов, проблематики исследований в психологии от Античности до современности.

22. Изучение психики в основных психологических школах: бихевиоризме, психоанализе, гештальтпсихологии, генетической, гуманистической, когнитивной психологии.

23. Становление и развитие отечественной психологии: социокультурный контекст, периодизация, концепции, школы, направления исследований.

24. Современное состояние психологической науки: проблемы и перспективы.

25. Критические и литические периоды развития психики.

26. Особенности психического развития в разные возрастные периоды (новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольное детство)

27. Особенности психического развития в разные возрастные периоды (младший школьный возраст, подростковый возраст, юность).

28. Особенности психического развития в разные возрастные периоды (молодость, зрелость, пожилой возраст и старость).

29. Психологическая практика: состояние и перспективы развития.

30. Методики психологического исследования.

Наши рекомендации