Внушающему воздействию со стороны соучастников». 6 страница

Существует несколько подходов для регистрации и оценки активационных показателей, к которым относят вегетативные (КГР, ЧСС), психофизиологические (ЭЭГ, ВП), психометрические и экспрессивные изменения, характеризующие функциональное состояние и механизмы эмоционального обеспечения деятельности.

В современой психологии накоплен богатейший материал по исследованию выраженности психоэмоциональной сферы в тексте, в котором найден целый ряд лингвистических маркеров, например состояния эмоциональной напряженности (Н. В. Витт, 1981; В. И. Галунов, 1978; А. А. Леонтьев, Э. Л. Носенко, 1973).

Установлено, что существует сходство между звуковыми характеристиками передачи информации об индивидуальности и состоянием говорящего. К ним относятся основной тон речи, его средняя частота и вариативность, а также долговременный спектр (В. И. Галунов, В. X. Манеров, 1976; Г. С. Рамишвили, 1981).

Имеются работы, посвященные изучению выраженности в тексте собственно личностных характеристик (Л. А. Хараева, 1982; R. W. Ramsay, 1968). Однако следует отметить, что в основном авторы рассматривают представленность в речевом высказывании частных личностных черт. Например, С. С. Дашкова (1982) установила взаимосвязи между общим объемом высказывания и такими свойствами личности человека, как замкнутость, озабоченность, осмотрительность, принципиальность, властность и т.д. А. Гилмар и Р. Браун (1966) проследили влияние на выбор лексических средств биполярных качеств субъекта: аналитичности— синтетичности, конкретности—абстрактности, пассивности—активности, агрессивности—доброжелательности и др. Однако констатация отдельных свойств еще ничего не говорит о личности как целостном образовании.

В качестве показателей эмоциональной устойчивости многие исследователи предлагают следующие тесты: кинематометрия, темпинг-тест в различных модификациях, ручная динамометрия и воспроизведение заданных усилий, измерение времени на световые, звуковые, тактильные раздражители, измерение реакции на движущийся объект, корректурная проба на внимание, решение арифметических задач и пр.

В настоящее время многие ученые считают, что исследования, проведенные на нейрофизиологическом уровне, являются основными в современной науке об эмоциональном обеспечении деятельности. Именно деятельность нервной системы, начиная с низших и кончая высшими ее отделами, тесно связана с окружающей ее средой (причем как внешней, так и внутренней), находится с ней в постоянном взаимодействии и всегда зависима от ее воздействий.

Анализ литературы показал, что в последнее время усилия исследователей направлены на поиск таких методов, которые дают возможность получить объектив ные показатели, оценивающие общие (интегральные) характеристики эмоционального процесса и работы мозга в целом.

В настоящее время считают, что электрофизиологические методы исследования дают наиболее полную информацию об участии мозга в формировании эмоций. (Э. А. Голубева, 1972; В. Д. Небылицын, 1966; В. М. Русанов, 1979). Наиболее широкое распространение получил метод электроэнцефалографии (ЭЭГ).

14.2.1. Электроэнцефалографические показатели эмоционального состояния

Общепризнанными ЭЭГ-критериями динамики функционального состояния ЦНС являются ее частотно-амплитудные характеристики (В. Е. Майорчик, 1956;

Н. П. Бехтерева, 1964; Е. Д. Хомская, 1972), а именно — присутствие основных периодичностей — альфа,

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РИТМИЧЕСКИХ КОЛЕБАНИЙ МОЗГА

БЕТА



ВНЕШНИЕ

УРОВНИ СОЗНАНИЯ



Внушающему воздействию со стороны соучастников». 6 страница - student2.ru

Внушающему воздействию со стороны соучастников». 6 страница - student2.ru

Внушающему воздействию со стороны соучастников». 6 страница - student2.ru


ш

л s u о Я" о

н о

•А О

л а § о

И И

о о

К - S

11 а!

* I


Наши рекомендации