Тестовые задания для самопроверки
1. Первое научное знание людей подчиняется принципу…
а) анимизма
б) гилозоизма
в) коммунизма
г) фрейдизма
2. Какой античный мыслитель впервые ввел термин «психея» и идею процессуальности психических явлений?
а) Платон
б) Гераклит
в) Демокрит
г) Аристотель
3. Душу человека как разновидность материи, состоящей из различных атомов, трактовал:
а) Платон
б) Демокрит
в) Аристотель
г) Гиппократ
4. Душу как нечто божественное и идеальное, независимое от тела представлял:
а) Платон
б) Демокрит
в) Аристотель
г) Бенедикт Спиноза
5. Трактат «О душе» написал:
а) Рене Декарт
б) Демокрит
в) Аристотель
г) Платон
6. Начало идеалистическому течению в философии положил:
а) Демокрит
б) Платон
в) Сократ
г) Аристотель
7. Материалистический подход утверждает:
а) независимость души от тела
б) подчинение души законам природы
в) приобщение души к божественному разуму после смерти тела
г) обладание души врожденными знаниями, независимо от опыта и органов чувств
8. Схоластика – это метод, предполагающий
а) экспериментальную проверку множества частных фактов
б) рациональное обоснование христианского вероучения
в) измерение соотношения психических и физиологических состояний
г) управление процессами организма через эмоциональную сферу
9. Рефлекторный принцип в понимании работы тела впервые описал
а) Бенедикт Спиноза
б) Аристотель
в) Рене Декарт
г) Фома (Томас) Аквинский
10. Душу с чистой доской, на которой только «опыт оставляет свои письмена» сравнивал:
а) Альфред Адлер
б) Рене Декарт
в) ДжоннЛокк
г) Бенедикт Спиноза
11. Автором знаменитой фразы «Я мыслю – значит, я существую» является:
а) Платон
б) Сократ
в) Рене Декарт
г) Бенедикт Спиноза
12. Принципом психофизического параллелизма объяснял соотношение души и тела:
а) Бенедикт Спиноза
б) Рене Декарт
в) Августин Аврелий (Блаженный)
г) Готфрид Лейбниц
13. Принипом психофизического взаимодействия объяснял соотношение души и тела:
а) Бенедикт Спиноза
б) Рене Декарт
в) Августин Аврелий (Блаженный)
г) Готфрид Лейбниц
14. Принципом психофизического единства объяснял соотношение души и тела:
а) Бенедикт Спиноза
б) Рене Декарт
в) Августин Аврелий (Блаженный)
г) Готфрид Лейбниц
Определите достоверность следующих тезисов:
§ Аристотель был одним из первых философов, рассматривавших материю и душу в единстве.
§ Гилозоизм утверждает сверхъестественную сущность души, а все события жизни связывает с произволом душ.
§ Представление о человеке, выдвинутое Декартом, вытекает из механистической концепции.
§ Психофизическую проблему в психологии впервые сформулировал Г.Лейбниц.
§ Т.Гоббс рассматривал психические явления как тень реальных процессов.
§ Согласно воззрениям Б.Спинозы, душа и тело функционируют независимо друг от друга, но синхронно и слаженно, благодаря предустановленной гармонии.
§ Ибн Сина (Авиценна) экспериментально установил факт влияния психических состояний на физиологические.
§ В средние века изучение душевной жизни в европейской науке подчинялось задачам богословия.
§ Основным методом психологического познания в средневековой Европе являлся психофизиологический эксперимент.
§ В монадологии Г.Лейбниц впервые классифицирует знания по степени их осознанности.
§ Р.Декарт разделил опыт человека на внешний (от органов чувств) и внутренний (рефлексия).
§ Элементаристская доктрина В.Вундта имела целью выявить функции сознания.
§ Экспериментальная интроспекция является первым объективным методом научной психологии.
§ Ф.Брентано является основоположником структуралистского подхода к изучению сознания.
§ Метафора «поток сознания» в описании актов сознания была предложена Э.Титченером.
Литература
1. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.95 – 105.
2. *Выготский Л.С. Причины кризиса в психологической науке // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.148 – 150.
3. Гамезо М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-методическое пособие курсу «Психология человека» . - М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002. (Гриф УМО).
5. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М., 2005.
6. *Джемс У. Поток сознания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 106 – 118.
7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000. (Гриф УМО).
8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М., 2004. (Гриф УМО).
9. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. – М., 2005.
10. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – 2 изд., стер. – М. : Изд-во Проспект, 2004. Рекомендации УМО.
11. Рубинштейн С.Л. Развитие психологии в Новое время // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 87 – 94.
12. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. – М., 2005.
13. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии [Текст]. М.: Смысл, 1997.
14. *Теплов Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 126 – 132.
ТЕМА: Современные проблемы и направления психологии (Часть 1)
Вопросы для подготовки к семинарскому занятию
1. Идиографический и номотетический подходы в современной психологии.
2. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме: научные предпосылки, предмет и методы экспериментальных исследований.
3. Понятие «промежуточные переменные» и экспериментальные исследования в необихевиоризме Э. Толмена, Б.Скиннера, А.Бандуры.
4. Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Возможные классификации бессознательных явлений в психологии.
5. Бессознательное и установка (Д.Н.Узнадзе). Экспериментальные исследования фиксированной установки.
6. Понятие бессознательного и методов его исследования в психоанализе З.Фрейда.
7. Развитие психоаналитических идей в работах А.Адлера и К.Юнга.