Тестовые задания для самопроверки

1. Первое научное знание людей подчиняется принципу…

а) анимизма

б) гилозоизма

в) коммунизма

г) фрейдизма

2. Какой античный мыслитель впервые ввел термин «психея» и идею процессуальности психических явлений?

а) Платон

б) Гераклит

в) Демокрит

г) Аристотель

3. Душу человека как разновидность материи, состоящей из различных атомов, трактовал:

а) Платон

б) Демокрит

в) Аристотель

г) Гиппократ

4. Душу как нечто божественное и идеальное, независимое от тела представлял:

а) Платон

б) Демокрит

в) Аристотель

г) Бенедикт Спиноза

5. Трактат «О душе» написал:

а) Рене Декарт

б) Демокрит

в) Аристотель

г) Платон

6. Начало идеалистическому течению в философии положил:

а) Демокрит

б) Платон

в) Сократ

г) Аристотель

7. Материалистический подход утверждает:

а) независимость души от тела

б) подчинение души законам природы

в) приобщение души к божественному разуму после смерти тела

г) обладание души врожденными знаниями, независимо от опыта и органов чувств

8. Схоластика – это метод, предполагающий

а) экспериментальную проверку множества частных фактов

б) рациональное обоснование христианского вероучения

в) измерение соотношения психических и физиологических состояний

г) управление процессами организма через эмоциональную сферу

9. Рефлекторный принцип в понимании работы тела впервые описал

а) Бенедикт Спиноза

б) Аристотель

в) Рене Декарт

г) Фома (Томас) Аквинский

10. Душу с чистой доской, на которой только «опыт оставляет свои письмена» сравнивал:

а) Альфред Адлер

б) Рене Декарт

в) ДжоннЛокк

г) Бенедикт Спиноза

11. Автором знаменитой фразы «Я мыслю – значит, я существую» является:

а) Платон

б) Сократ

в) Рене Декарт

г) Бенедикт Спиноза

12. Принципом психофизического параллелизма объяснял соотношение души и тела:

а) Бенедикт Спиноза

б) Рене Декарт

в) Августин Аврелий (Блаженный)

г) Готфрид Лейбниц

13. Принипом психофизического взаимодействия объяснял соотношение души и тела:

а) Бенедикт Спиноза

б) Рене Декарт

в) Августин Аврелий (Блаженный)

г) Готфрид Лейбниц

14. Принципом психофизического единства объяснял соотношение души и тела:

а) Бенедикт Спиноза

б) Рене Декарт

в) Августин Аврелий (Блаженный)

г) Готфрид Лейбниц

Определите достоверность следующих тезисов:

§ Аристотель был одним из первых философов, рассматривавших материю и душу в единстве.

§ Гилозоизм утверждает сверхъестественную сущность души, а все события жизни связывает с произволом душ.

§ Представление о человеке, выдвинутое Декартом, вытекает из механистической концепции.

§ Психофизическую проблему в психологии впервые сформулировал Г.Лейбниц.

§ Т.Гоббс рассматривал психические явления как тень реальных процессов.

§ Согласно воззрениям Б.Спинозы, душа и тело функционируют независимо друг от друга, но синхронно и слаженно, благодаря предустановленной гармонии.

§ Ибн Сина (Авиценна) экспериментально установил факт влияния психических состояний на физиологические.

§ В средние века изучение душевной жизни в европейской науке подчинялось задачам богословия.

§ Основным методом психологического познания в средневековой Европе являлся психофизиологический эксперимент.

§ В монадологии Г.Лейбниц впервые классифицирует знания по степени их осознанности.

§ Р.Декарт разделил опыт человека на внешний (от органов чувств) и внутренний (рефлексия).

§ Элементаристская доктрина В.Вундта имела целью выявить функции сознания.

§ Экспериментальная интроспекция является первым объективным методом научной психологии.

§ Ф.Брентано является основоположником структуралистского подхода к изучению сознания.

§ Метафора «поток сознания» в описании актов сознания была предложена Э.Титченером.

Литература

1. Вундт В. Сознание и внимание // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.95 – 105.

2. *Выготский Л.С. Причины кризиса в психологической науке // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С.148 – 150.

3. Гамезо М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии: Информ.-методическое пособие курсу «Психология человека» . - М.: Педагогическое общество России, 2004.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2002. (Гриф УМО).

5. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М., 2005.

6. *Джемс У. Поток сознания // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 106 – 118.

7. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб, 2000. (Гриф УМО).

8. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология. – М., 2004. (Гриф УМО).

9. Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. заведений. – М., 2005.

10. Психология: учебник / В.М. Аллахвердов [и др.]; отв. ред. А.А. Крылов. – 2 изд., стер. – М. : Изд-во Проспект, 2004. Рекомендации УМО.

11. Рубинштейн С.Л. Развитие психологии в Новое время // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999. С. 87 – 94.

12. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений // Общая психология: В 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 1. – М., 2005.

13. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии [Текст]. М.: Смысл, 1997.

14. *Теплов Б.М. Об интроспекции и самонаблюдении // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию»/ Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: РПО, 1999. С. 126 – 132.

ТЕМА: Современные проблемы и направления психологии (Часть 1)

Вопросы для подготовки к семинарскому занятию

1. Идиографический и номотетический подходы в современной психологии.

2. Поведение как предмет психологии в бихевиоризме: научные предпосылки, предмет и методы экспериментальных исследований.

3. Понятие «промежуточные переменные» и экспериментальные исследования в необихевиоризме Э. Толмена, Б.Скиннера, А.Бандуры.

4. Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Возможные классификации бессознательных явлений в психологии.

5. Бессознательное и установка (Д.Н.Узнадзе). Экспериментальные исследования фиксированной установки.

6. Понятие бессознательного и методов его исследования в психоанализе З.Фрейда.

7. Развитие психоаналитических идей в работах А.Адлера и К.Юнга.

Наши рекомендации