Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

3. Условия, факторы и движущие силы психического развития.

4. Основные закономерности развития, соотношение обучения и развития, периодизация развития в разных теориях.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

основная:

3. Маклаков, А. Г. Общая психология : учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2010. - 583 с.

4. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. Б. Хозиев. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2009. - 272 с.

дополнительная:

2. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010.

Приложение 1

Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину

Внимательно прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения, подходящие Вам, ни одного утверждения не пропускайте. Возможно, некоторые утверждения Вам будет трудно отнести к себе, тогда постарайтесь сделать наилучший предположительный выбор. Прочтите и отметьте на бланке ответов все утверждения. Если утверждение по отношению к Вам бывает и верно и неверно, выбирайте решение в соответствии с тем, что бывает чаще. Если утверждение по отношению к Вам бывает верно, и неверно в разные периоды Вашей жизни, выбирайте решение так, как это правильно в настоящее время. При сомнениях помните, что всякое утверждение, которое Вы не можете расценить по отношению к себе как верное, следует считать неверным.

Опросник.

1. Мне понравилась бы работа медсестры (медбрата).

2. Я никогда не выходил из себя настолько, чтобы это меня беспокоило.

3. В детстве я играл в «классы».

4. Меня не беспокоит желание стать красивее.

5. Я все чувствуете острее, чем большинство других людей.

6. На вечерах я чаще сижу в одиночку или разговариваю с одним из гостей, а не присоединяюсь к группе.

7. Я стараюсь избегать конфликтов и затруднительных положений.

8. Когда я нахожусь в обществе, мне трудно найти подходящую тему для разговора.

9. Меня часто одолевают мрачные мысли.

10. Почти все мои родственники хорошо ко мне относятся.

11. Я веду себя так, как принято в кругу людей, среди которых я нахожусь.

12. Я достиг бы в жизни гораздо большего, если бы люди не были настроены против меня.

13. Временами моя голова работает как бы медленнее, чем обычно.

14. Мне случалось падать в обморок.

15. У меня бывает сильное сердцебиение, и я часто задыхаюсь.

16. У меня редко бывают какие-нибудь боли (или вообще ничего не болит).

17. Раз в неделю (или чаще) меня беспокоит неприятное ощущение в верхней части живота (под ложечкой).

18. Мой рассудок работает сейчас не хуже, чем всегда.

19. Обычно перед сном мне в голову лезут мысли, которые мешают мне спать.

20. Я не осуждаю человека, который не прочь воспользоваться в своих интересах ошибками другого.

21. Примерно раз в неделю (или чаще) я бываю очень взволнован.

22. Некоторые из моих близких совершали поступки, которые меня пугали.

23. Часто я чувствую, как будто вокруг все нереально.

24. Я люблю детей.

25. Если я вижу мучения животных, то это меня не особенно трогает.

26. Лучше всего я чувствую себя в одиночестве.

27. Мне говорят, что я хожу во сне.

28. Временами я чувствую, что мной управляет какая-то злая сила.

29. Я не осуждаю того, кто стремится взять от жизни все что может.

30. Я боюсь высоты.

31. Я люблю популярную литературу по технике.

32. Я вел дневник.

33. Большинство людей заводит знакомство потому, что друзья могут оказаться полезными.

34. Большинство людей честны главным образом потому, что могут попасться.

35. У некоторых членов моей семьи есть привычки, которые меня раздражают.

36. Я люблю ходить на танцы.

37. Обычно люди требуют больше уважения к своим правам, чем сами уважают чужие права.

38. Мне трудно поддерживать разговор с человеком, с которым я только что познакомился.

39. В школе мне было очень трудно говорить перед всем классом.

40. Теперь я уже не надеюсь добиться желаемого положения в жизни.

41. В моей повседневной жизни масса интересного.

42. Мне определенно не везет в жизни.

43. Я никогда не чувствовал себя лучше, чем теперь.

44. Мне бывает очень досадно, если приходится признать, что кто-нибудь меня провел.

45. Часто у меня бывает чувство, как будто голова сжата повязкой или обручем.

46. Часто у меня холодеют руки и ноги.

47. Мне легко регулировать свой стул.

48. Я легко просыпаюсь от любого шума.

49. Мне определенно не хватает уверенности в себе.

50. Иногда я с удовольствием слушаю неприличные анекдоты.

51. Временами у меня бывают приступы неудержимого смеха или плача.

52. Большую часть времени мне хочется умереть.

53. Я боюсь пользоваться ножом или другими острыми предметами.

54. Я чувствую, что у меня что-то не в порядке с головой.

55. Большую часть времени меня беспокоит кашель.

56. Я обычно слышу голоса и не знаю, откуда они идут.

57. Большинство знающих меня людей не считают меня неприятным человеком.

58. Иногда я сержусь.

59. Временами мне так нравилась ловкость какого-нибудь преступника, что я надеялся, что его не поймают.

60. Моя внешность никогда не вызывает у меня беспокойства.

61. Мне понравилась бы работа инженера-строителя.

62. В детстве я очень любил Диккенса.

63. Мне понравилась бы работа лесничего.

64. Я разочаровался в любви.

65. Если мне не грозит штраф, то я перехожу улицу там, где удобно, а не там, где положено.

66. Я мог бы успешно руководить людьми.

67. Я стараюсь запоминать смешные истории, чтобы потом их рассказывать.

68. Я не обижаюсь, когда надо мной подшучивают.

69. Я легко смущаюсь.

70. В школе меня иногда вызывали к директору за плохое поведение.

71. Я всегда бываю, возмущен, когда человеку ловко удается избежать заслуженного наказания.

72. Я злоупотреблял спиртными напитками.

73. Я человек вспыльчивый, но отходчивый.

74. Я люблю читать в газетах заметки о преступлениях.

75. У меня хороший аппетит.

76. Большую часть времени я чувствую как бы комок в горле.

77. Я часто чувствую в разных местах тела жжение, покалывание, «ползанье мурашек».

78. Иногда мне хочется затеять драку.

79. Бывало, что по несколько дней, недель или целых месяцев я ничем не мог заняться, по-тому что трудно было заставить себя включиться в работу.

80. Я почти всегда о чем-нибудь тревожусь.

81. Мне труднее сосредоточиться, чем большинству других людей.

82. Я никогда ни в кого не были влюблен.

83. Я предпочел бы почти все время мечтать, вместо того, чтобы заниматься делом.

84. Я люблю бывать в новых для меня местах.

85. Иногда меня так привлекают чужие вещи, что хочется их украсть, хотя они мне не нуж-ны.

86. Когда я нахожусь среди людей, мне слышатся странные вещи.

87. Я считаю, что соблюдение законов обязательно для всех.

88. У меня более чем достаточно причин для беспокойства.

89. Мне неудобно просить о чем-нибудь, если я не могу оказать ответную услугу.

90. Временами, когда я себя плохо чувствую, я бываю раздражительным.

91. Если со мной поступают несправедливо, то я чувствую, что должен из принципа отплатить за это.

92. Если бы я был журналистом, то предпочел бы писать о спорте.

93. Меня очень привлекают люди одного со мной пола.

94. Временами мои мысли текли так быстро, что я не успевал их высказывать.

95. Выступать или высказываться в присутствии большого числа людей мне трудно.

96. Мне нравятся разные коллективные развлечения, потому что я люблю бывать в обще-стве.

97. Когда это возможно, я старюсь избегать толпы.

98. Критика и замечания очень обижают меня.

99. Не раз я бросал какое-нибудь дело, потому что считал, что не справлюсь с ним.

100. Обычно люди неправильно понимают мои поступки.

101. Я считаю, что моя семейная жизнь не хуже, чем у большинства моих знакомых.

102. Моей семье не нравится специальность, которую я себе избрал (или намерен избрать).

103. Часто я не могу понять, почему накануне я был в плохом настроении и раздражен.

104. Мне нравятся книги о тайнах или преступлениях.

105. Временами меня беспокоит тошнота и позывы на рвоту.

106. У меня бывают периоды такого беспокойства, что трудно усидеть на месте.

107. Часто у меня бывают боли в шее.

108. Я работаю с большим напряжением.

109. Я боюсь сойти с ума.

110. Иногда я так возбужден, что бывает трудно заснуть.

111. Почти каждый день меня что-нибудь пугает.

112. Некоторые вещи так сильно волнуют меня, что я не могу о них разговаривать.

113. В моей жизни были случаи (может быть, только один), когда я чувствовал, что на меня кто-то действует гипнозом.

114. Обо мне рассказывают оскорбительные, пошлые вещи.

115. Я религиозен.

116. Иногда я чувствую, что умираю.

117. Я полагаю, что было бы лучше отменить почти все законы.

118. Обычно я осторожен с людьми, которые относятся ко мне дружелюбнее, чем я ожидал.

119. Если у кого-нибудь из моей семьи были бы неприятности из-за нарушения закона, то меня бы это не особенно волновало.

120. В гостях я держусь лучше, чем дома.

121. Мне понравилась бы военная служба.

122. Было время, когда мне нравилось играть в куклы.

123. Мне нравится наука.

124. Большинство людей приходится долго убеждать, чтобы доказать им какую-нибудь ис-тину.

125. Я не особенно застенчив.

126. Когда Я узнаю об успехах близкого знакомого, у меня появляется чувство, что я неудачник.

127. Я смущаюсь, если при мне рассказывают неприличные анекдоты.

128. Мне часто хочется снова стать ребенком.

129. Я легко раздражаюсь при общении с людьми.

130. У меня меньше причин чего-нибудь опасаться, чем у моих знакомых.

131. Сейчас я не полнею и не худею.

132. Мои родители и другие члены семьи часто придираются ко мне.

133. Очень многие преувеличивают свои несчастья, чтобы добиться сочувствия и помощи.

134. Когда я что-нибудь делаю, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

135. Нередко у меня бывают головокружения.

136. Плохое настроение бывает у меня чаще, чем хорошее.

137. У меня бывало кровохарканье или рвота кровью.

138. Обычно я считаю, что живу не напрасно.

139. Мне довольно безразлична моя дальнейшая судьба.

140. У меня бывает плохое, тревожное настроение, когда мне приходится уехать хотя бы на несколько дней.

141. Иногда я боюсь некоторых предметов или людей, хотя и знаю, что они мне никак не угрожают.

142. Когда вокруг никого нет, я слышу странные вещи.

143. Я считаю себя обреченным человеком.

144. Временами я так хорошо слышу, что это мне мешает.

145. Моя судьба никого особенно не интересует.

146. Я вижу предметы, животных или людей, которых не видят другие.

147. Иногда я не мог удержаться от того, чтобы не украсть что-нибудь.

148. Мало кто искренне старается помочь другим, если это связано с неудобствами.

149. Бывает, что я не могу выбрать одно из нескольких решений.

150. Иногда я говорю неправду.

151. Я люблю готовить (пищу).

152. Мне понравилась бы работа библиотекаря.

153. Я люблю охоту.

154. Я часто беспокоюсь о чем-нибудь.

155. Мне часто приходится бороться с собой, чтобы не показать, что я застенчивый.

156. Я хорошо себя чувствую в толпе веселящихся людей.

157. Когда я еду на поезде, в автобусе и т.п., я часто разговариваю с незнакомыми.

158. Я часто разочаровываюсь в людях.

159. Когда мне что-нибудь говорят, я часто тут же это забываю.

160. Я любил школу.

161. Иногда без причины (или даже при неприятностях) у меня бывает приподнятое настроение, чувство радости.

162. Я уверен, что обо мне говорят за моей спиной.

163. Иногда мне хочется выругаться.

164. Безопаснее никому не доверять.

165. Работать мне стало труднее, чем раньше.

166. Раз в неделю (или чаще) без причины меня вдруг «обдает жаром».

167. У меня очень редко бывает запор.

168. Когда я ухожу из дома, то меня мучает мысль о том, заперта ли дверь, выключен ли газ, электричество и т.д.

169. Я предпочитаю «не замечать» старых знакомых, которых я давно не видели, и проходить мимо них, если они не заговорят со мной первыми.

170. Я склонен принимать все слишком близко к сердцу.

171. Даже находясь в обществе, я обычно чувствую себя одиноко.

172. Я не люблю находиться среди людей.

173. Я чувствую, что разная пища имеет один и тот же вкус.

174. У меня были приступы, во время которых я не управлял своими движениями или речью, однако понимал, что происходит вокруг.

175. У меня есть причины завидовать кому-нибудь из членов моей семьи.

176. Как правило, я считаю, что добьюсь поставленной перед собой цели.

177. Единственное, что я люблю в журналах - это страницу юмора.

178. Находясь в закрытом помещении, я чувствую некоторое беспокойство.

179. Я человек значительный.

180. Мне приятно иметь значительных людей среди моих знакомых, потому что это увеличивает мой престиж.

181. Я люблю собирать цветы или выращивать их дома.

182. В школе я медленно усваивал материал.

183. Меня трудно обидеть.

184. Если попадаешь в неприятное положение, всегда лучше молчать.

185. Я охотно знакомлюсь с людьми.

186. Я часто встречал людей, завидовавших моим удачным идеям, потому что сами они не могли до этого додуматься.

187. Я считаю, что я слишком застенчив.

188. Я считаю, что почти каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.

189. Иногда по несколько дней я не могу отделаться от какой-нибудь пустяковой мысли.

190. В моей семье отношения менее теплые и дружеские, чем в других.

191. Самое трудное для меня - это справится с самим собой.

192. У меня бывали неприятности из-за нарушения закона.

193. Иногда я полон энергии.

194. Я могу дружить с людьми, поступки которых я не одобряю.

195. По утрам я обычно чувствую, что выспался и отдохнул.

196. Некоторые так любят командовать, что мне хочется все делать наперекор, хотя я и знаю, что они правы.

197. В некоторых местах моего тела кожа немеет.

198. Я люблю разные игры и развлечения.

199. Я часто вижу сны, о которых лучше не рассказывать.

200. Мне почти никогда не снятся сны.

201. Почти все время я чувствую, что жизнь меня утомляет.

202. Мне трудно на чем-нибудь сосредоточиться.

203. Я считаю, что против меня что-то замышляют.

204. У меня бывали случаи, когда я вдруг был вынужден прервать работу или другое занятие и не понимал, что происходит вокруг.

205. Любой, кто может и хочет много работать, обычно добивается своей цели.

206. В детстве меня исключали из школы за плохое поведение (или хотели исключить).

207. Иногда у меня появляется непреодолимое желание нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.

208. У меня есть недоброжелатели, которые стараются причинять мне неприятности.

209. Мне часто приходилось подчиняться кому-нибудь, кто знал меньше меня.

210. Не все мои знакомые или коллеги мне нравятся.

211. Я очень редко мечтаю.

212. Если я спорю, то предпочитаю спорить на что-нибудь.

213. Мне хотелось бы работать цветоводом.

214. Когда я иду по тротуару, то стараюсь перешагивать через трещины или другие линии на нем.

215. Если бы позволили условия, я мог бы принести большую пользу людям.

216. Когда я попадаю в компанию веселых друзей, мои заботы исчезают.

217. В веселой компании мне бывает неудобно дурачиться вместе с другими.

218. Большинство людей способно добиваться выгоды не совсем честным способом.

219. Мне неловко входить в комнату, где уже собрались и разговаривают люди.

220. В семье я совершенно независим и мне не приходится придерживаться установленных в ней порядков.

221. Я совершаю много поступков, о которых потом жалею (больше и чаще, чем другие).

222. Я знаю, кто виноват в большинстве моих неприятностей.

223. Иногда мне хочется что-нибудь разбить.

224. Я не боюсь крови и мне не становится плохо при виде ее.

225. У меня прерывистый и беспокойный сон.

226. Я считаю, что большинство людей не остановится перед тем, чтобы солгать в своих интересах.

227. Временами, когда я смущен, я сильно потею, и это мне очень неприятно.

228. Меня беспокоит возможность заразиться какой-нибудь болезнью.

229. Мне трудно начинать какое-нибудь дело.

230. Прежде чем что-нибудь сделать или принять решения (даже в мелочах) мне приходится подумать.

231. Временами мне приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше никому не рассказывать.

232. Временами я ощущаю странные запахи.

233. В детстве и юности я любил свою мать.

234. Временами мне очень хочется нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.

235. Я верю, что всегда, в конце концов, торжествует справедливость.

236. Мне хочется спать днем, а не ночью.

237. У меня часто выступают красные пятна на шее.

238. Мне часто случалось подчиняться родителям, даже если я считали, что они неправы.

239. Я наметил для себя жизненную программу, основанную на сознании долга, и стараюсь ее придерживаться.

240. Иногда я немного сплетничаю.

241. Я люблю футбол.

242. Я очень боюсь змей.

243. Я не раз замечал, что незнакомые люди (например, в транспорте или на прогулке) смот-рят на меня критически.

244. Иногда я дразню животных.

245. Меня легко отговорить от какого-нибудь намерения.

246. Я люблю бывать на вечерах и встречах.

247. Со мной происходили (или происходят) странные вещи.

248. Я предпочитаю не заговаривать с людьми, пока они сами ко мне не обратятся.

249. Моя речь такая же, как и всегда (не ускорена и не замедлена, не труднее выговаривать слова; нет хрипоты).

250. Мои родители часто не одобряли моих знакомств.

251. У меня очень часто бывает чувство, как будто я сделал что-то неправильное или нехорошее.

252. Кто-то затаил злобу против меня.

253. Временами я уверен в собственной бесполезности.

254. В последние годы мое самочувствие в основном было хорошим.

255. За последнее время у меня ухудшилось зрение.

256. Я теперь ежедневно пью намного больше воды, чем прежде.

257. Я считаю себя человеком нервным.

258. Мне стало труднее понимать содержание прочитанного.

259. Я легко могу заплакать.

260. У меня есть привычка считать разные ненужные мне вещи, например, лампочки, освещенные окна и т.п.

261. Я люблю детально изучать вещи, которыми я занимаюсь, и читать о них.

262. Я считаю, что меня часто незаслуженно наказывали.

263. Я считаю, что моя мать хорошая женщина.

264. Мои родные обращаются со мной как с ребенком, а не как с взрослым.

265. Кто-то пытается ограбить меня.

266. У меня страсть к перемене мест, и я счастлив только находясь в дороге.

267. Я считаю, что за мной следят.

268. Человек, который вводит других в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно столько же, сколько и тот, кто это имущество похищает.

269. Временами я чувствую, что мне необыкновенно легко принимать решения.

270. Если у меня есть возможность получить что-нибудь дефицитное и очень мне нужное без очереди, по знакомству, то я этим воспользуюсь.

271. Мне скучно слушать разговоры о моде.

272. Я вполне уверен в себе.

273. Мне хотелось бы играть на сцене.

274. Время от времени я испытываю ненависть к членам моей семьи, которых обычно люблю.

275. Бывали случаи, когда я делал вид, что болен, чтобы избежать чего-нибудь.

276. В детстве я принадлежал к компании, где все стояли друг за друга, несмотря ни на что.

277. У меня бывают периоды, во время которых я необычно весел без особой причины.

278. Я часто упускаю разные возможности, потому что не в состоянии вовремя принять решения.

279. Иногда у меня пропадает или изменяется голос, даже если я в это время не простужен.

280. Мне безразлично, что думают обо мне другие.

281. Иногда мне очень хотелось навсегда уйти из дома.

282. Я люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.

283. Меня беспокоят мысли о моем материальном и служебном положении.

284. Мое физическое здоровье не хуже, чем у большинства моих знакомых.

285. У меня устают глаза от долгого чтения.

286. Меня почти всегда беспокоит ощущение чего-то постороннего в носу или голове.

287. Почти каждый месяц я хожу в театр.

288. Я редко беспокоюсь о своем здоровье.

289. Я часто потею, даже в прохладную погоду.

290. Иногда ни с того, ни с сего мне в голову приходят какие-нибудь нехорошие слова, часто ругательства, от которых я не могу избавиться.

291. Я обидчивее, чем большинство других людей.

292. Мне достаточно того внимания и участия, которое мне уделяется.

293. В детстве и юности я любил своего отца.

294. Я легко могу заставить человека бояться меня и иногда делаю это ради собственного удовольствия.

295. Есть люди, которые пытаются украсть мои идеи и мысли.

296. Я не боюсь иметь дело с деньгами.

297. Кто-то пытался воздействовать на мое мышление.

298. Мое настроение не бывает подолгу плохим; почти всегда что-нибудь интересное или веселое улучшает его.

299. Когда мне скучно, я стараюсь устроить что-нибудь веселое.

300. Я не каждый день прочитываю всю газету.

301. Я люблю поэзию.

302. Мне часто хотелось быть женщиной, а если я женщина, то никогда об этом не жалею.

303. Мне хотелось бы быть певцом (певицей).

304. Мои руки стали неловкими.

305. Иногда Мне бывает трудно мочиться или, наоборот, сдерживать позывы.

306. Я охотно провел бы свой отпуск в доме отдыха или в коллективном туристическом походе.

307. Меня легко переспорить.

308. Часто у меня звенит или шумит в ушах.

309. Знакомиться с людьми мне труднее, чем другим.

310. Я против того, чтобы подавать милостыню.

311. В жизни у меня были неприятности из-за поведения, связанного с вопросами пола.

312. Мне часто приходилось встречать людей, которые считались специалистами, а на са-мом деле знали не больше моего.

313. Я очень раздражаюсь, если ко мне обращаются за советом или еще как-нибудь мешают мне, когда я занят важной работой.

314. Я очень легко устаю.

315. Большую часть времени я чувствую общую слабость.

316. Когда я притрагиваюсь к темени, то чувствую болезненность.

317. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.

318. По сравнению с большинством людей я достаточно способен и сообразителен.

319. Иногда я не уступаю людям не потому, что дело действительно важное, а просто из принципа.

320. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы не встретиться с кем-нибудь из знакомых.

321. Иногда мне приятно причинять боль или неприятности людям, которых я люблю.

322. У меня никогда не было параличей или необычной слабости в руках и ногах.

323. Я считаю, что мой отец хороший человек.

324. Я считаю, что совершал поступки, которые нельзя простить.

325. Раз в месяц (или чаще) у меня бывает понос.

326. Я замечаю, что слух у меня хуже, чем у большинства людей.

327. Моим мышлением кто-то управляет.

328. Когда несколько человек попадают в неприятную историю, им лучше условиться, что потом говорить.

329. У меня почти все время пересыхает во рту.

330. Иногда я откладываю на завтра то, что должен был сделать сегодня.

331. Если бы я был журналистом, то предпочел бы писать о театре.

332. Если бы я был художником, то охотно рисовал бы цветы.

333. Мне нравится бывать в обществе людей, которые любят подшучивать друг над другом.

334. Дурные предчувствия всегда оправдываются.

335. Я помню периоды, когда у меня был такой прилив сил, что казалось, можно было обходиться без сна по несколько суток подряд.

336. Когда я играю, то предпочитаю играть на что-нибудь.

337. Когда я что-нибудь делаю, то все время невольно отвлекаюсь.

338. У меня бывают приступы астмы или крапивницы.

339. Бывало, что я подвергал себя опасности из любви к риску.

340. Я очень редко ссорюсь с членами своей семьи.

341. В детстве я одно время совершали мелкие кражи.

342. Мне бывает трудно отложить начатое дело даже ненадолго.

343. Если мне делают приятное, то меня обычно интересует, что за этим кроется.

344. Часто меня беспокоят боли в сердце или в груди.

345. Иногда мне бывало трудно сохранять равновесие во время ходьбы.

346. Меня часто беспокоит желудок.

347. Я верю, что в будущем люди будут жить намного лучше, чем теперь.

348. С памятью у меня все благополучно.

349. Иногда я так настаиваю на чем-нибудь, что люди начинают терять терпение.

350. Иногда мне приходят в голову странные, необычные мысли.

351. Временами мне бывало приятно, если мне причинял боль, страдания дорогой мне человек.

352. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что у меня это плохо получается.

353. У меня бывали периоды, во время которых я что-то делал и потом не мог вспомнить, что именно я делал.

354. Бывает, что я громко смеюсь без причины.

355. Я верю, что некоторые люди одним прикосновением могут излечить болезнь.

356. Почти каждую неделю мне снятся кошмары.

357. Меня пытались отравить.

358. В половом отношении женщины должны быть так же свободны, как и мужчины.

359. Толкование снов может помочь принимать правильные решения.

360. В игре я предпочитаю выигрывать.

361. Мне хотелось бы быть журналистом.

362. Я охотно читаю книги о любви.

363. Я люблю ходить в гости или в другие места, где бывает шумно и весело.

364. Мне часто приходится отстаивать что-нибудь, что я считаю правильным.

365. Я очень часто не в курсе дел и интересов тех людей, которые меня окружают.

366. Если дело не клеится, мне тут же хочется бросить его.

367. Большинство людей довольно своей жизнью более чем я.

368. Я легко схожусь с людьми и хорошо себя чувствую в обществе.

369. Я недоволен тем, как сложилась моя жизнь.

370. Обычно я удовлетворен своей судьбой.

371. У меня такое впечатление, что меня никто не понимает.

372. У меня бывает чувство, что трудностей так много, что преодолеть их невозможно.

373. У меня почти всегда болит голова.

374. У меня редко болит голова.

375. Часто у меня бывают подергивания в мышцах.

376. Несколько раз в неделю меня беспокоит изжога.

377. В хорошую погоду настроение у меня обычно улучшается.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

Обработка результатов.

Т-Баллы:

Для мужчин

  L F К
М 3,944 5,756 15,744 12,044 20,252 18,068 21,232 21,606 9,240 27,384 26,704 18,620 26,766
σ 2,236 2,921 3,881 3,283 4,144 4,438 4,177 3,913 2,771 4,791 2,463 4,005 7,037

Для женщин

  L F К
М 4,456 6,768 14,567 14,456 24,656 20,332 21,976 31,976 10,493 31,840 29,556 18,952 30,376
σ 2,435 3,183 4,143 4,470 5,033 5,176 4,119 3,820 3,295 4,772 5,254 3,816 7,748

Перевод сырых баллов производят по следующей формуле:

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой. - student2.ru

где Х - сырой балл, а М и δ - значения взятые из таблицы

Шкала L: Верно 0.

Неверно 15: 15 30 45 60 75 90 105 120 135 165 195 225 255 285

Шкала F: Верно 45: 14 23 27 31 33 34 35 40 42 48 49 50 53 56 66 85 121 123 139 146 151 156 168 184 197 200 202 205 206 209 210 211 215 218 227 245 246 247 252 256 269 275 286 291 293

Неверно 20: 17 20 54 65 75 83 112 113 115 164 169 177 185 196 199 220 257 258 272 276

Шкала K: Верно 1: 96

Неверно 29: 30 39 71 89 124 129 134 138 142 148 160 170 171 180 183 217 234 267 272 296 316 322 374 383 397 398 406 461 502

Шкала 1: Верно 11: 23 29 43 62 72 108 114 125 161 189 273

Неверно 22: 2 3 7 9 18 51 55 63 68 103 130 153 155 163 175 188 190 192 230 243 274 281

Шкала 2: Верно 20: 5 13 23 32 41 43 52 67 86 104 130 138 142 158 159 182 189 193 236 259

Неверно 40: 2 8 9 18 30 36 39 45 46 51 57 58 64 80 88 89 95 98 107 122 131 152 153 154 155 160 178 191 207 208 238 241 242 248 263 270 271 272 285 296

Шкала 3: Верно 12: 10 23 32 43 44 47 76 114 179 186 189 238

Неверно 47: 2 3 6 7 8 9 12 26 30 51 55 71 89 93 103 107 109 124 128 129 136 137 141 147 153 160 162 163 170 172 174 175 180 188 190 192 201 213 230 234 243 265 267 274 279 289 292

Шкала 4: Верно 24: 16 21 24 32 33 35 38 42 61 67 84 94 102 106 110 118 127 215 216 224 239 244 245 284

Неверно 26: 8 20 37 82 91 96 107 134 137 141 155 170 171 173 180 183 201 231 235 237 248 267 287 289 294 296

Шкала 5 для М: Верно 28: 4 25 26 69 70 74 77 78 87 92 126 132 134 140 149 179 187 203 204 217 226 231 239 261 278 282 295 297 299

Неверно 32: 1 19 28 79 80 81 89 99 112 115 116 117 120 133 144 176 198 213 214 219 221 223 229 249 254 260 262 264 280 283 300

Шкала 5 для Ж: Верно 25: 4 25 70 74 77 78 87 92 126 132 133 134 140 149 187 203 204 217 226 239 261 278 282 295 299

Неверно 35: 1 19 26 28 69 79 80 81 89 99 112 115 116 117 120 144 176 179 198 213 214 219 221 223 229 231 249 254 260 262 264 280 283 297 300

Шкала 6: Верно 25: 15 16 22 24 27 35 110 121 123 127 151 157 158 202 275 284 291 293 299 305 317 338 341 364 365

Неверно 15: 93 107 109 111 117 124 268 281 294 313 316 319 327 347 348

Шкала 7: Верно 38: 10 15 22 32 41 67 76 86 94 102 106 142 159 182 189 217 238 266 301 304 305 317 321 336 337 340 342 343 344 346 349 351 352 356 357 359 360 361

Неверно 9: 3 8 36 122 152 164 178 329 353

Шкала 8: Верно 59: 15 16 21 22 24 32 33 35 38 40 41 47 52 76 97 104 121 156 157 159 168 179 182 194 202 210 212 238 241 251 259 266 273 282 291 297 301 303 305 307 312 320 324 325 332 334 335 339 341 345 349 350 352 354 355 356 360 363 364

Неверно 19: 8 17 20 37 65 103 119 177 178 187 192 196 220 276 281 306 309 322 330

Шкала 9: Верно 35: 11 13 21 22 59 64 73 97 100 109 127 134 143 156 157 167 181 194 212 222 226 228 232 233 238 240 250 251 263 266 268 271 277 279 298

Неверно 11: 101 105 111 119 120 148 166 171 180 267 289

Шкала 0: Верно 34: 32 67 82 111 117 124 138 147 171 172 180 201 236 267 278 292 304 316 321 332 336 342 357 377 383 398 411 427 436 455 473 487 549 564

Неверно 36: 25 33 57 91 99 119 126 143 193 208 229 231 254 262 281 296 309 353 359 371 391 400 415 440 446 449 450 451 462 469 479 481 482 505 521 547

Шкала L

Утверждения, включенные в шкалу L, были отобраны с целью выявления тенденции испытуемого представить себя в возможно более выгодном свете, продемонстрировав строгое соблюдение социальных норм.

Шкала состоит из 15 утверждений, которые касаются социально одобряемых, но малосущественных установок и норм повседневного поведения, в силу своей малой значимости фактически игнорируемых подавляющим большинством людей. Таким образом, повышение результата по шкале L свидетельствует обычно о стремлении испытуемого выглядеть в благоприятном свете. Это стремление может быть обусловлено ситуационно, связано с ограниченностью кругозора испытуемого или вызвано наличием патологии. Однако надо иметь в виду, что некоторые лица склонны пунктуально следовать установленному стандарту, всегда соблюдая любые, даже самые незначительные и не имеющие суще-ственной ценности правила. В этих случаях повышение результата по шкале L отражает указанные особенности характера. Принадлежность к профессиональной группе, от которой из-за ее специфики требуется чрезвычайно высокий стандарт поведения и пунктуальное следование конвенциальным нормам, также способствует повышению результата по шкале L. Такого рода высокий стандарт поведения может отмечаться, в частности, у работников юстиции, педагогов и в некоторых других профессиональных группах.

Следует отметить, что, поскольку утверждения, составляющие шкалу L, используются в своем прямом значении, они могут не выявить тенденции выглядеть в выгодном свете, если она возникает у лиц с достаточно высоким интеллектом и большим жизненным опытом.

Если результаты по шкале L составляют от 70 до 80 Т-баллов, полученный профиль представляется сомнительным, а при результатах свыше 80 Т-баллов - недостоверным. Высокие результаты по шкале L обычно сопровождаются снижением уровня профиля по основным клиническим шкалам. Если же, не взирая на высокий результат по шкале L, обнаруживаются значимые повышения уровня профиля по тем или иным клиническим шкалам, они могут быть учтены в совокупности данных, имеющихся в распоряжении исследователя.

Шкала F

Значительное повышение профиля на этой шкале указывает на случайное или намеренное искажение результатов исследования.

Шкала состоит из 64 утверждений, которые крайне редко расценивались как "верные" лицами, входящими в нормативную группу здоровых испытуемых, по которой проводилась стандартизация методики многостороннего исследования личности. В то же время эти утверждения редко дифференцировали нормативную группу от групп больных, по которым валидизировались основные шкалы теста.

Утверждения, включенные в шкалу F, касаются, в частности, необычных мыслей, желаний и ощущений, явных психотических симптомов, причем таких, существование которых почти никогда не признается исследуемыми больными.

Если профиль по шкале F превышает 70 Т-баллов, результат представляется сомнительным, но может быть учтен при подтверждении другими, в том числе и клиническими, данными. Если результат по шкале F превышает 80 Т-баллов, результат исследования следует считать недостоверным. Такой результат может быть вызван техническими ошибками, допущенными при проведении исследования. В тех случаях, когда возможность ошибки исключена, недостоверность результата обусловливается установкой испытуемого или его состоянием. При установочном поведении испытуемый может раскладывать карточки вне всякой связи с их смыслом (если он стремится избежать исследования) или признавать верными утверждения, касающиеся необыч-ных или явно психотических явлений (если он стремится агравировать или симулировать психопатологическую симптоматику).

Недостоверный результат, связанный с состоянием больного, может отмечаться при остром психотическом состоянии (нарушение сознания, бред и т. п.), искажающем восприятие утверждений или реакцию на них. Аналогичное искажение может наблюдаться и в случаях тяжелых психотических расстройств, приводящих к дефекту. Сомнительный или недостоверный результат может быть получен у тревожных личностей в тех случаях, где острая потребность в помощи побуждает их давать учитываемые ответы на большую часть утверждений. В этих случаях одновременно с повышением результата по шкале F весь профиль значительно повышается, но форма профиля при этом не искажается и сохраняется возможность его интерпретации. Наконец, к недостоверному результату могут приводить изменения внимания испытуемого, в результате которых он совершает ошибки или не может вникнуть в смысл утверждения. При получении недостоверного результата в ряде случаев удается повысить достоверность исследования с помощью ретестирования. При этом целесообразнее повторно предъявлять только те утверждения, по которым были получены учитываемые ответы. При недостоверном результате повторного тестирования можно попытаться установить причину искажения результата путем обсуждения с испытуемым его ответов. Во избежание нарушения контакта с испытуемым необходимо получить его согласие на такое обсуждение.

При достоверном результате исследования относительно высокий уровень профиля на шкале F (отклонение от средней на 1,5-2σ) может отмечаться у различных типов неконформных личностей, поскольку такие личности будут обнаруживать реакции, не характерные для нормативной группы, и соответственно чаще давать ответы, учитываемые по шкале F. Нарушение конформности может быть связано со своеобразием восприятия и логики, характерным для лиц шизоидного склада, аутичных и испытывающих затруднения в межличностных контактах, а также с психопатическими чертами у лиц, склонных к неупорядоченному ("богемному") поведению или характеризующихся выраженным чувством протеста против конвенциальных норм. Повышение профиля на шкале F может отмечаться также у очень молодых людей в период формирования личности в тех случаях, когда потребность в самовыражении реализуется через неконформность в поведении и взглядах. Выраженная тревожность и потребность в помощи обычно проявляется в относительно высоком уровне результата по описываемой шкале.

Умеренное повышение на шкале F (отклонение от средней на 1,0-1,5σ) при отсутствии психопатологической симптоматики обычно отражает внутреннюю напряженность, недовольство ситуацией, плохо организованную активность. Склонность следовать конвенциальным нормам и отсутствие внутренней напряженности обусловливают низкий результат по шкале F.

В клинически несомненных случаях заболевания повышение профиля по шкале F обычно коррелирует с выраженностью психопатологической симптоматики.

Шкала К

Шкала состоит из 30 утверждений, которые позволяют дифференцировать лиц, стремящихся смягчить или скрыть психопатологические явления, и лиц чрезмерно открытых.

В оригинальном варианте теста MMPI эта шкала первоначально предназначалась только для исследования степени осторожности испытуемых в ситуации тестирования и тенденции (в значительной мере неосознанной) отрицать имеющиеся неприятные ощущения, жизненные затруднения и конфликты. Результат, полученный по шкале К, добавляется с целью коррекции указанной тенденции к пяти из десяти основных клинических шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. В наибольшей степени эта тенденция сказывается на результатах, получаемых по седьмой и восьмой шкалам, в связи с чем первичному результату, полученному по этим шкалам, первичный результат по шкале К добавляется полностью. В меньшей мере он сказывается на результатах, полученных по первой и четвертой шкалам, поэтому при коррекции к первичному результату, полученному по первой шкале, добавляется 0,5, а к результату, полученному по четвертой, 0,4, первичного результата по шкале К. В наименьшей степени эта тенденция влияет на результат, полученный по девятой шкале; при коррекции к первичному результату по этой шкале добавляется 0,2 первичного результата по шкале К. Результаты, полученные по остальным шкалам, не обнаруживают закономерных изменений в зависимости от результата по шкале К и поэтому не корригируются описанным образом. Однако шкала К, помимо своей значимости для оценки реакции испытуемого на ситуацию тестирования и коррекции результатов по ряду основных клинических шкал, представляет существенный интерес и для оценки определенных особенностей личности испытуемого.

Лица с высокими показателями по шкале К обычно определяют свое поведение в зависимости от социального одобрения и озабочены своим социальным статусом. Они склонны отрицать какие-либо затруднения в межличностных отношениях или в контроле собственного поведения, стремятся к соблюдению принятых норм и воздерживаются от критики окружающих в той мере, в какой поведение окружающих укладывается в рамки принятой нормы. Явно неконформное, отклоняющееся от традиций и обычаев, выходящее из конвенциальных рамок поведение других людей вызывает у лиц, дающих высокие баллы по шкале К, выраженную отрицательную реакцию. В связи с тенденцией отрицать (в значительной мере уже на перцептивном уровне) информацию, свидетельствующую о затруднениях и конфликтах, эти лица могут не иметь адекватного представления о том, как их воспринимают окружающие. В клинических случаях выраженное желание добиться благожелательного к себе отношения может сочетаться с беспокойством и неуверенностью.

При незначительной выраженности (умеренные повышения профиля на шкале К) описанные тенденции не только не нарушают адаптацию индивидуума, но даже облегчают ее, обусловливая ощущение гармонии с окружением и одобрительную оценку принятых в этом окружении правил. В связи с этим лица с умеренным повышением профиля на шкале К производят впечатление людей благоразумных, доброжелательных, общительных, имеющих широкий круг интересов. Большой опыт межличностных контактов и отрицание затруднений обусловливают у лиц этого типа более или менее высокую предприимчивость и умение находить правильную линию поведения. Поскольку такие качества улучшают социальную адаптацию, умеренное повышение профиля по шкале К может рассматриваться как прогностически благоприятный признак.

Лица с очень низким уровнем профиля на шкале К хорошо сознают свои затруднения, склонны скорее преувеличивать, чем недооценивать степень межличностных конфликтов, тяжесть отмечающихся у них симптомов и степень личностной неадекватности. Они не скрывают своих слабостей, затруднений и психопатологических расстройств. Склонность критически относиться к себе и окружающим приводит к скептицизму. Неудовлетворенность и склонность преувеличивать существенность конфликтов делают их легко уязвимыми и порождают неловкость в межличностных отношениях.

Индекс F-К. Поскольку тенденции, измеряемые шкалами F и К, в значительной степени противоположно направлены, разность первичного результата, полученного по этим шкалам, имеет существенное значение для определения установки испытуемого в момент исследования и суждения о достоверности полученного результата. Среднее значение этого индекса в методике многостороннего исследования личности составляет -7 для мужчин и -3 для женщин. Интервалы, при которых полученный результат может считаться достоверным (если ни одна из оценочных шкал не превышает 70 Т-баллов), составляют для мужчин от -18 до +4, для женщин от -23 до +7. Если разность F-К составляет от +5 до +7 для мужчин и от +8 до +10 для женщин, то результат представляется сомнительным, однако при подтверждении его клиническими данными он может учитываться при условии, что ни одна из оценочных шкал не превышает 80 Т-баллов.

Чем больше разность F-К, тем более выражено стремление испытуемого подчеркнуть тяжесть своих симптомов и жизненные трудности, вызвать сочувствие и соболезнование. Высокий уровень индекса F-К может также указывать на агравацию. Снижение индекса F-К отражает стремление улучшить впечатление о себе, смягчить свою симптоматику и эмоционально насыщенные проблемы или отрицать их наличие. Низкий уровень этого индекса может указывать на диссимуляцию имеющихся психопатологических нарушений.

Занятие № 20

Тема: «Человек как индивидуальность».

2. Форма организации учебного процесса:семинарское занятие.

3. Значение темы: формирование представлений о психологических проявлениях индивидуальности человека, знакомство с базовыми предметными категориями, формирование профессиональной позиции на проблему индивидуальности.

Цели обучения:

- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1), способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2).

- профессиональная: готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2), умение разрабатывать дизайн психологического исследования: формулирование проблемы и гипотезы, генерированием теоретического контекста конкретных исследований, определение параметров и ресурсов для психологических исследований, описание методологии психологических исследований, планирование и проведение исследования (ПК-3), владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверка и оценка соотношения теории и эмпирических данных, подготовка отчетной документации и обобщение полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4), готовность к проведению психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях клинической психологии (ПК-27).

- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие; уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека; владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.

5. План изучения темы:

Наши рекомендации