О структуре субъекта труда

"Срезовую" характеристику структуры субъекта труда в каж­дый данный момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т. е. цело­стной деятельности в единстве с личностью, уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий.

Уровень деяний. Деяние — целостный цикл трудовой деятель­ности, характеризующейся полной психологической структурой (признаками, описанными в §2.1) и включающей ряд промежу­точных целей, подчиненных некоторой более или менее пер­спективной цели. Деяние — категория, прежде всего субъектив­ная; она определяется иерархией целей, особенностями мыслен­ных перспектив, которые задает себе сам человек.

В состав этого уровня входят следующие основные компо­ненты: общие способности (активность, саморегуляция); ориен­тировка в человеческой картине мира, мировоззрение, жизнен­ные цели, идеалы, ценностные представления, профессиональ­ные личные планы; характер как система отношений к разным сторонам действительности; ориентировка в конкретной жиз­ненной ситуации — ее отображение в виде мысленных образов разного уровня; ориентировка в области своей непосредствен­ной деятельности; сознание своего "Я", своих возможностей, состояний в реальной ситуации; волевые качества, способности, обеспечивающие исполнение замыслов; специальные способно­сти, конкретные мотивы деятельности; общая трудоспособность, особенности соматического и нервно-психического здоровья, общей гражданской воспитанности, подготовленности.

Уровень действия. Действие — совокупность процессов по­знания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели. Действие — категория субъективная; она определяется динамикой непосредственных целей. Так, например, для начинающего водителя автотранс­портного средства действием может быть переключение рычага управления коробкой передач, а для опытного, выполняющего это переключение привычным движением, здесь уже нет дейст­вия (так как нет особой цели — переключить передачу); дейст­вие опытного водителя может состоять в другом — "сменить ряд движения", "совершить обгон" и пр. Таким образом, делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные системы действий и разное их количество.

Основные компоненты рассматриваемого уровня:

- способ­ность построить адекватное "логике вещей" представление цели;

- способность произвольной регуляции, саморегуляции мотивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля;

- способность усвоить и осуществить определенные исполнитель­ские операции на двигательном, ияи сенсорно-перцептивном (чувственном), или интеллектуальном (отвлеченном), или соци­ально-коммуникативном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляцииих (понятно, что и социаль­ная коммуникация и саморегуляция предполагают сложные син­тезы как чувственного, так и мысленного познания).

Уровень макроэлементов действия: способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезента­тивном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия ("ускорить темп", "усилить нажим" и т.п.).

Уровень микроэлементов действия. Это уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произ­вольной регуляции особенностей познавательных и исполнительных действий, процессов мотивации действий (изменения на уровне микроинтервалов времени, микроамплитуд движений, тремора). Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с при­обретенными регуляторными механизмами, обеспечивающими физиологический баланс организма с внешней средой, баланс функций внутри организма, автоматическую саморегуляцию.

В общем виде под субъектом труда можно понимать систем­ную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствую­щих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой).

Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Для чего надо знать о микроэлементах действия?Не вы­думка ли это досужих исследователей?

2. Есть ли психологическая информация в "Деяниях апосто­лов" (Новый завет)? Если да, то выделите ее и соотнесите с со­временной научной психологией.

3. Каковы ваши деяния?

Тема 1. Возможные варианты системного представления структуры субъекта труда.

Тема 2. Возможные варианты анализа, группировки действий и деяний профессиональных психологов.

Тема 3. Сходство и различие психолога и инженера как субъ­ектов труда (целесообразно рассмотреть и другие варианты).

Наши рекомендации