ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ


д g

ЗДОРОВЬЕ КЙК ЦЕЛЬ U KI>UTEPUU ВСЛЕШНОСТи...




ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru пример, волка, может привести к появлению другого: устра­нение объекта не ведет за собой устранения причины тревоги. Усугублению ситуации содействует наличие повышенного уровня тревоги и страхов самих родителей. Приводятся дан­ные, свидетельствующие о закреплении детских страхов роди­тельскими. Одно из исследований показало, что коэффициент корреляции между выраженными детскими страхами и страха­ми матери составляет 0,667. Было выявлено явное соответ­ствие между частотой страхов у детей из одной и той же се­мьи. Но более всего подвержены влиянию родительских стра­хов дети, находящиеся с ними в симбиотических отношениях (полной эмоциональной слитности). В этом случае ребенок иг­рает роль «эмоционального костыля матери», то есть помогает компенсировать ей те или иные собственные внутренние кон­фликты. Поэтому симбиотические отношения, как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться не только у детей, но и в более поздних возрастах: подростковом, юношеском и даже у взрослых.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здо­ровья, истоки которых лежат в раннем возрасте. Если у ре­бенка отсутствует автономность, способность к самостоятель­ным выборам, суждениям, оценкам, то в активном варианте у него проявляется демонстративная агрессивность, в пассив­ном — социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. При этом для обоих вариантов характерно наличие проблемы проявления гнева, поскольку ее истоки также относятся к раннему возрасту. Ввиду особой важности рассмотрим эту проблему подробнее.

Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия яв­ляются для ребенка не просто нормальной, но особо важной формой активности, являющейся предпосылкой его последую; щей успешной социализации. Агрессивные действия ребенка -1 это сообщение о своих потребностях, заявление о себе, уста­новление своего места в мире. Однако сложность состоит ? том, что первые агрессивные действия направляются на мать й близких людей, которые нередко из самых лучших побуждс ний не допускают их проявления. И если ребенок столкнется с

неодобрением проявлений своего гнева, отвержением и тем, что он считает потерей любви, он будет делать все, чтобы избежать открытого проявления гнева. В этом случае невыраженная эмо­ция, как пишет В. Оклендер (1997), остается внутри ребенка, как камень преткновения, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить, систематически подавляя свои эмоции. При этом его Я может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет требоваться постоянное подтверждение собственного существования. Однако дети с активным стилем поведения все-таки находят косвенные способы проявления агрессии, с тем чтобы все-таки заявить свою силу и индивидуальность. Это могут быть насмешки над окружающими, побуждение к агрес­сивным действиям других, воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего поведения. Основная функ­ция агрессии здесь — это стремление заявить о своих желани­ях, потребностях, выйти из-под опеки социального окружения. А основная форма — разрушение чего-либо, это позволяет на­звать такую агрессивность деструктивной.

Если у ребенка отсутствует автономность, способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассив­ном варианте он проявляет в различных формах социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения. И это понятно. Дети с пассивным стилем поведе­ния в конфликте не имеют возможности проявлять чувство гнева. Чтобы защититься от него, они отрицают само наличие у себя этого чувство. Но с отрицанием чувства гнева ими от­рицается часть самих себя. Дети становятся робкими, осто­рожными, угождают окружающим, чтобы услышать слова по­ощрения. Более того, у них пропадает способность различать истинные мотивы своего поведения (вызвано оно своими же­ланиями или желаниями окружающих). В некоторых случаях исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по собственному желанию. Понятно, что фокусируются детские "трудности в социальных страхах: не соответствовать установ­ленным нормам, требованиям значимых взрослых.

Перейдем к обсуждению нарушений психологического здо-Ровья, истоки которых лежат в дошкольном возрасте. В это



Чисть I. Теоретические основы «синологической работы спетыущ Г/)Йвп 2. Псикологическое эаоровье кйк иель и критерии «спешности...




                       
    ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru
      ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru
      ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru
 
  ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru
 
      ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru
 
    ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru
 

ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru

время для ребенка особо значимы стабильные внутрисемейные отношения, и конфликты, развод или уход из жизни одного из родителей либо их эмоциональная холодность могут приве­сти к депривации потребностей в сопричастности, нарушению эдипова развития. Дети с активным стилем реагирования в конфликте могут прибегнуть к различным способам получения негативного внимания. Иногда для этого они прибегают к аг­рессивным действиям. Но цель их в отличие от уже описан­ных нами вариантов — не защита от окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать демонстратив­ной. В связи с демонстративной агрессивностью можно вспом­нить работу Р. Дрейкурса (см. Помощь родителям в воспита­нии детей, 1992), в которой он описывает четыре цели плохо­го поведения детей. Первая цель плохого поведения, выделяемого Р. Дрейкурсом, — получение внимания — впол­не могла бы быть названа демонстративной агрессивностью. Как отмечает Р. Дрейкурс, ребенок ведет себя так, что у взрослых (педагогов, психологов, родителей) создается впе­чатление, будто он хочет, чтобы абсолютно все внимание было сосредоточено на нем. Если же внимание взрослых отвлекает­ся от ребенка, за этим следуют различные бурные моменты (выкрикивания, нарушения правил поведения, кривлянье и т.п.). В формуле жизненного стиля таких детей существует запись: «Мне будет хорошо, только если меня будут замечать. Если меня замечают, значит, я существую». Иногда дети при­влекают к себе внимание и без агрессивности. Это может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как воровство и лживость.

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте действуют противоположным способом. Они замы* каются в себе, отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах. При внимательном наблюдении за ними можно за* метить существенные изменения в их поведении, хотя родите* ли обращаются за помощью только в том случае, когда у ре' бенка появляются уже те или иные невротические или психо-

соматические проявления или ухудшается успеваемость в шко­ле При длительном пребывании ребенка в этом состоянии у него формируется страх самовыражения, то есть боязнь по­казать окружающим свои истинные чувства. Взрослые недо­оценивают негативное воздействие данного страха на развитие ребенка. Возможно, это объясняется недооценкой значения непосредственности самовыражения в нашей культуре в це­лом. Поэтому некоторые терапевтические школы в работе со взрослыми уделяют особое внимание помощи в становлении их спонтанности, непринужденности, свободы выражения сво­его Я. Это необходимо, поскольку как следствие заблокиро­ванное™ или ограниченности самовыражения человека может развиться чувство собственной ничтожности, ослабеть его Я. Как правило, через некоторое время становятся заметными те­лесные изменения: скованность движений, монотонность голо­са, избегание контакта глаз. Ребенок как бы пребывает все время в защитной маске.

Чтобы сохранить логику изложения, продолжим рассмот­рение нарушений психологического здоровья у детей старше­го возраста.

Такой

Если истоки проблем уже не ребенка, а подростка лежат в младшем школьном возрасте и он имеет выраженное чувство собственной неполноценности, то в активном варианте он стремится компенсировать это чувство через проявление агрес­сии по отношению к тем, кто слабее его. Это могут быть свер­стники и в некоторых случаях даже родители и педагоги. В этом случае агрессия чаще всего проявляется в косвенной форме, то есть в виде насмешек, издевательств, использовании ненормативной лексики. Основная цель этого — унижение Другого человека. При этом негативная реакция окружающих только усиливает стремление подростка к этим действиям, по­скольку служит доказательством собственной полноценности.

подросток демонстрирует компенсаторную агрессив-

ность, которая позволяет ему в момент ее- проявления почув­ствовать собственную силу и значимость, поддержать чувство ственного достоинства. Можно предположить, что в основе огих форм асоциального поведения лежит именно компен-



ЧЯСТЬ I . TeOPSTUMSCKUE ОСНОвЫ fiCUXOnOrUMSCKOU МбОТЫ С ОЕТЫЛЦ - student2.ru

Наши рекомендации