Методики системного анализа

I.С. Оптнер:

1) Идентификация симптомов.

2) Определение актуальности проблемы.

3) Определение цели.

4) Вскрытие структуры системы и её дефектных элементов.

5) Определение структурных возможностей.

6) Нахождение альтернатив.

7) Оценка альтернатив.

8) Выбор альтернативы.

9) Составление решения.

10) Признание решения коллективом исполнителей и руководителей.

11) Запуск процесса реализации решения.

12) Управление процессом реализации решения.

13) Оценка реализации и последствий.

II. С. Янг:

1) Определение целей системы.

2) Выявление проблем организации.

3) Исследование проблем и постановка диагноза.

4) Поиск решения проблемы.

5) Оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них.

6) Согласование решений в организации.

7) Утверждение решения.

8) Подготовка к вводу.

9) Управление применением решения.

10) Проверка эффективности решения.

III. Э. Квейд:

1) Постановка задачи – определение существа проблемы, выявление целей и определение границ задачи.

2) Поиск – сбор необходимых сведений, определение альтернативных средств достижения цели.

3) Толкование – построение модели и её использование.

4) Рекомендации – определение предпочтительной альтернативы или курса действий.

5) Подтверждение – экспериментальная проверка решений.

IV. Е. П. Голубков:

1) Постановка задачи.

2) Исследование.

3) Анализ.

4) Предварительное суждение.

5) Подтверждение.

6) Окончательное суждение.

7) Реализация принятого суждения.

V. Ю. И. Черняк:

1) Анализ проблемы.

2) Определение системы.

3) Анализ структуры системы.

4) Формирование общей цели и критериев её достижения.

5) Декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах.

6) Выявление ресурсов и процессов, композиция цели.

7) Прогноз и анализ будущих условий.

8) Оценка целей и средств.

9) Отбор вариантов.

10) Диагноз существующей системы.

11) Построение комплексной программы развития.

12) Проектирование организации для достижения целей.

Принятие решений

Основные понятия и определения

Принятие решений – особый вид человеческой деятельности, направленный на выбор наилучшего варианта действий. Роли людей в процессе принятия решений:

1. Лицо, принимающее решение (ЛПР) – человек, фактически осуществляющий выбор варианта.

2. Владелец проблемы – человек, который, по мнению окружающих, должен ее решать, и несет ответственность за принятие решений. Иногда решение ЛПР и владельца проблемы не совпадают. Иногда эти две роли выполняются коллективом людей.

3. Активные группы – группы людей, имеющих общие интересы и стремящиеся оказать влияние на процесс выбора решения и его результат.

4. Эксперт – тот, к кому обращаются за советом в процессе выработки решений.

5. Консультант по принятию решений – тот, кто организует сам процесс принятия решений (помогая ЛПР и владельцу проблемы в правильной постановке задачи, выявлении позиции активных групп, в организации работы с экспертами). Он обычно не высказывает своих предпочтений.

Альтернативы – варианты действий по решению проблемы. Альтернатив должно быть не меньше двух, иначе не будет самой задачи выбора. Альтернативы бывают зависимыми и независимыми. При зависимых альтернативах, оценки одних оказывают влияние на качество других.

Критерии – показатели привлекательности альтернатив для ЛПР. Выбор критериев определяется профессиональным опытом, зачастую имеется много критериев выбора альтернатив. Критерии могут быть зависимыми и независимыми. Критерии зависимы, если предпочтения ЛПР при сравнении альтернатив меняются в зависимости от значений одинаковых оценок по какому-то из критериев. На сложность задачи принятия решений влияет число критериев.

Шкалы оценок по критериям

Шкала – кортеж из трех элементов Методики системного анализа - student2.ru , где Методики системного анализа - student2.ru – реальный объект, Методики системного анализа - student2.ru – шкала, Методики системного анализа - student2.ru – гомоморфное отображение Методики системного анализа - student2.ru .

Виды шкал:

1. Шкала номинального типа (шкала наименований). Значения на такой шкале используются лишь как имена объектов. Никакие арифметические операции с этими значениями недопустимы.

2. Шкала порядка (ранговая, порядковая шкала). При измерении какого-либо качества по такой шкале не отражается степень выраженности этого качества, а выполняется лишь упорядочение объектов по возрастанию или убыванию этого качества. Пример: шкала твердости минералов, шкала силы ветра, шкала силы землетрясения.

3. Шкала интервалов (интервальная шкала) – это шкала, сохраняющая неизменными отношения интервалов в эквивалентных шкалах:

Методики системного анализа - student2.ru

Переход от одной шкалы такого типа к другой шкале этого же типа задается линейным преобразованием. Например, переход от шкалы Цельсия к шкале Фаренгейта:

Методики системного анализа - student2.ru

Таким образом, при таком переходе происходит изменение как начала отсчета Методики системного анализа - student2.ru , так и масштаба изменений Методики системного анализа - student2.ru . Еще пример: григорианский и мусульманский календари.

Запись Методики системного анализа - student2.ru означает, что расстояние между точками Методики системного анализа - student2.ru и Методики системного анализа - student2.ru в Методики системного анализа - student2.ru раз больше расстояния между точками Методики системного анализа - student2.ru и Методики системного анализа - student2.ru , и в любой эквивалентной шкале это отношение разности численных оценок сохраняется. При этом отношение самих оценок не сохраняется.

4. Шкала отношений. Пусть в одной шкале объектам Методики системного анализа - student2.ru и Методики системного анализа - student2.ru соответствуют шкальные значения Методики системного анализа - student2.ru и Методики системного анализа - student2.ru , а в другой – Методики системного анализа - student2.ru и Методики системного анализа - student2.ru , Методики системного анализа - student2.ru , тогда

Методики системного анализа - student2.ru

При переходе одной шкалы в другую осуществляется растяжение/сжатие, то есть изменение масштаба. Например, изменение массы и длины объектов.

5. Шкала разностей. Для таких шкал Методики системного анализа - student2.ru , то есть при переходе от одной шкалы к другой меняется лишь начало отсчета. В этих шкалах остаются неизменными разности численных оценок свойств. Если Методики системного анализа - student2.ru и Методики системного анализа - student2.ru - оценки объектов Методики системного анализа - student2.ru и Методики системного анализа - student2.ru в одной шкале, Методики системного анализа - student2.ru и Методики системного анализа - student2.ru – оценки в другой шкале, то получается, что Методики системного анализа - student2.ru . Примеры: изменение прироста продукции предприятий (в абсолютных единицах) в текущем году по сравнению прошлым; летоисчисление в годах (переход от одного летоисчисления осуществляется изменением начала отсчета).

6. Абсолютная шкала. Для таких шкал единственным допустимым преобразованием является тождественное преобразование Методики системного анализа - student2.ru . Существует только одно отображение эмпирических объектов в числовую систему. Пример: измерение количества объектов. Абсолютная шкала – частный случай всех ранее рассмотренных шкал, поэтому она сохраняет любые соотношения между числовыми оценками измеряемых свойств объектов: различие, порядок, отношение интервалов, отношение и разность значений. Иерархическая структура основных шкал:

Методики системного анализа - student2.ru

Множество Эджворта-Парето

Определение: альтернатива Методики системного анализа - student2.ru называется доминирующей по отношению к альтернативе Методики системного анализа - student2.ru , если по всем критериям оценки альтернативы Методики системного анализа - student2.ru не хуже, чем альтернативы Методики системного анализа - student2.ru , а хотя бы по одному критерию оценка Методики системного анализа - student2.ru лучше. При этом альтернатива Методики системного анализа - student2.ru называется доминируемой.

Вильфредо Парето (1848-1923) – итальянский экономист и социолог. Критерий Парето: «Следует считать, что любое изменение, которое никому не причиняет убытков и которое приносит некоторым людям пользу (по их собственной оценке), является улучшением». Состояние экономики называется Парето-эффективным в распределении благ между потребителями, если невозможно перераспределить блага так, чтобы благосостояние хотя бы одного из потребителей повышалось без понижения благосостояния других.

Состояние экономики называется Парето-эффективным в производстве, если невозможно увеличить производство одного или нескольких продуктов, не уменьшая производство других.

Методики системного анализа - student2.ru Множество Парето Методики системного анализа - student2.ru – это такое подмножество множества альтернатив Методики системного анализа - student2.ru , что Методики системного анализа - student2.ru Методики системного анализа - student2.ru , где Методики системного анализа - student2.ru – векторный критерий. Это означает, что множество Парето включает те альтернативы, которые всегда более предпочтительны по сравнению с любой альтернативой из множества Методики системного анализа - student2.ru . При этом любые две альтернативы из множества Методики системного анализа - student2.ru по предпочтению не сравнимы. Альтернативы Методики системного анализа - student2.ru и Методики системного анализа - student2.ru несравнимы, если альтернатива Методики системного анализа - student2.ru превосходит альтернативу Методики системного анализа - student2.ru по одним критериям и уступает по другим.

Таким образом, множество Парето есть множество недоминируемых альтернатив. Сравнение таких альтернатив возможно только на основе дополнительной информации.

Во многих методах принятие решения есть этап выделения множества Парето, поскольку если требуется выбрать одну лучшую альтернативу, то она обязательно принадлежит этому множеству. Один из способов формирования множества Парето – попарное сравнение альтернатив и исключение доминируемых.

Наши рекомендации