Критерии иерархии потребностей по А.Маслоу и уязвимость теории

Маслоу считал, что потребности человека имеют иерархическую структуру:

§ Физиологические потребности;

§ Потребность в безопасности и защищенности;

§ Социальные потребности;

§ Потребность в уважении

§ Потребность в самореализации;

Потребности образуют пять уровней, каждый из которых может служить в качестве мотивации лишь после удовлетворения потребности, находящейся на более низкой ступени. То есть в первую очередь человек стремится удовлетворить наиболее важную потребность. Только после удовлетворения первой потребности человек начинает думать о другой. Таким образом голодный человек не будет думать о безопасности или уважении или признании в обществе пока он не удовлетворит свою потребность в пище.

7. Маслоу: самоактуализация как феномен

В ранних работах самоактуализация для Маслоу - это устремленность личности "ввысь".

В более поздних работах он предложил уточнить понятия и самоактуализацией называть достижение человеческой зрелости, а развитие и движение в сторону самоактуализации - личностным здоровьем.

для зрелого А.Маслоу, самоактуализация - это не процесс, а результат. Самоактуализированный человек – достигший более оптимального, эффективного и здорового уровня функционирования, чем средние люди. Самоактуализация - достижение наивысшего уровня естественного личностного роста, а именно: личностная зрелость, максимальная выраженностьпсихологического здоровья личности, ее высокая психологическая культура, достаточная образованность и социальность

"Я однозначно связал понятие самоактуализации с людьми зрелого возраста. Разработанные мною критерии самоактуализации позволяют мне с большой долей уверенности утверждать, что феномен самоактуализации не встречается у молодежи...".

8. Картина мира средневекового человека: потребности и мировоззрение

- понятие «средний век» возникло несколько столетий назад для обозначения периода, определяющего греко-римскую древность от нового времени, с самого начала несшее критическую, унизительную оценку – провал, перерыв в культурной истории.

Отношение ср. человека к природе:

- не сливает себя с природой, но и не противопоставляет себя ей. Он сопоставляет себя со всем остальным миром, ищет свое отражение в природе.

- человек видит в природе те же качества, которыми обладает сам.

- нет четких границ, разделяющих индивида и мир.

- Отношение человека к природе в средние века – это нахождение самого себя во внешнем мире.

Средневековое сознание было ориентировано на прошлое (новшества отторгались)

Ценность имело прежде всего старое, а новое – ведёт к упадку.

Внутренне развитие человека было исключено, т.к. всё было предрешено свыше.

Святость либо дана заранее, либо было стремление к яркому, сверкающему( в религиозном контексте)

Забота о теле:

- физическая крепость, выносливость высоко ценились

- рыцарский идеал – воинственный идеал - был вполне телесным

- развивается культура жестов

9.Эпоха возрождения: потребности, взгляды на Человека

Ренессансный гуманизм

- Петрарка ввёл понятие гуманизм – перенесение человека в центр мира (антропоцентризм)

Особенности:

- исследование человека такими, какой он есть

- ставит своей задачей изучение человека со всеми его нуждами

- гуманисты видели в разумной человеческо природе образ божий

- долг человека – участвовать в мире, а не уходить от него.

- задача человека – улучшать мир

Данте

-человек причастен к 2 природам – земной и небесной

- человек стремится к 2 видам блаженства: к земному (путь филос. Наставлений, которые познаются разумом), к небесному наслаждению (путь наставлений духовных, сообразующихся с учением святого духа)

Лоренцо Валла

- стремление к наслаждению – главный стимул, движущий всеми человеческими поступками.

- чувства служат для наслаждения

- чувства нужны для самосохранения

- утверждается идея наслаждения, как гармонии духовного и темного начал.

Пико делла Мирандола

- обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я»

- мир имеет 3 уровня: ангельский, небесный, элементарный

- человек – 4 мир

Эразм Роттердамский

- человек состоит из души, духа и тела (тело – низшая чать человека, дух – свет, который осеняет человека, душа – связывает их)

- добродетель человека состоит в правильном направлении усилий собственной души

- в познании самого себя мешают 3 зла: слепота незнания, затуманившая разум; страсти, идущие от плоти; немощность человеческого существа

Мишель Монтель

- самая большая ценность – человек

- чтобы человек познал истину, необходимо сомнение

- человек есть часть природы

10. Эпоха нового времени: характеристика потребностей и взглядов.

Наши рекомендации