РАЗДЕЛ 3. Словарь терминов (глоссарий).
Тема 1. Предмет психологии труда. Цели и задачи психологии труда.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе (1, с. 209).
Психология труда – наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду (1, с. 321).
Трудолюбие – черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности. Проявляется трудолюбие в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. В психологическом плане трудолюбие предполагает отношение к труду как к основному смыслу жизни, потребность и привычку трудиться (1, с. 411).
Эргатическая система – сложная целеустремленная система, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средства деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек (1, с. 464 – 465).
Тема 2. Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности.
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость (1, с. 136).
Индивидуальный стиль деятельности – устойчивая индивидуально-специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов, способов выполнения той или иной деятельности (1, с. 137).
Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (1, с. 146).
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия (1, с. 174).
Мотив – 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность; 2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности (1, с. 219).
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность (1, с. 219).
Мотивировка – рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания не социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие к выбору данного действия (1, с. 220).
Навык – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различают навыки перцептивные, интеллектуальные, двигательные (1, с. 227).
Профессиональная консультация – научно организованное информирование о профессиях, предназначенное главным образом для молодежи, оканчивающей общеобразовательную школу, в целях практической помощи в выборе профессии с учетом склонностей, интересов и сформировавшихся способностей, а также потребностей общества, народного хозяйства (1, с. 297).
Профессиональная ориентация – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом (1, с. 297).
Профессиональная пригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии (1, с. 298).
Профессиональный отбор – разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности. Которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции (1, с. 298).
Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности (1, с. 304).
Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью (1. с. 364).
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности (1, с. 381).
Способности специальные – психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т.п.). развитие специальных способностей опирается на соответствующие задатки, например, музыкальных слух и память (1, с. 381).
Субъект – индивид или группа как источник познания или преобразования действительности; носитель активности (1, с. 389).
Тренажеры – технические средства обучения, реализующие модель эргатической системы и обеспечивающие контроль за качеством деятельност обучаемого (1, с. 409).
Умение - освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях (1, с. 414).
Упражнение – повторное выполнение действия с целью его усвоения (1, с. 416).
Тема 3.Динамика работоспособности. Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции.
Работоспособность –потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени (1, с. 331).
Усталость – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления. Характеризуется чувствами слабосилия, вялости, бессилия, ощущениями физиологического дискомфорта, осознанием нарушений в протекании психических процессов, потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативными эмоциональными реакциями (1, с. 418).
Утомление – временное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки. Возникает вследствие истощения внутренних ресурсов индивида и рассогласования в работе обеспечивающих деятельность систем (1, с. 421).
Функциональное состояние – фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей, интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее состояние множества его структур (1, с. 434).
Тема 4. Психология профессий. Метод профессиографии, составление профессиограмм и психограмм.
Профессиография – технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека (1, с. 296).
Тема 5.Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда.
Инженерная психология – отрасль психологии, исследующая процессы и средства информационного взаимодействия между человеком и машиной (1, с. 137).
Эргономика – общее название группы наук, занимающихся комплексным изучением человека в производственной деятельности и оптимизацией средств условий труда. В состав эргономики включают прикладные разделы инженерной психологии, психологии, физиологии и гигиены труда, антропологии, некоторые аспекты научной организации труда, технической эстетки, кибернетики, общей теории систем, теории автоматического управления и др. (1, с. 465).
При подготовке словаря терминов (глоссария) были использованы следующие источники:
1. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.