Круглосуточное осознание мыслей
Описанный нами метод можно практиковать в качестве части вашей ежедневной программы занятий йогой.
Однако мы рекомендуем вам стараться практиковать осознание спонтанных мыслей в течение 24 часов в сутки. Вы всегда должны стараться осознавать, быть свидетелем своих мыслей. Позволяйте им возникать, а затем рассеиваться без следа, как пар. Это препятствует накоплению эмоций, а также высвобождает те грубые и тонкие напряженности, которые у вас уже накопились. Если вы искренне ищете смысла и более глубокого знания жизни, мы настойчиво призываем вас начать практиковать осознание мыслей на более постоянной основе. Не подавляйте мысли, поскольку подавление всегда было методом избегания неприятных мыслей и переживаний с самого вашего рождения. Это психологическое подавление действует как густой туман, притупляющий ум Оно препятствует тонкому восприятию, которое абсолютно необходимо на более высоких стадиях йоги. Позволяйте мыслям бить ключом, освобождайте ум от загрязнений и устраняйте завесу, которая препятствует интуитивному знанию.
Примечания
Книга III; урок 26; тема 5.
Книга III; урок 28; тема 5.
Программа ежедневных занятий
Этот урок был почти полностью посвящен описанию практик йоги. Вот новые практики, с которыми мы вас познакомили:
Паван санчалана, четвертая практика крийя-йоги. Это довольно длительная практика, занимающая около 25 минут. Общая продолжительность ваших занятий крийя-йогой теперь будет составлять примерно три четверти часа.
Вторая стадия антар мауны, которая связана с осознанием спонтанных мыслей. Старайтесь практиковать эту технику в течение всего дня. Это прекрасный метод очищения ума.
Бхастрика пранаяма служит превосходной подготовкой к практике крийя-йоги, так как она повышает чувствительность ума и вызывает сосредоточенность. Кроме того, оно заряжает все существо человека праной через психические каналы (нади).
Пада хастасану можно включить в вашу программу регулярной практики и делать почти в любое время в течение дня.
Мы предлагаем вам видоизменить вашу программу следующим образом.
Практика | Минуты | |
Программа 1: продолжительность 120 минут | 120 | |
Сурья намаскар | — | |
Шавасана | — | |
Ардха падма пасчимоттанасана | — | |
Бхуджангасана | — | |
Пада хастасана | — | |
Ардха матсиендрасана | — | |
Сиршасана | — | |
Тадасана | — | |
Шавасана | — | |
Бхастрика пранаяма | — | |
Крийя-йога: | ||
Крийя № 1 Випарита карани мудра | — | |
Крийя № 2 Чакра анусандхана | — | |
Крийя № 3 Нала санчалана | — | |
Крийя № 4 Паван санчалана | — | |
Антар мауна - стадия 2 | — | |
Программа 2: продолжительность 90 минут | 90 | |
Сурья намаскар | — | |
Шавасана | — | |
Ардха падма пасчимоттанасана | — | |
Бхуджангасана | — | |
Ардха матсиендрасана | — | |
Сиршасана | — | |
Тадасана | — | |
Шавасана | — | |
Бхастрика пранаяма | — | |
Крийя-йога: | ||
Крийя № 1 Випарита карани мудра | — | |
Крийя № 2 Чакра анусандхана | — | |
Крийя № 3 Нада санчалана | — | |
Крийя № 4 Паван санчалана | — | |
Антар мауна - стадия 2 | — | |
Программа 3: продолжительность 60 минут | 64 | |
Сурья намаскар | — | |
Шавасана | — | |
Ардха падма пасчимоттанасана | — | |
Бхуджангасана | — | |
Ардха матсиендрасана | — | |
Крийя-йога: | ||
Крийя № 1 Випарита карани мудра | — | )0 |
Крийя № 2 Чакра анусандхана | — | |
Крийя № 3 Нада санчалана | — | |
Крийя № 4 Паван санчалана | — |
В этой последней программе мы добавили 4 дополнительные минуты, чтобы получить цельную программу занятий.
Урок 28
День за днем создания умирают, и все же те, что живы, ищут вечной жизни.
Подобно тому как лягушка, уже будучи почти проглочена змеей, пытается поймать муху, так и все мы, пребывая в пасти смерти, ищем радости в чувственном наслаждении.
Махабхарата
Тема 1
Джняна йога
Джняна йогу обычно определяют как путь познания, поскольку слово джняна на санскрите означает «знание». Однако это слово означает не интеллектуальное или логически выводимое знание; оно означает интуитивное знание, достигаемое в озарении. Джняна йога — это метод достижения гармонии через интуитивные озарения. Истина осознается путем прозрения; результат этого — джняна. Путь джняна йоги можно определить как путь исследования. Глубокое исследование дает интуитивное знание — джняна.
Нередко говорят, что джняна йога — самый трудный путь, но на самом деле это не так. Он труден, только если он не соответствует вашей индивидуальности. Если он вам подходит, то будет для вас столь же естественным, как вода для рыбы. Безусловно верно, что джняна йога — это путь для немногих, ибо он требует большой силы воли и непреодолимой потребности найти ответ. Человек должен полностью увлечься своим исследованием и погрузиться в него с головой, чтобы получить требуемые результаты и ответы. У большинства людей так много отвлекающих факторов, что они не могут полностью посвятить себя исследованию. Джняна йога требует настойчивости... по существу, одержимости стремлением находить ответы. Если у вас есть такая всепоглощающая потребность в ответах, то джняна йога придет сама собой.
Джняна йога требует, чтобы вы отбросили все понятия, догмы и идеи, в правильности которых вы не убедились на собственном опыте. Выбросите их... не верьте ничему. Разумеется, это относится не ко всему. Если кто-то говорит вам, что скорпион может вас ужалить, верьте этому человеку. Нет никакой необходимости проверять его утверждение на личном опыте. Подобного рода идею можно принимать на веру, ибо она не имеет слишком большого значения в вашей жизни. В действительности, для вас не так важно, истинно ли это утверждение или ложно — если, разумеется, скорпион вас не ужалит, а тогда будет слишком поздно.
Если кто-то говорит вам, что пища, которую вы едите, переваривается в длинной трубе, называемой кишечником, и в подтверждение своих слов показывает вам рисунок — верьте этому. Вам не нужно анатомировать человеческое тело, чтобы самому в этом убедиться, поскольку тысячи других людей уже это сделали. Принимайте этот факт и многие другие утверждения, составляющие часть повседневной жизни. Если кто-то говорит вам, что некоторые растения ядовиты, зачем проверять его слова. Примите этот факт — он облегчает жизнь. Большинство вещей в жизни приходится принимать в качестве фактов.
Но если кто-нибудь говорит вам, что вы божественны, что существует нечто большее, чем тело и индивидуальный ум, или что существует такая вещь, как мистический опыт, зачем принимать это на веру? Фактически, путь джняна йоги требует, чтобы вы отвергали все эти понятия, если только не убедились в их истинности на собственном опыте. Следует отбросить все понятия Бога, божеств и т. п. Это исходный пункт джняна йоги. НЕ ПРИЗНАВАТЬ НИЧЕГО, НЕ ВЕРИТЬ НИЧЕМУ. Путь бхакти совсем другой... он говорит вам — верьте, и если эта вера будет достаточно сильна, то она выведет вас за пределы всех верований. К этому же знанию, которое лежит за пределами убеждений и слепой веры, приведет вас и джняна йога. Два этих пути различны, но они ведут к одному и тому же постижению и знанию.
Чтобы идти по пути джняна йоги, необходимо быть безжалостным. Вот почему он считается трудным путем. Нелегко ничему не верить. Нелегко очистить ум от предвзятых идей и догм. Гораздо легче во что-нибудь верить, даже хотя вера может быть поверхностной или даже ошибочной. Поэтому джняна йогу могут практиковать только люди с непоколебимой решимостью.
Джняна йога говорит, что если вы верите во что-то без личного опыта, то, фактически, внушаете себе ответ. Вы занимаетесь самовнушением, и, подумав, вы согласитесь, что это действительно так. Даже в том, что касается кишечника, ваше знание, по существу, является самовнушением. На самом деле, вы не знаете формы и размера кишечника, если только не анатомируете человеческое тело. Вы принимаете описание, которое дается в книгах по анатомии и физиологии, потому что так вам удобно; в действительности, вы внушаете себе, что дело обстоит именно так. Но, как мы уже говорили, это общее принятие многих вещей в жизни абсолютно необходимо. Мы не можем тратить всю свою жизнь, проверяя и исследуя все на свете; если бы каждый захотел лично проверить, ядовито ли то или иное растение, мир бы превратился в кладбище; точно так же, воцарился бы абсолютный хаос, если бы каждый человек решил отправиться в Тимбукту, чтобы убедиться, что такое место действительно существует. О большинстве вещей нам приходится узнавать из слов других людей и их личного опыта. Но с исследованиями реальности дело обстоит не так. Те, кто хочет идти по пути джняна йоги, не должны верить словам, догмам и проповедям других людей, касающимся этого вопроса. Если вы это делаете, то внушаете себе готовый ответ, не основанный на вашем личном опыте. А без неопровержимого доказательства личного опыта в вашей жизни не произойдет никаких изменений. Поверхностные ответы не проливают света на ваше существование. Они действуют просто как словесный интеллектуальный ярлык, за который вы кое-как цепляетесь, но ваше более глубокое существо не обманывается. В глубине души вы знаете, что сознательно вводите себя в заблуждение. Вы знаете, что слепо приняли на веру очередной «изм». Ваш образ жизни не изменится, и вы не будете ни счастливее, ни мудрее.
Если вы хотите следовать пути джняна йоги, то не должны верить ничему. Отбросьте все убеждения. Не кто иной, как Христос сказал: «Опустошите себя, и я наполню вас».
Мастера дзэн Чао Чу спросили: «Что бы вы сказали тому, кто пришел к вам с ничем?» Он ответил: «Выброси это».[18]
Утверждают, что Лао Цзы говорил: «Ученые приобретают каждый день бесполезное, не пережитое на опыте знание», но даосы (мудрецы) теряют каждый день (скопление бесполезных не пережитых на опыте догм и знаний).