Мантры — утверждения, или внушения, для чтения второго
Я — существо. Мой ум — только орудие для моего выражения.
Я существую независимо от моего ума, бытиё моё не находится в зависимости от него.
Я господин моего ума, а не его раб.
Я могу отойти в сторону от моих чувств, эмоций, страстей, желаний, умственных способностей и от всей совокупности моих душевных орудий, потому что это всё не Я. Но кроме них есть ещё нечто, и это нечто есть Я — то, от чего я не могу отойти и что я не могу отставить от себя, потому что это я сам, моё единственное Я, моё истинное Я. То, что остаётся после того, как откинуто всё, что можно откинуть, и есть настоящее Я — я сам, вечный, постоянный, неизменный.
Я есмь.
Чтение III
РАСШИРЕНИЕ «Я»
В первых двух чтениях мы старались привести читателя к тому, чтобы он осознал и ощутил в себе самом реальность Я и мог различать истинное Я от его оболочек, физических и умственных, внешних и внутренних. В настоящем чтении мы обращаем внимание читателя на отношение индивидуального Я к мировому Я и мы будем стремиться передать читателю идею более обширного и более высокого Я, переступающего границы личности и того маленького самосознания, на которое мы склонны смотреть, как на Я. Основной нотой этого чтения будет идея «единства всего», и все высказываемые мысли будут стремиться к тому, чтобы пробудить в читателе сознание великой истины, заключённой в этой идее. Но мы хотим, чтобы в уме читателя ясно запечатлелось, что мы совсем не учим его тому, что он Абсолют. Мы совсем не хотим, чтобы он начал думать про себя «Я сам — Бог». Есть люди, которые так понимают учение йогов, но мы считаем такое понимание глубоко ошибочным и извращённым, не имеющим ничего общего с истинным учением йогов, хотя нужно заметить, что это ложное учение овладело умами очень многих индусских учителей и их последователей и, в соединении с учением о Майе или о полной иллюзорности и несуществовании вселенной, привело миллионы людей к глубокой умственной и душевной пассивности, которая без сомнения надолго остановила их внутренний прогресс. И это верно не только относительно Индии. Подобные же факты можно наблюдать у последователей многих западных учений, схвативших отрицательную сторону восточной философии. Такие люди смешивают абсолютный и относительный аспекты Единого и, не будучи в состоянии примирить факты жизни и существование вселенной с их теорией «Я сам — Бог», они приходят к отчаянным заключениям и в результате отрицают всю вселенную, объявляя её всю «иллюзией» или «Майей».
Не представляет никакого труда узнать последователей подобных теорий. В них всегда видно крайне отрицательное душевное состояние, являющееся естественным результатом постоянного воспринимания ими внушений о «ничтожестве» всего — этого евангелия отрицания. В полном контрасте с умственным состоянием последователей этих систем находится душевное и умственное состояние «учителей», проповедующих эти доктрины отрицания. Они, наоборот, являются живыми примерами положительной, бодрой и активной силы, способной проводить эти доктрины в умы учеников, заставлять их соглашаться со всеми высказываемыми положениями не только путём доказательств, но также при помощи подчинения их воли своей. Это происходит оттого, что «учителя» уже пробудились к чувству сознания Я, так как своим утверждением «Я сам — Бог» они, постепенно отбрасывая от себя оболочки низших умственных начал, должны были прийти к ощущению истинного Я. И свет этого Я пробивается из них наружу настолько сильно, что почти ослепляет их менее развитых учеников. Но, несмотря на такое пробуждённое сознание Я, учителю мешает его неправильное понимание и туманная метафизика, вытекающая из идеи «Я сам — Бог». Поэтому он неспособен передать своим ученикам своё сознание Я и поэтому же вместо того, чтобы поднимать их и заставлять светиться внутренним светом, подобно себе, он в действительности своими учениями только загоняет их в тень.
Наши читатели должны понять, что мы пишем это совсем не для того, чтобы, воспользовавшись случаем, высказать несколько критических мыслей о ненравящемся нам учении. Это совсем не наша задача, и мы совсем не стремимся к этому и не можем стремиться, исходя из нашего понимания истины. Мы просто упоминаем об этом для того, чтобы читатель знал, почему нужно избегать и опасаться утверждения «Я сам — Бог». Это яма на пути, в которую можно попасть, начав путь совершенно правильно. Это не было бы даже особенно серьёзным, если бы речь шла только о неправильных метафизических заключениях. В своё время это всё выравнялось бы. Но это гораздо серьёзнее, потому что указанное учение, начиная с совершенно правильных идей, что всё есть иллюзия или Майя и что жизнь — это только сон, ложь, самообман или кошмар, чисто софистическим путём утверждает дальше, что движение по пути — тоже иллюзия, что всё — «ничто», что нет никакой души, что вы — переодетый бог и что бог обманывает сам себя, заставляя себя думать, что он — это вы и т. д., и т. п. Это показывает только то, что люди могут исказить самые высокие идеи, и показывает точно так же, как далеко может идти человеческий ум, ещё не освободившийся от своих любимых метафизических теорий, которыми он себя обыкновенно гипнотизирует. Если вы думаете, что мы чересчур сгустили краски, прочитайте учения некоторых из этих школ восточной философии или прислушайтесь к проповедям некоторых западных философов. Большинству из последних не хватает смелости индусских учителей и они не доводят своих учений до последних логических заключений, а стремятся затемнить и затуманить свои выводы различными метафизическими тонкостями. Но некоторые из них более смелы и проповедуют свои доктрины полностью.
Некоторые из западных проповедников этого философского взгляда объясняют строение космоса, говоря, что Бог как бы переряжается, принимая вид различных форм жизни, включая человека, для того, чтобы приобрести вытекающий из этого опыт. Потому что, хотя по их словам, Он обладает бесконечной, абсолютной мудростью и знанием, Ему не хватает опыта, который даётся только настоящей жизнью в низших формах. Поэтому Он и нисходит на землю ради приобретения этого нужного Ему опыта. Но можно ли представить себе, чтобы Абсолют, обладающий всем возможным знанием и мудростью, чувствовал необходимость в таком маленьком «опыте» и жил жизнью низших форм (включая в это понятие человека) ради того, чтобы «приобрести опыт»? В какие ещё глубины непонимания эти пустые теории происхождения человека могут загнать нас? Другой западный философ, усвоивший учение некоторой области восточной философии и имевший смелость до конца защищать свои убеждения, заявляет, что вы сами представляете собой всю совокупность бытия и одним своим умом вы создаёте, сохраняете или разрушаете вселенную. Вся вселенная — только продукт вашей умственной деятельности; и он же говорит дальше: вселенная — только пустячная иллюстрация вашей творческой силы, которую вы проявляете, как бы для самонаблюдения. Старую истину, что дерево познаётся по плодам, можно применить к этим учениям.
Но философия, которая учит, что вселенная — это иллюзия, преступным образом созданная вами (Богом) для собственной забавы, для развлечения или для дурачества, может иметь только один результат, а именно заключение, что «всё — есть ничто» и что всё, что необходимо делать — это сесть, сложив руки, и смотреть на фокусы, которые вы (божество) показываете сами себе для своего развлечения, и затем, когда фокусы кончены, вернуться к вашему состоянию сознательной божественности и с улыбкой вспоминать забавные фокусы, которыми вы обманывали себя в течение нескольких миллиардов лет. К этому приходит указанное рассуждение, и результат тот, что люди, принимающие эту философию, которую навязывают им энергичные учителя, зная в глубине души, что они не Бог, усваивают только идею, что всё — есть ничто, и эта идея приводит их в состояние умственной апатии и отрицательному отношению ко всему; отчего душа погружается в оцепенение надолго, и может быть, навсегда.
Мы хотим, чтобы наши читатели избегали этих учений с их отрицательными результатами, и поэтому мы учим вас, что вы реальное существо — не сам Бог, но проявление Того, кто есть Абсолют. Вы — дитя Абсолюта, если вы предпочитаете такое выражение. Вам принадлежит всё божественное наследство и ваша миссия заключается в том, чтобы раскрыть в себе качества и свойства, унаследованные вами от вашего Родителя. Не делайте великой ошибки, не смешивайте относительное с абсолютным, избегайте этой ямы на пути, в которую упало так много умов; не позволяйте себе падать, не позволяйте себе погружаться в трясину отчаяния и уныния, не давайте засасывать себя тине отрицания всего. Есть много людей, для которых единственной реальностью является тот или другой авторитет, занявший в их уме место Абсолюта, но не поддавайтесь этому, помните о вашем божественном происхождении и о вашем наследстве, оставшемся вам от Абсолюта. Помните это и смело идите по пути, утверждая своё Я (что касается учений об абсолютном и относительном, то мы должны отослать читателей к нашей книге «Пути достижения индийских йогов». Последние три чтения этой книги освещают затронутые здесь проблемы).
И однако, хотя «Я» не бог, не Абсолют, оно бесконечно выше, чем мы думали прежде, чем увидели свет. Оно простирается гораздо дальше того, что мы считали его пределами. Оно касается вселенной во всех её точках и находится в теснейшем союзе со всей жизнью. В то же время оно тесно соприкасается со всем, что исходит от Абсолюта, со всем миром относительного, и будучи обращено лицом к «относительной вселенной», оно имеет свои корни в Абсолюте и получает оттуда питание точно также, как ребёнок до своего рождения получает питание из тела матери. «Я» на самом деле есть проявление Бога, и в нём заключается сама сущность Божества. Последнее утверждение может показаться почти равносильным утверждению «Я — Бог». Но на деле между ними большая разница. Мы рассмотрим это учение в деталях в этом чтении и в следующих.
Мы начнём с рассмотрения средств, при помощи которых действует Я, и материала, с которым ему приходится иметь дело.
Прежде всего мы должны ясно понять, что материя физического тела человека ничем не отличается от остальной материи и ничем не отделена от неё, что атомы тела постоянно уходят и заменяются другими, причём материал берётся отовсюду из великого запаса природы. Иначе говоря, мы должны понять, что существует единство материи, лежащее под всеми видимыми различиями формы и субстанции. Затем мы должны понять, что жизненная энергия или Прана, которой человек пользуется во всей своей жизни и работе, является лишь частью великой всепроникающей мировой энергии; причём та часть праны, которой мы пользуемся во всякий данный момент, заимствуется нами из мирового запаса и снова возвращается от нас в великий океан силы или энергии. И затем мы должны понять, что даже ум, который так близок к истинному Я, что мы часто принимаем одно за другое — даже такая удивительная вещь, как мысль — есть только часть мирового ума, высшей эманации Абсолюта — высшей из всего, что ниже плоскости духа, и что субстанция нашего ума или читта, которой мы пользуемся в настоящий момент, не есть наша отдельная и индивидуальная собственность, но есть просто часть великого мирового запаса ума, который постоянен и неизменен. Мы должны понять, что даже то, что мы чувствуем всегда бьющимся в себе — то, что настолько тесно связано с Духом, что кажется почти неотделимым от него — то, что мы называем жизнью — есть только часть великого принципа Жизни, который проникает всю вселенную, к которому ничего не может быть прибавлено и от которого ничего не может быть отнято. Когда мы сознаем все эти истины и начнём чувствовать все наши отношения к единой великой эманации Абсолюта, тогда мы начнём схватывать идею единства Духа, отношение нашего Я ко всем другим Я. В то же время мы поймём, что погружение человеческого Я в мировое Я не есть угасание индивидуальности, как многим кажется, но наоборот, расширение индивидуального сознания до таких пределов, что в конце концов оно включит в себя всё Целое.
В чтении X и XI книги «Пути достижения индийских йогов» мы обратили внимание читателей на учение йогов относительно Акаши, или материи, и объяснили, что все формы того, что мы знаем под названием материи — только различные проявления начала, называемого акашей, которое западные учёные называют «эфиром». Этот эфир или акаша есть самое утончённое и разреженное состояние материи. Иначе говоря, это есть материя в своём основном состоянии; то, что мы называем материей, есть только проявление акаши, или эфира, причём кажущееся различие зависит только от различной скорости колебаний. Мы упоминаем здесь об этом факте просто для того, чтобы ещё раз подчеркнуть факт единства материи. Надо понять, что каждый атом нашего физического тела — лишь частица великого мирового начала. Она только что заимствована нами из великого мирового запаса и сейчас же вернётся в него снова, так как атомы тела постоянно сменяются. То, что кажется нам нашей плотью, несколько дней назад могло быть частью растения, а через несколько дней может стать часть какого-нибудь другого живого существа. Между всеми телами идёт непрерывный обмен материи, и материя, входящая сегодня в состав одного тела, вчера могла быть в другом и завтра может быть в третьем. Ни один атом материи не принадлежит лично вам, но входит в общий запас. Один и тот же вечный поток течёт через вас и через всё живое.
Точно так же обстоит дело с жизненной энергией, которой вы пользуетесь во все моменты вашей жизни. Вы постоянно берёте эту энергию из великого мирового запаса праны и превращаете эту энергию в те или другие нужные вам виды, но эта энергия составляет общую собственность, и всё, что вы можете сделать, это пользоваться ею, когда вам нужно, и затем позволить ей идти дальше. Есть только одна сила, одна энергия, и она находится везде и всегда.
И даже великое начало, субстанция ума, подчинено тому же самому закону. Нам трудно понять это. Мы так склонны считать наши умственные операции своими собственными — чем-то таким, что принадлежит нам лично, — что нам трудно понять, что умственная субстанция есть мировое начало, такое же, как материя и энергия, и что во всех наших умственных операциях мы только черпаем из мирового запаса. И даже больше — та часть умственной субстанции, которой мы пользуемся, хотя она и отделена от умственной субстанции, находящейся в пользовании других, как бы тонкой перегородкой из самого тончайшего вещества, в действительности соприкасается с другими, кажущимися обособленными умами, а также с мировым умом, часть которого она составляет. Как материя, из которой состоят наши физические тела, в действительности находится в соприкосновении со всей материей, и как жизненная сила, которой мы пользуемся, находится в соприкосновении со всей энергией, точно так же наша умственная субстанция находится в соприкосновении со всей умственной субстанцией. Получается такая картина, как будто бы Я движется через великие океаны материи, энергии и ума, беря из непосредственно окружающего его материала только то, что ему нужно, и оставляя всё остальное позади по мере своего движения. Этот пример довольно груб, но он может помочь вашему сознанию понять, что Я — единственная вещь, которая, действительно ваша и которая в то же время неизменна, а что всё остальное принадлежит мировому запасу, из которого вы берёте то, что вам нужно в данный момент. Это может также более ясно поставить перед умом великую идею единства вещей; может помочь вам видеть вещи не как отдельные, а как составляющие одно Целое. Помните, что вы, ваше Я — это единственная реальная вещь в вас и вокруг вас — единственная постоянная вещь, а всё остальное — материя, сила и даже ум — это только средства для выражения Я.
Полезно также держать в уме идею всеобщности жизни. Вся вселенная жива, вибрирует и пульсирует во всех проявлениях жизни, энергии и движения. Нет ничего мёртвого во вселенной. Жизнь находится везде, и её всегда сопровождает сознание. Во вселенной нет ничего мёртвого и бессознательного, и мы совсем не представляем собой живых атомов, брошенных в мёртвое море, но наоборот, являемся живыми атомами, окружёнными живым океаном, пульсирующим, движущимся, мыслящим и живущим. Каждый атом того, что мы называем мёртвой материей, в действительности жив; в нём есть сила или энергия, а всякий какой бы ни было маленький запас силы и энергии сопровождается проявлением сознания и жизни. Если мы посмотрим вокруг себя, то увидим повсюду в животном, в растительном и даже в минеральном царстве жизнь, жизнь и жизнь, увидим, что всё живо и сознательно, и когда мы будем в состоянии перевести эту идею в область нашего действительного сознания, то есть когда мы будем в состоянии не только интеллектуально принять этот факт, но будем иметь силу идти дальше и почувствуем и начнём сознавать всю эту жизнь вокруг себя, тогда мы будем на настоящем пути к достижению космического сознания.
Но все эти вещи со стороны индивидуума — только постепенные шаги по ступеням, ведущим к опытному познанию единства духа. Для человека постепенно проясняется факт единства в проявлениях духа. Он начинает видеть всю вселенную в виде одного акта Абсолюта, а не в виде серии различных актов. Каждое Я есть центр сознания в этом великом океане духа. Каждое Я есть реальная сущность, повидимому, отдельная от других и от своего источника, но эта отдельность в обоих случаях только кажущаяся, потому что, как все Я вселенной тесно связаны одно с другим, точно так же все они соединены с Абсолютным. Со временем в нас вырастет более ясное сознание этого взаимного родства; оболочки, которые мы будем перерастать, постепенно будут отбрасываться, и в конце концов, мы войдём в Абсолют, вернёмся в дом своего Отца.
Для развивающейся души чрезвычайно важно дойти до живого сознания этого родства и единства, потому что когда это понятие вполне установлено, душа поднимается выше известных плоскостей и освобождается от действия известных законов, которые связывают неразвитую душу. Поэтому йоги-учителя непрестанно ведут своих учеников к этой цели: сначала одним путём, затем другим, создавая им возможность взглянуть на предмет с разных сторон. Когда, наконец, ученик попадает на путь, который для него всего более подходит, он идёт этим путём прямо к цели. Отбросив тогда оковы, бывшие такими тяжёлыми, он испускает крик радости, ощущая вновь обретённую свободу. Следующие умственные упражнения имеют целью помочь ученику в его стремлении достигнуть живого, непосредственного сознания своего близкого отношения к Целому жизни и бытия.
Умственные упражнения
1) Прочтите изложенное нами в «Путях достижения» о начале, известном под именем материи. Поймите, что вся материя, в конце концов, едина; что реальной субстанцией, составляющей основу материи, является акаша или эфир, и что все очевидные для наших чувств перемены в формах суть только видоизменения этого начала или более грубая форма его. Поймите, что при помощи известных химических процессов все существующие типы материи, или вернее, все соединения, дающие в результате формы, могут быть разложены на их первоначальные элементы и что эти элементы — ни что иное, как акаша в разных состояниях вибрации. Пусть идея единства видимой вселенной, глубоко проникая в ваше сознание, запечатлеется в нём навсегда. Ложное понятие о многообразии материального мира должно уступить, наконец, место сознанию его единства, несмотря на кажущееся разнообразие и многочисленность форм. Вы должны сделаться способными видеть далее мира форм материи, видеть за ним, в нём и в основе его великое начало материй (акашу или эфир). Вы должны достигнуть того, чтобы чувствовать это, а не только понимать интеллектуально. 2) Размышляйте над упомянутыми истинами и затем продолжайте изучение дальше. Прочтите сказанное нами в книге «Пути достижения» (чтение XI) о последнем анализе материи, показывающем, как она переходит в силу и энергию с такой постепенностью, что разделяющая их черта уничтожается, и материя незаметно исчезает в энергии или силе, свидетельствуя этим, что и то, и другое в сущности одно и то же, причём сама материя — только более грубая форма энергии или силы. Ваш ум должен проникнуться этой идеей, чтобы приобретённое познание единства могло бы быть совершенно во всех частях. 3) Прочтите затем в «Путях достижения» то, что говорится об энергии или силе и о единстве, лежащем в основе многообразных проявлений. Посмотрите, как один вид энергии может быть превращён в другой, затем в третий и так далее по кругу, пока снова не будет достигнут первый вид. Вы увидите, что одно начало производит целую цепь видимостей.
Проникнетесь сознанием, что ваша внутренняя энергия, благодаря которой вы движетесь и действуете, является только одним из видов того великого начала энергии, которым наполнена вселенная, и поймите, что вы можете брать нужное вам количество энергии из великого мирового запаса. Но больше всего старайтесь усвоить идею единства, проникающего весь мир энергии, силы или движения.
Старайтесь видеть это единство в целом, а не в проявлениях, кажущихся отдельными. Такой путь может показаться несколько скучным и бесполезным, но верьте, что все стадии его подготовляют ум к восприятию идеи о единстве всего. Каждый шаг этого пути важен и облегчает совершение последующего.
При таких упражнениях ума полезно рисовать себе картину вселенной в состоянии постоянного движения; всё движется, вся материя движется, меняя свои формы и проявляя свою внутреннюю энергию. Солнца и миры несутся по пространству, причём их частицы непрестанно изменяются и движутся. Химическое соединение и разложение никогда не прекращается, повсюду происходит работа созидания и разрушения. Новые соединения атомов и миров образуются и разлагаются непрестанно. Вдумавшись в это единство начала энергии, размышляйте о том, что при всех этих переменах форм, Я — ваша реальная сущность — вы — остаётесь неизменным, вечным, непобедимым, неразрушимым, неуязвимым, реальным и постоянным среди этого изменяющегося мира форм и сил. Вы выше всего этого, и мир вращается вокруг вас — вокруг духа.4) Прочтите сказанное нами в «Путях достижения» относительно силы и энергии, незаметно переходящей в сродную ей среду субстанции ума. Поймите, что в основе всего наблюдавшегося вами проявления великой силы и энергии лежит ум. Тогда вы будете готовы к изучению единства ума. 5) Прочтите, что мы говорим в «Путях достижения» о субстанции ума. Сознайте, что существует огромная область субстанции ума, или мировой ум, который находится в распоряжении самосознательного Я. Всякая мысль есть результат того, что Я пользуется этой субстанцией ума, как своим орудием и средством. Сознайте, что этот океан ума — одно целое, и что Я может черпать из него, сколько ему нужно. Сознайте, что этот океан ума в вашем распоряжении, если только вы достаточно созрели, чтобы пользоваться им. Сознайте, что в основе всего существующего в мире форм, наименований и действий лежит ум, и что в этом смысле на самом деле «Всё есть ум», хотя на ещё более высокой ступени, чем даже ум, стоите вы, реальная сущность, «Я», проявление Абсолюта. 6) Осознайте вашу тождественность и вашу близость со всем живым. Взгляните на окружающую вас жизнь во всех её формах: от самой низшей до самой высшей. Всё это — проявление великого начала жизни, действующего на разных этапах одного и того же пути. Не презирайте самых ничтожных форм, но смотрите дальше формы на скрытую под ней реальность — жизнь. Чувствуйте себя частью великой мировой жизни. Опуститесь мысленно на дно океана жизни и сознайте своё родство с жизнью обитающих здесь форм. Не смешивайте форм (часто безобразных с вашей точки зрения) с проявляющимся в них началом. Взгляните на жизнь растений и жизнь животных и постарайтесь через покров формы увидеть реальную жизнь, которая скрыта за формой и лежит в основе её. Научитесь чувствовать, как ваша жизнь течёт и бьётся вместе с жизненным началом в других организмах и особенно в одинаковых с вами существах. Посмотрите на звёздное небо, на находящиеся там бесчисленные солнца и миры, наполненные жизнью, и почувствуйте своё сродство с этой жизнью. Если вы можете схватить эту мысль и сознать это, вы почувствуете, что составляете одно с этими несущимися мирами, и вместо того, чтобы ощущать себя при сравнении с ними малым и ничтожным, вы заметите, что ваше Я будет расширяться до тех пор, пока вы не почувствуете, что в этих вращающихся мирах есть часть вашего Я, что вы существуете также там, стоя на земле, что вы сродны всем частям вселенной, и даже более, что все части вселенной являются таким же местом вашего пребывания, как и то, где вы находитесь.
Вы почувствуете, как вас охватит сознание, что ваш дом — вся вселенная, а не только часть её, как вы думали прежде. Вы испытаете чувство такого величия и огромности, о котором вы никогда не мечтали. Вы начнёте сознавать по крайней мере часть своего божественного наследства, вы познаете, что вы дитя бесконечности и что сама сущность вашего божественного Родителя заключается во всех фибрах вашего существа. В минуты такого духовного подъёма человек начинает сознавать, чт`о лежит перед душой на её восходящем пути, и как малы величайшие блага, которые может дать земля, в сравнении с благами, уготованными для души и видимыми духовными очами в моменты прозрения.
Вы не должны спорить с этими видениями величия души, но должны обращаться с ними радушно, потому что они принадлежат вам и являются к вам из областей вашего духовного ума, раскрывающихся для вашего сознания. 7) Высшая ступень сознания этого единства всего — та, на которой достигается понимание, что есть только одна реальность, и в то же время сознаётся, что Я находится в этой реальности. Чрезвычайно трудно выразить эту идею в словах, потому что это нечто такое, что должно скорее ощущаться, чем постигаться интеллектом. Когда душа осознает, что заключённый в ней дух, в конце концов, её единственная реальная часть, и что Абсолют и его проявления в образе духа — единственная реальность во Вселенной, этим уже делается большой шаг. Но необходимо достигнуть ещё одной высшей ступени, прежде чем придёт полное чувство единства и реальности. Это есть та ступень, на которой мы реализуем тождество нашего Я с великим Я вселенной. Тайна проявления Абсолюта в форме духа скрыта от нас, и ум сознаёт свою неспособность проникнуть за покров, скрывающий Абсолют, хотя ум и сообщает нам о том, что он сознаёт присутствие Абсолюта, как раз у разделяющей черты. Но высшая область духовного ума, при исследовании её развитой душой, находящейся на правильном пути, свидетельствует, что духовный ум видит дальше кажущейся отдельности духа от духа и сознаёт, что есть только одна реальность духа и что все Я в действительности только различные виды одной деятельности, центры сознания на поверхности одного великого Я, центр которого — сам Абсолют. Этим сознанием на самом деле проникнута вся область духовного ума, и это говорит нам о единстве духа, точно так же, как интеллект говорит нам о единстве материи, энергии и ума. Идея единства проникает все плоскости жизни.
Чувство реальности Я, очевидное для вас в моменты вашего наиболее ясного умственного прозрения, на самом деле есть лишь отражение чувства реальности, лежащей в основе целого, есть сознание целого, проявляющееся через посредство вашего центра сознания. Достигший известной степени ученик или посвящённый обнаружит, что его сознание расширяется постепенно и, наконец, оно отождествит себя с целым. Для него становится очевидным, что под всеми формами и именами видимого мира находится одна жизнь, одна сила, одна субстанция, одно бытиё, одна реальность и Единый. И вместо того, чтобы ощущать утрату своей индивидуальности, он сознаёт расширение её; вместо чувства, что его поглощает целое, он ощущает, что сам распространяется и охватывает целое. Это очень трудно выразить словами, так как нет слов для выражения этой идеи, и всё, что мы можем надеяться сделать, заключается в том, чтобы при помощи наших слов вызвать вибрации, могущие найти себе отклик в умах читателей, что содействовало бы приобретению ими непосредственного сознания, естественным последствием которого явится самостоятельно выработанное понимание. Это сознание не может быть передано словами, исходящими от интеллекта, но можно создать вибрации, которые приготовят ум к принятию идей, идущих с его собственных высших плоскостей.
Даже в раннем периоде развития этого сознания человек бывает способен отождествлять реальную часть себя самого с реальной частью всех других форм жизни, проходящих перед его глазами. Во всяком другом человеке, во всяком другом животном, растении, минерале за оболочкой и формой внешнего образа он видит доказательство присутствия духа, который сроден его собственному духу, и даже более, чем сроден, потому что и тот, и другой составляют одно. Он видит себя во всех формах бытия, во всякое время и во всех местах. Он сознаёт, что его реальная сущность находится везде, никогда не исчезая, и что жизнь, которая в нём, находится также и во всей вселенной — во всём, так как ничто не мертво во вселенной, и всё, что существует в различных фазисах бытия есть только одна жизнь, которой одарены, пользуются и наслаждаются все сообща. Каждое Я есть центр сознания в этом великом океане жизни и, будучи по внешности отделённым и отличным от других Я, оно в действительности находится в соприкосновении с целым и со всеми его кажущимися частями.
Мы не намереваемся в этом чтении войти в подробности великой тайны жизни или излагать ту сравнительно малую долю истинного понимания её, которую передали нам наиболее приближающиеся к ней учителя и наставники. Здесь для этого не место, так как эти истины относятся скорее к джяни-йоге, а не к раджа-йоге, и мы касаемся их здесь, не намереваясь объяснить их научную сторону, но только для того, чтобы ваш ум мог схватить идею и постепенно проявлять её, сознательно проникаясь ею.
Существует большая разница между научным, интеллектуальным учением джняни-йоги, которое представляет умам читателей метафизическую и научную сторону доктрин йогов в логической форме, и методами раджа-йоги, которые ведут ученика постепенно к сознанию, помимо простого интеллектуального понимания, своей истинной природы и своих истинных сил.
Мы идём последним путём, потому что в настоящей книге мы излагаем раджа-йогу. Мы стремимся представить предмет уму в таком виде, чтобы он мог приготовить путь для зарождающегося нового сознания, устранив предвзятые понятия и предрассудки и предоставив свободный доступ новым понятиям. Многое из того, что мы сказали в этом чтении, может показаться, с одной стороны, бесполезным повторением, а с другой — неполным изложением научной доктрины учения йогов. Но со временем будет найдено, что изучение всего, излагаемого здесь, произвело своё действие, и что ум читателя, усвоив идею о единстве жизни и о расширении Я, этим самым подвергся значительному изменению. Мы настаиваем, чтобы обучающийся не слишком спешил. Развитие не должно создаваться насильно. Прочтите, что мы написали и проделывайте указанные нами умственные упражнения, даже если они покажутся вам малозначащими и ребяческими — мы знаем, как они воздействуют на вас, и вы согласитесь с нами впоследствии. «Спешите медленно». Вы увидите, что ум будет работать, даже когда вы будете заняты своим обычным трудом и забудете на время о данном предмете. Большая часть умственной работы делается именно таким образом, в то время, как вы заняты чем-нибудь другим или даже спите, потому что подсознательная часть ума продолжает работать в указанном ей направлении и выполняет данную ей задачу.
Как мы сказали, цель этого чтения — поставить вас на путь развития сознания, а не ввести вас в детали научной стороны учения йогов. Развитие есть ключ раджа-йоги. Причина же, почему мы желаем развить чувство реальности Я и расширения своей сущности, в настоящее время заключается в том, что благодаря этому сознанию, вы можете утвердить свою власть над материей, энергией и умом. Прежде чем, подобно царю, вы взойдёте на свой трон, вы должны вполне осознать, что вы — реальность в этом мире видимостей. Вы должны познать опытным путём, что вы — то есть истинный, вы — не только существуете и реальны, но что вы состоите в общении со всем другим, что реально, и что корни вашего бытия находятся в самом абсолюте. Вы должны познать путём опыта, что вместо того, чтобы быть отдельным атомом Реальности, изолированным и неподвижным в малом пространстве, вы центр сознания в целом Реальности, и что мир миров ваш дом; что ваш центр сознания может быть передвинут к пункту, отстоящему на триллионы миль от земли (каковое расстояние ничто в пространстве), и всё-таки вы — пробудившаяся душа — будете также дома там, как и здесь; что даже в то время, как вы здесь, ваше влияние распространяется далеко в пространстве. Ваше реальное состояние, которое вам постепенно будет открыто в течение веков, так велико и грандиозно, что ваш ум в настоящем состоянии его развития не может постигнуть даже слабого отражения этого великолепия.
Мы хотим, чтобы вы постарались составить себе хотя бы слабую идею о вашем реальном состоянии бытия, для того, чтобы вы могли управлять низшими началами силой вашей пробудившейся воли, каковая зависит от степени вашего сознания своей реальной сущности.
По мере того, как увеличивается понимание и сознание своего истинного существа в человеке, увеличивается также его способность пользоваться своей волей. Воля есть принадлежность реальной сущности. К счастью, это великое переживание, приводящее нас к познанию истинного нашего существа, приносит с собой любовь и доброту ко всему живому. Будь это иначе, воля, приходящая к человеку, могла бы быть употреблена для нанесения большого зла тем из подобных ему, которые не достигли такого же успеха (мы говорим об относительном вреде, потому что душе нельзя нанести реального вреда). Но начинающая появляться сила вызывает б`ольшую любовь и доброту, и чем выше поднимается душа, тем сильнее проникается она высшими идеалами, и тем более животных свойств низшего рода она отбрасывает. Правда, что некоторые души, достигшие познания их истинной природы, не понимая, что это означает, могут впасть в ошибку и употребить проснувшуюся волю для личных целей, как это можно видеть на примере чёрных магов, о которых говорится в оккультных книгах, а также на личностях, хорошо известных в истории или современной жизни, проявляющих огромную волю, которую они употребляют во зло. Все эти люди огромной воли, случайно или бессознательно, дошли до сознания своей истинной природы, но им недостаёт сдерживающего влияния высших учений. Но подобное злоупотребление волей, причиняя боль и беспокойство пользующемуся ею лице, впоследствии ставит его на верный путь.
Мы не ожидаем, чтобы наши читатели вполне усвоили эту идею расширения своего Я. Даже достигший самых высших степеней развития усваивает её только частично. Но пока в вас не появится проблеска этого сознания, вы не в состоянии будете продвинуться далеко по пути раджа-йоги. Вы должны понять, чт`о вы такое, прежде чем сможете пользоваться силой, спящей внутри вас. Вы должны сознавать, что вы господин, прежде чем вы сможете претендовать на власть господина и ожидать повиновения своим приказаниям. Поэтому, относитесь терпеливо к нам, вашим наставникам, когда мы задаём вам урок, который должен быть выучен, и работу, которая должна быть исполнена. Путь длинен и местами тяжёл, ноги могут устать и быть в ранах, но награда велика, и на пути есть места отдыха. Не падайте духом, если ваш успех кажется медленным, потому что душа должна раскрываться естественным путём. как раскрывается цветок, без поспешности, без принуждения. И не смущайтесь, и не страшитесь, если вы случайно увидите проблеск вашего высшего Я. Как говорит М. К. в своих примечаниях к «Свету на Пути» (см. «Пути достижения»): «увидеть свою душу в её расцвете — значит уловить мимолётный проблеск в самом себе того преображения, которое со временем сделает тебя более, чем человеком; узнать свою душу в этот миг — значит найти в себе силу взирать на ослепительно яркий свет духа, не опуская очей и не отшатываясь от него в ужасе, как перед каким-то страшным призраком. Это случается с некоторыми, и в таком случае битва бывает проиграна, несмотря на то, что победа была уже почти обеспечена».
Мантра к чтению третьему
Существует только одна первоначальная форма материи, только одна основная форма энергии и одна первоначальная форма ума. Материя происходит от энергии, энергия от ума, и все эти три начала исходят из Абсолюта, тройственного в проявлении, но единого по существу. Есть только одна жизнь и она проникает всю вселенную, проявляясь в разных формах, но в конце концов будучи единой. Моё тело составляет единство с мировой материей; моя энергия и жизненная сила составляет единство с мировой энергией; мой ум составляет единство с мировым умом; моя жизнь составляет единство с мировой жизнью. Абсолют выразился и проявился в духе, и этот дух — есть истинное Я, охватывающее и совмещающее все кажущиеся отдельными Я. Я чувствую свою тождественность с духом и проникаюсь сознанием единства всего реального. Я чувствую моё единство с духом и мою связь (посредством духа) с Абсолютом. Я сознаю, что Я — выражение и проявление Абсолюта и что самая его сущность заключается во мне. Я исполнен божественной любовью. Я исполнен божественной силой. Я исполнен божественной мудростью. Я сознаю свою тождественность по духу, по сущности и по природе с Единой Реальностью.
Чтение IV
ГОСПОДСТВО НАД УМОМ
В первых трёх чтениях этой книги мы старались вызвать в вашем уме непосредственное сознание реальности следующих фактов:
1) Сознания Я, его независимости от тела; его бессмертия, его непобедимости и неуязвимости.
2) Превосходства Я над умом, а также над телом, то есть сознание факта, что ум не есть Я, а только средство для выражения Я; дальше, что Я — господин ума, а также и тела; что Я присутствует за всякой мыслью; что Я может выделить из себя для рассмотрения их со стороны: чувства, эмоции, страсти, желания и все прочие душевные явления, и всё-таки сознавать, что оно, Я, отдельно от этих душевных свойств и остаётся неизменным, реальным и вполне существующим. Дальше, это сознание того, что Я может отбросить все до последнего умственные орудия и средства, как относящиеся к «не-Я», и всё-таки сознавать с полной ясностью, что после удаления их останется нечто — оно само — Я, которое не может быть выделено или изъято, то есть что Я господин ума, а не его раб.
3) Сознания того, что истинное Я есть нечто бесконечно большее, чем маленькое личное «Я», каким мы его считаем; что Я составляет часть той великой единой реальности, которая наполняет собою всю вселенную. Это есть сознание того, что истинное Я соединено со всеми другими душами бесчисленными узами, умственными и духовными нитями и отношениями; что «Я» есть центр сознания в этой великой единой реальности, или в духе, который лежит в основе жизни и существования всего, причём центром этой реальности или существования является Абсолют или Бог; дальше явится сознание, что это чувство реальности, которое врождено Я, есть в действительности только отражение чувства реальности, врождённого целому — великому Я вселенной. Принцип, лежащий в основе этих трёх чтений, таков: Реальность «Я» в себе самом и превосходство его над всяким проявлением материи, силы и ума. «Я» признаётся началом положительным по отношению к трём вышеупомянутым началам в том же смысле, в каком ум есть начало положительное по отношению к энергии, а энергия — по отношению к материи; «Я» отрицательно или пассивно лишь по отношению к Центру единого, т. е. к самому Абсолюту. Это определяет положение, которое должен занимать ученик или посвящённый, говорящий: «Я» реальнее ума, энергии и материи и управляю ими; «Я» нереален только в сравнении с Абсолютом, который есть центр бытия, к которому «Я» принадлежу. И поэтому я утверждаю своё господство над умом, энергией и материей и проявляю свою волю над ними. Таким образом, я признаю своё подчинение Абсолюту и радостно открываю свою душу притоку Божественной Воли и разделяю с Абсолютом его власть, силу и мудрость. В этом и последующем чтении мы постараемся помочь человеку, стремящемуся к посвящению в раджа-йогу, приобресть власть над подчинёнными Я проявлениями: материей, энергией и умом. Чтобы приобресть и утвердить эту власть, необходимо познакомиться с природой того, чем мы хотим управлять.
В нашей книге «Пути достижения» мы старались объяснить свойства трёх великих проявлений, известных под названием читты, или субстанции ума, праны, или энергии, и акаши, или начала материи. Мы объясняли также, что человеческое Я выше, чем все эти проявления, будучи тем, что известно под названием Атмана или духа. Материя, энергия и ум, как мы пояснили, суть проявления Абсолюта и являются началами относительными. Философия йогов учит, что материя — самая грубая форма проявления субстанции, ниже чем энергия и ум, а следовательно, и подчинена им обоим. Одной ступенью выше материи — энергия или сила, имеющая власть над материей, но сама подчинённая уму, так как ум — ещё более высокая форма субстанции. Следующим по порядку и самым высшим из трёх является ум, наиболее тонкая форма субстанции, господствующий над энергией и материей. Но и ум подчинён «Я», которое есть дух. Он повинуется приказаниям Я, когда таковые отдаются твёрдо и разумным образом. Само «Я» подчинено только Абсолюту — Центру Бытия, — причём «Я» господствует над троичным проявлением: умом, энергией и материей.
«Я», которое ради наглядности должно быть рассматриваемо, как нечто отдельное (хотя оно в действительности только центр сознания в великом мировом начале духа), оказывается окружённым тройным океаном ума, энергии и материи, простирающимся в бесконечность. Тело есть только физическая форма, через которую течёт бесконечный поток материи, потому что, как вы знаете, частицы и атомы тела непрестанно меняются: возобновляются, переставляются, отбрасываются и заменяются. Тело, существовавшее несколько лет тому назад, или вернее, составлявшие его частицы, уже исчезли и ныне образуют новые соединения в мире материи. Ваше тело, существующее в настоящее время, умирает и заменяется новыми частицами непрерывно, а те частицы, которые составят ваше тело в будущем году, находятся где-нибудь в других частях пространства и входят в бесчисленное количество других соединений. Впоследствии они выйдут из этих соединений и вступят в те, которые войдут в состав вашего тела, каким оно будет через год. В теле нет ничего постоянного: даже части костей непрестанно заменяются другими. То же происходит с жизненной энергией, силой и крепостью тела (в том числе и с мозгом). Всё это непрестанно расходуется, тратится и вновь возобновляется. Меняется даже ум индивидуума, и субстанция ума, или читта, расходуется и возобновляется их великого океана ума, в который погружаются отброшенные части наподобие того, как это происходит с материей и энергией.
В то время как большинство читателей, более или менее знакомых с распространёнными научными понятиями о веществе, примут без возражений высказанное положение об океане материи и энергии и о непрестанном расходовании и возобновлении запаса того и другого, для них может оказаться несколько трудным принять идею, что ум есть субстанция или начало, повинующееся тем же общим законам, как и два других проявления или свойства субстанции.
Человек склонен думать о своём уме, как о «себе», как о своём «Я». Несмотря на тот факт, который был указан во втором чтении этой книги, что «Я» выше, чем умственные состояния, и что оно может их отставить в сторону от себя и рассматривать их, как нечто относящееся к «не-Я», сила привычки очень велика, и вам может потребоваться значительное время, прежде чем вы придёте к сознанию, что ваш ум — не вы сами, а лишь нечто такое, чем вы пользуетесь. Вы должны, однако, настойчиво стремиться к достижению понимания этого, потому что в той же степени, в какой вы осознаете ваше господство над своим умом, вы будете господствовать над ним, и он будет послушен вам. И какова будет степень этого господства, такими же будут характер, качество и количество работы, которую ваш ум сделает для вас. Таким образом вы увидите, что истинное, приобретённое путём внутреннего опыта познание вызывает господство, а господство даёт результаты. Этот принцип лежит в основе всей науки раджа-йоги. И многие из первых упражнений предназначены для того, чтобы ознакомить ученика с таким пониманием и дать ему возможность осознать опытным путём и развить в себе истинное отношение «Я» к уму и достичь господства над умом путём привычки и практики.
Философия йогов учит нас, что вместо того, чтобы быть «Я», ум есть то, посредством чего «Я» думает, по крайней мере, в отношении внешнего мира или мира явлений, то есть совокупности всего, что имеет имя и форму. В недрах «Я» заключено более высокое знание, превосходящее всё, что «Я» может получить из внешнего мира, но в настоящее время это не подлежит нашему рассмотрению, и мы должны заняться миром вещей.
Субстанция ума называется по-санскритски «читта», а волна, проходящая по читте (каковая волна представляет соединение ума и энергии), называется «вритта» — слово, означающее приблизительно то, что мы называем мыслью. Другими словами, вритта значит «ум в движении», тогда как читта есть «ум в покое». В буквальном переводе «вритта» значит «вихрь в уме», именно то, чем в действительности является мысль.
Но мы должны в этом месте обратить внимание читателя на тот факт, что слово «ум» употребляется йогами и другими оккультистами в двух значениях, и что читатель должен составить себе ясное понятие о каждом значении, чтобы не смешивать их друг с другом и быть в состоянии более точно уяснить два аспекта того, что желают выразить словом «ум». В первом своём значении слово «ум» употребляется, как синоним читты, или субстанции ума, которая есть мировое начало ума. Из этой читты, субстанции ума, получается весь материал для миллионов индивидуальных умов. Второе значение слова «ум» есть то, что мы разумеем, говоря об уме кого-нибудь одного, то есть умственные способности данного лица, которыми он отличается от другого лица. Мы говорили вам, что этот «ум» в человеке действует на трёх плоскостях, и его проявления на трёх плоскостях мы называли: 1) инстинктивным умом; 2) интеллектом, и 3) духовным умом (см. «Основы миросозерцания индийских йогов») Функции ума на этих трёх плоскостях образуют то, что мы называем умом человека, или точнее, собираясь вокруг «Я», эти функции образуют душу индивидуума. Слово «душа» часто употребляется, как синоним «духа», но читатели, следившие за нашей мыслью, понимают разницу. Душа есть «Я», окружённое его ментальными началами, тогда как дух есть душа души, «Я», или истинная наша сущность.
Наука раджа-йога, которой посвящена эта книга, учит господству над умом. Это её основной принцип. Она утверждает, что первый шаг к власти состоит в достижении управления собственным умом. Раджа-йога говорит, что прежде чем начинать борьбу с внешним миром, надо победить внутренний. Она утверждает, что «Я» проявляется в воле и что этой волей можно пользоваться для того, чтобы вести, направлять и направлять ум её владельца, точно так же, как и явления в физическом мире. Раджа-йога стремится удалить весь умственный мусор, уничтожив всё, что мешает правильной работе ума, и создать светлый, ясный и здравый ум. Затем раджа-йога учит, как управлять умом разумно и продуктивно, сохраняя всю неправильно расходуемую силу, и при помощи сосредоточения приводить ум в полную гармонию с волей для того, чтобы держать его в фокусе, увеличивая таким образом его силы и производительность. Сосредоточение и сила воли служат для йогов средствами, при помощи которых они достигают таких удивительных результатов, управляют и направляют свои сильные, здоровые умы и господствуют над материальным миром, действуя на энергию и материю. Эта власть распространяется на все плоскости ума, и йоги управляют не только инстинктивным умом, держа в подчинении его низшие свойства и пользуясь для своих целей другими его свойствами, но в то же время они развивают и расширяют свой интеллект и получают от него удивительные результаты. Они подчиняют себе даже духовный ум, содействуют его развитию и заставляют перейти в поле ясного сознания некоторые из удивительных тайн, лежащих в его области. При помощи раджа-йоги многие тайны существования и многие загадки вселенной были раскрыты и разгаданы. Скрытые же силы человеческой природы, благодаря раджа-йоге, раскрываются и начинают действовать. Говорят, что достигшие высших познаний в этой науке обладают такой силой и властью над силами вселенной, что являются почти богами в сравнении с обыкновенным человеком.
Раджа-йога учит, что не только можно получить такую власть, но что пользование ею открывает огромное поле знания. Это учение утверждает, что когда сосредоточенный ум направляется на идею или предмет, становится ясной истинная природа, а также внутренний смысл и соотношения этой идеи или предмета. Сосредоточенный ум проходит сквозь предмет или сквозь вопрос, как рентгеновские лучи проходят через кусок дерева; тогда всё, что «Я» ищет, делается доступным ему не только в своей внешности, несовершенной и вводящей в заблуждение, а так, как оно есть поистине. Не только внешний мир можно исследовать таким путём, но умственный луч может направиться внутрь и исследовать скрытые области самого ума. Когда мы вспомним, что та частица ума, которой обладает всякий человек, похожа на каплю, взятую из океана и содержащую в своём малом объёме все элементы, из которых составлен океан, и что знать в совершенстве каплю значит знать в совершенстве океан, тогда мы начинаем сознавать действительное значение этой силы.
Много людей в западном мире, достигавших больших результатов на интеллектуальном и научном поприщах, развили в себе более или менее бессознательно те же силы, которые даёт раджа-йога. Многие великие изобретатели в действительности были практическими йогами, хотя они не сознавали источника своей силы. Всякий, кому известны личные свойства Эдисона, поймёт, что Эдисон следует некоторым методам раджа-йоги и что сосредоточение есть одно из его самых сильных орудий. Известный американский учёный, профессор Элмер Гейтс, ум которого произвёл так много удивительных открытий и изобретений, есть также практический йог, хотя он может категорически отрицать такое утверждение и, может быть, даже не знаком с принципами этой науки, которые он сам нашёл бессознательно. Из рассказов о методах профессора Гейтса мы узнаём, что он на самом деле выкапывает открытия и изобретения из своего ума, предварительно уйдя в уединение и практикуя сосредоточение. Это есть именно то, что известно в йоге под названием умственного ясновидения. Но мы уже достаточно сказали в этом чтении относительно теоретической части учения йогов и должны теперь привести правила, при помощи которых вы будете в состоянии развить в себе эти скрытые силы и энергии, находящиеся как бы в спящем состоянии. Вы замечаете, что в этой книге мы сначала даём теоретические положения, а затем приводим упражнения. Это правильный метод йогов, которому следуют лучшие учителя. Слишком много теории сразу — трудно для ума. Слишком много упражнений — тоже утомительно. Любознательность ума в последнем случае не получает надлежащей пищи. Мы находим, что необходимо соединять теорию с практикой, и стараемся следовать этому методу.