Синдрома эмоционального выгорания

Индивидуальные (внутренние) факторы Организационные (внешние) факторы  
Социально-демографические: Возраст Пол Уровень образования Семейное положение Стаж работы Условия работы: Рабочие перегрузки Дефицит времени Продолжительность рабочего дня  
Содержание труда: Число клиентов Острота их проблем Глубина контакта с клиентом Обратная связь  
Личностные особенности: Выносливость Локус контроля Стиль сопротивления Самооценка Нейротизм (тревожность) Экстраверсия  
Социально-психологические: Взаимоотношения в организации Отношение к объекту труда  
   

- повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно рабо­тают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Содержание деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Постоянно приходится принимать на себя энергетические разряды партнеров.

- неблагополучная психологическая атмосфера профессио­нальной деятельности: таковая определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по вертикали, в системе « руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе « коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы эконо­мии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмо­ционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы.

- психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: в процессе профессио­нальной деятельности почти ежедневно попадается клиент или пациент, который выводит из состояния равновесия. Невольно специалист начинает упреждать подобные случаи и прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: « не следует обращать внимание…» В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, не­умных, капризных или безнравственных. Механизм психологи­ческой защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включа­ется в нужды и требования вполне нормального партнера по де­ловому общению.

К внутренним факторам, обуславливающим эмоцио­нальное выгорание, относятся следующие факторы:

- склонность к эмоциональной ригидности: естественно, эмоциональное выгорание как средство психологической за­щиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и воспри­имчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процес­сами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологи­ческой защиты и не позволяет ему развиваться.

- интенсивная интериоризация (внутреннее пережива­ние) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной от­ветственностью за порученное дело, исполняемую роль. Часто встречаются случаи, когда по молодости, неопытности и, может быть, наивности, специалист, работающий с людьми, восприни­мает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Ка­ждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Судьба, здоровье, благополучие субъекта деятель­ности вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучи­тельные раздумья в бессонную ночь. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются, и возникает необходи­мость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты.

- слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессио­нальной деятельности: здесь имеется два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходи­мым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и со­переживание субъекту своей деятельности. Соответствующая установка стимулирует не только эмоциональное выгора­ние, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, ду­шевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Сис­тему самооценок он поддерживает иными средствами – матери­альными или позиционными достижениями.

- нравственные дефекты и дезориентация личности: воз­можно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятель­ности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью вклю­чать во взаимодействие с деловыми партнерами такие мораль­ные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нрав­ственная дезориентация вызывается иными причинами – неуме­нием отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности.

Наши рекомендации