Глава 4. Hoc - врата к внутреннему миру
В процессе дыхания, которое впитывает прану и трансформирует энергию по всему телу, нос играет жизненно важную роль. Этот ответственный орган является энергетическим посредником между внешним и внутренним миром. Когда воздух извне проникает в носовые проходы, он активизирует в слизистой мембране носа мельчайшие рецепторы, которые посылают импульсы к мозговым и энергетическим цепям. Поэтому свара йога манипулирует потоками воздуха в процессе вдоха и выдоха, регулируя внутренние механизмы тела и управляя пранической и психической активностью.
Научные исследования показали, что многие автономные и произвольные функции организма непосредственно связаны с дыханием и компонентами нервных волокон, расположенных в корне носа. Таким образом, наука подтвердила, что рецепторы в слизистой оболочке носа связаны с системой висцеральных, выделительных и половых органов.
Когда дыхание затруднено и носовые проходы заблокированы, это может привести к расстройству внутренних органов и наоборот (*1). Хатха Йога Прадипика ясно говорит о том, что «астма, кашель, головная боль, боль в ушах и глазах - эти и другие недуги возникают от нарушения дыхания» (2:17).
Замечено, что затрудненное дыхание носом вызывает также нарушене в работе сердца и кровообращения, что отрицательно влияет на процессы окисления в тканях тела, вызывает осложнения в лимфатической жидкости, нарушает щелочной запас в крови и клеточных тканях и приводит к концентрации хлорида и кальция (*2). Интересно, что нервных волокон в носовой полости в двадцать раз больше, чем в других частях центральной нервной системы. Поэтому нос справедливо считают «периферийным органом независимой нервной системы»(*3).
Поэтому от того, как мы дышим и что вдыхаем, в немалой степени зависит состояние наших чувств и наших эмоций. Хатха Йога Прадипика напоминает, что «нарушенное дыхание приводит к беспокойству ума, но когда йогин контролирует дыхание, он достигает устойчивости ума» (2:2).
Обоняние непосредственно связано с дыханием. Когда мы обоняем запахи, в нервных окончаниях носа возникают импульсы, которые передают информацию в мозг, и мы получаем опыт восприятия. Нос регулирует наши эмоциональные реакции на внешнюю среду(*4), хотя мы порой не осознаем этого, потому что обоняние функционирует на невербальном, подсознательном уровне и является пережитком примитивного существовния.
Когда какой-либо запах активизирует наше обоняние, в нервных сплетениях носа возникают определенные импульсы, которые молниеносно устремляются в центр обоняния, локализованный в коре головного мозга. Далее возникает ответная реакция, которая стимулирует инстинкты страха, агрессии, удовольствия, боли и особенно сексуальное побуждение. Фактически у примитивных существ из отряда позвоночных мозг регистрирует большую часть информации запахом. Поэтому этот центр обоняния называют «носовым мозгом». Запах активизирует многие наши естественные и спонтанные реакции, но так как мы обладаем более высокими способностями сознания и разума, запахи не являются для нас таким решающим фактором, как у животных.
И все же специфические запахи могут сильно возбудить соответствующие нервные центры в коре головного мозга и вызвать эмоциональную реакцию. Женщины более чувствительны к запахам, чем мужчины и особенно в среднем периоде менструального цикла (*5). Этот факт позволил науке установить связь между обонянием и продуцированием сексуальных гормонов.
Тантра давно открыла, что обоняние тесно связано с чакрой муладхарой - энергетическим центром, расположенным в основании позвоночника. В этом центре сосредоточен потенциал духовной энергии человека. Чтобы разбудить муладхару, мы используем йогическую практику концентрации тратаку, в которой необходимо пристально смотреть на кончик носа и бдительно прислушиваться к звукам вдоха и выдоха через нос. Подобная техника повышает порог нашего обонятельного восприятия, особенно если мы вдыхаем такие приятные запахи, как благоухание сандала. Различные запахи стимулируют различные энергетические центры, а сандаловое дерево, как считают эксперты, активизирует нижний центр позвоночного столба или муладхару. Это аромат тонкого тела. Итак, несмотря на то, что эта практика основана на физиологическом принципе, она дает возможность развить более тонкую чувствительность к тонким вибрациям. Более того - она даже способна пробудить кундалини.Этот мощный генератор воскресит еще неисследованные наукой области мозга, благодаря которым еще в глубокой древности было совершено высшее открытие всего человечества - самореализация и постижение абсолютной Сущности.
Носовые цепи
Свара йога объясняет, что идой и пингалой (двумя главными энергетическими цепями) можно управлять при помощи дыхания. Если нарушено свободное прохождение пранических потоков в этих двух каналах, дыхание также будет затруднено в левой ноздре (ида) или в правой (пингала). Электроносографические исследования показали, что энергетическим потенциалом насыщена слизистая мембрана носа, но степень этой концентрации в разных ноздрях различна(*6) и зависит от общего психофизического состояния личности. В связи с этим мы можем вместе со свара йогой сделать вывод, что наука, наконец, установила прямую связь между прохождением воздуха через левую ноздрю и электромагнитными токами, протекающими по левой стороне позвоночного столба, и наоборот - между прохождением воздуха через правую ноздрю и электромагнитными токами, протекающими по правой стороне позвоночного столба.
С точки зрения свара йоги это очень важно, так как отрицательный канал иды начинается и заканчивается на левой половине тела и потому ида контролирует именно эту область, а положительный канал пингалы начинается и заканчивается на правой половине тела и потому пингала контролирует правую сторону. Следовательно, если наблюдается нарушение в ритмах или циклах дыхания, следует ожидать аналогичную реакцию в той или иной части тела.
Наука свара йоги давно обратила внимание на то, что ида и пингала функционируют ритмично и альтернативно. Исследователи заметили, что нарушение гормональных циклов и биоритмов можно упорядочить, если устранить напряженность в слизистой оболочке носа(*7). Чтобы восстановить равновесие тела, ума и праны, Хатха Йога Прадипика предлагает: «Вдохни прану через левую ноздрю, задержи дыхание и выдохни через правую. Затем вдохни правой ноздрей, задержи дыхание и выдохни через левую ноздрю» (2:10). Эта специфическая практика известна, как нади шодхана пранаяма. Свара йога рекомендует совершать ее регулярно, так как она чрезвычайно важна для баланса пранических потоков.