Предыстория психодиагностики
Психодиагностика, как система способов раскрытия субъективных особенностей психики, с самого начала развивалась в направлении от "внешнего", видимого, наблюдаемого, к "внутреннему", скрытому, подлежащему выявлению. За тысячелетия существования современного человеческого сообщества психодиагностика проделала путь от наивных, ненаучных интерпретаций астрологов и хиромантов до научных методов пренатальной диагностики девиаций в психическом развитии индивида [12].
Возникновение на рубеже ХХ века психологической диагностики было подготовлено с одной стороны, новыми направлениями в развитии психологии, с другой - запросами практики.
Одним из такихновых направленийстала экспериментальная психология, это вполне объяснимо, так как экспериментальный подход лежит в основе большинства психодиагностических методик. Возникновение экспериментальной психологии в 50 - 70-е годы прошлого века связано с возросшим влиянием естествознания на область исследования психических явлений, состоявшем в переводе изучения психических фактов в русло эксперимента и точных методов естественных наук [16].
Начало современного этапа развития психодиагностики как науки, связано с экспериментами по измерению различных проявлений человеческой психики, которые были организованы в конце XIX - начале XX века немецким психологом В. Вундтом и англичанином Ф. Гальтоном.
Именно В. Вундт в 1878 году основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. В его лаборатории в основном изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты - реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и пр. По образцу лаборатории Вундта создаются подобные экспериментальные лаборатории и кабинеты не только в Германии, но и в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке).
В Англии кузен Ч. Дарвина Фрэнсис Гальтон (1883) впервые включил в состав предложенной им новой комплексной науки "антропометрики" особые измерительные испытания не только физических характеристик человека, но также пробы на остроту зрения и слуха, время моторной и словесной ассоциативной реакции и т.п. Именно Ф. Гальтон предложил термин "тест", и с его именем по праву связывается начало уже не предыстории, а собственно истории психодиагностики.
Чуть позже к плеяде первых психодиагностов присоединяются российские психологи Г.И. Россолимо (1910) и А. Рыбаков (предложивший в 1913 году в качестве тестового средства использовать отпечатки чернильных пятен); швейцарец Г. Роршах (который ввел в 1921 году в научный обиход сам термин "психодиагностика", сделав его названием своей книги о проективном тесте на основе "чернильных пятен") и французы А. Бине и С. Симон, создавшие свою версию шкалы измерения интеллекта. С конца двадцатых годов наиболее значительные психодиагностические исследования стали проводиться в США, в лабораториях Стэнфордского и Колумбийского университетов [12, 16].
Таким образом, первоначально психодиагностика стала складываться как наука о методах экспериментальной дифференциальной психологии, изучающая психологические различия между людьми экспериментальным путем.
Но дифференциально-психологическое изучение человека не было простым логическим следствием развития экспериментального метода. Оно складывалось под воздействием запросов практики, сначала медицины и педагогики, а затем и промышленного производства (сфера индустриальной психологии).
Основоположники и последователи разных психологических школ по-разному отвечали на запросы практики. Рассмотрим коротко, как формировались некоторые важные психодиагностические методы в рамках основных психологических школ.
Тестовые методики были тесно связаны с теоретическими принципами бихевиоризма. Методологическая концепция бихевиоризма основывалась на том, что между организмом и средой существуют однозначные причинные (детерминационные) отношения. Организм, реагируя на стимулы внешней среды, стремится изменить ситуацию в благоприятную для себя сторону и приспосабливается к ней. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы.
В соответствии с основной бихевиористской концепцией цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.
Тестовая диагностика, или тестология, основателем которой считается Дж. Кеттелл (1890), долгое время оставалась центральной областью психодиагностики. Тесты оказались незаменимым инструментом изучения скрытого от внешнего наблюдателя мира психической реальности. Тестовые измерения из области научных исследований практически сразу же перешли в распоряжение психологической практики, где использовались для дифференциации людей с точки зрения различных девиаций, оценки развития разнообразных психических функций, задач профессионального отбора и пр.