Путь к независимости и самоуважению
Анализ побед и поражений
Первый шаг для преодоления мешающих принципов, которые выявил ШДФ-тест — «анализ побед и поражений». Спросите себя, в чем недостаток утверждения, что неодобрение делает вас менее достойным человеком. После этого можно будет разработать более функциональную оценочную систему.
Например, Сьюзан тридцать три года, замужем. Она много времени посвящала общественным делам, как способного человека ее часто выбирали на ответственные должности. Она радовалась как ребенок, когда очередной раз выбирали ее. И боялась отказаться и заслужить тем самым чье-то неодобрение, она боялась унизить других людей, и поэтому предавала собственные интересы в угоду другим.
ШДФ-тест и метод вертикальной стрелки выявили ее мягкие симптомы: «Я должна делать то, что от меня ожидают». Сьюзан прибегла к анализу побед и поражений (таблица 11.1). Она решила изменить свою внутреннюю философию. (269:)
ТАБЛИЦА 11.1. МЕТОД ПОБЕД И ПОРАЖЕНИЙ
Принцип. Я должна делать то, что от меня ожидают. | |
Преимущества | Недостатки |
1. Если я оправдываю ожидания других, это помогает контролировать себя. | 1. Часто я выступаю против собственных интересов. |
2. Я чувствую себя защищенной и свободной. | 2. Мне сложно анализировать взаимоотношения с окружающими. Я попадаю в рабскую зависимость. |
3. Я могу избежать многих недоразумений, мне не нужно планировать, другие это сделают за меня. | 3. Люди управляют мной. |
4. Я не боюсь обидеть окружающих. | 4. Мне сложно понять свои ожидания, я разучилась принимать независимые, выгодные для меня решения. |
5. Меньше опасность конфликтов. | 5. Я испытываю вину и депрессию, если люди не одобряют меня. 6. Желания людей часто противоречат моим интересам. Их ожидания не всегда реалистичны. 7. Люди кажутся слабыми и беспомощными, зависящими от меня, я боюсь унизить их. 8. Так как я боюсь кого-нибудь расстроить, то я лишена побуждений к каким-нибудь изменениям. |
БОЛЕЕ РЕАЛЬНЫЕ МЯГКИЕ СИМПТОМЫ
В предыдущем разделе говорилось о том, что жажда одобрения чаще ведет к поражениям, чем к победам. Здесь же мы опишем второй шаг избавления от этого верования. Он заключается в перестраивании мягких симптомов на более реалистичный лад. На самом деле можно выбрать любой из 35 пунктов в ШДФ-тесте, который кажется наиболее сильным. В предыдущем примере Сьюзан решила избавиться от верования, что она может быть счастливой только тогда, когда кто-то одобряет ее. Она переписала свои мягкие симптомы: «Я могу радоваться, когда кто-то одобряет меня, но мне вовсе не требуется одобрения, чтобы уважать себя. Неодобрение может быть неприятным, но оно вовсе не означает, что я не человек».
Страху перед критикой — твердое «нет»
Третьим шагом может стать тема: «Почему не нужно бояться критики и неодобрения?» Это может стать путеводителем по дороге к независимости. Нужно письменно обосновать, почему неодобрение неприятно, но не фатально. В сочинение включается только то, что звучит убедительно и кажется полезным. Необходимо верить каждому аргументу, чтобы независимость базировалась на реальной почве. Утверждение: «Если кто-то не одобряет меня, то не следует расстраиваться, потому что этот человек не подходит на роль моего критика», не может помочь, так как в себе содержит когнитивное искажение. Нельзя защитить свое самоуважение, говоря, что другой человек плох. Нужно писать только то, в чем точно уверен. (271:)
Как только появляются новые идеи, их нужно включать в список. Перечитывать написанное нужно каждое утро в течение нескольких недель.
Приведу пример, в котором содержится несколько идей, помогавших многим пациентам.
1. И у критика могут быть ошибки.
2. Справедливая критика должна не расстраивать, а учить. Всем свойственно ошибаться.
3. Если человек ошибся, он вовсе не неудачник. Никто не может постоянно ошибаться. Заметив свой промах, полезно вспомнить об успехах.
4. Никто не может оценивать личное достоинство других, можно судить только о делах окружающих.
5. Каждый по-своему оценивает одного и того же человека, вне зависимости от его дел и успехов. Неодобрение — не снежный ком, одно нелестное высказывание не может вызвать обвал. Поэтому одно утверждение не может привести к одиночеству.
6. Неодобрение и критика, конечно, вызывают неудобст ва, но они пройдут, поэтому вместо того, чтобы расстраиваться, лучше включиться в общественную деятельность.
7. Критика может расстроить человека только в том случае, если он верит в ее отрицательные доводы.
8. Неодобрение не может быть постоянным. Споры — это часть жизни. Со временем всегда можно прийти к компромиссу
9. Если один человек критикует другого, он вовсе не подразумевает его бесполезности. Почему же критику на свой счет многие воспринимают как окончательный приговор? Мы люди, а не верховные судьи. Зачем же других наделять непомерной властью? (272:)
В течение нескольких следующих дней обязательно продолжайте список. Разработайте собственную теорию неодобрений. Эффект будет поразительным, чувство независимости многократно возрастет.
РЕАКЦИЯ НА КРИТИКУ
Кроме того, что нужно научиться правильно оценивать критику, необходимо еще освоить правила поведения под ее огнем. Некоторые методы я уже предлагал (глава шестая). Теперь я предлагаю другие способы реакции на неодобрение.
Если кто-то боится неодобрения, то почему бы не спросить критика, действительно ли он или она смотрит на вас свысока? Чаще всего может оказаться, что неодобрение — это плод вашей фантазии. Такой поступок требует большого мужества, но результат его окупит.
У д-ра Арта не было ни малейшего предположения, что хотя бы один из его пациентов задумывался о самоубийстве. А один из них, не имея даже симптомов депрессии, просто сильно переживал неудавшийся брак и однажды утром застрелился. Подозрения на убийство были сразу отвергнуты. Арт никогда раньше не терял пациента подобным образом. Он расстроился, ведь именно к этому пациенту он испытывал искреннюю симпатию. Он боялся реакции учителей и коллег; думал, что они не простят ему допущенной ошибки. После обсуждения случившегося с учителем Арт откровенно спросил:
— Вам не кажется, что я испортил вашу репутацию хорошего учителя?
Ответ учителя был очень теплым и полным сочувствия. Арт почувствовал облегчение, когда учитель сказал: (273:)
— В прошлом у меня было нечто подобное. Это послужит тебе уроком того, что профессия психиатра не всегда полна успехов.
Обдумывая случившееся, Арт понял, что чувство безнадежности может привести к самоубийству людей, не испытывающих клиническую депрессию. Он также понял, что другие не ждут от него совершенства, что от него не ожидают гарантированной удачи в каждом случае.
Допустим, что для Арта не закончилось всё так хорошо, а учитель и коллеги обвинили Арта в некомпетентности. Что тогда? Наихудшим было бы полное одиночество. Предлагаю несколько способов для преодоления этого.