Интерференционные феномены
Феномен Струпа. Дж. Струп опубликовал в 1935 г. статью, где осматривал реакции испытуемых в ответ на предъявление оригинального стимульного материала, получившего позднее название струп-стимулов '. Слова, обозначающие цвет (например, «красный», «жёлтый» и пр.), Дж. Струп писал чернилами другого цвета. Пример струп-стимула: слово «красный», написанное синими чернилами. Испытуемым предъявляется набор таких стимулов и даётся инструкция: «не читая слов, назовите цвет, которыми эти слова написаны». Оказалось, что выполнить эту инструкцию чрезвычайно затруднительно. Для называния цвета ста струп-стимулов требуется почти в два раза больше времени, чем для называния цвета сотни цветовых пятен. (Карта, состоящая из ста струп-стимулов, используется обычно в качестве стандартного теста). Такое различие во времени называется величиной струп-интерференции. Ошибки при назывании цвета струп-стимулов, разумеется, встречаются тоже существенно чаще, чем при назывании цвета пятен, но при изложении результатов для единообразия обычна практика их перевода во временную шкалу. Итак, несмотря на все сознательные усилия испытуемых, используемая в феномене Струпа задача игнорирования «не читайте слов» оказывается невыполнимой.
Запоминание с дистрактором: в интервале между предъявлением информации и её воспроизведением (в интервале удержания) испытуемому даются «отвлекающие» задачи — дистракторы. Это значит, что, готовясь к воспроизведению информации, испытуемый в интервале удержания не должен обращать внимания на те задачи, которыe выполняет. Величина ухудшения воспроизведения информации огромна. Предъявим испытуемым, например, ряд из трёх согласных букв, а затем трёхзначное число: например 167. Задача испытуемого в интервале удержания вести обратный счёт тройками от заданного экспериментатором числа (167, 164, 161, 158 и т. д.) в такт ударам метронома, а затем, по сигналу, воспроизвести предъявленные буквы. Оказалось, что испытуемые не могут запомнить и трёх согласных букв уже после 18 секунд такого счёта (эффект Петерсонов)2.
Рефрактерный период, т. е. задержка реакции на второй из двух быстро следующих друг за другом сигналов, объявляется «одним из наиболее известных феноменов интерференции» '. С момента поступления второго сигнала основной задачей для испытуемого становится требуемая инструкцией реакция на этот сигнал, при этом подразумевается (задача игнорирования), что он не должен следить за своей реакцией на первый сигнал.
Реверсия двойственных изображений. Если испытуемому поставить задачу удерживать внимание на одном значении двойственного изображения, когда оба значения известны испытуемому, то такая задача подразумевает ещё и задачу игнорирования другого значения. Как уже выше отмечалось, человек не способен выполнять такую задачу. Двойственные изображения при задаче удержания внимания только на одном значении обычно называются обращаемыми, или реверсивными.
Дихотическое прослушивание: испытуемым предъявляют разные сообщения отдельно на каждое ухо (ранее о таких экспериментах уже говорилось). Задача испытуемого — повторять вслух (вторить) сообщение, предъявляемое только на одно ухо. Оказывается, что испытуемый практически не способен без длительной тренировки следить за сообщением, подаваемым на другое ухо (как говорят, затеняет его). Он ещё может заметить резкие физические изменения в неповторяемом сообщении (например, переход с мужского голоса на женский), но почти не осознаёт текст самого этого сообщения — он ничего не может сказать о содержании текста и не замечает даже такое сильное изменение, как изменение языка сообщения2. При этом в многочисленных экспериментах когнитивистов показано (и примеры этого ранее приводились), что на самом деле испытуемый воспринимает текст затененного сообщения. Данный методический приём позволяет многосторонне изучать интерференцию. Ведь для того, чтобы осознать текст этого самопроизвольно игнорируемого сообщения, испытуемый должен перестать обращать внимание на другую задачу — задачу вторения.
Реакция испытуемого на прерванные задания и незавершённые действия. Пусть испытуемый получает задание нечто сделать. Чтобы выполнить такое задание, он должен создать алгоритм собственных действий и критерий, по которому определяет, что данное задание завершено. Если через некоторое время прервать испытуемого,
'Величковский Б. М. Современная когнитивная психология. М., 1982, с. 183.
2Норманн Д. Память и внимание. // Зрительные образы: феноменология и эксперимент, 2. Душанбе, 1973, с. 128.
не дать ему осуществить начатое до конца, то незавершённые действия выступают в роли игнорируемого задания: испытуемый должен их не делать. Эксперименты показывают: человек без всякой необходимости возвращается в мыслях или в действиях к этому заданию. Это показано в многочисленных исследованиях школы К. Левина:
• Его ученица М. Овсянкина давала испытуемым некое элементарное задание (сложить фигуру из разрезанных частей, нарисовать предмет, решить головоломку и т. п.). Испытуемый начинал выполнять задание, но где-то на середине Овсянкина прерывала испытуемого и просила его выполнить другое действие со словами:
«Пожалуйста, сделайте это». Если испытуемые спрашивали, оставить ли ему работу над предшествующим заданием, экспериментатор делал вид, что не слышит вопроса, и не отвечал. Пока испытуемый занимался вторым заданием, экспериментатор должен был как-то незаметно скрыть остатки материала первого задания (например, прикрыть этот материал газетой). По окончании второго действия испытуемого экспериментатор делал вид, что он чем-то очень занят, что-то искал или писал и т. д. Оказалось, что 86% испытуемых возвращались к прерванному действию. «Но почему, — спрашивал Левин, — взрослые люди, начав такую «глупую» работу, как складывание фигур, хотят вернуться к ней? Ведь никакого интереса к задаче нет!» '. (При всём моем уважении к блестящей интуиции К. Левина, приведшей к постановке подобных экспериментов, его собственный ответ не кажется мне объясняющим — по существу, этот ответ сводится к тому, что у субъекта возникает потребность в завершении задания).
• Незавершённые действия лучше сохраняются в поверхностном содержании сознания, чем завершённые. Этот эффект хорошо известен в экспериментальной психологии, где он носит имя другой ученицы К. Левина — Б. В. Зейгарник. Испытуемому давалось последовательно 18-20 заданий, половина из них прерывалась, а половина была завершена. Когда испытуемый заканчивал последнее действие, экспериментатор предлагал ему ещё одно задание и при этом спрашивал, как бы ненароком, какие задания он выполнял. Оказалось, что упоминаний незавершённых действий было почти в два раза больше, чем завершённых. Правда, замечает Зейгарник, если экспериментатор просил испытуемого перечислить
1 Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М., 1981, с. 20-22.
задания не «невзначай», а жёстко («я хочу проверить вашу память»), этот эффект почти не наблюдался '.
• • Эффект Зейгарник, однако, был подтверждён в многочисленных экспериментах и для ситуации прямой проверки памяти. Ж. Нюттен, например, давал испытуемым, родным языком которых был фламандский, перевести текст с французского. В этом тексте было несколько слов, которых испытуемые заведомо не знали. Когда им попадались эти слова, они спрашивали их перевод у экспериментатора. Испытуемые первой группы доводили работу до конца. По окончании экспериментатор просил испытуемых помочь ему — «помощь» длилась 5 мин. Работу испытуемых второй группы экспериментатор прерывал просьбой о помощи, когда им оставалось перевести ещё три строчки. После возникшего перерыва каждому испытуемому давался лист бумаги с написанными на нём французскими словами, перевод которых испытуемый спрашивал у экспериментатора. Испытуемый должен был вспомнить соответствующие фламандские слова. Испытуемые первой группы (полностью завершившие перевод) запомнили 47% слов, а испытуемые второй группы — 77%2. С. Розенцвейг, основываясь на своих исследованиях добавляет: когда испытуемый воспринимает прерванные задачи как такие, с которыми ему не удалось справиться, то прерванные задачи запоминаются плохо 3.
Вряд ли возможно описать все явления, связанные с психической интерференцией — они встречаются очень часто. Однако во всех известных случаях действительно наблюдается парадоксальное вмешательство в решение основной задачи другой, которую испытуемый старательно пытается не выполнять. Разумеется, высказанное представление о природе интерференционных феноменов необходимо ещё подтвердить, т. е. вывести из него экспериментально проверяемые следствия.
' Там же, с. 22-26.
2Флорес Ц. Память. // Экспериментальная психология (под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже), 4. М., 1973, с. 276-277.