Краткий словарь черт личности

АВТОРИТАРНОСТЬ, автократичность (от лат. autoritas - влияние, власть) стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, склонность к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, использованию мер принуждения.

АГРЕССИВНОСТЬ –эмоциональное состояние или черта характера, проявляющаяся в гневе, злости, враждебности, готовности совершать насильственные действия по отношению к другим людям и неодушевленным предметам.

АКТИВНОСТЬ –деятельное отношение личности к миру, стремление и способность производить преобразования в материальной и социальной среде; реализуется в творческой деятельности, волевых актах, общении.

АЛЧНОСТЬ –страстное желание приобретения, стремление к наживе, жадность.

АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter - другой) – нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе других, готовности жертвовать для других своими личными интересами (противоп. – эгоизм).

АМБИЦИОЗНОСТЬ(фр. ambition) – проявляется в самоуверенном поведении, завышенной самооценке, высоком уровне притязаний, честолюбии.

АПАТИЯ – (от греч. apatheia - бесчувственность) – психическое состояние безразличия, отсутствия интереса к окружающему, побуждения к деятельности: при неблагоприятных условиях может превратиться в устойчивую черту личности – апатичность.

АПЛОМБ(фр. aplomb) - излишняя самоуверенность, проявляющаяся в поведении, манере общения, речи.

АСКЕТИЗМ – (от греч. askeo – упражняться) – самоотречение, отказ от жизненных благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-л. социальных целей или нравственного самосохранения.

АССЕРТИВНОСТЬ (от англ. assertive - самоуверенный, напористый) – характеристика социального поведения, проявляющаяся в способности человека выдвигать и настойчиво претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, преодолевая сопротивление окружающих.

БДИТЕЛЬНОСТЬ –стремление и способность предвидеть и предупреждать возникновение нежелательных событий.

БЕЗАЛАБЕРНОСТЬ – отсутствие стремления к порядку, небрежность в быту, в поведении.

БЕЗЗАСТЕНЧИВОСТЬ – наглость, отсутствие сдерживающих моральных начал, стыдливости.

БЕСКОРЫСТИЕ –отсутствие заботы о личной выгоде.

БЕСПЕЧНЫЙ -не связанном заботами, не принимающий необходимых мер предосторожности, не склонный задумываться о последствиях своих поступков.

БЕССТЫДСТВО –грубое нарушение приличий, норм морали, отсутствие чувства стыда

БЕСЦЕРЕМОННОСТЬ– манера поведения, характеризующаяся развязностью, недостаточной вежливостью, грубоватостью.

БЛАГОРОДСТВО – способность пренебречь собственными интересами ради других, высокая нравственность, безукоризненная честность.

ВЕЛИКОДУШИЕ – бескорыстие, отсутствие злопамятности, способность прощать обиды и жертвовать своими интересами.

ВЕРНОСТЬ – преданность, постоянство в чувствах и отношениях,
ВЫСОКОМЕРИЕ – надменное, презрительное отношение к людям, имеющим более низкий социальный или должностной статус, материальный достаток.

ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНСТЬ – способность легко и быстро воспринимать впечатления и реагировать на них.

ГАЛАНТНОСТЬ – изысканно вежливая, чрезвычайно учтивая манера поведения мужчин (любого возраста) по отношению к женщинам (любого возраста).

ГОРДОСТЬ – (как черта характера) – чувство собственного достоинства, самоуважение.

ГОРДЫНЯ – непомерная гордость, выражающаяся в высокомерии, отсутствии самокритики, неспособности признавать собственные ошибки, болезненном самолюбии.

ГУМАНИЗМ(humanus - человечный) совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, признание безграничности его возможностей и способности к самосовершенствованию, прав личности на свободное развитие своих творческих сил, утверждение блага человека как критерия оценки уровня развития общества.

ГУМАННОСТЬ – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям.

ДЕЛИКАТНОСТЬ – вежливость, предупредительность, мягкость в обращении.

ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ – честное выполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств, основательность, старательность.

ДУХОВНОСТЬ – характеристика внутреннего мира человека, проявляющаяся в доброте, искренности, открытости для других людей, стремлении к самосовершенствованию. Д. основывается на широте взглядов и интересов, культуре, общем развитии личности.

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ – недооценка своих способностей и достоинств (заниженная самооценка), излишняя скромность, робость в общении.

ЗАВИСТЛИВОСТЬ – устойчивая склонность испытывать чувство досады, вызванное превосходством, успехами, благополучием других людей, желанием иметь то, что принадлежит другим.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ (от лат. impulses – удар, толчек) – склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. indifferens – безразличный) – нейтральность, равнодушие, безучастность.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ – выраженная потребность в умственной деятельности, наличие познавательных интересов, отношение к познанию и знаниям как к ценности.

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ – (от лат. intelligens – знающий, мыслящий, понимающий) – совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о высоком развитии его интеллекта, образованности, психологической культуры поведения. Интеллигентный человек настроен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет общечеловеческих ценностей во всех сферах жизни общества, на реализацию высших идеалов. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости; способен к состраданию, порядочен и тактичен, терпим к инакомыслию, принципиален.

ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ – предрасположенность человека принимать на себя ответственность за события собственной жизни (см.ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ).

ИНТРИГАНСТВО – склонность действовать исподтишка, используя неблаговидные средства для достижения личных целей.

ИНТРОВЕРСИЯ(от лат. intro – внутрь и vertere – поворачивать) направленность личности на внутренний мир собственных переживаний, чувств и мыслей; типическое (в противоположность ЭКСТРАВЕРСИИ) свойство темперамента или характера.

ИНФАНТИЛЬНОСТЬ(лат. infantilis – младенческий, детский) – незрелость эмоционально-волевой сферы, выражающаяся в несамостоятельности решений, чувстве незащищенности, потребности в опеке, эгоцентризме и др. детских чертах.

ИРОНИЯ – тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.

КОВАРСТВО – склонность к совершению поступков со злым умыслом под прикрытием внешней доброжелательности.

КОЛЛЕКТИВИЗМ – способность человека активно от­кликаться на нужды других людей, жить общественными интереса­ми;

КОМПЕТЕНТНОСТЬ– (лат. competens – соответствующий, способный) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-л., делать что-л.

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ –способность к общению, умение устанавливать контакт с другими людьми

КОНФОРМНОСТЬ – податливость человеку реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его установок и поведения в соответствии с не разделявшейся ранее позицией большинства.

КОНФОРМИЗМ– приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений и т.п. отсутствие собственной позиции, некритическое следование общим мнениям, тенденциям, авторитетам.

КОРЫСТОЛЮБИЕ – стремление к наживе, доминирующая направленность деятельности на извлечение собственной выгоды.

КРЕАТИВНОСТЬ (англ. - способность и потребность мыслить нестандартно, нетрадиционно и находить неожиданные, оригинальные решения проблем, которые стоят перед человеком.

КРИТИКАНСТВО – склонность все критиковать, во всем видеть только недостатки.

КРИТИЧНОСТЬ –строгость в оценках и суждениях, умение (нередко весьма полезное) замечать недостатки.

ЛЕНЬ – отсутствие желания делать что-либо, требующее волевого усилия, переживание удовольствия от безделья.

ЛИЦЕМЕРИЕ – неискренность в отношениях с людьми, притворство.

ЛУКАВЫЙ– исполненный добродушно-веселого коварства, кокетливо-хитрый.

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – стремление к приобретению новых полезных знаний, пытливость.

ЛЮБОПЫТСТВО – необоснованное разумными целями стремление получать информацию об окружающем, о подробностях быта и взаимоотношений других людей.

МАЛОДУШИЕ – неспособность человека отстаивать и претворять в жизнь свои стремления, взгляды и убеждения, слабоволие.

МНИТЕЛЬНОСТЬ – склонность к преувеличению опасности, необоснованному ожиданию негативных оценок и осуждения со стороны окружающих, болезненная подозрительность.

МУДРОСТЬ – высшее проявление глубины ума, опирающееся на знания, способность к обобщению опыта и здравый смысл.

МУЖЕСТВО – способность действовать решительно и целесообразно в сложной опасной обстановке, преодолевая чувство страха и неуверенности.

НАИВНОСТЬ –доверчивость, порожденная недостаточной информированностью, неопытностью.

НЕГАТИВИЗМ(от лат.negatio – отрицаю) – внешне немотивированное поведение человека, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих людей.

НЕПРИХОТЛИВОСТЬ– простота, чрезвычайная скромность в требованиях, привычка обходиться минимумом удобств.

НЕТЕРПИМОСТЬ – неспособность принимать и мириться с чужим мнением, характером, поведением и т.п.

ОБАЯНИЕ – очарование, притягательность; покоряющее влияние; способность вызывать безусловную симпатию.

ОБУЧАЕМОСТЬ – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ– способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с существующими нравственными, социальными и правовыми нормами и взятыми на себя обязательствами.

ПЕДАНТИЗМ /ПЕДАНТИЧНОСТЬ/(ит.pedante - учитель)– неукоснительное следование в поведении сложившемуся порядку, установившимся привычкам; чрезвычайная аккуратность, приверженность порядку до мелочей.

ПОРЯДОЧНОСТЬ – честность, неспособность к совершать недостойные поступки.

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ – потребность и стремление действовать в строгом соответствии со своими убеждениями, принципами.

ПРОЗОРЛИВОСТЬ – способность предвидеть будущее, проницательность.

ПРОСТОДУШИЕ– доверчивость, бесхитростность.

ПУНКТУАЛЬНОСТЬ(лат. punctum -точка) – точность, неукоснительное следование каким-нибудь правилам, соблюдение установленных требований.

ПОДВИЖНИЧЕСТВО – самоотверженная деятельность, героизм и самопожертвование в работе.

ПРЕКРАСНОДУШИЕ – возвышенно-сентиметальная настроенность, основанная на идеализации чувств и человеческих отношений.

РАЧИТЕЛЬНОСТЬ–старательность, усердность в исполнении чего-либо.

РИГИДНОСТЬ(от лат. rigidus – жесткий, твердый) – негибкость, пониженная способность переключаться, изменять намеченные программы деятельности, привычки и взгляды в т.ч. в условиях объективно требующих перестройки.

САМОКРИТИЧНОСТЬ –критичность по отношению к себе.

САМОЛЮБИЕ– высокая самооценка, сочетающаяся с чувствительностью к мнению окружающих о себе.

САМОМНЕНИЕ –преувеличенная оценка своей личности.

СЕНЗИТИВНОСТЬ (лат. sensitivus - чувствительный) – повышенная чувствительность к происходящим событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью и боязнью новых ситуаций, склонность в продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий.

СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ –повышенная чувствительность, умилительно-слезливое отношение к душевным переживаниям. СЛАБОДУШИЕ – боязнь трудностей, пониженная способность к преодолению негативных жизненных обстоятельств.

СКЕПТИЧНОСТЬ /скептицизм/ (гр. skeptikos – сомнение) – тенденция критично-недоверчиво относиться к окружающему; склонность сомневаться в истинности и правильности мнений, суждений, выводов и т.п.

СНОБИЗМ –самомнение,претензии на изысканно утонченный вкус, манеры, особую интеллектуальность и т.п.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ– потребность и способность быть объективным и беспристрастным в своих суждениях и оценках и следовать истине в поступках.

СТРОПТИВОСТЬ –упрямство, своенравие, стремление действовать наперекор.

СУЕТНОСТЬ – устойчивая привычка придавать слишком большое значение тому что, не имеет подлинной, духовной ценности, напр., стремиться во что бы то ни стало «быть не хуже других» в обладании материальными благами. В первоначальном значении суета – все земное в отличие от небесного, божественного.

СУМАСБРОДСТВО –склонность вести себя непоследовательно, действовать по случайной прихоти, пренебрегая здравым смыслом.

ТАКТИЧНОСТЬ (лат. tactus - прикосновение) – обладание чувством меры, помогающим, правильно вести себя в процессе общения, напр., не быть навязчивым, не задевать чувств другого человека и т.д.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia – терпение) – как черта характера – терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий.

ТРЕВОЖНОСТЬ –повышеннаясклонность испытывать беспокойство, тревогу в различных ситуациях, в т.ч. и в тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

ТЩЕСЛАВИЕ – повышенное стремление к почитанию, славе, получению всевозможных наград, знаков общественного внимания, нередко сочетающееся с переоценкой своих возможностей.

ХАЛАТНОСТЬ – небрежно-безразличное, недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей.

ХАНЖЕСТВО –притворная добродетельность, лицемерие.

ЦЕЛОМУДРЕННОСТЬ– строгость в соблюдении нравственных норм, добродетельность

ЦЕЛЬНОСТЬ – внутренне единство убеждений, принципов, отношений и поступков.

ЦИНИЧНОСТЬ /ЦИНИЗМ/- вызывающе пренебрежительное, презрительное до бесстыдства отношение к индивидуальным и общечеловеческим ценностям.

ЧЕСТОЛЮБИЕ – доминирование потребности в получении общественного признания, в высокой публичной оценке личных качеств и результатов деятельности.

ЧУТКОСТЬ – способность чувствовать и понимать состояние и потребности других людей, готовность оказать поддержку.

ЩЕДРОСТЬ –готовность и способность делиться с другими людьми своими материальными и духовными ценностями.

ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ– абсолютная честность, точность, корректность в отношениях с кем-либо или по отношению к чему-либо.

ЭГОИЗМ(лат. ego - я) – себялюбие, предпочтение своих личных, корыстных интересов интересам других людей.

ЭГОЦЕНТРИЗМ – субъективная установка, познавательная позиция, при которой за исходную точку при восприятии мира принимается собственная личность, неспособность рассматривать явления и события с точки зрения других людей.

ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ -предрасположенность человека возлагать ответственность за события собственной жизни на других людей и внешние обстоятельства (см.ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ).

ЭКСТРАВЕРСИЯ –свойство личности, выражающееся в направленности ее интересов на окружающий мир и других людей.

ЭКСТРАВЕРСИЯ(от лат. extra – вне и vertere – поворачивать) – направленность личности на внешние события и окружающих людей; типическое (в противоположностьИНТРОВЕРСИИ); свойство темперамента или характера.

Рекомендуемая литература

1. Психологические методы диагностики свойств индивидуальности:

Методические указания к практическим занятиям по курсу «Психология и педагогика»ю – СПбГАСУ, 2005.

2. Изучение структуры интеллекта: Методические указания к практическим занятиям по курсу «Психология и педагогика».

3. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности: Методические указания для студентов заочного отделения к практическим занятиям по курсу «Психология и педагогика» – СПбГАСУ, 2005.

4. Современная практическая психология /Под ред. М.К. Тутушкиной. – М., 2005.

5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розин С.И. Психология и педагогика. СПб., 2007.

6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2003.

7. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М., 2005

8. Волкова А.И. и др. Психология и педагогика /под общ. Ред. В.С.Кукушина. – Ростов н/Д, 2005.

9. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М, 2003.

10. Психология: Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н.Дружинина – СПб, 2000.

11. Нуркова В.В., Березанская Н.Р. Психология. – М, 2006.

12. В.С .Саблин, С.Г. Слаква. Психология человека. – М., 2006

13. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М., 2006

14. Климов Е.А. Основы психологии. – М., 1997.

15. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб. – М. 2003.

Содержание:

Введение ……………………………………………………………………… .2

1. Общие требования и рекомендации……………………………………… .3

2. Требования к оформлению курсовой работы……………………………...4

3. Методические указания к работе над основными разделами…………….6

3.1. Первый раздел «Что такое психология»…………………………...6

3.2. Второй раздел «Психология в профессиональной

деятельности и обыденной жизни»………………………………….....7

3.3. Третий раздел «Психологический портрет»……………….………9

3.3.1. Свойства нервной системы……………………………………….9

3.3.2. Темперамент………………………………………………………10

3.3.3. Эмоции……………………………………………………………10

3.3.4. Познавательные процессы………………………………………..11

3.3.5. Характер и самооценка……………………………………………13

3.3.6. Программа самосовершенствования……………………………..15

3.4. Заключение………………………………………………………......16

4. Краткий словарь черт личности……………………………………………...17

5. Рекомендуемая литература……………………………………………...……23

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Составители: Годлиник Ольга Борисовна

Соловьева Елена Анатольевна

Редактор

Корректор

Компьютерная верстка

Подписано к печати Формат 60х84 1/16. Бум. офсетная.

Усл. Печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 1000 экз. Заказ «С» 103

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.

190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская, д. 4.

Отпечатано на ризографе. 190005 Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская, д. 5.

Наши рекомендации