Краткий словарь черт личности
АВТОРИТАРНОСТЬ, автократичность (от лат. autoritas - влияние, власть) стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, склонность к властному управлению другими людьми, подавлению их инициативы, использованию мер принуждения.
АГРЕССИВНОСТЬ –эмоциональное состояние или черта характера, проявляющаяся в гневе, злости, враждебности, готовности совершать насильственные действия по отношению к другим людям и неодушевленным предметам.
АКТИВНОСТЬ –деятельное отношение личности к миру, стремление и способность производить преобразования в материальной и социальной среде; реализуется в творческой деятельности, волевых актах, общении.
АЛЧНОСТЬ –страстное желание приобретения, стремление к наживе, жадность.
АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter - другой) – нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе других, готовности жертвовать для других своими личными интересами (противоп. – эгоизм).
АМБИЦИОЗНОСТЬ(фр. ambition) – проявляется в самоуверенном поведении, завышенной самооценке, высоком уровне притязаний, честолюбии.
АПАТИЯ – (от греч. apatheia - бесчувственность) – психическое состояние безразличия, отсутствия интереса к окружающему, побуждения к деятельности: при неблагоприятных условиях может превратиться в устойчивую черту личности – апатичность.
АПЛОМБ(фр. aplomb) - излишняя самоуверенность, проявляющаяся в поведении, манере общения, речи.
АСКЕТИЗМ – (от греч. askeo – упражняться) – самоотречение, отказ от жизненных благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-л. социальных целей или нравственного самосохранения.
АССЕРТИВНОСТЬ (от англ. assertive - самоуверенный, напористый) – характеристика социального поведения, проявляющаяся в способности человека выдвигать и настойчиво претворять в жизнь собственные цели, потребности, желания, притязания, преодолевая сопротивление окружающих.
БДИТЕЛЬНОСТЬ –стремление и способность предвидеть и предупреждать возникновение нежелательных событий.
БЕЗАЛАБЕРНОСТЬ – отсутствие стремления к порядку, небрежность в быту, в поведении.
БЕЗЗАСТЕНЧИВОСТЬ – наглость, отсутствие сдерживающих моральных начал, стыдливости.
БЕСКОРЫСТИЕ –отсутствие заботы о личной выгоде.
БЕСПЕЧНЫЙ -не связанном заботами, не принимающий необходимых мер предосторожности, не склонный задумываться о последствиях своих поступков.
БЕССТЫДСТВО –грубое нарушение приличий, норм морали, отсутствие чувства стыда
БЕСЦЕРЕМОННОСТЬ– манера поведения, характеризующаяся развязностью, недостаточной вежливостью, грубоватостью.
БЛАГОРОДСТВО – способность пренебречь собственными интересами ради других, высокая нравственность, безукоризненная честность.
ВЕЛИКОДУШИЕ – бескорыстие, отсутствие злопамятности, способность прощать обиды и жертвовать своими интересами.
ВЕРНОСТЬ – преданность, постоянство в чувствах и отношениях,
ВЫСОКОМЕРИЕ – надменное, презрительное отношение к людям, имеющим более низкий социальный или должностной статус, материальный достаток.
ВПЕЧАТЛИТЕЛЬНСТЬ – способность легко и быстро воспринимать впечатления и реагировать на них.
ГАЛАНТНОСТЬ – изысканно вежливая, чрезвычайно учтивая манера поведения мужчин (любого возраста) по отношению к женщинам (любого возраста).
ГОРДОСТЬ – (как черта характера) – чувство собственного достоинства, самоуважение.
ГОРДЫНЯ – непомерная гордость, выражающаяся в высокомерии, отсутствии самокритики, неспособности признавать собственные ошибки, болезненном самолюбии.
ГУМАНИЗМ(humanus - человечный) совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения, признание безграничности его возможностей и способности к самосовершенствованию, прав личности на свободное развитие своих творческих сил, утверждение блага человека как критерия оценки уровня развития общества.
ГУМАННОСТЬ – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям.
ДЕЛИКАТНОСТЬ – вежливость, предупредительность, мягкость в обращении.
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ – честное выполнение своих обязанностей и взятых на себя обязательств, основательность, старательность.
ДУХОВНОСТЬ – характеристика внутреннего мира человека, проявляющаяся в доброте, искренности, открытости для других людей, стремлении к самосовершенствованию. Д. основывается на широте взглядов и интересов, культуре, общем развитии личности.
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ – недооценка своих способностей и достоинств (заниженная самооценка), излишняя скромность, робость в общении.
ЗАВИСТЛИВОСТЬ – устойчивая склонность испытывать чувство досады, вызванное превосходством, успехами, благополучием других людей, желанием иметь то, что принадлежит другим.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ (от лат. impulses – удар, толчек) – склонность действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.
ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. indifferens – безразличный) – нейтральность, равнодушие, безучастность.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ – выраженная потребность в умственной деятельности, наличие познавательных интересов, отношение к познанию и знаниям как к ценности.
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ – (от лат. intelligens – знающий, мыслящий, понимающий) – совокупность личностных качеств человека, свидетельствующих о высоком развитии его интеллекта, образованности, психологической культуры поведения. Интеллигентный человек настроен на приобщение к богатствам мировой культуры, на приоритет общечеловеческих ценностей во всех сферах жизни общества, на реализацию высших идеалов. В своих поступках он следует велению совести и чувству справедливости; способен к состраданию, порядочен и тактичен, терпим к инакомыслию, принципиален.
ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ – предрасположенность человека принимать на себя ответственность за события собственной жизни (см.ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ).
ИНТРИГАНСТВО – склонность действовать исподтишка, используя неблаговидные средства для достижения личных целей.
ИНТРОВЕРСИЯ(от лат. intro – внутрь и vertere – поворачивать) –направленность личности на внутренний мир собственных переживаний, чувств и мыслей; типическое (в противоположность ЭКСТРАВЕРСИИ) свойство темперамента или характера.
ИНФАНТИЛЬНОСТЬ(лат. infantilis – младенческий, детский) – незрелость эмоционально-волевой сферы, выражающаяся в несамостоятельности решений, чувстве незащищенности, потребности в опеке, эгоцентризме и др. детских чертах.
ИРОНИЯ – тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.
КОВАРСТВО – склонность к совершению поступков со злым умыслом под прикрытием внешней доброжелательности.
КОЛЛЕКТИВИЗМ – способность человека активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами;
КОМПЕТЕНТНОСТЬ– (лат. competens – соответствующий, способный) обладание знаниями, позволяющими судить о чем-л., делать что-л.
КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ –способность к общению, умение устанавливать контакт с другими людьми
КОНФОРМНОСТЬ – податливость человеку реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его установок и поведения в соответствии с не разделявшейся ранее позицией большинства.
КОНФОРМИЗМ– приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений и т.п. отсутствие собственной позиции, некритическое следование общим мнениям, тенденциям, авторитетам.
КОРЫСТОЛЮБИЕ – стремление к наживе, доминирующая направленность деятельности на извлечение собственной выгоды.
КРЕАТИВНОСТЬ (англ. - способность и потребность мыслить нестандартно, нетрадиционно и находить неожиданные, оригинальные решения проблем, которые стоят перед человеком.
КРИТИКАНСТВО – склонность все критиковать, во всем видеть только недостатки.
КРИТИЧНОСТЬ –строгость в оценках и суждениях, умение (нередко весьма полезное) замечать недостатки.
ЛЕНЬ – отсутствие желания делать что-либо, требующее волевого усилия, переживание удовольствия от безделья.
ЛИЦЕМЕРИЕ – неискренность в отношениях с людьми, притворство.
ЛУКАВЫЙ– исполненный добродушно-веселого коварства, кокетливо-хитрый.
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – стремление к приобретению новых полезных знаний, пытливость.
ЛЮБОПЫТСТВО – необоснованное разумными целями стремление получать информацию об окружающем, о подробностях быта и взаимоотношений других людей.
МАЛОДУШИЕ – неспособность человека отстаивать и претворять в жизнь свои стремления, взгляды и убеждения, слабоволие.
МНИТЕЛЬНОСТЬ – склонность к преувеличению опасности, необоснованному ожиданию негативных оценок и осуждения со стороны окружающих, болезненная подозрительность.
МУДРОСТЬ – высшее проявление глубины ума, опирающееся на знания, способность к обобщению опыта и здравый смысл.
МУЖЕСТВО – способность действовать решительно и целесообразно в сложной опасной обстановке, преодолевая чувство страха и неуверенности.
НАИВНОСТЬ –доверчивость, порожденная недостаточной информированностью, неопытностью.
НЕГАТИВИЗМ(от лат.negatio – отрицаю) – внешне немотивированное поведение человека, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям окружающих людей.
НЕПРИХОТЛИВОСТЬ– простота, чрезвычайная скромность в требованиях, привычка обходиться минимумом удобств.
НЕТЕРПИМОСТЬ – неспособность принимать и мириться с чужим мнением, характером, поведением и т.п.
ОБАЯНИЕ – очарование, притягательность; покоряющее влияние; способность вызывать безусловную симпатию.
ОБУЧАЕМОСТЬ – индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ– способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с существующими нравственными, социальными и правовыми нормами и взятыми на себя обязательствами.
ПЕДАНТИЗМ /ПЕДАНТИЧНОСТЬ/(ит.pedante - учитель)– неукоснительное следование в поведении сложившемуся порядку, установившимся привычкам; чрезвычайная аккуратность, приверженность порядку до мелочей.
ПОРЯДОЧНОСТЬ – честность, неспособность к совершать недостойные поступки.
ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ – потребность и стремление действовать в строгом соответствии со своими убеждениями, принципами.
ПРОЗОРЛИВОСТЬ – способность предвидеть будущее, проницательность.
ПРОСТОДУШИЕ– доверчивость, бесхитростность.
ПУНКТУАЛЬНОСТЬ(лат. punctum -точка) – точность, неукоснительное следование каким-нибудь правилам, соблюдение установленных требований.
ПОДВИЖНИЧЕСТВО – самоотверженная деятельность, героизм и самопожертвование в работе.
ПРЕКРАСНОДУШИЕ – возвышенно-сентиметальная настроенность, основанная на идеализации чувств и человеческих отношений.
РАЧИТЕЛЬНОСТЬ–старательность, усердность в исполнении чего-либо.
РИГИДНОСТЬ(от лат. rigidus – жесткий, твердый) – негибкость, пониженная способность переключаться, изменять намеченные программы деятельности, привычки и взгляды в т.ч. в условиях объективно требующих перестройки.
САМОКРИТИЧНОСТЬ –критичность по отношению к себе.
САМОЛЮБИЕ– высокая самооценка, сочетающаяся с чувствительностью к мнению окружающих о себе.
САМОМНЕНИЕ –преувеличенная оценка своей личности.
СЕНЗИТИВНОСТЬ (лат. sensitivus - чувствительный) – повышенная чувствительность к происходящим событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью и боязнью новых ситуаций, склонность в продолжительному переживанию прошедших или предстоящих событий.
СЕНТИМЕНТАЛЬНОСТЬ –повышенная чувствительность, умилительно-слезливое отношение к душевным переживаниям. СЛАБОДУШИЕ – боязнь трудностей, пониженная способность к преодолению негативных жизненных обстоятельств.
СКЕПТИЧНОСТЬ /скептицизм/ (гр. skeptikos – сомнение) – тенденция критично-недоверчиво относиться к окружающему; склонность сомневаться в истинности и правильности мнений, суждений, выводов и т.п.
СНОБИЗМ –самомнение,претензии на изысканно утонченный вкус, манеры, особую интеллектуальность и т.п.
СПРАВЕДЛИВОСТЬ– потребность и способность быть объективным и беспристрастным в своих суждениях и оценках и следовать истине в поступках.
СТРОПТИВОСТЬ –упрямство, своенравие, стремление действовать наперекор.
СУЕТНОСТЬ – устойчивая привычка придавать слишком большое значение тому что, не имеет подлинной, духовной ценности, напр., стремиться во что бы то ни стало «быть не хуже других» в обладании материальными благами. В первоначальном значении суета – все земное в отличие от небесного, божественного.
СУМАСБРОДСТВО –склонность вести себя непоследовательно, действовать по случайной прихоти, пренебрегая здравым смыслом.
ТАКТИЧНОСТЬ (лат. tactus - прикосновение) – обладание чувством меры, помогающим, правильно вести себя в процессе общения, напр., не быть навязчивым, не задевать чувств другого человека и т.д.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ (tolerantia – терпение) – как черта характера – терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий.
ТРЕВОЖНОСТЬ –повышеннаясклонность испытывать беспокойство, тревогу в различных ситуациях, в т.ч. и в тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.
ТЩЕСЛАВИЕ – повышенное стремление к почитанию, славе, получению всевозможных наград, знаков общественного внимания, нередко сочетающееся с переоценкой своих возможностей.
ХАЛАТНОСТЬ – небрежно-безразличное, недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей.
ХАНЖЕСТВО –притворная добродетельность, лицемерие.
ЦЕЛОМУДРЕННОСТЬ– строгость в соблюдении нравственных норм, добродетельность
ЦЕЛЬНОСТЬ – внутренне единство убеждений, принципов, отношений и поступков.
ЦИНИЧНОСТЬ /ЦИНИЗМ/- вызывающе пренебрежительное, презрительное до бесстыдства отношение к индивидуальным и общечеловеческим ценностям.
ЧЕСТОЛЮБИЕ – доминирование потребности в получении общественного признания, в высокой публичной оценке личных качеств и результатов деятельности.
ЧУТКОСТЬ – способность чувствовать и понимать состояние и потребности других людей, готовность оказать поддержку.
ЩЕДРОСТЬ –готовность и способность делиться с другими людьми своими материальными и духовными ценностями.
ЩЕПЕТИЛЬНОСТЬ– абсолютная честность, точность, корректность в отношениях с кем-либо или по отношению к чему-либо.
ЭГОИЗМ(лат. ego - я) – себялюбие, предпочтение своих личных, корыстных интересов интересам других людей.
ЭГОЦЕНТРИЗМ – субъективная установка, познавательная позиция, при которой за исходную точку при восприятии мира принимается собственная личность, неспособность рассматривать явления и события с точки зрения других людей.
ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ -предрасположенность человека возлагать ответственность за события собственной жизни на других людей и внешние обстоятельства (см.ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ).
ЭКСТРАВЕРСИЯ –свойство личности, выражающееся в направленности ее интересов на окружающий мир и других людей.
ЭКСТРАВЕРСИЯ(от лат. extra – вне и vertere – поворачивать) – направленность личности на внешние события и окружающих людей; типическое (в противоположностьИНТРОВЕРСИИ); свойство темперамента или характера.
Рекомендуемая литература
1. Психологические методы диагностики свойств индивидуальности:
Методические указания к практическим занятиям по курсу «Психология и педагогика»ю – СПбГАСУ, 2005.
2. Изучение структуры интеллекта: Методические указания к практическим занятиям по курсу «Психология и педагогика».
3. Изучение индивидуально-психологических особенностей личности: Методические указания для студентов заочного отделения к практическим занятиям по курсу «Психология и педагогика» – СПбГАСУ, 2005.
4. Современная практическая психология /Под ред. М.К. Тутушкиной. – М., 2005.
5. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розин С.И. Психология и педагогика. СПб., 2007.
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., 2003.
7. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М., 2005
8. Волкова А.И. и др. Психология и педагогика /под общ. Ред. В.С.Кукушина. – Ростов н/Д, 2005.
9. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М, 2003.
10. Психология: Учебник для экономических вузов. Под ред. В.Н.Дружинина – СПб, 2000.
11. Нуркова В.В., Березанская Н.Р. Психология. – М, 2006.
12. В.С .Саблин, С.Г. Слаква. Психология человека. – М., 2006
13. Столяренко А.М. Психология и педагогика. – М., 2006
14. Климов Е.А. Основы психологии. – М., 1997.
15. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – СПб. – М. 2003.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………… .2
1. Общие требования и рекомендации……………………………………… .3
2. Требования к оформлению курсовой работы……………………………...4
3. Методические указания к работе над основными разделами…………….6
3.1. Первый раздел «Что такое психология»…………………………...6
3.2. Второй раздел «Психология в профессиональной
деятельности и обыденной жизни»………………………………….....7
3.3. Третий раздел «Психологический портрет»……………….………9
3.3.1. Свойства нервной системы……………………………………….9
3.3.2. Темперамент………………………………………………………10
3.3.3. Эмоции……………………………………………………………10
3.3.4. Познавательные процессы………………………………………..11
3.3.5. Характер и самооценка……………………………………………13
3.3.6. Программа самосовершенствования……………………………..15
3.4. Заключение………………………………………………………......16
4. Краткий словарь черт личности……………………………………………...17
5. Рекомендуемая литература……………………………………………...……23
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Составители: Годлиник Ольга Борисовна
Соловьева Елена Анатольевна
Редактор
Корректор
Компьютерная верстка
Подписано к печати Формат 60х84 1/16. Бум. офсетная.
Усл. Печ. л. Уч.-изд. л. Тираж 1000 экз. Заказ «С» 103
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.
190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская, д. 4.
Отпечатано на ризографе. 190005 Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская, д. 5.