Чувственное познание мира и личность
Ощущения, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. При одновременном отсутствии зрения и слуха (слепоглухонемоте) ребенок вообще не может развиваться как личность без специальной помощи со стороны окружающих.
Отсутствие одного вида ощущения также ограничивает возможности развития человека и формирование его как личности. Так, специальные исследования показывают, что люди, слепые и плохо видящие, часто астеничны, ипохондричны. Те же, кто не слышит или страдает тугоухостью, могут быть обидчивы, у них отмечается повышенная тревожность. Вообще, люди с дефектами органов зрения и слуха, которые в нашей цивилизации оказались ведущими, очень часто становятся нерешительными, робкими, зависимыми от окружающих.
Из-за некорректного отношения окружающих к возможностям этих людей познавать мир, у них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами как принципиальность, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим. Что касается нарушений других видов ощущений, не относящихся к сфере значимых для жизни в обществе, здесь диапазон отношений к, такого рода, нарушениям велик – от полного равнодушия до преклонения перед их феноменальными особенностями, что также влияет на развитие личности. Мы терпимо относимся к тому, что наши близкие не различают запах, или у них понижена вкусовая чувствительность, мы сочувствуем тем, кто имеет повышенную чувствительность к ускорению и укачивается, или тем, кто страдает дальтонизмом (неразличением цветов – обычно красного и зеленого).
Рассматривая психофизиологические характеристики ощущений, мы отмечали, что одна из них – синестезия – обладает такой особенностью как индивидуальность, то есть, в отличие от других характеристик, не обязательна для каждого человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Обычно отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой, и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей действительности не может не влиять на особенности личности.
Для большого количества людей, обладающих синестезией, ее особенность легла в основу их профессиональной деятельности. Так, композитор Скрябин создавал музыкальные произведения, каждый звук которого был для него цветным, что и легло в основу современной цветомузыки. Но он специально для других людей создал цветомузыкальный аппарат, для него звук и так был цветным. В то время как для художника Чюрлениса цвета издавали звуки, он рисовал «музыкальные» картины. Для многих парфюмеров создаваемые ими композиции ароматов соединены со зрительными образами, которые часто передаются потребителям либо через название («Весенний вальс», «Южная ночь») или в последнее время с помощью соответствующих видеоклипов («Old Spays» с крутой морской волной). Поэтому многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомоторной организации.
Не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личность, имеет место и обратный процесс. В первую очередь он касается процесса восприятия.
Восприятие зависит не только от особенностей соответствующего анализатора, внешних условий восприятия, а также от внутренних условий, к которым, прежде всего, можно отнести:
· Прошлый опыт воспринимающего. Влияние сложившегося практического опыта проверял австрийский психолог И.Колер с помощью призматических очков. Их длительное ношение перестало влиять на испытуемых, они откорректировали свое восприятие с помощью практики;
· Значимость отдельных признаков воспринимаемых объектов;
· Профессиональная тренированность воспринимающего;
· Особенности отношения личности к процессу восприятия. Так, большое число ошибок восприятия встречается у субъектов с повышенной готовностью принять мнение других и пониженной критичностью.
· Предпочитаемый стиль анализа получаемой информации. В этом случае выделять разные типы восприятия. Чаще всего говорят об аналитическом или синтетическом типе восприятия;
· Умственный уровень субъекта. Естественно, что на процесс восприятия очень серьезное влияние оказывает умственное развитие человека;
· Эмоциональное или физиологическое состояние субъекта в момент восприятия.
Контрольные вопросы к теме №13
1. Дайте определение ощущениям как психическому процессу.
2. Какие виды ощущений вы знаете?
3. Общее и отличие ощущений и восприятия.
4. Виды восприятия.
5. Взаимодействие ощущений.
ТЕМА 14. ПАМЯТЬ
Лекция 14. Память
Основные понятия:
Память; запоминание; непроизвольное механическое запоминание; непроизвольное смысловое запоминание; произвольное механическое запоминание; произвольное смысловое запоминание; мнемические приемы; хранение; интерференция; воспроизведение; узнавание; непроизвольное узнавание; припоминание; агнозúя; воспроизведение; реконструкция материала; контаминация; конфабуляция; реминисценция; забывание; образная память; смысловая, логическая память; эмоциональная память; моторная (двигательная) память; автобиографическая память; метапамять; кратковременная память; долговременная память; сенсорная память; оперативная память; объем памяти.
Во все времена люди пристально наблюдали и изучали то, как они запоминают, хранят и воспроизводят, как припоминают и забывают. Вероятно, память одна из немногих психологических категорий, которая сохраняла ведущее место во многих философских учениях и психологических теориях со времен возникновения науки и до наших дней. Не менее значимое место занимает память в мифологическом и житейском сознании, где ее потеря обычно отождествляется с безумием.Памятьпредставляет собой процесс сохранения во времени информации, полученной в результате взаимодействия человека с окружающим миром и/или в результате собственной деятельности.
Память отличается от других психических процессов. Специфичность положения памяти заключается в том, что она не является самостоятельным познавательным процессом. Ее основная функция – закрепление материала, полученного через другие процессы. Тогда возникает закономерный вопрос: а где проходит граница между памятью и восприятием, мышлением, осознанием или пониманием? Что является ее результатом?
Феноменология памяти (т.е. факты, совокупность которых описывает явление памяти) представлена двумя блоками:
· Факты, связанные с работой памяти в процессе переработки текущей информации (включая ее последующее использование);
· Факты участия памяти в порождении знаний, в процессе понимания и при построении мыслительных (ментальных) моделей среды.
Первый блок фактов касается описания основных мнемических процессов и видов памяти.