Теоретическая проблема: социальное познание культурной динамики

Первым исследованиям социальной когнитивной деятельности было свойствен­но индивидуалистическое понимание значения, в соответствии с которым значе­ние интерпретировалось исключительно с точки зрения его существования в со­знании отдельной личности. Современные исследования культуры и социальной когнитивной деятельности придерживаются той же традиции. Центральным мо­ментом культурной динамики, напротив,, является представление о том, что значе­ния непрерывно формируются не только в сознании отдельной личности, но и в процессе текущей когнитивной деятельности, предполагающей взаимодействие между людьми. К главным задачам будущего относится разработка теоретической схемы, которая объединит когнитивные и коммуникативные процессы.

Хотя существует множество моделей межличностной коммуникации (Krauss & Fussell, 1996), наиболее подходящей является та, которую Краусс и Фуссел опре­делили как диалогическую модель коммуникации, вслед за М. М. Бахтиным (Bakhtin, 1981), русским философом и литературоведом. С точки зрения этого подхода, моделирование коммуникативных процессов непосредственно следует за беседой (см. также Mead, 1934). Как отмечают Краусс и Фуссел, важный момент, который учитывается этой моделью, состоит в том, что движущая сила и цель ком­муникации понимается здесь как достижение общности субъективного восприя­тия участниками процесса коммуникации, совместное формирование общих пред-

ставлений о мире и самих себе (см. также Rommetveit, 1974). Кларк с коллегами (Clark & Brennan, 1991; Clark & Shaefer, 1989; Clark & Wilkes-Gib.bs, 1986) предло­жили модель коммуникации, которая требует дальнейшей разработки.

Б 1999 году И. Кашима и Катима (Y. Kashima & Kashima; см. также D'Andrade, 1995; Strauss & Quirm, 1997) предположили, что более полно, по сравнению с тра­диционными моделями когнитивной деятельности, учесть когнитивную сторону культурной динамики могут помочь коннекторные модели когнитивной деятель­ности. Коннекторные модели базируются скорее на параллели между сознанием и разумом, нежели на параллели сознания и компьютера (см. Rumelhart, McClelland & the PDF Research Group, 1986; последние обзоры в этой области см. в работах Read, Vanman & Miller, 1996; Е. R. Smith, 1996). Они предполагают, что адекватные теории когнитивной деятельности должны объяснять восприятие контекста в про­цессе научения, поскольку культура усваивается в процессе повседневной деятельно­сти в конкретном контексте, позволяя индивиду реконструировать аналогичный тип деятельности в условиях аналогичного контекста без постоянного механического воспроизведения однотипных реакций. При этом индивид может продуцировать новые виды деятельности в новых для него обстоятельствах («регламентирован­ная импровизация», как назвал это Бордо (Bourdieu, 1977), поскольку культурная динамика всегда предполагает наличие креативности как источника изменений в рамках данной культуры.

В более общем плане И. Кашима и его коллеги (Y. Kashima & Kerekesh, 1994; Y. Kashima et al, 2000; Y. Kashima, Woolcock & King, 1998) разработали модели ди­намических процессов в области социальной когнитивной деятельности, которые реализуются в ходе формирования и изменения впечатления, производимого чело­векам или группой, и учитываются коннекторной схемой. Они полагают, что воспри­ятие человеком своего социального окружения изменяется в ответ на информацию, которую он получает. Модели подобного рода использовались для интерпретации процесса формирования стереотипов (Kunda & Thagard, 1996; Е. R. Smith & De-Coster, 1998), каузальной атрибуции (Read & Marcus-Newhall, 1993; Van Overwalle, 1998) и предрасположенности при вынесении суждений (Fielder, 1996). Взаимодей­ствие коммуникативных и когнитивных процессов нуждается в дальнейшем иссле­довании.

Заключительные замечания

Необходимо более глубокое проникновение в суть динамического процесса, в ходе которого социальные, культурные и психологические процессы, взаимодействуя между собой, продуцируют меняющуюся с течением времени культуру. Кашима (Kashima, 2000с) заметил, что социальная психология культурной динамики Барт-летта (Bartlett, 1923,1932,1958) стоит того, чтобы возродить ее вновь (как и рабо­ты таких теоретиков, как Леви-Брюль [Levy-Bruhl, 1923] и Мид [Mead, 1934]). Так, Кашима (Kashima, 2000b) использовал метод серийного воспроизведения Барт-летта (Bartlett, 1932), при котором один и тот же рассказ передается от одного че­ловека к другому по цепочке с целью изучения процесса сохранения культурных стереотипов. Важно отметить, что многие из развивавшихся доныне идей были связаны с сохранением, и воспроизведением культуры, то есть с тем, как определен-

ная культурная модель сохраняется на протяжении длительного периода времени. Другая сторона культурной динамики (а именно - изменчивость культуры) пред­ставляет собой намного более важный вопрос, требующий самого пристального вни­мания в ходе будущих исследований (см., например, Dawkins, 1976; Spcrber, 1996).

ГЛАВА 18

Наши рекомендации