Терапия искусством и творческим самовыражением

ОБЗОР

Терапия искусством и творческим самовыражением представляет собой пси­хотерапевтическое вмешательство, осуществляемое с использованием творчес­ких средств. При этом по Францке, (Franzke, 1983, с. 9), совершается попытка

«в лечебных целях сделать плодотворным творческое действие (речь может идти как о самом акте творения, так и об оценке уже суще­ствующего произведения). Творческое переживание должно способ­ствовать притоку эмоциональности и являться в дальнейшем пер­вой ступенью показанной психотерапии».

По Черни (Czerny, 1985, с. 37), терапия творческим самовыражением пре­следует цель «помочь пациенту при восстановлении его расстроенной или раз­рушенной личности», укрепляя в пациенте созидательные импульсы; при этом по Янссену (Janssen, 1981).

«производимое действие, рассматриваемое как работа Я, играет само по себе столь же большую роль, как и возникший продукт. Терапия творческим самовыражением может к тому же содействовать воз­рождению старых или развитию новых творческих функций Я».

При этом наглядный художественный образ возникает, главным образом, в терапевтическом пространстве (Kraft, 1995). Процесс его возникновения, его форма и структура являются выразителями внутреннего мира пациента. Он становится видимым благодаря возникшему художественному образу и дос­тупным благодаря терапевтической переработке. Творческий процесс понима­ется при этом как процесс психической структуризации и самоорганизации.

Понятие терапии творческим самовыражением было предложено Клаузе­ром в 1960 году. В немецкоязычных странах утвердилось еще и понятие тера­пии искусством (Kunst-therapie), ведущее свое начало от английского названия «art-therapy», оба термина чаще всего применялись как синонимы. Правда, Францке не рекомендовал употреблять термин «терапия искусством», так как с ним у пациента могли бы ассоциироваться чрезмерно высокие эстетические запросы и к тому же при таком названии интерес был бы слишком смещен с процесса формирования художественного образа на конечный результат. С дру­гой стороны, понятие терапии искусством могло бы четче разграничить тера­пию творческим самовыражением и эрго-терапию, то есть терапию занятос­тью (поскольку в ней также большое внимание всегда уделялось цвету и звуку).

– 529 –

Разумеется, задачами последней являются прежде всего достижение функцио­нального оптимума, учет кривой напряженности в процессе работы и повыше­ние способности к концентрации, в то время как отображение своей личности, особенно ее конфликтных психических аспектов, отходит на задний план.

Францке (Franzke, 1983) объединяет под понятием терапии творческим са­мовыражением изобразительное искусство, моделирование, музыкотерапию, танцевальную терапию, пантомиму, психогимнастику, кататимное переживание образа и др. Нельзя не признать его правоту в том, что в названных методах имеет место перенос творческих элементов. В последние годы все большее распространение получает работа с невербальными формами выражения, и потому все четче проявляется специализация и обусловленная ею дифференциация в терминологии. Согласно этой тенденции названия форм терапии соответствует используемым в них формам выражения: музыкотерапия, терапия движением, танцетерапия; а под терапией искусством и творческим самовыражением подра­зумевается наглядное и пластичное формирование образа в узком смысле слова.

Эта дифференциация необходима, вероятно, еще и потому, что названные методы - даже в тех случаях, когда они ориентированы на глубинную психоло­гию, - все же характеризуются терапевтически разными принципами действия.

Так, Янссен (Janssen, 1981) совершенно справедливо указывает на одно существенное различие между музыкальным и художественным (образным) переживанием. Он отмечает, что

«музыкальное переживание скорее актуализирует регрессивное оживление неразорванных связей мать - ребенок и желание слить­ся воедино. Формирование же творческого «Я», напротив, находит­ся в тесной связи с моторным развитием и приходится на субфазы индивидуализации, различения себя и объекта, а также развития представлений о себе и константности объектов». Тем самым, твор­ческое самовыражение стимулирует процесс индивидуализации, в то время как музыкальное переживание может способствовать, глав­ным образом, возникновению симбиотических тенденций и решать проблемы пациента в этой области.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Согласно Биниек (Biniek, 1982), искусство и терапия имеют общие корни. Это касается не только музыки, танца, актерского мастерства, но и изобрази­тельных форм, с которыми мы сталкиваемся, рассматривая, скажем, наскаль­ную живопись каменного века, которая воспринимается нами как «начало кри­тически-созерцательного существования человека» (Narr, 1973; цит. по: Biniek, 1982, с. 9).

– 530 –

Формирование основ терапии творческим самовыражением связывается в настоящее время прежде всего с психоаналитиками и психотерапевтами, ограничившими при лечении своих пациентов сферу применения чисто вербальной терапии и каждый раз выносившими в своей технике на передний план определенное средство: Морено - психодраму, Пристли - музыку; если говорить о художественных образах и творческом самовыражении, то в немецкоговорящих странах они впервые стали использоваться в терапевтических целях в 20-х годах Хейером (Неуег, 1929); начиная с 60-х годов сфера их применения начала ощутимо расширяться (ср. Franzke, 1977; Biniek, 1982; Janssen, 1982). В англоязычных странах заслуги в развитии этих терапевтических средств принадлежат, главным образом, динамически ориентированной терапии искусст­вом, по Наумбург (M. Naumburg, 1947).

В Германии начиная с середины 70-х годов, терапия творческим самовы­ражением стала приобретать все большее значение. После очень оживленных дискуссий, проходивших между двумя сторонниками двух направлений - тяго­теющими к глубинной психологии и склоняющимися к арт-терапевтическим методам, - был найден компромисс, и оба направления объединились в проф­союз терапевтов искусством и творческим самовыражением.

Наши рекомендации