Определение интеллект-карты 4 страница

Если способность мозга к радиантному мышлению находит выражение средствами традиционно «левой» кортикальной способности – речи, можно ли добиться аналогичного эффекта от одной из «правых» кортикальных способностей – воображения и рождаемых им образов? В следующей главе этот вопрос подвергается подробному обсуждению. Глава 7
«МОЗГОВАЯ АТАКА» КЛЮЧЕВЫЕ ОБРАЗЫ

В настоящей главе обсуждаются результаты исследований, которые взбудоражили научный мир. Наряду с практическими упражнениями, предлагаемыми ниже, полученные вами знания позволят вам получить доступ к огромному потенциалу образного мышления, который оказывается невостребованным у 95 % населения Земли. Сила образов

В 1970 году Ральф Н. Хабер представил в журнале «Сайентифик америкэн» результаты своего эксперимента, в котором испытуемые просмотрели 2560 слайдов со скоростью один слайд в 10 секунд. Эксперимент, общая продолжительность которого составила семь часов, проводился в виде серии непродолжительных просмотров; на весь эксперимент в итоге ушло несколько дней. Спустя один час после того, как был показан последний слайд, провели тест на узнавание. Испытуемым поочередно показали 280 пар слайдов, при этом один слайд в паре был взят из числа тех, что показывали в ходе эксперимента, а другой, похожей тематики, испытуемые на деле видели впервые. В среднем точность узнавания составила 85-95 %. Подтвердив, что мозг обладает непревзойденной способностью к восприятию, удерживанию и воспроизведению информации, Хабер провел второй эксперимент с целью оценить способность мозга к узнаванию в условиях информационного потока высокой скорости. В ходе второго эксперимента скорость демонстрации слайдов была увеличена в 10 раз, составив 1 слайд в секунду. Результаты оказались идентичными, что не только указывало на выдающуюся способность мозга воспринимать визуальную информацию и воспроизводить ее, но и на высочайшую скорость соответствующих ментальных процессов. В ходе третьего эксперимента, целью которого было подвергнуть мозг еще более суровому испытанию, скорость показа была сохранена на уровне 1 слайд в секунду, но вместо самих слайдов демонстрировались их зеркальные отражения. Результаты оказались столь же высокими, как и в случае первых двух, явившись доказательством того, что даже при высоких скоростях восприятия информации мозг способен манипулировать образами в трехмерном пространстве без потери качества воспроизведения. Хабер прокомментировал это следующим образом: «Подобные эксперименты, в которых в качестве стимулятора выступают изображения, наводят на мысль, что узнавание изображений удается человеку в основном превосходно. Если бы мы использовали 25 000 изображений вместо 2500, результаты, скорее всего, были бы аналогичными». В ходе другого эксперимента, отчет о котором был опубликован в «Канадском журнале психологии» и автором которого являлся Р. С. Никерсон, испытуемым со скоростью 1 фотография в секунду было показано в общей сложности 600 фотографий; тест на узнавание при этом был проведен сразу после демонстрации. Точность узнавания составила 98 %, Подобно Хаберу, Никерсон продолжил свои эксперименты, предложив испытуемым просмотреть 10 000 фотографий, специально отобрав по такому случаю яркие, привлекающие внимание снимки (т. е. такие образы, которые преимущественно используются в методе интеллект-карт). В результате эксперимента узнавание составило 99,9 %. Сделав скидку на усталость испытуемых, подвергнутых столь суровому эксперименту, Никерсон и его коллеги подсчитали, что, если бы испытуемым показали 1 000 000 фотографий вместо 10 000, они узнали бы в среднем 98,6 % снимков. Пища для ума «Способность памяти к узнаванию изображений практически безгранична, при условии чистоты проводимых измерений», такой вывод сделал Лионел Стэндинг в своей статье «Запоминание 10 000 фотографий» в «Ежеквартальном журнале экспериментальной психологии». Причина, по которой, перефразируя старинное изречение, образы «стоят тысячи слов», состоит в том, что при их восприятии используется целый набор кортикальных способностей: цвет, форма, линия, размеры, текстура, визуальный ритм и в особенности воображение – слово, переведенное с imagination, которое, в свою очередь, произошло от латинского imaginari, буквально означающего «изображать мысленно». В этой связи образы более красноречивы, нежели слова, более точны и обладают большей способностью порождать ассоциации, которые, как мы знаем, являются важнейшим фактором творческого мышления и хорошей памяти. Насколько в свете этого нелепо то, что более 95 % всех конспектов ведется без использования графических образов. Одной из причин опального положения, в котором пребывает графический образ, является то, что в современном мире основной упор делается на слово как на главный носитель информации. Другой причиной, вероятно, также является убеждение, ошибочное, однако свойственное многим людям, что они неспособны к рисованию. В течение последних 30 лет мы и другие, в том числе художницы Бетти Эдвардс и Лоррейн Джил, изучали общественное мнение на сей счет. В рамках проведенных опросов по меньшей мере 25 % испытуемых заявили, что у них отсутствует способность к воспроизведению увиденного, а более 90 % считали, что они неспособны к рисованию на сколько-нибудь приличном уровне. Дальнейшие эксперименты показали, что любой человек с «нормальным» мозгом (т. е. без генетической или физической ущербности) в состоянии научиться рисовать на уровне хорошей художественной школы. ЛЕВЫЙ РИСУНОК: лучшее, на что оказался способен Тони Бьюзен, рисуя своей основной, правой, рукой. ПРАВЫЙ РИСУНОК: результат, достигнутый Тони Бьюзеном левой рукой, после двух часов тренинга. Определение интеллект-карты 4 страница - student2.ru

Причина, по которой столь много людей считают себя неспособными к созданию графических образов, иначе говоря, рисованию, состоит в следующем. Вместо того чтобы понять, что мозг способен на любые подвиги при условии упорного труда, они принимают начальную неподготовленность за фундаментальную неспособность, рассматривая к тому же ее в качестве меры собственного таланта. Таким образом, они сами обрекают на увядание и гибель ментальную способность, которая иначе могла бы расцвести. В своей книге «Призраки в нашем мозгу» С. М. Косслин утверждает, что «в большинстве проведенных нами экспериментов способность испытуемых к рисованию безусловно улучшалась». Метод интеллект-карт помогает пробудить в человеке способность к изображению окружающего мира. Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно развивает свою способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий потенциал и укрепляет веру в собственные силы. Два широко распространенных заблуждения привели к тому, что в современном мире значение способности к изображению зримого оказалось незаслуженно обделенным вниманием. 1. Заблуждение, состоящее в том, что нарисованные «неспециалистом» образы являются чем-то примитивным, подетски наивным и несерьезным. 2. Ошибочное мнение, что способность создавать и воспроизводить образы является талантом, дарованным незначительному меньшинству. (На деле же это талант, дарованный Богом каждому без исключения!) Вооруженные знаниями о природе человеческого мозга, мы начинаем осознавать, что между умениями создавать образы и оперировать словами следует искать «золотую середину». В компьютерной индустрии это нашло отражение в создании программ, способных манипулировать словами и графикой одновременно и связывать их в одном документе. На уровне человека аналогичным достижением стала интеллект-карта. Упражнение на составление мини-интеллект-карты с помощью образов

Данное упражнение, рекомендуемое для тех, кто желает потренировать свою «ментальную мускулатуру» в отношении образов, аналогично упражнению со словом «счастье», описанному в предыдущей главе. Разница состоит в том, что в центр помещается графический образ, и над каждой из десяти веток, отходящих от него, рисуются образы, являющиеся первыми приходящими в голову ассоциациями. При выполнении такого упражнения очень существенно, чтобы была преодолена свойственная многим людям стеснительность по поводу неказистости создаваемых ими рисунков. Ввиду заложенного в природе мозга стремления к пробам и успехам (не ошибкам!), поначалу неказистые рисунки следует воспринимать как первую пробу, после которой дела обязательно пойдут лучше. Удачным для начинающих и потому рекомендуемым здесь центральным образом является образ «дома», поскольку с ним у любого человека связано много ассоциаций, к тому же достаточно простых. Интелект-карта – «Дом» Определение интеллект-карты 4 страница - student2.ru

Цели упражнения

Высвободить огромную энергию, хранящуюся в областях головного мозга, которые отвечают за ментальные способности по обработке визуальной информации. 2. Увеличить емкость памяти и способность к воспроизведению в результате использования образов – носителей дополнительной информации и генераторов ассоциаций, 3. Обеспечить возможно высокую эстетическую ценность, пусть даже в форме простого удовлетворения от созерцания нарисованных образов. 4. Преодолеть внутреннее сопротивление, рожденное распространенным заблуждением, что использование образов в процессе обучения является чем-то излишним. 5. Содействовать ментальной релаксации. 6. Содействовать развитию в себе способностей изображать окружающий мир, необычайных по своему потенциалу, о чем явственно свидетельствует пример великих художников и мыслителей, таких как, например, Леонардо да Винчи. Ассоциативное мышление на практике

Ниже описан интересный случай, из которого видно, как ассоциативное мышление с привлечением художественных образов работает на практике. Пятилетний сын одного из участников семинара попросился поучаствовать в работе взрослых. Малыш, которого звали Александр, умевший писать только отдельные буквы алфавита, настойчиво потребовал, чтобы ему позволили участвовать в решении практических задач, поставленных перед участниками семинара. Попытавшись поначалу отговорить его, взрослые в конце концов разрешили ему остаться. Александр выбрал мозг в качестве центрального образа, поскольку о нем столь часто упоминали в предыдущие дни семинара. После чего он начал вслух рассуждать о собственных ассоциациях. «Так, посмотрим, что делает мой мозг?.. А, конечно, он задает вопросы!» Проговорив это, он нарисовал закорючку, напоминающую вопросительный знак, и сразу пошел дальше. «Так, что еще делает мой мозг?.. Конечно, он заводит друзей!» И он быстро нарисовал подобие рукопожатия, после чего задал тот же вопрос: «Что еще делает мой мозг?..» «Он говорит „спасибо“!» Он нарисовал маленький конвертик и продолжил, все больше веселясь и даже подпрыгивая на месте, когда его посещала очередная ассоциация. «Что еще делает мой мозг?..» «Ах да, он любит маму и папу!» – и мальчик рисует маленькое сердечко. Таким образом он без труда составил все десять ассоциаций, закончив работу удовлетворенным «у-у-у-ух!». Присутствующие стали свидетелями интеллектуальной работы в самом естественном ее проявлении – радиантном, открытом для чужих глаз и полном интересных ассоциаций. Выполнение упражнения Вооруженные информацией о существующей у каждого из нас способности к образной ассоциации, приступайте к работе точно так же, как в случае упражнения на словесные ассоциации. Взяв в качестве центрального образа ваше визуальное представление о доме (или используя готовый рисунок), свободно ассоциируйте, оперируя, правда, на сей раз рисунками, а не надписями. Напутственные слова

Выполнив оба упражнения на использование различных кортикальных способностей, вам теперь необходимо свести их воедино объединить слова с образами. В следующей главе мы продолжим наше путешествие от базовой «мозговой атаки» к интеллект-картам. Глава 8
ОТ «МОЗГОВОЙ АТАКИ» К ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЕ

В настоящей главе получает продолжение процесс, начатый в главе 6 с упражнения на составление мини-интеллект-карты со словом «счастье» в качестве центрального. Двигаясь далее, в данной главе вы приблизитесь весьма близко к полной интеллект карте, научившись расширять мини-интеллект-карту до любого требуемого размера. Расширяем диапазон ассоциаций

Следующий шаг – раздвинуть рамки упражнения со словом «счастье», используя уже высказанные ранее соображения. Точно так же как десять первых предложенных вами слов или образов расходились в виде лучей от центрального понятия «счастье», – каждое из них, в свою очередь, может рассматриваться центральным понятием и дать рождение новым ответвляющимся ассоциациям. «Свободно ассоциируя» на каждое из десяти слов или образов, строя новые ветви для предложенных ассоциаций, надписывая ветви одиночным словом печатными буквами и стараясь, чтобы длина ветви равнялась длине слова, вы в состоянии построить вербальное дерево ассоциаций по типу интеллект-карты, наподобие иллюстрации. Глядя на иллюстрацию, вы можете заметить, что исходные десять слов напечатаны более крупными буквами и что соответствующие им линии толще тех, что были пририсованы впоследствии. Этим подчеркивается их значение в качестве первых десяти пришедших на ум ключевых понятий. Расширенный результат упражнения со словом счастье, представляющий собой вербальную интеллект-карту базового уровня. Определение интеллект-карты 4 страница - student2.ru

Соединяя слова логическими связями в своей мини-интеллект-карте, вы содействуете развитию цепкости и крепости вашей памяти. В 1985 г. Андерсон и Парлмуттер провели интересный эксперимент по изучению особенностей памяти. Они предложили испытуемым ключевые слова и попросили с помощью ассоциаций определить слово, о котором известна лишь начальная буква. Например, одной группе предложили ключевое слово и следующую последовательность: «собака – к, кость – м». Второй группе предложили такую последовательность: «картежник к, кость – м». После чего была измерена скорость, с которой испытуемые пришли к слову «мясо». Лица из первой группы справились скорее, поскольку предыдущее слово «собака» активировало мнемоническую связь «собака-кость-мясо». В результате своих экспериментов Андерсон и Парлмуттер предположили следующее. Пища для ума «Память действует в виде процесса активации, в котором переход от слова к ассоциированному слову происходит через связи, которыми пронизана память.» Упражнение Ненадолго задержите свой взгляд на иллюстрации. Затем дополните ваши собственные десять ключевых слов «вторичными» ассоциациями. Тратьте не более 1 минуты на каждое ключевое слово (10 минут на все упражнение). По завершении упражнения вы окажетесь на втором, третьем, а то и четвертом уровне собственной мини-интеллекткарты. Теперь вы в состоянии почувствовать, что так можно продолжать до бесконечности! Данное упражнение показывает, что посредством специальной методики ваш мозг способен развивать и проявлять свои безграничные творческие возможности. Напутственные слова

Потренировав, расширив диапазон своих кортикальных способностей, отвечающих за операции со словами и образами, вы теперь готовы найти выражение всему спектру кортикальных способностей в рамках собственно интеллект-карты. Глава 9
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ

В данной главе вы ознакомитесь с техникой упорядочения и структуризации своего мышления. Взгляд глазами майндмапера позволит вам рассмотреть процесс создания интеллект-карт «изнутри». Кроме того, вам будут представлены дальнейшие свидетельства в пользу безграничности творческого потенциала человеческого мозга. Используем весь спектр кортикальных способностей

Наибольший эффект от интеллект-карты достигается, когда в центр помещается графический образ, нежели слово, и образы используются вместо слов в любом подходящем случае. Комбинирование двух кортикальных способностей – оперирования словами и оперирования образами – многократно увеличивает отдачу от затраченной ментальной энергии, особенно когда вы создаете, а не используете готовые образы. В 1989 г. В. М. Мэтлин описал результаты эксперимента, доказывающего вышесказанное. Он был проведен шестнадцатью годами ранее Буллом и Виттроком с целью определить значение графических образов в учебном процессе. Булл и Виттрок предложили школьникам 9-10 лет выучить определения таких понятий, как «мозг», «журнал», «проблема» и «правда». Детей разделили на три группы. Группа № 1 читала слово, затем его определение, записывала их в тетрадку после чего зарисовывала сначала свое представление о понятии, обозначаемом самим словом, а затем и представление, которое у них сформировалось по прочтении определения. Дети в группе № 2 делали то же, что и дети в группе № 1, за тем исключением, что, вместо того чтобы рисовать самим, они получили в свое распоряжение готовые рисунки. Дети в группе № 3 просто записывали слово и определение помногу раз. Неделю спустя детей проэкзаменовали на предмет того, насколько хорошо они усвоили те самые слова и определения. Дети из группы № 1, которые рисовали возникшие у них мысленные образы, намного лучше других выдержали экзамен; дети же из группы № 3, которые вообще не работали с визуальными образами, справились хуже всего. Результаты данного эксперимента подтверждают ту мысль, что интеллект-карты представляют собой чрезвычайно эффективный учебный метод. Они не только используют визуальные образы – они сами по себе являются визуальными образами. Пища для ума Интеллект-карты используют весь спектр кортикальных способностей – оперирование словами, образами и числами, логику, ритм, цвет и пространственную ориентацию – в универсальном и чрезвычайно эффективном методе. Тем самым обеспечивается свобода произвольного приложения неограниченных возможностей, заложенных в вашем мозге. Введение в иерархии и категории

Чтобы управлять этой огромной ментальной энергией и находить ей применение, вам необходимо структурировать свои мысли и интеллект-карты путем использования иерархий и категорий. Первый шаг состоит в том, чтобы определиться с базовыми порядковыми идеями (БПИ). Базовые порядковые идеи представляют собой ключевые концепции, в рамках которых можно уместить концепции более низкого порядка, как правило, разбитых на категории. Понятие «машины», к примеру, содержит в себе огромное множество категорий, одна из которых – «механические транспортные средства». Последняя, в свою очередь, содержит в себе подкатегории, одна из которых – «легковые автомобили». «Легковые автомобили» также включают множество марок, в том числе «Форд»; последние, в свою очередь, могут быть подразделены на множество моделей. С такой точки зрения, слово «машины» представляет собой более «мощное» слово, нежели, например, «Форд», поскольку охватывает и заведомо структурирует огромную массу информации. Понятие «машины» одновременно подразумевает набор категорий и размещает последние в иерархическом порядке, располагаясь во главе рассматриваемой иерархии. Аналогичным образом конкретная иерархия может стать частью иерархии более высокого уровня. Понятие «изделие», например, включает в себя понятие «машины», располагаясь, таким образом, над ним на иерархической лестнице. «Мощные» слова, выражающие базовые порядковые идеи, являются тем ключом, с помощью которого можно управлять творческим процессом генерации ассоциаций. Иными словами, они представляют собой названия глав, которые вы бы использовали, решив написать книгу на рассматриваемую тему. Классический эксперимент, проведенный Бауэром, Кларком, Лесгольдом и Винценцем в 1969 г., продемонстрировал значение иерархической организации информации для улучшения работы памяти. В данном эксперименте испытуемых разделили на две группы. Вниманию каждой группы предложили четыре карточки, на каждой из которых содержался перечень из 28 слов. Для участников группы № 1 слова были расположены иерархически. Например, слово «инструмент» размещалось вверху, а под ним шли два ответвления, обозначенные словами «струнные» и «ударные». Еще ниже шли ответвления от слова «струнные» к словам «скрипка», «альт», «виолончель», а от слова «ударные» к словам «гонг», «литавры», «цимбалы» и т. д. Участникам группы № 2 предложили запомнить в точности те же слова, однако они были расположены на карточках в случайном порядке. Обе группы затем проверили на способность перечислить по памяти изученные слова. Как вы можете догадаться, участники группы № 1, которые запоминали слова, расположенные в иерархическом порядке, показали гораздо лучший результат, нежели участники группы № 2, которые запоминали произвольно расположенные слова. Глазами майндмапера, часть 1

Это ваш шанс взглянуть на мир глазами другого человека и исследовать его взгляды на природу счастья. В ходе этого вы получите возможность применить все приемы составления интеллект-карт, которые вы узнали до сих пор, а также некоторые новые. Человек, использующий интеллект-карты (майндмапер), начинает с того, что создает центральный образ, являющийся неким обобщенным выражением понятия счастья. Образ должен быть по возможности «объемным», т. е. перенесенным на плоскость из воображаемого трехмерного пространства по правилам проекции и с учетом перспективы, и раскрашен с использованием по меньшей мере трех цветов. Первая базовая порядковая идея, приходящая в голову нашему майндмаперу, – это слово «ДЕЙСТВИЯ». Его следует написать крупными печатными буквами над жирной линией, отходящей от центрального образа и имеющей ту же длину, что и слово. Стремительный поток ассоциаций – яхта, сердце (символ любви!), бегущий человек и т. п. – подобно лучам, отходит от ветви «ДЕЙСТВИЯ». У нашего майндмапера без труда возникает другая базовая порядковая идея – «люди». Он размещает ее по левую сторону от центрального образа, опять используя крупные печатные буквы и соединяя ее с центральным образом посредством жирной линии. Фломастеры четырех цветов используются для написания каждой отдельной буквы слова «люди», с тем чтобы напомнить о цвете кожи основных человеческих рас. Очередной расходящийся от слова «люди» поток ассоциаций возникает в голове нашего майндмапера – «семья», «друзья», «артисты», «профессионалы». Некоторые из возникших ассоциаций сами становятся источником дальнейших идей/ассоциаций. К слову «семья» присоединяются слова «брат», «мама», «папа». К «артистам» – «балерины», «актеры», «клоуны». К «профессионалам» «врачи», «медсестры», «учителя», «тренеры». Три следующие мысли суть очередные базовые порядковые идеи: «ПИТАНИЕ», «ПРИРОДА», «ЧУВСТВА», которые также получают свое место на интеллект-карте. Следующие две мысли рождены словом «природа». Немедленно добавляется рисунок шляпы без полей, подразумевающей «горы», и слово «дача». На этом месте давайте прервемся, с тем чтобы сделать некоторые выводы из того, что было проделано до сих пор. Выводы

При рассмотрении интеллект-карты, составленной нашим майндмапером, отчетливо видно, что любое ключевое слово или образ могут быть помещены в центр другой интеллекткарты, которая, в свою очередь, начнет «обрастать» ветвями. С этой точки зрения, любая интеллект-карта способна к практически безграничному росту. С учетом их радиантной природы любое ключевое слово или образ, включенные в состав интеллект-карты, увеличивают вероятность новой и более множественной совокупности ассоциаций, которые, в свою очередь, обуславливают возникновение дальнейших новых и еще более множественных ассоциаций, и так до бесконечности. Это лишний раз доказывает безграничную по природе ассоциативнотворческую природу любого нормального человеческого мозга. В этой связи также хочется отметить глубокое расхождение между тем, что было рассмотрено выше, и распространенным мнением, будто генерация идей является гораздо более сложным делом, нежели редактирование и организация тех же идей. Если согласиться с тем, что интеллект-карта потенциально безгранична, тогда единственная сложность заключается в том, чтобы решить, когда пора остановиться; впрочем, интеллект-карта способна помочь в принятии и такого решения. Линейные конспекты в виде перечней информации организованы наперекор естественному течению мышления, а именно: сначала генерируют идею, а затем сознательно отделяют ее как от немедленно предшествующих, так и немедленно последующих идей. Путем непрерывного «вырывания», в ассоциативном смысле, идеи из контекста такие конспекты замедляют естественный мыслительный процесс. Организация информации в виде перечисления сковывает свободу мыслительных процессов, постепенно приводя их в состояние застоя и способствуя образованию, так сказать, устойчивых нейронных русел, по которым бежит мысль, что в итоге негативно сказывается на творческом мышлении и памяти. Причина, по которой это происходит, состоит в том, что организация информации в виде перечисления противоречит ассоциативной природе мозга. Коль скоро мысль записана, с ней «покончено» – и она оказывается оторванной от мысли, предшествовавшей ей, равно как и от последующих. Эта сплошь и рядом встречающаяся ситуация – когда лишают жизни продолжение любой возникшей идеи – является одним из важнейших факторов, стоящих за удручающей статистикой относительно «творческого потенциала». В проведенных тестах, например, где от испытуемых требовалось придумать как можно больше применений конкретной идеи (иными словами, ассоциировать), среднее число ассоциаций – при том, что испытуемым давалось неограниченное время на эту мыслительную работу, – составило жалкие 26. Такова статистика, хотя очевидно, что, знай испытуемые о радиантном мышлении, результат превысил бы многие миллионы, до того как они остановились бы по причине простого утомления. Глазами майндмапера, часть 2

Возвращаясь к нашему майндмаперу, мы обнаруживаем, что он, оказавшись на мгновение в плену прежних представлений о том, как следует «думать», переживает ментальную блокаду: Из-за недостатка знаний о природе нашего разума подобные ментальные блокады посещают многих и парализуют их способность мыслить на секунды, минуты, часы, годы, а иногда и на всю жизнь. Однако если вы вполне осознали 6езграничные ассоциативные возможности своего мозга, то в состоянии помочь ему справиться с этой проблемой. Используя склонность мозга функционировать в духе гештальта, т. е. целостного восприятия, можно попросту пририсовывать пустые ветви к ключевым словам, вполне резонно рассчитывая на то, что рано или поздно мозг найдет способ заполнить зияющие пустоты. Пища для ума Как только человек приходит к осознанию, что его мозг способен построить ассоциативную связь чего угодно с чем угодно, задача нахождения нужных ассоциаций упрощается многократно, особенно если удается изыскать эффективные стимулы. С этого момента мы с удовлетворением наблюдаем за тем, как наш майндмапер завершает построение ассоциативной сети; при этом использует рисунки, где только возможно; формулирует идеи второго, третьего и четвертого уровней; связывает между собой родственные идеи; использует емкие и эффектные коды; доводит до логического целого второстепенные мысли, ответвляющиеся от главных ветвей. На данном этапе становится очевидным другой важнейший аспект радиантного мышления и, соответственно, интеллекткарт, а именно: интеллект-карта базируется на логике ассоциаций, а не на логике хронологии. Интеллект-карта протягивает свои ветви в любом направлении и рассматривает любую мысль под любым углом зрения. После того как сгенерировано достаточно идей, чтобы удовлетворить требования к тому, что он готовит, будь то доклад, презентация, сочинение или отчет по эксперименту, наш майндмапер решает придать своим мыслям еще большую упорядоченность путем присвоения каждой из них своего номера, наделяя, таким образом, интеллект-карту хронологической последовательностью изложения информации. (Подробнее о хронологической последовательности см. в главах 22, 23, 25, 27 и 28.) Еще об иерархиях и категориях

В любой интеллект-карте базовые порядковые идеи являются теми словами или образами, которые, отличаясь простотой и очевидностью, служат цели упорядочения хода мыслительного процесса. Являясь ключевыми концепциями, они концентрируют вокруг себя основную массу ассоциаций. Именно использование иерархий и категорий отличает полную интеллект-карту от описанной ранее мини-интеллекткарты, в которой первые десять ассоциаций имели значение ровно постольку, поскольку первыми пришли вам на ум. В полной интеллект-карте их следует расположить в соответствии с их истинным «идейным» значением. Простой способ обнаружения основных базовых идей состоит в том, чтобы задать себе следующие вопросы: • Какие знания я хотел бы приобрести? • Если бы я писал об этом книгу, какими были бы названия ее глав? • В чем состоят мои конкретные цели? • Каковы семь важнейших категорий информации по рассматриваемому вопросу? • На какие основные вопросы необходимо ответить? Вопросы типа «почему?», «что?», «где?», «кто?», «как?», «который?» и «когда?» нередко способны прекрасно подойти в качестве главных ветвей интеллект-карты. • К какой более обширной категории можно отнести те или иные категории по рассматриваемому вопросу? Очень часто постановка перед собой перечисленных вопросов помогает докопаться до необходимых базовых порядковых идей. Если сразу не получается, начните с центрального образа и нарисуйте от четырех до семи линий, расходящихся от него в виде ветвей. После этого задайте себе вышеперечисленные вопросы. Или же можно обратиться к технике составления миниинтеллект-карт, записать десять первых ассоциаций, которые приходят в голову, затем задать себе вопрос, какие из них можно объединить в более емкие понятия. Преимущества иерархий, категорий и базовых порядковых идей

Соблюдается порядок между первичными, вторичными и т. д. идеями, что позволяет обеспечить гармоничную структуру мысли. 2. Базовые порядковые идеи служат остовом интеллект-карты и позволяют человеку мыслить естественно структурированным образом. Упражнение Используя все приемы и правила составления интеллекткарт, известные вам к настоящему моменту, составьте собственную интеллект-карту на тему «счастье» и сравните ее с интеллект-картой. Преимущества интеллект-карт перед линейным конспектированием

Наши рекомендации