Задания к контрольной работе по дисциплине и методические указания к их выполнению
Выполнение контрольных работ по курсу «Экспериментальная психология» – один из видов межсессионной самостоятельной работы. Контрольные работы студенты заочного отделения выполняют после прослушивания установочных лекций. Выполнение заданий – важный этап в профессиональной подготовке студентов, так как они способствуют повышению качества усвоения программного материала, углубленному пониманию наиболее сложных вопросов курса, овладению научными методами анализа психолого-педагогических проблем.
При составлении заданий, определении их характера, объема и сложности учитывалось то, что студенты уже обрели некоторые навыки по изучению специальной психологической и педагогической литературы. Эти навыки должны быть использованы и при выполнении контрольных работ.
Контрольная работа предполагает проведение студентом анализа существующих в настоящее время в истории психологического исследования примеров эксперимента.
Структура контрольной работы и требования по ее выполнению
Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература, приложения.
Требования к элементам содержания контрольной работы:
1. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выполнению контрольной работы в высшем учебном заведении. На титульном листе указывают полное наименование министерства, вуза, кафедры, тему, сведения об исполнителе, наименование места и год выполнения.
2. Оглавлениедолжно содержать перечень элементов контрольной работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте, в том числе введение, главы, заключение, список литературы, приложения.
3. Во введенииобозначается тема контрольной работы, обосновываются мотивы ее выбора, цели и задачи работы; ее актуальность для современной науки и практики и кратко раскрывается степень ее разработанности в отечественной и зарубежной литературе.
4. Основную частьследует делить на главы, пункты и подпункты. Первая глава должна представлять собой теоретический анализ того феномена, экспериментальное изучение которого автор выбрал. Вторая глава контрольной работы – это описание самого эксперимента (с указанием источника, откуда студент взял эксперимент и указанием исследователя) и результаты его анализа по схеме:
1. научная проблема, затронутая в эксперименте.
2. объект и предмет исследования.
3. цель и задачи исследования.
4. гипотеза исследования.
5. вид экспериментального плана, по которому проводится исследование, с его схематическим изображением.
6. методы исследования, применяемые авторами эксперимента.
7. выводы, которые были сделаны после эксперимента.
Каждый пункт должен содержать обоснование точки зрения студента.
Необходимо правильно оформлять литературные ссылки: в круглых скобках с указанием инициалов имени и отчества, фамилии автора и года издания. Все упомянутые источники должны быть представлены в списке литературы.
5. В заключенииотражается значимость изученной темы, собственное отношение к теме, возможность применения полученных знаний в профессиональной деятельности.
6. Список литературы.Располагается в алфавитном порядке и оформляется в соответствии с библиографическими требованиями.
Приложениямогут включать материалы, дополняющие текст, иллюстрации, схемы.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Экспериментальная и теоретическая психология. Предметная область экспериментальной психологии. Взаимосвязь экспериментальной психологии и психодиагностики.
2. Обыденное и научное познание. Нормативы в научной деятельности и в структуре экспериментального метода.
3. История развития экспериментальной психологии. Эксперимент как метод исследования.
4. Классификация методов психологического исследования и типов эмпирических данных.
5. Виды исследований. Реальное и идеальное исследование.
6. Теория, ее виды и функции. Качественные характеристики теории. Основные аксиоматические положения о природе человека.
7. Общенаучные эмпирические методы в психологии: наблюдение, измерение, эксперимент.
8. Наблюдение как метод психологического исследования.
9. Измерение как метод психологического исследования.
10. Эксперимент как метод психологического исследования.
11. Экспериментальное общение и артефакты, с ним связанные
12. Организация и проведение экспериментального исследования.
13. Валидность (различные виды) психологического эксперимента и источники ее нарушения.
14. Проблема, теория и гипотеза в экспериментальном исследовании. Виды гипотез. Взаимосвязь научной и статистической гипотез.
15. Экспериментальная выборка и способы ее формирования.
16. Экспериментальные переменные. Отношения между переменными.
17. Контроль переменных. Основные приемы контроля влияния внешних переменных на результат эксперимента.
18. Планирование психологического эксперимента: доэкспериментальные и квазиэкспериментальные схемы.
19. Планирование психологического эксперимента: истинные экспериментальные схемы.
20. Факторный эксперимент. Многоуровневый эксперимент.
21. Особенности гипотез в факторном эксперименте. Комбинированные гипотезы. Взаимодействие основных результатов действия нескольких факторов.
22. Корреляционное исследование.
23. Измерение психологических переменных.
24. Интерпретация в психологическом эксперименте и представление результатов исследования.
25. Достоверность выводов психологического эксперимента. Способы устранения артефактов в психологическом эксперименте.
26. Основные направления и экспериментальный дизайн психологических исследований XX века.
27. Наука как особый способ познания окружающей действительности. Проблема влияния субъективного на процесс познания объективного.
28. Нормативы получения научного знания и их краткая характеристика.
29. Научное исследование, его виды и этапы.
30. Валидность научного исследования и ее виды.
31. Проблема, теория и гипотеза в экспериментальном исследовании.
32. Теория, ее структура и виды. Основные аксиоматические положения о природе человека.
33. Научная проблема Этапы порождения и формулирования проблемы.
34. Гипотезы в научном исследовании, их классификация. Взаимосвязь теоретической, экспериментальной и статистической гипотез.
35. Наблюдение, измерение и эксперимент как общенаучные методы исследования.
36. Эксперимент, его виды, этапы. Экспериментальный план.
37. Экспериментальная выборка и способы ее формирования.
38. Экспериментальные переменные. Отношения между переменными.
39. Планирование психологического эксперимента: доэкспериментальные схемы.
40. Планирование психологического эксперимента: квазиэкспериментальные схемы.
41. Планирование психологического эксперимента: истинные экспериментальные схемы.
42. Источники нарушения внутренней и внешней валидности эксперимента.
43. Экспериментальное общение и связанные с ним артефакты: эффект плацебо, Хотторна, аудитории, Пигмалиона, первого впечатления.
44. Измерение в психологическом исследовании. Типы измерительных шкал.
45. Психологическое тестирование.
46. Интерпретация в психологическом эксперименте и представление результатов исследования.