Цель, задачи и предмет дисциплины

Кафедра управления персоналом

Одобрено

Учебно-методическим советом

Факультета управления

Организационное поведение

Учебно-методический комплекс

Для специальности

Управление персоналом

Цель, задачи и предмет дисциплины - student2.ru Москва
2008

Автор-составитель: д.э.н., профессор А. А. Литвинюк

Учебно-методический комплекс Организационное поведение составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080505 Управление персоналом.

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения.

Цель, задачи и предмет дисциплины - student2.ru © Российский государственный торгово-экономический университет, 2008

 
  Цель, задачи и предмет дисциплины - student2.ru

Содержание

1. Цель, задачи и предмет дисциплины ………..…………………………
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины …………...
3. Объем дисциплины ……………………………………………………...
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………….
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ……….
3.3. Инновационные технологии, используемые преподавателем учебной дисциплины «Организационное поведение» …………. 10
4. Содержание курса ……………………………………………………….
5. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр ………………………………………………………. 22
6. Задания для самостоятельной работы студентов ……………………...
7. Темы курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению ……………………………………………………………... 28
8. Вопросы для подготовки к экзамену …………………………………..
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………………..
9.1. Литература ………………………………………………………....
9.2. Методическое обеспечение дисциплины ………………………...
9.3. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины …................................................................................... 52
10. Глоссарий ………………………………………………………………...
Приложения …………………………………………………………………

Цель, задачи и предмет дисциплины

Дисциплина «Организационное поведение» входит в учебный план специальности «Управление персоналом» в соответствии с требованиями и содержанием государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. Курс «Организационное поведение» является базовым в структуре учебного плана специальности «Управление персоналом» и составляет основу для изучения специальных управленческих дисциплин, связанных с тематикой развития человеческих ресурсов торговых организаций. Это общепрофессиональная дисциплина федерального компонента.

Цель изучения курса «Организационное поведение» – сформировать у будущих менеджеров по персоналу понятие об особенностях деятельности человека в организации, связанных с влиянием на его поведение неформальных групп, коммуникативных связей, системы мотивации труда, применяемых стилей управления, форм власти, лидерства и т.п.

Наличие устойчивых знаний и навыков в этой области дает возможность значительно повысить эффективность работы персонала, создать положительный социально-психологический климат в рабочих группах и, в конечном итоге, повысить конкурентоспособность организации.

Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего освоения курса «Основы менеджмента». В процессе изучения курса рекомендуется помимо лекционных занятий проводить и активные формы обучения: имитационные упражнения, ролевые и деловые игры, видеотренинги, семинарские занятия и др.

Задачи курса:

Ø изучить теоретические основы поведения человека в организации и дать практические навыки формирования системы взаимоотношений индивидуума и социальной системы;

Ø развить у студентов способности к формированию коммуникативных связей и навыки оптимального проектирования коммуникативных систем организации;

Ø способствовать приобретению практических навыков формирования эффективных систем мотивации труда и поиска ошибок в этой сфере управленческой деятельности, вызывающих отклоняющиеся формы трудового поведения;

Ø обучить студентов методам оценки эффективности группового поведения в организации и правилам практического использования возникающих при этом трансформаций ценностных ориентаций персонала;

Ø привить конкретные навыки анализа и конструирования организации, управления ее поведением и оценки качества лидерства;

Ø научить будущих специалистов в области управления планировать изменения и нововведения в организации, создавать системы персонального развития и развивать поведенческий маркетинг;

Ø развить у студентов навыки правильного организационного поведения в системе международного бизнеса и др.

Данный курс является инструментарием формирования у студентов поведенческих знаний для их дальнейшего использования при последующем изучении курса «Основы управления персоналом».

Предметом дисциплины «Организационное поведение» являются механизмы и решения, связанные управление трудовым поведением персонала на рабочем месте.

Формы организации учебного процесса по данной дисциплине построены на сочетании лекционных и семинарских занятий с самостоятельной работой студентов.

Самостоятельная работа студентов предусматривает более глубокую проработку актуальных вопросов, включенных в тематический план по данной дисциплине, при подготовке к семинарским занятиям и деловым играм[1].

Все вышеизложенное дает возможность студентам освоить методические и организационные основы управления поведением человека в организации.

2. требования к уровню освоения
содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины специалист должен:

§ Иметь представление:

Ø о факторах, определяющих характер трудового поведения персонала организации на рабочих местах;

Ø о структуре личности и ее влиянии на особенности трудового поведения индивидуумов;

Ø о методах формирования позитивных механизмов мотивации трудового поведения персонала;

Ø об особенностях трудового поведения работников в стрессовых и конфликтогенных ситуациях;

Ø о влиянии менталитетных факторов на трудовое поведение персонала.

§ Знать:

Ø методы диагностики мотивационной структуры трудовой деятельности персонала;

Ø принципы формирования оптимальной системы коммуникаций в организации;

Ø алгоритм формирования эффективных систем мотивации трудовой деятельности персонала;

Ø сравнительную эффективность использования ситуационных вариантов стилей лидерства, форм власти и влияния;

Ø признаки развития дистресса у персонала организации;

Ø способы активизации инновационной активности работников;

Ø методы предупреждения и устранения конфликтов;

Ø особенности поведения работников, вытекающие из их принадлежности к различным этнокультурным и конфессиональным группам.

§ уметь:

Ø применять основные психодиагностические методики профессионального подбора кадров;

Ø составлять перечень вопросов для проведения оценочного собеседования;

Ø составлять программы профессионального развития и обучения персонала.

§ иметь опыт:

Ø применения диагностических процедур, связанных с оценкой личностных качеств персонала и эффективности используемой в организации системы мотивации труда;

Ø применения основных приемов психогигиены стресса;

Ø разрешения конфликтных ситуаций всех видов и форм.

Структура курса включает в себя следующие основные вопросы: эволюция теорий поведения человека в организации; коммуникативное поведение в организации; личность как объект управления в организационном поведении; мотивация как основа результативности функционирования и развития организации, включая формирование группового поведения в организации на базе использования мотивов подчинения; анализ, конструирование и управление поведением организации; лидерство в организации, формы власти и влияния; управление изменениями и нововведениями в организации, планирование персонального развития; поведенческий маркетинг; конфликты и их влияние на организационное поведение; стрессы в структуре организационного поведения персонала; организационное поведение в системе международного бизнеса.

Изучение дисциплины основывается на знаниях, полученных студентами в ходе предшествующего освоения таких дисциплин, как «Основы менеджмента», «Безопасность трудовой деятельности», «Психофизиология профессиональной деятельности» и «Организационная культура». Знания и навыки, полученные в ходе ее изучения, могут быть дополнены и развиты в рамках дисциплин «Нейролингвистическое программирование», «Диагностика профессиональной пригодности персонала» и «Мотивация трудовой деятельности персонала».

Объем дисциплины

Наши рекомендации