Общий терминологический словарь 4 страница

тного решения задач возникают различного рода феномены: вы­двигаются и сменяются лидеры; возникают кооперации, индивиду­ализм по отношению к прогнозам; происходит повторный анализ собственного мышления участниками; принятие или неприятие по­зиции партнера; доминируют субъект-объектные отношения; иначе решение затрудняется.

В практической психологии давно разработаны различные фор­мы группового решения проблем: групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика.

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ - форма мыслительного про­цесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не мо­жет. В этом процессе человек привязан к действительности, а необ­ходимые для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

МЫШЛЕНИЯ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - нетривиальность, необычность, новизна идей.

МЫШЛЕНИЕ ПАТОГЕННОЕ - ошибочное, используется в психоте­рапии (Ю.М. Орлов).

МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ - вид мышления, направленный на решение практических задач. Оно направлено на проверку гипотез, решение практических проблем на основе практического опыта (здесь и теперь). Обычно осуществляется при дефиците времени и при ограниченной возможности проверки. Используется в этом ви­де мышления чаще наглядно-действенная и наглядно-образная фор­мы.

МЫШЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ (наглядно-действенное) -форма мышления, опирающаяся на непосредственное восприятие предметов и действия с ними. В этом мышлении субъект выпол­няет мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.) в действии, работают руки и глаза. Такое мышление типично для до­школьного возраста (собирает и разбирает пирамидку, машинку). «Поле зрения» ребенка совпадает с полем его действий. Это наибо­лее элементарная форма мышления, возникающая и использующа­яся взрослым человеком в практической деятельности. Предмет­но-действенное мышление является основой формирования более сложных форм мышления.

МЫШЛЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ - мышление, направленное на вне­шний мир, регулируемое логическими законами.

МЫШЛЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ - 1) вообще - процесс повторного производства чего-либо или результат такого процесса; 2) вид мыш­ления, который выражается в способности воспроизводить спосо­бы решения задач после обучения или по образцу.

МЫШЛЕНИЕ САНОГЕННОЕ - основанное на философии обыден­ной жизни (Ю.М. Орлов).

МЫШЛЕНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ (понятийное) - мышление с опорой на понятия, которые отражают сущность предметов и яв­лений и выражаются в словах, предложениях или других знаках. В этой форме мышления человек использует понятия, суждения и умозаключения, из которых строятся различные рассуждения.

МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - вид мышления, направленный в ос­новном на нахождение общих закономерностей. Это мышление уче­ных, оно меньше связано с практикой. Теоретическое мышление ис­пользует преимущественно понятийную и образную формы мышле­ния. Теоретическое образное мышление использует для решения за­дач не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы.

Теоретическое понятийное мышление обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.

МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ (продуктивное) - вид мышления, связан­ный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики). Один из первых исследователей творческо­го мышления (креативности) Дж. Гилфорд выделил четыре его осо­бенности:

1) оригинальность, необычность идей;

2) семантическая гибкость - способность видеть объект под раз­ными углами зрения;

3) образная гибкость - способность изменять восприятие объек­та, чтобы увидеть скрытые его стороны;

4) способность использовать разные идеи в неопределенной си­туации.

К особенностям творческого мышления относят и характеристи­ки личности (К. Тейлор, К. Кокс, A.M. Матюшкин и др.), такие как толерантность к неопределенности; готовность к преодолению пре­пятствий; внутреннюю мотивацию; умеренную готовность к риску; стремление к признанию и др.

Творческое мышление формируется в детстве на основе задатков в процессе решения творческих задач.

н

НАБЛЮДЕНИЕ - метод психологии; заключается в фиксации про­явлений поведения и получения суждений о субъективных психи­ческих явлениях.

НАВЫК - автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения.

НАВЫКИ - индивидуально приобретенные и закрепленные в уп­ражнениях способы поведения животных.

НАДЕЖНОСТЬ - постоянство, устойчивость результатов, получае­мых с его помощью. Надежность указывает на устойчивость теста к искажающем)' воздействию случайных шумовых факторов, его точ­ность. Проверяется надежность тестов повторным тестированием.

НАДМЕННОСТЬ - высокомерие

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - совокупность устойчивых моти­вов, ориентирующих деятельность личности и относительно неза­висимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойства­ми личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеж­дение.

НАСТОЙЧИВОСТЬ - умение человека мобилизовать свои возмож­ности для длительной борьбы с трудностями. Нельзя путать с уп­рямством и негативизмом.

НАСТРОЕНИЕ - устойчивое, слабо выраженное, сравнительно продолжительное, переживание, которое окрашивает поведение и деятельность человека в течение значительного времени. Причины настроения далеко не всегда ясны. Настроение зависит от здоровья человека, его самооценки, уровня притязаний, характера и других личностных свойств.

НАУЧЕНИЕ - формирование нового индивидуального опыта в про­цессе активного взаимоотношения со средой.

НЕВРОЗ - психическое расстройство, которое возникает в резуль­тате нарушения особенно значимых жизненных отношений челове­ка и проявляется в основном психогенно обусловленными эмоцио­нальными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психотических явлений.

НЕГАТИВИЗМ - немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя ра­зумные соображения не дают оснований для таких поступков.

НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, направ­ленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

НЕЙРОТИЗМ - свойства личности, связанные с высокой раздра­жительностью и возбудимостью

НЕОФРЕЙДИЗМ - одно из направлений психологии, предста­вители которого так или иначе опираются на идеи психоанализа 3. Фрейда.

НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (непреднамеренное) - воспри­ятие без намерения, постановки цели. Оно выступает как компо­нент какой-то другой деятельности.

НИЗКОПОКЛОНСТВО - лесть.

НОРМЫ - принципы, предписывающие поведение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры.

О

ОБОБЩЕНИЕ - мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам. Напри­мер, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь, воображение можно объединить в группу «познавательные процес­сы» по их существенному признаку: все они служат для познания ок­ружающего мира.

ОБОНЯНИЕ - вид чувствительности, порождающий специфичес­кие ощущения запаха. Обоняние вызывается действием химических веществ на рецепторные клетки полости носа и носоглотки. Система классификации запахов, известная как «призма Хеннинга» (цвето­чный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный) образует углы призмы с промежуточными качествами, расположен­ными на плоскостях (имеются и другие классификации). В практи­ке часто используют сравнение данного запаха с известным этало­ном (сирень, сена и т.д.). Обоняние - одно из самых древних, про­стых, но жизненно важных ощущений. Оно обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действует на подсознание.

ОБЩЕНИЕ - взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ (исполнительность) - качество воли, проявля­ющееся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.

ОБУСЛОВЛЕННЫЙ - ограниченный условиями, зависимый, при­чина чего-либо

ОБЫДЕННЫЙ - однодневный

ОБЪЕКТИВНЫЙ - существующий вне нас как объект, не зависящий от чьей-нибудь воли, непредвзятый, беспристрастный.

ОДАРЕННОСТЬ - качественно своеобразное сочетание способнос­тей, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможнос­тей, уровней и своеобразие его деятельности. Одаренность включа­ет внутренние предпосылки (задатки) и индивидуальные свойства личности (характер, склонности и др.). Она дает возможность спо­собностям развиваться в разных направлениях.

ОНТОГЕНЕЗ (греч. ontos - сущее; genesis - происходящее, рожде­ние) - происхождение и развитие отдельного организма, биологи­ческое развитие организма от момента рождения до окончания жиз­ни.

ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ - разновидность опросников, направ­ленная на измерение различных особенностей личности. Личност­ные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросни­ки типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.

ОПТИМАЛЬНЫЙ (отлат.optimum -наилучшее) -наилучший, впол­не соответствующий.

ОПТИМИЗМ-ПЕССИМИЗМ - (лат. optimus - наилучший и pessi-mus - наихудший). Оптимизм характеризует положительную систе­му взглядов человека о мире, о происходящих и ожидаемых событи­ях. Эмоциональный тон восприятия жизни и ожидания будущего оп­тимиста светлый, радостный. Пессимист имеет негативную систему взглядов на жизнь и мир и настроение безысходности.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - внешний или внутренний контроль над де­ятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отно­шение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нрав­ственных и правовых норм и правил, своего долга.

ОТВРАЩЕНИЕ (отворачивание) - отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обсто­ятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в рез­кое противоречие с идеологическими, нравственными или эстети­ческими принципами и установками субъекта. В эволюции возник­

ло как защита от отравления. Изображая отвращение, человек мор­щит нос, кривит губы, отталкивает предмет отвращения, имитирует тошноту.

ОЩУЩЕНИЕ - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного орга­низма, возникающий при непосредственном воздействии их на ре­цепторы (органы чувств).

ОЩУЩЕНИЯ БОЛЕВЫЕ - одни ученые полагают, что существуют специализированные болевые рецепторы, находящиеся на всей по­верхности кожи. Их количество велико (примерно 100 на 1 кв. см), и располагаются они на глубине 0,1 мм от поверхности кожи. По мне­нию других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию лю­бого кожного рецептора. Болевые ощущения сигнализируют о воз­можной физической опасности.

ОЩУЩЕНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНЫЕ - основаны на информации, прихо­дящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одна из основ­ных функций системы вестибулярных ощущений - обеспечить ус­тойчивую основу для зрительного наблюдения. За счет существова­ния рефлекторного механизма, который компенсирует каждое дви­жение головы противоположным по направлению движением глаз, перед нами предстает довольно стабильная картина мира (прыгает, не дрожит).

ОЩУЩЕНИЯ ВИБРАЦИОННЫЕ - чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. При нормальном слухе она особенно не высту­пает, но при поражении слухового органа эта ее функция ясно про­является.

ОЩУЩЕНИЯ ВКУСОВЫЕ - отражение качества пищи, обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызыва­ются действием химических свойств веществ, растворенных в слю­не или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположен­ные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и над­гортаннике. Система классификации вкусов «Тетраэдр Хеннинга»: четыре основных вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький) рас­полагаются в углах тетраэдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса имеют различное расположение, представ­ляющее их как комбинацию двух или более основных вкусовых ощу­щений.

Разные участки языка по-разному чувствительны к разным вещес­твам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому -его края, к горькому - область корня языка, к соленому - края языка и середина.

ОЩУЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫЕ - ощущения, стимулом для которых яв­ляются электромагнитные излучения с длиной волны примерно от 380 до 780 миллиардных долей метра, а рецепторами - светочувс­твительные клетки сетчатки глаза.

Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии на рецептор глаза волн разной дли­ны из этого диапазона. Ощущаемые цвета делятся на хроматические (например, цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, серый). Цветовой тон содержит около 150 переходов, зависящих от длины действующей на глаз световой волны. Рецептор зрения - спе­циальные клетки сетчатки: палочки и колбочки. Палочки характе­ризуются высокой чувствительностью к сабой интенсивности све­та и являются аппаратом ночного (сумеречного) зрения, а колбочки обладают более низкой чувствительностью и представляют собой аппарат дневного зрения.

ОЩУЩЕНИЯ ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ (промежуточные) - ощущения, за­нимающие промежуточное место между модальностями. Например, вибрационная занимает среднее место между осязанием и зрени­ем. К интермодальным ощущениям относят также ощущения сверх­сильных запахов и вкусов, сверхсильных звуков и света. Все эти воз­действия вызывают смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными и болевыми ощуще­ниями.

ОЩУЩЕНИЯ ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ - объединяют сигналы, доходя­щие до нас из внутренней среды организма, чувствительность к собс­твенным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). Обыч­но они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом) подкорко­вом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения необходимого пос­тоянства его внутренней среды (гомеостаз). Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Интероцеп­тивные ощущения относят к числу наименее осознаваемых и наибо­лее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Их часто называют органическими.

ОЩУЩЕНИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (греч.kinesis-движение, aisthesis -ощущение, чувство) Отражение положения и перемещения в про­странстве тела или его частей, направления и объема движений в различных положениях, сопротивления и тяжести предметов ок­ружающей обстановки. Осуществляется через импульсы, поступа­ющие от проприоцепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, связках, суставах. Играет важную роль в сохранении телом равнове­сия в различных положениях.

ОЩУЩЕНИЯ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ - к ним относят, например, фо­точувствительность кожи - способность ощущать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев. Сюда относят и мало изученное «чувство расстояния», позволяющее слепым определять на рассто­янии возникающую преграду. Предполагают, что это связано либо с ощущением тепловых волн кожей лица, либо с отражением звуко­вых волн от преграды (по типу радара). Однако эти формы чувстви­тельности еще мало изучены.

ОЩУЩЕНИЯ ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ - вид чувствительности, порождаю­щий специфические ощущения запаха. Обонятельные ощущения вызываются действием химических веществ на рецепторные клет­ки полости носа и носоглотки. Система классификации запахов, из­вестная как «Призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с про­межуточными качествами, расположенными на плоскостях.

ОЩУЩЕНИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ (или кожные) - включают в себя три различных вида ощущений, имеющих свои анализаторы: тактиль­ные (прикосновения и давления), температурные (тепла и холода) и болевые.

Кожные ощущения вызываются действием механических и тер­мических свойств предмета на поверхность кожи. Возникают они при раздражении рецепторов, расположенных в коже в виде окон­чаний нервных сплетений или в виде специальных нервных обра­зований - телец Майснера, расположенных на ее поверхности, ли­шенных волос, и телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи.

ОЩУЩЕНИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ («глубокая чувствительность») -ощущения, передающие информацию о положении тела в про­странстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспе­чивают регуляцию наших движений. Эти ощущения создают основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Эта груп­па ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощу­

щение, а также двигательное или кинестетическое ощущение. Пери­ферические рецепторы этой чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Пачини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

ОЩУЩЕНИЯ ПРОТОПАТИЧЕСКИЕ (греч. protos- первый, первич­ный, pathos - болезнь, страдание). Филогенетически это более древ­ние ощущения, примитивные и недифференцированные, смешан­ные с эмоциями и локализованные. Чаще употребляется относи­тельно кожной чувствительности. Сюда относятся органические ощущения (голод, жажда и пр.).

ОЩУЩЕНИЯ СЛУХОВЫЕ - ощущения, стимулом для которых яв­ляются звуковые волны различной амплитуды и частоты. Звуковые волны - это продольное колебание частиц воздуха, распространяю­щееся во все стороны от колеблющегося тела, которое служит ис­точником звука. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пе­ния, музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.п.).

Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим рит­мическим колебаниям звуковых волн, а шумы - в результате нерегу­лярных колебаний.

Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.

Звуки бывают простыми или сложными, состоящими из несколь­ких тонов. Один из этих тонов является основным, определяющим силу и высоту звука, другой - сопутствующим (обертоном), опреде­ляющим своеобразие (тембр) звука.

ОЩУЩЕНИЯ ТАКТИЛЬНЫЕ - дают информацию о том, что соприка­сается с телом субъекта. Это ощущение прикосновения и давления. Иногда выделяют ощущение щекотки.

ОЩУЩЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ - ощущения тепла или холода. На по­верхности кожи Холодовых клеток больше (8-23 на 1 кв. см) чем теп­ловых (0-3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности (на 0,17 мм), чем тепловые (на 0,3 м). Поэтому организм быстрее реаги­рует на холод, чем на тепло.

ОЩУЩЕНИЯ ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ - по классификации Ч.Шер-рингтона - ощущения, обеспечивающие получение сигналов из вне­шнего мира и создающие основу для нашего сознательного поведе­ния. Сюда всходят все 5 модальностей ощущений.

ОЩУЩЕНИЯ ЭПИКРИТИЧЕСКИЕ (греч. epikrisis- суждение, реше­ние) - филогенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, бо­лее совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним относятся все основные виды ощущений человека.

П

ПАМЯТИ НАРУШЕНИЯ - различного рода амнезии (расстройства памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и вос­производить информацию) и парамезии (обманы памяти, наруше­ние хронологии, «присвоение» чужих мыслей и действий себе).

ПАМЯТЬ- 1) психический процесс отражения предметов и яв­лений окружающего мира, которые действовали ранее на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий память отражает лишь то, что было ранее, ощущалось и воспринималось (отдельные свойс­тва и целостные образы предметов и явлений окружающего мира); 2) совокупность процессов запоминания, сохранения, забывания и последующего воспроизведения следов прошлого опыта; 3) в когни­тивной психологии под памятью понимается способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результаты этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении; 4) память можно рассматривать и как деятельность, имеющую свои цели, мотивы и способы действий. Эту деятельность называют мнемической (от имени греческой богини памяти и всех муз Мнемозины).

ПАМЯТЬ «ВЕЧНАЯ», или ТРЕТИЧНАЯ, - способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию, которая сохраняется на про­тяжении всей оставшейся жизни.

ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ - память, обусловленная генотипом, пере­даваемая из поколения в поколение. Это память на биологические события, происходившие в течение веков эволюции биологическо­го вида. Память здесь используется в метафорическом смысле для обозначения генетически закодированной склонности к определен­ным видам поведения и образцам действия, которые являются ру­диментами эволюционно важных изменений вида. Страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметы являются приме­рами, отражающими эволюционную адаптивную реакцию, которая

должна быть у любого успешно развивающегося вида приматов с вы­соким коэффициентом массы тела по отношению к поверхности. Ге­нетическую память часто называют биологической памятью.

ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ - память, которая удерживает инфор­мацию длительное время. Эта память рассчитана не только на дли­тельное хранение, но и на многократное воспроизведение при ус­ловии ее сохранения. Для сохранения в долговременной памяти материал обычно хорошо обработан и интегрирован в общие зна­ния, хранящиеся в памяти человека. Долговременная память не ог­раничена ни по времени хранения, ни по объему. Долговременная память функционирует в двух видах: с сознательным доступом и за­крытая (информацию можно извлечь из памяти только специальны­ми методами, например под гипнозом). Однако в науке такое восста­новление еще вызывает сомнения.

ПАМЯТЬ ЗРИТЕЛЬНАЯ - сохранение и воспроизведение зрительных образов. Может быть наиболее выраженной по сравнению с други­ми видами памяти.

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ - память, рассчитанная на хранение ин­формации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд (примерно 20 сек.), до тех пор пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговре­менную память. Сюда поступает информация, которая получила мини­мальную обработку или интерпретацию и поэтому ограничена в объ­еме, она способна вмещать около семи «единиц» (хотя, если интерпре­тация материала была достаточно полной, эти единицы могут содер­жать много информации -7+ 2 единицы). Если информация большего объема, то мозг почти бессознательно группирует ее в блоки и сохра­няет их не более 9. При чрезмерно большом объеме информации не­которая ее часть не попадает в долговременную. Считается, что мате­риал удерживается в кратковременной памяти посредством повторе­ния, и, если такое повторение будет прервано, материал имеет период полураспада, возможно не более 10 или 15 секунд.

ПАМЯТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ - запоминание основанное на понимании внутренних логических связей между отдельными частями матери­ала. Исследования видного отечественного психолога А.А. Смирно­ва показали, что логическая память во много раз продуктивнее ме­ханической.

ПАМЯТЬ МГНОВЕННАЯ (ИКОНИЧЕСКАЯ) - удержание точной и пол­ной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее ддитель­

ность от ОД до 0,5 секунды. За это время мозг решает, нужна ли эта информация и передавать ли ее в кратковременную. Эту память еще называют сенсорной, следовой.

ПАМЯТЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ - запоминание без осознания логичес­кой связи между различными частями воспринимаемого материала. Оно происходит исключительно благодаря повторению лишенному осознания смысла материала или других операций, подобно органи­зации, логическому выводу или использованию мнемоники и т.д.

ПАМЯТЬ МОТОРНАЯ (двигательная) - запоминание, сохранение и при необходимости воспроизведение различных движений, их ко­ординации и последовательности с достаточной точностью. Мотор­ная память в значительной мере является автоматизированной. Эта память особенно необходима танцорам, спортсменам, хирургам, а также всем людям в процессе обучения движениям.

ПАМЯТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ (натуральная) - память без использо­вания средств. Свойственна и человеку, и животным. Развитую фор­му этого вида памяти называют эйдетической.

ПАМЯТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ - запоминание и сохранение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны челове­ка, без постановки им перед собой специальной мнемической зада­чи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Запоминаемый материал фиксируется в памяти вне участия произ­вольного внимания.

ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ — память на различные сенсорно-перцептив­ные образы (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обоня­тельные).

ПАМЯТИ ОБЪЕМ - важнейшая интегральная характеристика памя­ти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Объем памяти - число единиц, немедленно воспроиз­водимых после предъявления.

ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ - вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Это своего рода «рабочая смесь» долговременной и кратковременной памяти. Опе­ративная память удерживает информацию до окончания действия, длительность которого может быть различной.

ПАМЯТЬ ОПОСРЕДОВАННАЯ - память с использованием средств (слов, знаков, движений, предметов и т.д.). Изучалась в отечествен­ной психологии Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым.

ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ - запоминание и воспроизведе­ние мыслей. Оно построено на причинно-следственной связи между запоминаемыми элементами.

ПАМЯТЬ СЛУХОВАЯ - запоминание и точное воспроизведение раз­нообразных слуховых образов (звуков, музыки, шумов, и т.п.).

ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ - способность к воспроизведению ог­ромного (может быть, неограниченного) объема информации. Су­ществуют легенды об уникальных возможностях памяти Юлия Це­заря, Наполеона, Моцарта, Гаусса, шахматиста Алехина и т.д. Выда­ющимися мнемическими способностями обладал С.Д. Шершевский, о котором написал А.Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти». У него отсутствовали ограничения в объеме запоминания и во времени хранения. Например, он с первого предъявления за­помнил длинную строфу «Божественной комедии» Данте на незна­комом ему итальянском языке, которую легко повторил при неожи­данной проверке... через 15 лет.

ПАМЯТЬ ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ (греч. eidos - вид, образ) — способность удерживать образы виденных предметов достаточно длительное время исключительно ярко и четко. Эйдетики продолжают «видеть» » представление визуального стимула некоторое время после того, как он удален. Эйдетизм чаще наблюдается у детей и подростков, чем у взрослых (1 из 100 - у детей, 1 из 1000 и даже из 1 000 000 000 -у взрослых). Нередко встречается у художников и у примитивных народов.

ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - память на переживания, эмоции и чувства.

ПАНИКА - мотивационное психическое состояние, связанное с проявлениями массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими.

ПАРАПСИХОЛОГИЯ (психотроника) (греч. para - возле, около) -обозначение гипотез и представлений, относящихся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строгого научного обосно­вания и к которым относят прежде всего так называемые экстрасен­сорные восприятия, то есть прием информации человеком, не свя­занный с функционированием известных науке органов чувств (те­лепатия, ясновидение и пр.).

ПАТОПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая отклоне­ния в развитии психики при различных заболеваниях.

ПАТТЕРН (англ. pattern) - 1) модель или образец; 2) структура).

ПЕРЕКЛ ЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ - сознательное и осмысленное пе­ремещение внимания с одного объекта (действия) на другой объект (действие). Переключение может быть обусловлено требованиями деятельности, либо необходимостью включения в новую деятель­ность, либо в целях отдыха.

ПЕРЕНОС - влияние ранее приобретенного индивидуального опы­та на его последующее формирование.

ПЕРЕНОС НАВЫКА - облегчение приобретения нового сходного навыка за счет выработанного ранее навыка.

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ - процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности.

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ - личностный.

ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА - совокупность анализаторов, обеспечи­вающий данный акт восприятия.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - основные структурные единицы про­цесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти. Первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое потом сменяется более определенным и детальным восприятием. Опозна­ние предмета, как правило, происходит на основе выделения обоб­щенных, иногда социально фиксированных систем признаков, в си­лу чего оно осуществляется за более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые уходят месяцы и годы (например, формирование навы­ков чтения).

Наши рекомендации