Общий терминологический словарь 4 страница
тного решения задач возникают различного рода феномены: выдвигаются и сменяются лидеры; возникают кооперации, индивидуализм по отношению к прогнозам; происходит повторный анализ собственного мышления участниками; принятие или неприятие позиции партнера; доминируют субъект-объектные отношения; иначе решение затрудняется.
В практической психологии давно разработаны различные формы группового решения проблем: групповая дискуссия, мозговой штурм, синектика.
МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ - форма мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. В этом процессе человек привязан к действительности, а необходимые для мышления образы он черпает из кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления доминирует у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
МЫШЛЕНИЯ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ - нетривиальность, необычность, новизна идей.
МЫШЛЕНИЕ ПАТОГЕННОЕ - ошибочное, используется в психотерапии (Ю.М. Орлов).
МЫШЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ - вид мышления, направленный на решение практических задач. Оно направлено на проверку гипотез, решение практических проблем на основе практического опыта (здесь и теперь). Обычно осуществляется при дефиците времени и при ограниченной возможности проверки. Используется в этом виде мышления чаще наглядно-действенная и наглядно-образная формы.
МЫШЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ДЕЙСТВЕННОЕ (наглядно-действенное) -форма мышления, опирающаяся на непосредственное восприятие предметов и действия с ними. В этом мышлении субъект выполняет мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение и др.) в действии, работают руки и глаза. Такое мышление типично для дошкольного возраста (собирает и разбирает пирамидку, машинку). «Поле зрения» ребенка совпадает с полем его действий. Это наиболее элементарная форма мышления, возникающая и использующаяся взрослым человеком в практической деятельности. Предметно-действенное мышление является основой формирования более сложных форм мышления.
МЫШЛЕНИЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ - мышление, направленное на внешний мир, регулируемое логическими законами.
МЫШЛЕНИЕ РЕПРОДУКТИВНОЕ - 1) вообще - процесс повторного производства чего-либо или результат такого процесса; 2) вид мышления, который выражается в способности воспроизводить способы решения задач после обучения или по образцу.
МЫШЛЕНИЕ САНОГЕННОЕ - основанное на философии обыденной жизни (Ю.М. Орлов).
МЫШЛЕНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ (понятийное) - мышление с опорой на понятия, которые отражают сущность предметов и явлений и выражаются в словах, предложениях или других знаках. В этой форме мышления человек использует понятия, суждения и умозаключения, из которых строятся различные рассуждения.
МЫШЛЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - вид мышления, направленный в основном на нахождение общих закономерностей. Это мышление ученых, оно меньше связано с практикой. Теоретическое мышление использует преимущественно понятийную и образную формы мышления. Теоретическое образное мышление использует для решения задач не понятия, суждения или умозаключения, а различные образы.
Теоретическое понятийное мышление обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
МЫШЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКОЕ (продуктивное) - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики). Один из первых исследователей творческого мышления (креативности) Дж. Гилфорд выделил четыре его особенности:
1) оригинальность, необычность идей;
2) семантическая гибкость - способность видеть объект под разными углами зрения;
3) образная гибкость - способность изменять восприятие объекта, чтобы увидеть скрытые его стороны;
4) способность использовать разные идеи в неопределенной ситуации.
К особенностям творческого мышления относят и характеристики личности (К. Тейлор, К. Кокс, A.M. Матюшкин и др.), такие как толерантность к неопределенности; готовность к преодолению препятствий; внутреннюю мотивацию; умеренную готовность к риску; стремление к признанию и др.
Творческое мышление формируется в детстве на основе задатков в процессе решения творческих задач.
н
НАБЛЮДЕНИЕ - метод психологии; заключается в фиксации проявлений поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
НАВЫК - автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения.
НАВЫКИ - индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных.
НАДЕЖНОСТЬ - постоянство, устойчивость результатов, получаемых с его помощью. Надежность указывает на устойчивость теста к искажающем)' воздействию случайных шумовых факторов, его точность. Проверяется надежность тестов повторным тестированием.
НАДМЕННОСТЬ - высокомерие
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
НАСТОЙЧИВОСТЬ - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Нельзя путать с упрямством и негативизмом.
НАСТРОЕНИЕ - устойчивое, слабо выраженное, сравнительно продолжительное, переживание, которое окрашивает поведение и деятельность человека в течение значительного времени. Причины настроения далеко не всегда ясны. Настроение зависит от здоровья человека, его самооценки, уровня притязаний, характера и других личностных свойств.
НАУЧЕНИЕ - формирование нового индивидуального опыта в процессе активного взаимоотношения со средой.
НЕВРОЗ - психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется в основном психогенно обусловленными эмоциональными и соматовегетативными расстройствами при отсутствии психотических явлений.
НЕГАТИВИЗМ - немотивированная, необоснованная склонность действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологической науки, направленная на изучение мозговых механизмов высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга.
НЕЙРОТИЗМ - свойства личности, связанные с высокой раздражительностью и возбудимостью
НЕОФРЕЙДИЗМ - одно из направлений психологии, представители которого так или иначе опираются на идеи психоанализа 3. Фрейда.
НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ (непреднамеренное) - восприятие без намерения, постановки цели. Оно выступает как компонент какой-то другой деятельности.
НИЗКОПОКЛОНСТВО - лесть.
НОРМЫ - принципы, предписывающие поведение в той или иной культуре, разделяемые членами данной культуры.
О
ОБОБЩЕНИЕ - мыслительная операция объединения предметов и явлений в группы по их общим и существенным признакам. Например, ощущения, восприятия, память, внимание, мышление, речь, воображение можно объединить в группу «познавательные процессы» по их существенному признаку: все они служат для познания окружающего мира.
ОБОНЯНИЕ - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Обоняние вызывается действием химических веществ на рецепторные клетки полости носа и носоглотки. Система классификации запахов, известная как «призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный) образует углы призмы с промежуточными качествами, расположенными на плоскостях (имеются и другие классификации). В практике часто используют сравнение данного запаха с известным эталоном (сирень, сена и т.д.). Обоняние - одно из самых древних, простых, но жизненно важных ощущений. Оно обеспечивает индивида информацией о наличии в воздухе различных химических веществ и действует на подсознание.
ОБЩЕНИЕ - взаимодействие двух или более людей, включающее обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ (исполнительность) - качество воли, проявляющееся в точном, неукоснительном и систематическом исполнении принимаемых решений.
ОБУСЛОВЛЕННЫЙ - ограниченный условиями, зависимый, причина чего-либо
ОБЫДЕННЫЙ - однодневный
ОБЪЕКТИВНЫЙ - существующий вне нас как объект, не зависящий от чьей-нибудь воли, непредвзятый, беспристрастный.
ОДАРЕННОСТЬ - качественно своеобразное сочетание способностей, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровней и своеобразие его деятельности. Одаренность включает внутренние предпосылки (задатки) и индивидуальные свойства личности (характер, склонности и др.). Она дает возможность способностям развиваться в разных направлениях.
ОНТОГЕНЕЗ (греч. ontos - сущее; genesis - происходящее, рождение) - происхождение и развитие отдельного организма, биологическое развитие организма от момента рождения до окончания жизни.
ОПРОСНИКИ ЛИЧНОСТНЫЕ - разновидность опросников, направленная на измерение различных особенностей личности. Личностные опросники делятся на: а) опросники черт личности; б) опросники типологические; в) опросники мотивов; г) опросники интересов; д) опросники ценностей; е) опросники установок.
ОПТИМАЛЬНЫЙ (отлат.optimum -наилучшее) -наилучший, вполне соответствующий.
ОПТИМИЗМ-ПЕССИМИЗМ - (лат. optimus - наилучший и pessi-mus - наихудший). Оптимизм характеризует положительную систему взглядов человека о мире, о происходящих и ожидаемых событиях. Эмоциональный тон восприятия жизни и ожидания будущего оптимиста светлый, радостный. Пессимист имеет негативную систему взглядов на жизнь и мир и настроение безысходности.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.
ОТВРАЩЕНИЕ (отворачивание) - отрицательное эмоциональное переживание, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т.д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. В эволюции возник
ло как защита от отравления. Изображая отвращение, человек морщит нос, кривит губы, отталкивает предмет отвращения, имитирует тошноту.
ОЩУЩЕНИЕ - процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира, как внешней среды, так и собственного организма, возникающий при непосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств).
ОЩУЩЕНИЯ БОЛЕВЫЕ - одни ученые полагают, что существуют специализированные болевые рецепторы, находящиеся на всей поверхности кожи. Их количество велико (примерно 100 на 1 кв. см), и располагаются они на глубине 0,1 мм от поверхности кожи. По мнению других, боль возникает в ответ на чрезмерную стимуляцию любого кожного рецептора. Болевые ощущения сигнализируют о возможной физической опасности.
ОЩУЩЕНИЯ ВЕСТИБУЛЯРНЫЕ - основаны на информации, приходящей из полукружных канальцев внутреннего уха. Одна из основных функций системы вестибулярных ощущений - обеспечить устойчивую основу для зрительного наблюдения. За счет существования рефлекторного механизма, который компенсирует каждое движение головы противоположным по направлению движением глаз, перед нами предстает довольно стабильная картина мира (прыгает, не дрожит).
ОЩУЩЕНИЯ ВИБРАЦИОННЫЕ - чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом. Вибрационное чувство является промежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью. При нормальном слухе она особенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функция ясно проявляется.
ОЩУЩЕНИЯ ВКУСОВЫЕ - отражение качества пищи, обеспечение индивида информацией о том, можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе с обонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных в слюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные на поверхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике. Система классификации вкусов «Тетраэдр Хеннинга»: четыре основных вкуса (сладкий, кислый, соленый, горький) располагаются в углах тетраэдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса имеют различное расположение, представляющее их как комбинацию двух или более основных вкусовых ощущений.
Разные участки языка по-разному чувствительны к разным веществам: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому -его края, к горькому - область корня языка, к соленому - края языка и середина.
ОЩУЩЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНЫЕ - ощущения, стимулом для которых являются электромагнитные излучения с длиной волны примерно от 380 до 780 миллиардных долей метра, а рецепторами - светочувствительные клетки сетчатки глаза.
Зрительные ощущения служат для отражения света, цвета, тьмы. Цвет возникает при воздействии на рецептор глаза волн разной длины из этого диапазона. Ощущаемые цвета делятся на хроматические (например, цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, серый). Цветовой тон содержит около 150 переходов, зависящих от длины действующей на глаз световой волны. Рецептор зрения - специальные клетки сетчатки: палочки и колбочки. Палочки характеризуются высокой чувствительностью к сабой интенсивности света и являются аппаратом ночного (сумеречного) зрения, а колбочки обладают более низкой чувствительностью и представляют собой аппарат дневного зрения.
ОЩУЩЕНИЯ ИНТЕРМОДАЛЬНЫЕ (промежуточные) - ощущения, занимающие промежуточное место между модальностями. Например, вибрационная занимает среднее место между осязанием и зрением. К интермодальным ощущениям относят также ощущения сверхсильных запахов и вкусов, сверхсильных звуков и света. Все эти воздействия вызывают смешанные ощущения, расположенные между обонятельными, слуховыми или зрительными и болевыми ощущениями.
ОЩУЩЕНИЯ ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ - объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда, удушье и т.п.). Обычно они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом) подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушения нормального состояния организма, нарушения необходимого постоянства его внутренней среды (гомеостаз). Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Интероцептивные ощущения относят к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям. Их часто называют органическими.
ОЩУЩЕНИЯ КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ (греч.kinesis-движение, aisthesis -ощущение, чувство) Отражение положения и перемещения в пространстве тела или его частей, направления и объема движений в различных положениях, сопротивления и тяжести предметов окружающей обстановки. Осуществляется через импульсы, поступающие от проприоцепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях, связках, суставах. Играет важную роль в сохранении телом равновесия в различных положениях.
ОЩУЩЕНИЯ НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ - к ним относят, например, фоточувствительность кожи - способность ощущать цветовые оттенки кожей руки или кончиков пальцев. Сюда относят и мало изученное «чувство расстояния», позволяющее слепым определять на расстоянии возникающую преграду. Предполагают, что это связано либо с ощущением тепловых волн кожей лица, либо с отражением звуковых волн от преграды (по типу радара). Однако эти формы чувствительности еще мало изучены.
ОЩУЩЕНИЯ ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Обонятельные ощущения вызываются действием химических веществ на рецепторные клетки полости носа и носоглотки. Система классификации запахов, известная как «Призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный, смолистый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с промежуточными качествами, расположенными на плоскостях.
ОЩУЩЕНИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНЫЕ (или кожные) - включают в себя три различных вида ощущений, имеющих свои анализаторы: тактильные (прикосновения и давления), температурные (тепла и холода) и болевые.
Кожные ощущения вызываются действием механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. Возникают они при раздражении рецепторов, расположенных в коже в виде окончаний нервных сплетений или в виде специальных нервных образований - телец Майснера, расположенных на ее поверхности, лишенных волос, и телец Пачини, расположенных в глубоких слоях кожи.
ОЩУЩЕНИЯ ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ («глубокая чувствительность») -ощущения, передающие информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений. Эти ощущения создают основу движений человека, играя решающую роль в их регуляции. Эта группа ощущений включает ощущение равновесия, или статическое ощу
щение, а также двигательное или кинестетическое ощущение. Периферические рецепторы этой чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Пачини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
ОЩУЩЕНИЯ ПРОТОПАТИЧЕСКИЕ (греч. protos- первый, первичный, pathos - болезнь, страдание). Филогенетически это более древние ощущения, примитивные и недифференцированные, смешанные с эмоциями и локализованные. Чаще употребляется относительно кожной чувствительности. Сюда относятся органические ощущения (голод, жажда и пр.).
ОЩУЩЕНИЯ СЛУХОВЫЕ - ощущения, стимулом для которых являются звуковые волны различной амплитуды и частоты. Звуковые волны - это продольное колебание частиц воздуха, распространяющееся во все стороны от колеблющегося тела, которое служит источником звука. Все звуки, которые воспринимает человеческое ухо, могут быть разделены на две группы: музыкальные (звуки пения, музыкальных инструментов и др.) и шумы (скрипы, шорохи, стуки и т.п.).
Музыкальные звуки образуются благодаря периодическим ритмическим колебаниям звуковых волн, а шумы - в результате нерегулярных колебаний.
Человеческая речь, как правило, одновременно содержит звуки обеих групп.
Звуки бывают простыми или сложными, состоящими из нескольких тонов. Один из этих тонов является основным, определяющим силу и высоту звука, другой - сопутствующим (обертоном), определяющим своеобразие (тембр) звука.
ОЩУЩЕНИЯ ТАКТИЛЬНЫЕ - дают информацию о том, что соприкасается с телом субъекта. Это ощущение прикосновения и давления. Иногда выделяют ощущение щекотки.
ОЩУЩЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРНЫЕ - ощущения тепла или холода. На поверхности кожи Холодовых клеток больше (8-23 на 1 кв. см) чем тепловых (0-3 на 1 кв. см), и они находятся ближе к поверхности (на 0,17 мм), чем тепловые (на 0,3 м). Поэтому организм быстрее реагирует на холод, чем на тепло.
ОЩУЩЕНИЯ ЭКСТЕРОЦЕПТИВНЫЕ - по классификации Ч.Шер-рингтона - ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира и создающие основу для нашего сознательного поведения. Сюда всходят все 5 модальностей ощущений.
ОЩУЩЕНИЯ ЭПИКРИТИЧЕСКИЕ (греч. epikrisis- суждение, решение) - филогенетически новые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения, способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнего раздражения, более совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. К ним относятся все основные виды ощущений человека.
П
ПАМЯТИ НАРУШЕНИЯ - различного рода амнезии (расстройства памяти в виде нарушения способности запоминать, хранить и воспроизводить информацию) и парамезии (обманы памяти, нарушение хронологии, «присвоение» чужих мыслей и действий себе).
ПАМЯТЬ- 1) психический процесс отражения предметов и явлений окружающего мира, которые действовали ранее на органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий память отражает лишь то, что было ранее, ощущалось и воспринималось (отдельные свойства и целостные образы предметов и явлений окружающего мира); 2) совокупность процессов запоминания, сохранения, забывания и последующего воспроизведения следов прошлого опыта; 3) в когнитивной психологии под памятью понимается способность живой системы фиксировать факт взаимодействия со средой, сохранять результаты этого взаимодействия в форме опыта и использовать его в поведении; 4) память можно рассматривать и как деятельность, имеющую свои цели, мотивы и способы действий. Эту деятельность называют мнемической (от имени греческой богини памяти и всех муз Мнемозины).
ПАМЯТЬ «ВЕЧНАЯ», или ТРЕТИЧНАЯ, - способность воспроизводить когда-то запечатленную информацию, которая сохраняется на протяжении всей оставшейся жизни.
ПАМЯТЬ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ - память, обусловленная генотипом, передаваемая из поколения в поколение. Это память на биологические события, происходившие в течение веков эволюции биологического вида. Память здесь используется в метафорическом смысле для обозначения генетически закодированной склонности к определенным видам поведения и образцам действия, которые являются рудиментами эволюционно важных изменений вида. Страх падения и рефлекторные реакции на падающие предметы являются примерами, отражающими эволюционную адаптивную реакцию, которая
должна быть у любого успешно развивающегося вида приматов с высоким коэффициентом массы тела по отношению к поверхности. Генетическую память часто называют биологической памятью.
ПАМЯТЬ ДОЛГОВРЕМЕННАЯ - память, которая удерживает информацию длительное время. Эта память рассчитана не только на длительное хранение, но и на многократное воспроизведение при условии ее сохранения. Для сохранения в долговременной памяти материал обычно хорошо обработан и интегрирован в общие знания, хранящиеся в памяти человека. Долговременная память не ограничена ни по времени хранения, ни по объему. Долговременная память функционирует в двух видах: с сознательным доступом и закрытая (информацию можно извлечь из памяти только специальными методами, например под гипнозом). Однако в науке такое восстановление еще вызывает сомнения.
ПАМЯТЬ ЗРИТЕЛЬНАЯ - сохранение и воспроизведение зрительных образов. Может быть наиболее выраженной по сравнению с другими видами памяти.
ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ - память, рассчитанная на хранение информации в течение небольшого промежутка времени, от нескольких до десятков секунд (примерно 20 сек.), до тех пор пока содержащаяся в ней информация не будет использована или переведена в долговременную память. Сюда поступает информация, которая получила минимальную обработку или интерпретацию и поэтому ограничена в объеме, она способна вмещать около семи «единиц» (хотя, если интерпретация материала была достаточно полной, эти единицы могут содержать много информации -7+ 2 единицы). Если информация большего объема, то мозг почти бессознательно группирует ее в блоки и сохраняет их не более 9. При чрезмерно большом объеме информации некоторая ее часть не попадает в долговременную. Считается, что материал удерживается в кратковременной памяти посредством повторения, и, если такое повторение будет прервано, материал имеет период полураспада, возможно не более 10 или 15 секунд.
ПАМЯТЬ ЛОГИЧЕСКАЯ - запоминание основанное на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Исследования видного отечественного психолога А.А. Смирнова показали, что логическая память во много раз продуктивнее механической.
ПАМЯТЬ МГНОВЕННАЯ (ИКОНИЧЕСКАЯ) - удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Ее ддитель
ность от ОД до 0,5 секунды. За это время мозг решает, нужна ли эта информация и передавать ли ее в кратковременную. Эту память еще называют сенсорной, следовой.
ПАМЯТЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ - запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Оно происходит исключительно благодаря повторению лишенному осознания смысла материала или других операций, подобно организации, логическому выводу или использованию мнемоники и т.д.
ПАМЯТЬ МОТОРНАЯ (двигательная) - запоминание, сохранение и при необходимости воспроизведение различных движений, их координации и последовательности с достаточной точностью. Моторная память в значительной мере является автоматизированной. Эта память особенно необходима танцорам, спортсменам, хирургам, а также всем людям в процессе обучения движениям.
ПАМЯТЬ НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ (натуральная) - память без использования средств. Свойственна и человеку, и животным. Развитую форму этого вида памяти называют эйдетической.
ПАМЯТЬ НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ - запоминание и сохранение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Запоминаемый материал фиксируется в памяти вне участия произвольного внимания.
ПАМЯТЬ ОБРАЗНАЯ — память на различные сенсорно-перцептивные образы (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные).
ПАМЯТИ ОБЪЕМ - важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Объем памяти - число единиц, немедленно воспроизводимых после предъявления.
ПАМЯТЬ ОПЕРАТИВНАЯ - вид памяти, рассчитанный на сохранение информации в течение определенного времени, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Это своего рода «рабочая смесь» долговременной и кратковременной памяти. Оперативная память удерживает информацию до окончания действия, длительность которого может быть различной.
ПАМЯТЬ ОПОСРЕДОВАННАЯ - память с использованием средств (слов, знаков, движений, предметов и т.д.). Изучалась в отечественной психологии Л.С. Выготским, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым.
ПАМЯТЬ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ - запоминание и воспроизведение мыслей. Оно построено на причинно-следственной связи между запоминаемыми элементами.
ПАМЯТЬ СЛУХОВАЯ - запоминание и точное воспроизведение разнообразных слуховых образов (звуков, музыки, шумов, и т.п.).
ПАМЯТЬ ФЕНОМЕНАЛЬНАЯ - способность к воспроизведению огромного (может быть, неограниченного) объема информации. Существуют легенды об уникальных возможностях памяти Юлия Цезаря, Наполеона, Моцарта, Гаусса, шахматиста Алехина и т.д. Выдающимися мнемическими способностями обладал С.Д. Шершевский, о котором написал А.Р. Лурия в книге «Маленькая книжка о большой памяти». У него отсутствовали ограничения в объеме запоминания и во времени хранения. Например, он с первого предъявления запомнил длинную строфу «Божественной комедии» Данте на незнакомом ему итальянском языке, которую легко повторил при неожиданной проверке... через 15 лет.
ПАМЯТЬ ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ (греч. eidos - вид, образ) — способность удерживать образы виденных предметов достаточно длительное время исключительно ярко и четко. Эйдетики продолжают «видеть» » представление визуального стимула некоторое время после того, как он удален. Эйдетизм чаще наблюдается у детей и подростков, чем у взрослых (1 из 100 - у детей, 1 из 1000 и даже из 1 000 000 000 -у взрослых). Нередко встречается у художников и у примитивных народов.
ПАМЯТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - память на переживания, эмоции и чувства.
ПАНИКА - мотивационное психическое состояние, связанное с проявлениями массового страха перед реальной или воображаемой угрозой, состояние периодического испуга, ужаса, нарастающего в процессе взаимного заражения ими.
ПАРАПСИХОЛОГИЯ (психотроника) (греч. para - возле, около) -обозначение гипотез и представлений, относящихся к психическим явлениям, объяснение которых не имеет строгого научного обоснования и к которым относят прежде всего так называемые экстрасенсорные восприятия, то есть прием информации человеком, не связанный с функционированием известных науке органов чувств (телепатия, ясновидение и пр.).
ПАТОПСИХОЛОГИЯ - отрасль психологии, изучающая отклонения в развитии психики при различных заболеваниях.
ПАТТЕРН (англ. pattern) - 1) модель или образец; 2) структура).
ПЕРЕКЛ ЮЧАЕМОСТЬ ВНИМАНИЯ - сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта (действия) на другой объект (действие). Переключение может быть обусловлено требованиями деятельности, либо необходимостью включения в новую деятельность, либо в целях отдыха.
ПЕРЕНОС - влияние ранее приобретенного индивидуального опыта на его последующее формирование.
ПЕРЕНОС НАВЫКА - облегчение приобретения нового сходного навыка за счет выработанного ранее навыка.
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ - процесс превращения человека в личность, приобретение им индивидуальности.
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ - личностный.
ПЕРЦЕПТИВНАЯ СИСТЕМА - совокупность анализаторов, обеспечивающий данный акт восприятия.
ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти. Первоначально выделяется лишь общее и диффузное представление о предмете, которое потом сменяется более определенным и детальным восприятием. Опознание предмета, как правило, происходит на основе выделения обобщенных, иногда социально фиксированных систем признаков, в силу чего оно осуществляется за более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного научения, на которые уходят месяцы и годы (например, формирование навыков чтения).