Влияние эфирных масел на ЦНС
Для стимуляции обучения, творчества и работоспособности можно использовать различные эфирные масла. Например, мятное масло в ароматических лампах придает ощущение свежести, а также используется как средство, повышающее концентрацию внимания, улучшает память, снимает переутомление, половое бессилие. Масло розмарина - это одно из наилучших средств для улучшения памяти.[3].
Еще в старину врачи знали, что розмариновое масло усиливает память. В Древней Греции и Риме студенты во время занятий носили венки из розмарина. Существует тесная связь между ароматом и памятью. Это особенно заметно в случае с розмарином, который, в частности, помогает сохранять информацию об именах и числа. Для втирания, ванн, ингаляций достаточно 1-3 капли розмариновой масла.[2].
Запахи могут стимулировать умственную активность и работоспособность. Еще в прошлом веке известный английский поэт Дж. Байрон писал, что всегда чувствует прилив вдохновения, если окурюе себя запахом трюфелей (грибы). Авиценна писал, что розовое масло повышает возможности разума и скорость мышления. Ученые доказали, что у работников на фоне ароматических запахов повышается производительность труда. Рабочие некоторых фирм Японии, почувствовав усталость, заходят в помещение с ароматами ладана, сандалового дерева, лаванды, которые очень полезны при переутомлении и стрессовых нагрузках. Кроме того, это вдвое уменьшает вероятность ошибок при работе с компьютером.[1]
Для повышения работоспособности, внимания, кратковременной памяти, принятия быстрых решений в критических ситуациях используется лаванда, полынь лимонная, шалфей мускатный, гвоздика, жасмин, пихта, лимон, сосна, ель, кедр.
Умственное напряжение снимают базилик, вербена, гвоздика, можжевельник, пальметт, эвкалипт, петит-грейн, левзея, чабрец, мята, бергамот.
Практическая часть .
2.1 Для моей работы я проводила несколько методов исследования.
Такие как : органолептический анализ ( вкус , цвет , запах и т.д. ) , некоторые реакции на проверку подлинности и примесей в эфирных маслах , анкетирование учащихся в возрасте от 15 до 17 лет .
А также за метод исследования я брала тест Мюнстбергера ( на внимание с использованием эфирных масел ).
Перед началом эксперимента проверили качество выбранных для исследования эфирных масел согласно методикам.
1. Органолептический анализ образца эфирного масла .
А) цвет и прозрачность. 10 мл эфирного масла помещают в цилиндр ( или пробирку ) из прозрачного бесцветного стекла , диаметром 2-3 см. Наблюдение проводят в проходящем свете .
Результат: лимонное масло : прозрачное .
Масло эвкалипта: прозрачное
Масло лаванды : прозрачное .
Б) Запах. 0,1 мл (2 капли ) масла наносят на полоску фильтрованное бумаги длинной 12 см и шириной 5 см , чтобы масло не смачивало края бумаги , и сравнивают запах испытуемого образца через каждые 15 минут с запахом контрольного образца , нанесенного таким же путем на фильтровальнную бумагу . В течение 1 часа запах должен быть одинаков с запахом контрольного образца.
Результат: лимонное масло : запах одинаков с контрольным образцом
Масло эвкалипта: запах одинаков с образцом .
Масло лаванды: запах сильнее , чем контрольный образец .
В) Вкус. 1 каплю эфирного масла смешивают с 1 г сахарной пудры и пробуют на язык
Наблюдение: лимонное масло : вкус кисло – сладкий
Масло эвкалипта: сладко – мятный
Масло лаванды: горький , не приятный .
Г) Растворимость в спирте . В мерный цилиндр вместимостью 10 мл наливают 1 мл эфирного масла и постепенно пришивают из бюретки при тщательном взбалтывании по 0,1 мл спирта определенной концентрации при 20° до полного растворения масла
Наблюдение: лимонное масло растворилось полностью , не оставив следов
Масло эвкалипта растворилось.
Масло лаванды не растворилось вовсе . Выраженный резкий запах.
Д) Примесь жирных масел и смол . На полоску фильтровальной бумаги наносят 1 каплю масла и оставляют на 2 часа
Наблюдение: масла лимона и эвкалипта: следов не осталось
Масло лаванды: осталось пятно , но меньше диаметром
Е) Спирт . Несколько капель эфирного масла наносят на воду , налитую на часовое стекло .
Наблюдение: все масла остались без изменений
Вода не изменила цвет , масло не изменило плотность или концентрацию
Ж) 1 мл эфирного масла наливают в пробирку ,закрывают его рыхлым комочком ваты , в середину которого помещен кристаллик фуксина , доводят до кипения
Наблюдение: масла окрасились в розовый цвет , при этом часть фуксина ушло в осадок .
Жирные и минеральные масла : 1 мл эфирного масла взбалтывают в пробирке с 10 мл спирта .
Наблюдение: лимонное масло – растворилось
Масло эвкалипта растворилось
Масло лаванды почти не растворяется.
Методика исследования.
Тест Мюнстерберга на восприятие и внимание (Диагностика избирательности внимания):
Инструкция. В предложенном наборе букв есть слова. а задача — как можно быстрее просматривая текст, подчеркнуть эти слова за 2 минуты.
Пример: «рюклбюсрадостьуфркнп». Нужно обнаружить замаскированное слово «радость».
Тестовый материал.бсолнцесвтрпцоцэрайонзгучновостьъхэьгчяфактьуэкзаментрочягщшгцкппрокуроргурсеабетеорияемтоджебьамхоккейтроицафцуйгахттелевизорболджщзхюэлгщьбпамятьшогхеюжипдрпцхщнздвосприятиейцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфырплосдспектакльячсинтьбюнбюерадостьвуфциеждлоррпнародшалдьхэипцгиернкуыфйшрепортажэкжлорлафывюфбьодлрконкурсйфнячыувскапрлличностьзжэьеюдшщглоджинэприаваииедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчаяниейфрлньячвтлджэхьгфтасенлабораторияигщдщнруцтргшчтлрлвоснованиезхжьбщдэркентаврсухгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъягнтзхтм
Обработка результатов. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).
В исследовании принимало участие 11 человек обоих полов ( юноши и девушки ) возраста от 15 до 18 лет .
Участники были разделены на 5 групп.
Первая группа проходила тест с использованием лимонного масла
Вторая группа с маслом эвкалипта
Третья группа с маслом лаванды
Четвертая группа простая вода
Пятая группа – без средств .
Результаты теста приведены в таблице :
1 группа | |
2 группа | |
3 группа | |
4 группа | |
5 группа |
Вывод : лучше всего на улучшение внимания действует лимонное масло .
Хуже – масло эвкалипта . Рекомендуется использовать лимонное масло при умственных нагрузках, стрессах , аромалампы с этим запахом .
Анкетирование
Целью данного эксперимента было узнать , СКОЛЬКО человек из опрашиваемых знают ,что такое эфирные масла и остальную информацию, связанную с этой темой
В результате опроса из 20 опрашиваемых 18 человек знают что такое эфирные масла
14\20 знают из чего добываются эфирные масла
10\20 знают что такое ароматерапия
5\20 знают что такое аэерофизиотерапия .
Вывод : тема актуальна .
Выводы и обсуждения.
В результате органолептический контроля выяснилось , что не все масла качественные . Лимонное масло – 100% качество
Масло эвкалипта-100% качество
Масло лаванды 40% качество . Так как выяснилось, что оно с примесями .
большая часть анкетируемых (87%) знали, что такое эфирные масла и т.д.
Список литературы.
[1] Кустова С.Д. Справочник по эфирным маслам. М., 1978 Хейфиц Л.А., Дашунин В.М. Душистые вещества и другие продукты для парфюмерии. М., 1994
[2] С.С.Солдтченко . Г.Ф. Кащенко , А.В.Пидаев « Ароматерапия. Профилактика и лечение заболеваний эфирными маслами»
[3] Эфирные масла Крыма .
[4] 1. Николаевский В. В. Ароматерапия, справочник. М.: «Медицина», 2000. – 336 с.
[5] Козубовский В. М.// Общая психология: познавательные процессы. – Мн., 2008.
[6] Титченер Э. // Внимание. Хрестоматия по вниманию. – М., 1976.
[7]Дмитриева Н.Ю. // Общая психология. Шпаргалки. –М.: 2008. - 32 с.
[8]http://psy-diplom.ru/shpargalki/psikhologiya-vnimaniya/
http://psycabi.net/testy/579-test-myunsterberga-na-vospriyatie-i-vnimanie-diagnostika-izbiratelnosti-vnimaniya
http://stud-baza.ru/vnimanie-referat-psihologiya-49045
http://www.kraskizhizni.com/poleznoe/1519-zadania-vnimanie
http://litlbetr.ru/razvitie-intellekta/razvitie-kontsentratsii-vnimaniya-uprazhneniya-igry.html
[9] 3. Войткевич С. А Эфирные масла для парфюмерии и ароматерапии. М.: «Пищевая промышленность»,1999. – 284 с.
[10] http://forum.aromarti.ru/showthread.php?t=991