Психологический тип и стресс
Прежде чем говорить, как каждый психологический тип реагирует на стресс, давайте выделим несколько факторов, которые сопровождают стресс у большинства психологических типов.
Первый можно проиллюстрировать старой поговоркой: «Когда болото вокруг вас кишмя кишит крокодилами, вряд ли вы вспомните, что собирались его осушить». Другими словами, стресс часто подкрадывается незаметно и, пока мы не окажемся целиком в его власти, мы не поймем, насколько серьезна ситуация. Но тогда он уже похож на снежный ком, катящийся вниз — ком растет и грозит катастрофой, если только мы не найдем способ его остановить.
Другой феномен касается контроля, особенно если дело касается личной жизни. Разница между человеком, подвергающимся стрессу, и человеком, умело избегающим его, заключается в мудром понимании, что мы можем контролировать, а что — нет. Когда возникают стрессовые ситуации с сослуживцами, важно уметь входить в контакт с ними и одновременно контролировать собственное поведение, привычки в работе и собственное чувство ответственности. И, наоборот, глупо проецировать свой гнев на коллегу, желая изменить его, не менее глупо менять собственные привычки, пытаясь приспособиться к ситуации, которую уже невозможно улучшить. Вы должны владеть собой. Вы не сможете все контролировать. Между прочим это относится и к другим сторонам жизни; ко всему, начиная от дорожных пробок и кончая стоянием в очереди в магазине. Вы можете контролировать дорогу, по которой едете, или же то, каким образом вы реагируете на дорожную пробку, но ваш гнев и возникающий стресс ничуть не изменят движение на дороге в часы пик.
Часто случается, что жизнь заставляет нас (или нам так кажется) действовать вопреки нашим привычкам, то есть так, как нам не свойственно. Если вы Сенсорный (S) и проводите время, изучая будущее или создавая стратегические планы, и при этом не имеете возможности делать то, что дает ощутимый результат, — вы на верном пути к стрессу. Если вы полагаете, что можете изменить свои привычки, чтобы справиться с ситуацией, — вы на ложном пути. Вы можете вести себя безупречно, но это не значит, что стресса удастся избежать.
Итак, стресс атакует нас по крайней мере четырьмя путями:
а) когда мы на него не обращаем внимания,
б) когда мы чувствуем, что теряем контроль,
в) когда мы пытаемся контролировать не тот аспект
собственной или чужой жизни,
г) когда мы вынуждены действовать вопреки нашим
предпочтениям, а не в соответствии с ними.
Исходя из этого, можно сказать, что основным в борьбе со стрессом является понимание того, как каждый психологический тип воспринимает стрессовые ситуации и борется с ними.
Как каждый психологический тип порождает стресс и реагирует на него
Предупрежденный заранее имеет возможность вооружиться. Эта старая истина верна, когда речь идет о стрессе. Есть несколько моментов, которые необходимо уточнить по поводу каждого психологического типа, и это поможет вам избегать стрессовых ситуаций или успешно справляться с ними.
Экстраверт (Е) и Интроверт (I).Поскольку обстановка на работе всегда щедрее награждает первых, нежели вторых, у Интровертов (I) появляется тенденция изменять себя в угоду требованиям Экстравертов (Е). Таким образом, в течение всего рабочего дня они вынуждены действовать как Экстраверты (Е). И лишь поздно вечером, возвращаясь домой, они восполняют потраченную на общение энергию. Сослуживцы бывают удивлены, когда узнают, что эти общительные на службе люди дома предпочитают молчать и уединяться. Для Интровертов (I) это вопрос выживания, но платят они за него порой очень дорого. Интроверты (I) намного более, чем Экстраверты, подвержены стрессам и связанным с ними болезням.
Сенсорные (S) в Интуитивисты (N).Если S вынуждены проводить время, теоретизируя по поводу чего-то абстрактного — это уже начало стресса. Сенсорные (S) предпочитают деятельность, требующую приложения рук, они любят делать что-то в буквальном смысле этого слова Они не выносят состояния мечтательности. Ответная реплика S на присказку «Махнуть бы сейчас куда-нибудь» может быть такой: «Поменьше мечтай — побольше делай» или «Ближе к делу». Наилучший способ уменьшить стресс для S — это предоставить ему возможность с головой уйти в какое-либо дело.
Для Интуитивистов (N) все наоборот. Конкретные подсчеты, точные сроки для них — источник тревоги. Если вы сомневаетесь в этом, понаблюдайте за их поведением, когда приближается полночь 15 апреля. Их поведение (сон, еда и т.д.) подвергаются отрицательному воздействию по мере того, как приближается срок выплаты налогов.
Мыслительные (Т) и Чувствующие (F).Прежде всего давайте оставим миф о том, что Мыслительные (Т) легко могут зажечь других, сами .оставаясь в стороне от затянувшегося выяснения отношений в офисе. Нет, они так же страдают, как и Чувствующие (F). И чем серьезнее ссора, тем тревожнее себя чувствуют Мыслительные (Т). Но разница между ними в том, что Т открыто встречают стрессовую ситуацию, стремясь преодолеть ее. F хотят любой ценой избежать выяснения отношений, надеясь, что все уляжется само собой и не дойдет до конфликта.
Для истинных Т стресс связан с невозможностью сохранить позицию объективного наблюдателя. Избыток эмоций для Т означает потерю контроля над собой. Любое чувство —радость, тревога, нежность и особенно волнение и гнев —выраженные открыто, усиливают для них опасность стресса. Если эмоционально возбужденное состояние затягивается, Мыслительные (Т) теряют контроль над собой. Всем известна их классическая формула: «Ну-ну, не теряйте голову» или «Спокойно», «Сейчас важнее думать, чем волноваться». В этом выражены усилия Мыслительных (Т) предотвратить возможность быть лично замешанными в чужой конфликт. Мыслительные (Т) думают так: «Твоя проблема остается твоей, но я могу помочь, сохраняя спокойствие, рассудок и собранность». Конечно, у них те же эмоции, что и у Чувствующих (F). Но для Мыслительных важно время и место их проявления. И стресс они относят к недопустимой демонстрации чего-то очень личного.
Для Чувствующих (F) стресс наступает, после того как они целиком окунаются в многочисленные чужие проблемы, от которых затем они вынуждены отстраниться. Недостаток внимания, игнорирование со стороны окружающих, боль, униженное состояние прямо способствуют стрессу. Когда Чувствующие (F) оказываются вовлеченными в чужие проблемы, это выражается в длительных выяснениях отношений, в отчужденности, в боязни оказаться в ситуации, требующей еще большего участия. Так, за чашкой кофе, выслушав рассказ сослуживца о семейной ссоре, F немедленно с головой уходит в проблему, словно она его собственная. Чуть позже, размышляя об услышанном, F осознает, что дело не только в том, что он слишком близко принял проблему коллеги, но что у него вообще нет на это времени. После этого F может вообще избегать встречи в этим сослуживцем. Если же они все-таки встретятся нос к носу, F может изобразить безразличие или сухость во избежание быть вновь вовлеченным в чужой конфликт. Однако коллега, возможно, вовсе и не ждет от него помощи и поэтому бывает озадачен, увидев перемену в его поведении. Ему невдомек, что он встретил сильного F, который реагирует на стресс в своей сугубо личной манере.
Решающие (J) и Воспринимающие (Р). Jпереживают стресс и создают его, когда им не хватает главного: определенности и контроля. Поводом для стресса могут послужить служебные задания необязательного, расплывчатого характера, или их собственные удачные решения, не нашедшие применения. Рабочий день, полный «пожарных ситуаций» и неожиданностей, без возможности сориентироваться, перестроиться, закончить начатое — это уже головная боль для J, которая в конце концов может вызвать у него раздражение на окружающих. Все это приводит к тому, что в стресс J оказываются вовлеченными все.
Испытывая стресс, J работает еще упорнее, пытаясь 3 поставить под контроль неконтролируемое. Он обвиняет, раздражается, гневается на себя и на других. Было бы полезно,, если бы Решающие (J) в такие моменты могли избавиться от стрессовой ситуации, — хотя это, конечно, непросто — а затем приняться за новую, более простую деятельность. Полезно, например, привести в порядок свой письменный стол или проверить, правильно ли составлен список дел на следующий день.
Иногда вам приходится слышать эти слова от людей, которые встревожены вашим состоянием. Один знакомый рассказал нам такую историю: — По своей работе раз в месяц я и одиннадцать моих коллег должны заполнять кучу разных бумаг по месячной оплате. Эта огромная работа должна быть сделана точно, иначе бухгалтерия вернет бумаги и не начислит зарплату. Как истинный ENF, я с удовольствием делал, что нужно, т.к. сознавал, что делаю это для общего блага. Но всякий раз, просиживая за этой работой, я испытывал стресс. Все начинали меня избегать. А я не понимал, что происходит. Наконец однажды мой коллега сказал: «Сегодня ты не такой, как обычно*. Мое первое желание было поспорить с ним, подчеркнув, какую важную работу я делаю для всех. Но мне все очевиднее становилось, что эта сложная работа несовместима с моим Экстравертно-Интуитивным (EN) психологическим типом, я работал в полном одиночестве и был лишен всякой творческой активности. Изменив место работы, выпросив себе помощь и отдых, я стал больше похож на себя во время этого ежемесячного рывка. И хотя работа по-прежнему не увлекала, я перестал одним своим видом отталкивать от себя окружающих.
Короче говоря, он или она признает: «Это одна из тех ситуации, которые я не могу контролировать. Поэтому лучше оставить все как есть и приступить к завершению какого-нибудь приятного дела». Для Решающего (J) такой свободный выбор — лучшее средство борьбы со стрессом.
Причинами стрессовой ситуации у Воспринимающего (Р) могут в равной степени быть выполнение скучных обязанностей или отсутствие вариантов решения какого-либо вопроса. Даже такое простое занятие, как перелистывание рабочего календаря, где расписаны мероприятия на ближайшую неделю или месяц, может вызвать у Р стресс, так как возможность неожиданных ситуаций при этом сводится на нет. Обычный список вопросов, которые предстоит решить, может стать для Р причиной волнения, если он или она считает, что является ответственным за каждый из перечисленных в списке пунктов.
Не ошибитесь: Р могут работать так же продуктивно, как и J. Однако их подход часто включает поиск новых возможностей или, по крайней мере, новых вариантов выполнения заданий. Так же, как беспорядок на рабочем месте может вызвать головную боль у J, строгий, неукоснительный порядок, не предусматривающий свободных действий, может стать причиной головной боли у Р.
По-видимому лучше всего такую ситуацию иллюстрирует мультфильм «Земляной орех», в котором Люси (EFTJ) заявляет: «Ты получаешь от жизни ровно столько, сколько вкладываешь в нее — не больше и не меньше». На что любопытный Скупи (ESNP), уходя в подавленном настроении, отвечает: «Я хотел бы побольше места для маневра в случае ошибки».
Много из того, что вызывает у Р напряжение, j считает нормальным, даже приятным. Например, Изабель Бритте Манере, будучи замужем за сильным Р, сама была ярко выраженной J. Изабель часто задавала мужу вопросы, давая при этом варианты ответов. Однажды она попросила его высказать свое отношение к ситуации: «Ты закончил работу. Чем будет для тебя приведение рабочего места в порядок? 1) процедурой, которую необходимо сделать тотчас же; 2) процедурой, которая может подождать». На что муж ответил: «Я бы выбрал третий вариант — занятие, от которого получаешь удовольствие». Такой вариант никогда не пришел бы в голову настоящему Р. Они не могут спокойно наблюдать, как кто-то с удовольствием выполняет каждодневную скучную работу. И если потребовать от них того же, это может привести их в смятение. Напротив, Р могут быть очень обеспокоены, когда по завершении работы находят свое рабочее место неубранным. Если приведение рабочего места в порядок входит в их обязанности, они это сделают, но при этом испортят настроение окружающим.
Деятельность Воспринимающих (Р) наиболее плодот-ворна, когда никто не вмешивается в их ритм работы, и у них в распоряжении имеется несколько вариантов ее выполнения. Если же их работа должна идти строго по графику или расписанию, которые являются слишком жесткими, им поможет перерыв для того, чтобы переключиться на какой-нибудь другой род занятий, или же возможность что-то изменить в повседневных делах. Все, что может привнести новизну или разнообразие в уже сложившийся порядок, является стимулом для плодотворной деятельности Воспринимающих (Р). Они действуют наилучшим образом, когда оказываются в так называемых стрессовых ситуациях. Это могут быть экстремальные условия, работа дотемна или ситуации, когда приходится разрываться на части.