Тема 1. Общая теория управления
1. Эволюция управленческой мысли. Новая управленческая парадигма.
2. Цели и функции теории управления.
1. Эволюция управленческой мысли. Новая управленческая парадигма.
Управление в той или иной форме существовало всегда там, где люди работали группами и, как правило, в трех сферах человеческого общества:
- социальной – необходимость установления и поддержания порядка в группах, в социальных сообществах;
- экономической – необходимость в производстве и распределении ресурсов;
- оборонительной – защита от врагов и диких зверей.
Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления.
Первые, самые простые, зачаточные формы упорядочения и организации совместного труда существовали на стадии первобытнообщинного строя. В это время управление осуществлялось сообща, всеми членами рода, племени или общины.
Переход к производящей экономике и стал точкой отсчета в зарождении управления, вехой в накоплении людьми определенных знаний в этой области. Очевидно, например, что люди, которые строили сооружения Древнего Египта, не только знали, как планировать объект, но и проявили способности к мобилизации и использованию человеческих ресурсов, контролю и координации процессов производства и управления.
Начиная с эпохи Возрождения, в экономике феодального государства появляются крупные хозяйственные образования. В них были отражены представления того времени об управлении государством и экономикой. Так, Н.Макиавелли считал, что идеальный руководитель – это руководитель автократичного типа, освобожденный от религиозных и моральных иллюзий; человеческий эгоизм оправдывает жесточайшую власть над людьми, допускающую применение жестокости и насилия.
Большое влияние на формирование многих сформировавшихся к настоящему времени научных направлений и школ управления оказало учение Р. Оуэна. Он разрабатывал системы открытой и справедливой оценки работников и с помощью дополнительных выплат за хорошую работу, развивал материальную заинтересованность. Многие его идеи гуманизации управления производством, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня.
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1883 г. английский математик Ч.Бэббидж разработал проект “аналитической машины”, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно.
История научной мысли показывает, что теоретическое осмысление управленческих процессов протекало неравномерно. Причем успехи в теории управления всегда зависели от развития промышленности, успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология, антропология.
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода к выделению научных направлений, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:
1. Подход с позиций выделения 4 различных школ. Здесь выделяют школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, науки управления или количественных методов.
2. Процессный подход.
3. Системный подход.
4. Ситуационный подход.
Школу научного управления (1885-1920) чаще всего связывают с работами Ф.Тейлора, супругов Гилбрет, Г. Гантта и Г. Эмерсона. Их заслуга заключается в утверждении следующих принципов научного управления:
1. Использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи.
2. Отбор работников, лучше подходящих для выполнения задач, и обеспечение их обучения.
3. Обеспечение работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения их задач.
4. Систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности.
5. Отделение планирования и обдумывания от самой работы.
Административный управленческий подход (1920-1950) был направлен на совершенствование управления организацией в целом. Представители административной школы в управлении – А.Файоль, Л.Урвик, М.Вебер. Основные достижения классической школы:
1. Развитие принципов управления.
2. Описание функций управления.
3. Систематизированный подход к управлению всей организацией.
В 1930-1950 гг активно развивается школа человеческих отношений, связанная с деятельностью Элтона Мэйо. В 1950-х годах школа трансформировалась в школу поведенческих наук (А.Маслоу, А.Арджирс, Р.Лайкерт, Дж.Маккгрегор, Ф.Герцберг и др.). В целом, основными достижениями школы человеческих отношений и школы поведенческих наук принято считать:
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности работой и производительности.
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формировании организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Формирование школы науки управления (с 1950 г. и по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и широким внедрением в сферу управления количественных методов. Среди представителей этой школы можно выделить таких ученых, как У.Черчмен, Р.Акофф – исследование операций; Р.Дисинсон, Д.Розенцвейг – исследование систем; Ч.Бернард, И.Марч – исследование социальных систем. Вкладом школы науки управления в теорию и практику управления является:
1. Углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей.
2. Развитие количественных методов, помогающих руководителям принимать решения в сложных ситуациях.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций, которые объединены связующими процессами коммуникации (т.е. обмена информацией) и принятия решения. К управленческим функциям относятся функции планирования, организации, мотивации и контроля. Руководство (лидерство) рассматривается как самостоятельная деятельность, направленная на достижение целей организации.
Системный подход позволяет рассматривать организацию как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных элементов. Основными элементами системы являются: цели, задачи, структура, техника и технология, люди. Организация – открытая система, предполагающая постоянные контакты с внешним окружением (с поставщиками, потребителями, конкурентами и т.д.), которое оказывает на организацию большое влияние.
Ситуационный подход появился в ответ на критику теорий управления за их “непрактичность” и “оторванность” от реальной жизни, неспособность служить конкретным инструментом в практике работы. Логика ситуационного подхода предполагает следующее: поскольку существует множество факторов, воздействующих на организацию как внутри нее, так и в окружающей среде, не существует единого “лучшего” способа управлять ею; самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данной ситуации.
Становление школ управления шло нога в ногу с реальной производственной практикой, откликаясь на структурные изменения последней. Эволюция школ продолжалась в направлении ослабления административных начал в управлении и усиления горизонтальных связей между организационными уровнями. Применение системного подхода привело к осознанию важной роли неиерархических, сетевых структур, в которых обеспечивается сочетание централизации и децентрализации управления, усиление сотрудничества в деятельности технологически автономных и независимых друг от друга подразделений фирмы.
Практика работы многих современных предприятий привела к пересмотру ставших классическими требований к организации систем управления. Резкое увеличение числа транснациональных корпораций, возникновение таких новых технологий в управлении, как франчайзинг и аутсорсинг, привели к переосмыслению традиционных норм, ориентированных на централизацию, стабильность в управлении.
Все эти процессы привели к появлению новой управленческой парадигмы, отличительной чертой которой стало выстраивание мощной сети партнерских отношений между функциональными подразделениями крупных корпораций, обособившихся в результате адаптации к стремительно развивающимся рынкам. Формирование такой парадигмы в управлении заставляет руководителей корпораций, а также входящих в их состав автономных производственных единиц изыскивать новые способы регулирования производственных процессов, основанные на глубоком знании логики межотраслевых взаимодействий, тенденций развития перспективных рынков и пр. Присущий этой парадигме отказ от превалирующего значения административных методов управления заставляет современных топ-менеджеров овладевать сложными технологиями непрямого воздействия на бизнес-процессы.
Еще одной чертой новой управленческой парадигмы стало формирование виртуальных организаций, чье существование стало возможным в условиях стремительного развития Интернета. Новые бизнес-структуры возникают благодаря расширению сферы инфокоммуникационных технологий, с помощью которых возможно установить партнерские отношения между организациями, находящимися в разных точках страны, а то и земного шара. Это позволяет компаниям, органам власти, имеющим филиалы в разных регионах, формировать единый уровень компетенции, оперативную информационную сеть, а также разрабатывать эффективные технологические процессы производства и распределения товаров и услуг. Каждое звено виртуальной корпорации обладает собственным ресурсом, которые предоставляется другим звеньям, партнерам в рамках созданной производственной системы для совместного пользования.
В государственном управлении стала популярной разработка программ «электронного правительства», предусматривающих формирование в виртуальном пространстве открытой и прозрачной информационной базы, создаваемой органами власти для вовлечения в процессе территориального управления всех заинтересованных субъектов.
Основные положения старой и новой парадигмы управления
Старая парадигма | Новая парадигма |
Предприятие – это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны | Предприятие – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внутренней и внешней среды |
Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности | Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, удовлетворение потребителей |
Рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда как главная задача менеджмента | Ситуационный подход к управлению, признание важности быстроты и адекватности реакций, обеспечивающих адаптацию к условиям существования организации, при которых рационализация производства становится второстепенной |
Главный источник прибавочной стоимости – рабочий и производительность его труда | Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия реализации их потенциала |
Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении работ, нормах, стандартах и правилах исполнения | Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, на мотивацию работников и стиль руководства |
2. Цели и функции теории управления.
Необходимость в выработке общих подходов к исследованию природы управления повлекло за собой выделение из системы менеджмента дисциплины «теория управления», сфокусировавшейся на выявлении базовых свойств и признаков управленческой деятельности.
Одной из целей теории управления является адаптация особенностей управленческой деятельности к решению практических задач, стоящих перед сложными социальными образованиями, а также локализация этого решения на одном из уровней, где реализуется эта деятельность. Управлять означает выстраивать иерархическую цепочку командно-распорядительных связей между уровнями управления, выявлять внутреннюю устойчивость функционирования управляемого объекта, обеспечивая непрерывность и цикличность ее воспроизводства, способствуя проявлению динамических характеристик процесса управления в целом.
Теория управления – это научная дисциплина, изучающая принципы и методы достижения сложных целей, предполагающих кооперирование исполнительской деятельности на основе реализации управленческих функций.
В отличие от менеджмента, теория управления абстрагируется от национальных, социокультурных факторах, концентрируясь на выявлении наиболее устойчивых черт управленческой деятельности.
Главной целью теории управления является выработка общих закономерностей реализации управленческой деятельности, описание условий, способствующих формированию устойчивых схем принятия решений. Одной из ключевых задач теории управления является обобщение опыта управленческой деятельности и выработка на его основе рекомендаций по оптимизации управленческого труда, эффективному использованию имеющихся у предприятия ресурсов.
К другим задачам теории управления следует отнести:
оптимизацию систем управления;
выбор методов и средств регулирования социально-экономических и политических процессов;
выявление и операционализацию сложносоставных задач;
автономизацию производственной деятельности; обоснование видов управленческой деятельности;
дифференциацию труда в деятельности крупных предприятий;
разработку алгоритмов принятия эффективных решений;
формирование условий для социального партнерства.
В зависимости от объекта можно выделить несколько уровней управления: человека, группу людей, предприятие (организацию), отрасль и территорию.
Управление человеком предполагает манипуляцию его способностями, потребностями и навыками, используемыми в производственном процессе. Результатом управления на уровне индивида может стать эффективный подбор руководителей и исполнителей для выполнения заявленных задач, основанный на индивидуальном подходе.
Специфической особенностью управления группой является знание внутригрупповых связей и структурных особенностей, оказывающих влияние на способность организации в целом решать поставленные перед ней задачи. Управление группой предусматривает решение производственных задач в рамках мобилизации социальных механизмов, проявляющихся во внутригрупповом взаимодействии.
Управление отраслью подразумевает регулирование деятельности группы предприятий, объединенных общностью используемых технологий и продуктом (услугой). Целью управления отраслью является получение выгоды предприятиями и минимизация необходимых затрат на производство профильного продукта.
Управление территорией основано на оптимизации распределения в административно-территориальной единице (национально-государственном образовании, населенном пункте) производительных сил общества.
Важнейшим в теоретическом аспекте является разделение корпоративного и территориального управления, составляющее основу для различных видов функций, лежащих в основе управленческой деятельности. Главной целью и критерием эффективности корпоративного управления обычно является прибыль, тогда как мерилом деятельности территориальных органов является удовлетворенность населения условиями жизни. Главный вектор территориального управления направлен на создание экономических и социальных условий, способствующих повышению привлекательности территории, благоустройства и качества жизни населения.
Все функции теории управления можно объединить в три группы:
- базовые;
- производственные (профессиональные);
- организационные.
Базовые функции выражают общий смысл управленческой деятельности, лежат в основе профессиональной управленческой деятельности, рассматриваемой безотносительно к ее конкретному содержанию и выражающей общие подходы к выбору средств на ее реализацию. К базовым функция относятся:
- координационная функция (обеспечивает согласование установок и решений между различными функциональными подразделениями в процессе производственной деятельности);
- стимулирующая (способствует созданию условий для мотивации одних отдельных функциональных подразделений относительно других, занимающих более высокие позиции в производственном процессе);
- компенсационная (обусловливает выравнивание условий труда и текущих издержек путем предоставления отстающим функциональным подразделениям дополнительной помощи);
- контролирующая (предписывает целесообразность отслеживания возникающих тенденций в производственном процессе и устранение неблагоприятных факторов);
- коммуникационная (предусматривает налаживание эффективного взаимодействия между разными уровнями и звеньями производственной системы, оптимизацию информационных потоков и информирование лиц, ответственных за принятие решений).
Производственные функции направлены на формирование эффективного производственного режима, лежащего в основе деятельности предприятия (производственной системы). Эти функции позволяют разделить управленческую деятельность на обособленные функциональные зоны, дифференцированные в соответствии с нормами общественного разделения труда (например, производственные подразделения, финансовая, маркетинговая службы и т.д.).
Организационные функции предполагают координацию работ различных звеньев производственного процесса. Эти функции выполняют управление персоналом организации, решение конфликтных ситуаций, стимулирование инновационной деятельности производственных подразделений и т.д. Характерной чертой этих видов деятельности является то, что они являются связующим звеном между хозяйственными подразделениями и служат конкретным способом реализации базовых функций.
В основе управления лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей.
Все закономерности управления можно разделить на две группы. К первой относятся закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию, ко второй – закономерности менеджмента.
К общим законам управления относятся:
закон специализации управления;
закон интеграции управления;
закон экономии времени.
Закон специализации управления предполагает необходимость наличия узкоспециализированных знаний и навыков в различных областях науки и техники. Менеджмент включает экономические, социально-психологические, правовые и организационно-технические аспекты, поэтому менеджеры должны обладать высоким профессионализмом в области каждого из этих направлений.
Закон интеграции управления вытекает из потребности самого производства и управления им. Интеграционные процессы осуществляются до тех пор, пока они способствуют высоким темпам нововведений, мобильности технологической переориентации, внедрению изобретений, высокому уровню занятости в условиях острой конкурентной борьбы.
Закон экономии времени справедлив для любого труда. Эффективность управления и, следовательно, достижение поставленной цели зависят от скорости реакции организации на потребности рынка и мобилизации внутренних и внешних переменных для удовлетворения этих потребностей. Решение любого вопроса в более короткое время, чем конкурирующей стороной, всегда оказывает положительное влияние на конечные результаты деятельности фирмы.
Управление опирается на следующие методы менеджмента:
экономические – использование в управлении экономических рычагов и инструментов, которые могут целенаправленно воздействовать на благоприятные условия работы и развития организации (к ним относятся: выгода, постановка целей, создание условий для самостоятельной деятельности, формирование системы экономических стимулов);
административные или организационно-распорядительные – система способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную и слаженную деятельность управляющей и управляемой систем (среди них: проектирование, ориентация, регламентация, нормирование, расстановка, документирование, распорядительство, поощрение, наказание);
социально-психологические – создание условий для реализации трудового потенциала всех сотрудников (к ним относятся: формирование коллектива и благоприятного климата в нем, развитие индивидуальных способностей каждого).