Отложите приговор на три недели

Не отчаивайтесь, если вам покажется, что никаких сдвигов не происходит, несмотря на добросовестное выполнение рекомендованных упражнений и приемов, призванных изменить образ собственного Я. Лучше отложите окончательный вывод, как минимум, на 21 день. Это тот минимальный период, который требуется для сколько-нибудь заметных перемен в мысленных представлениях. Когда ампутируют руку или ногу, "конечность-фантом" (отсутствующая конечность) часто продолжает ощущаться в течение 21 дня. Во множестве и других жизненных ситуаций давно подмечено, что для замены прежних мысленных представлений на новые требуется примерно три недели.

Вы извлечете больше полезного из этой книги, если согласитесь воздержаться от ее критики, по крайней мере, на этот срок. В течение этого периода не старайтесь все время "оглядываться назад" и скрупулезно измерять собственные успехи; не оспаривайте, не пытайтесь опровергнуть изложенные тезисы, не дебатируйте с самим собой относительно того, возымеют ли они действие именно на вас или нет.

Выполняйте рекомендованные упражнения даже в том случае, если они покажутся вам абсолютно бесполезными. Неуклонно продолжайте играть взятую на себя новую роль: представьте себя уже наделенным новыми качествам, если даже вам будет казаться, что вы в данном случае несколько лицемерите, или если новый образ собственного Я станет вызывать чувство неловкости, выглядеть, по вашему мнению, "неестественным".

Вы не в состоянии ни опровергнуть, ни доказать справедливость предложенных в книге идей и концепций путем теоретических рассуждений или в ходе обыкновенных дискуссий. Вы можете убедиться в их эффективности, только испробовав и оценив конечные результаты. Я еще раз прошу воздержаться от всякой критики и окончательной оценки всего на три недели, чтобы в процессе личных практических переживаний решить вопрос об их действенности.

КЛЮЧ К СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ

Из фактов и данных, накопленных психологами, практикующими психиатрами и психотерапевтами, возникли новые концепции личности человека. На их основе были созданы новые методы, которые позволили добиться довольно радикальных перемен в индивидуальных характеристиках, в состоянии здоровья людей и даже в заложенных природой способностях и талантах. Неисправимые неудачники добивались успехов на работе, студенты, регулярно получавшие двойки, за какие-то несколько недель превращались, чуть ли не в отличников. Робкие, застенчивые, заторможенные люди делались общительными и счастливыми.

Значительным событием в области психологии явилось открытие так называемого образа собственного Я. Сознаем мы это или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ, или портрет, самого себя. Порой перед нашим внутренним взором он предстает несколько туманным, недостаточно четко очерченным или вообще сознательно не воспринимается. Но он есть, он присутствует в нас во всех мельчайших деталях. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представление о самом себе как о человеке, сформировавшееся на основе нашего собственного мнения о себе.

А это мнение, в свою очередь, в большинстве случаев сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов и неудач, пережитых обид и триумфов, а также на основании отношения к нам других людей, особенно в детские годы. Из этих "кирпичиков" мы мысленно конструируем образ собственного Я. Какая-нибудь идея или мнение о самом себе, случайно вкрапливаясь в общую картину, сразу же становится для нас "реальной", "правдивой". Мы уже не сомневаемся в подлинности вновь приобретенного качества и действуем так, словно оно соответствует истине.

Этот образ собственного Я является "золотым ключиком" к более плодотворной, счастливой жизни благодаря двум важным условиям.

Первое. Все наши действия, чувства, поступки (даже способности) всегда согласуются с этим образом собственного Я.

Мы всегда будет действовать "подобно" той личности, с которой, по нашему убеждению, отождествляемся. Но не только это. Мы просто не в состоянии поступать иначе, несмотря на сознательные усилия. Человек, вообразивший себя "типичным неудачником" и искренне поверивший в свою несчастную судьбу, всегда найдет способ (и причину) провалить дело, невзирая на благие намерения и волевые усилия, даже при наличии благоприятной возможности добиться успеха. Лицо, уверовавшее в то, что является жертвой несправедливости, что ему "самой судьбой предопределено страдать", непременно обнаружит доказательства, подтверждающие подобную точку зрения.

Представление о самом себе - это та предпосылка, база, фундамент, на котором покоится наша индивидуальность, и оно предопределяет особенности нашего поведения и, если угодно, наше материальное положение. Поэтому и создается впечатление, будто весь наш повседневный опыт подтверждает, а значит, и постоянно усиливает наш образ собственного Я. Так возникает, в зависимости от обстоятельств, порочный (или благоприятный) круг.

Молодая девушка, которая по какой-либо причине убедила себя в том, что никому не нравится, действительно на танцах чаще других остается без партнера. Дело в том, что всем своим видом, своим поведением, обусловленным ложным представлением о себе, она может буквально отпугивать потенциальных кавалеров; для подобных людей характерны хмурое выражение лица, заискивающая манера обращения, навязчивость или, наоборот, вызывающая поза по отношению к мнимым обидчикам.

Имея под рукой "неопровержимые доказательства справедливости оценки собственной личности, человек и не догадывается, что корень зла в созданном им самим ложном образе собственного Я.

Скажите какому-нибудь школьнику, который не в ладах с математикой, что ему только кажется, будто он не в состоянии справиться с алгеброй, и он усомнится, в здравом ли вы уме? В подтверждение отсутствия способностей такой школьник, прежде всего, предъявит свой дневник. Или попробуйте доказать какому-нибудь средней руки коммерсанту, что он только воображает, будто не может заработать выше определенной суммы, и он опровергнет вас с помощью бухгалтерских книг. Ведь ему лучше, чем кому-либо другому, известно, как он старался и что из этого ничего не вышло.

Тем не менее, и с отметками школьника, и с доходами коммерсанта произошли поистине удивительные метаморфозы, после того как удалось их уговорить изменить образ собственного Я.

Второе. Представление о себе, в самом деле, можно изменить. Бесчисленные примеры свидетельствуют о том, что никогда не поздно переменить образ собственного Я и, следовательно, начать новую жизнь.

Как показала практика, одна из причин трудностей, с которыми сталкивается человек, решивший изменить свои привычки, черты характера, образ жизни, состоит в том, что очень часто все усилия направляются, так сказать, на внешние обстоятельства, на оболочку, а не на сердцевину проблемы. Многие пациенты говорили мне: "Вот вы ведете речь о позитивном мышлении. Я уже пробовал, и у меня ничего не получилось". Однако в ходе непродолжительного опроса неизменно выясняется, что метод позитивного мышления они применяли или пытались применить к каким-то конкретным внешним обстоятельствам, отдельным негативным привычкам или качествам характера ("Я непременно получу данную работу"; "В будущем я стану вести себя более выдержанно и спокойно"). Но им никогда не приходило в голову изменить собственное представление о своей Личности, которой, по сути, и предстояло реализовать все упомянутые пожелания.

Еще Иисус Христос не советовал нам ставить новую заплату на истлевшие одежды и не вливать молодое вино в старые мехи. Точно так же позитивное мышление нельзя использовать эффективно в качестве заплаты или клюки к старому образу собственного Я. Более того, совершенно невозможно позитивно воспринимать какую-либо конкретную ситуацию, если сохранилось негативное представление о самом себе. Многочисленные эксперименты абсолютно четко продемонстрировали, что, как только менялся образ собственного Я, проблемы и задачи, согласующиеся с этим новым образом, решались легко, без чрезмерных усилий.

Наиболее убедительные эксперименты в данном направлении провел Прескотт Леки - один из первых исследователей психологии образа собственного Я. Личность он считал "системой идей", каждая из которых должна быть согласована со всеми остальными. Несогласующиеся идеи отвергаются, не признаются "истинными", не служат руководством к действию. Воспринимаются лишь идеи, которые кажутся согласованными с системой. В центре системы идей расположен некий краеугольный камень, базис, на котором воздвигается "идеальное Я" индивида, его образ собственного Я или представление о самом себе. Будучи преподавателем, Леки имел возможность проверить справедливость своей теории на тысячах студентов.

По мнению Леки, если у студента возникали трудности при изучении какого-нибудь предмета, то только потому, что, с точки зрения студента, работа над данным предметом противоречила сложившейся системе идей. Леки полагал, что, изменив Я-концепцию студента, которая лежала в основе упомянутой точки зрения, можно радикально изменить его подход к данному предмету. Таким образом, рассуждал Леки, если побудить студента скорректировать его, представление о себе, то произойдет перемена в его способностях к обучению.

Практика подтвердила правильность этих рассуждений. Студент, допускавший орфографические ошибки в 55 словах из 100, через год стал одним из лучших в правописании. Известны и другие аналогичные примеры из практики П. Леки.

Эти студенты не были глупы, способностей им хватало. Но всем был присущ неадекватный образ собственного Я ("У меня нет математического мышления"; "Я от природы слаб в правописании"). Они отождествляли себя со своими ошибками и неудачами. Вместо того чтобы сказать: "Меня постигла на экзамене неудача" (что было бы верно со всех точек зрения), они говорили: "Я - неудачник".

В моей картотеке предостаточно историй не менее убедительных. В них есть запись о человеке, который настолько стеснялся незнакомых людей, что редко отваживался выходить из дома. Теперь он профессионально выступает перед большими группами людей. Есть история и об одном коммивояжере, который уже составил заявление об увольнении по собственному желанию ("Я просто не создан для коммерческой деятельности"), а через шесть месяцев стал лучшим работником среди 100 коллег.

Тайна собственного Я

Упомянутые явные несоответствия легко объяснимы, если рассматривать их с позиции известного феномена, каким является представление человека о самом себе. Образ собственного Я - это общий знаменатель, определяющий фактор всех наших "историй болезни", завершившихся как успехами, так и неудачами. Весь секрет подлинной, то есть удовлетворяющей вас, жизни сводится, по сути, к следующему условию.

Вам необходимо иметь адекватное и реалистическое представление о себе, с которым вы можете жить. Вам нужно проникнуться здоровым уважением к самому себе, найти образ собственного я, который приемлем для вас, которому вы можете доверять, которого вам не нужно стыдиться и который вы в состоянии без всякого стеснения творчески развивать, вместо того чтобы скрывать и маскировать.

Ваш образ собственного Я должен соответствовать реальностям, чтобы позволить вам жить и работать в реальном мире. Вы должны хорошо знать самого себя, быть честным по отношению как к своим достоинствам, так и своим недостаткам. Ваш образ собственного Я должен быть достаточно близкой копией вашего подлинного Я - не больше, но и не меньше, чем вы есть на самом деле.

Если ваше представление о себе целостно и прочно, то вы будете чувствовать себя уютно и спокойно, в противном случае вы станете ощущать тревогу и беспокойство. Если ваш образ соответствует действительности и может быть предметом гордости, то у вас появится устойчивое ощущение уверенности в своих силах, тогда вы без особого труда будете самим собой, найдете повод для самовыражения, станете функционировать, так сказать, в оптимальном режиме.

Наши рекомендации