Тактика допроса подозреваемого и обвиняемого

Значение допроса подозреваемого и обвиняемого определяется той ролью, которую играют их показания, являющиеся не только ис­точником доказательств, но и средством защиты.

Показания подозреваемого и обвиняемого - это их право. Они не предупреждаются об ответственности за дачу ложных и отказ от дачи показаний.

Успешность допроса подозреваемого и обвиняемого, а отсюда и значение для дела полученных показаний зависят от умелого вы­бора и искусного, эффективного применения выработанных теори­ей и практикой тактических приемов.

Как и допрос свидетелей или потерпевшего, допрос обвиняемо­го, подозреваемого, помимо подготовки к нему, включает в себя установление психологического контакта, свободный рассказ, во­просно-ответную стадию и ознакомление допрашиваемого с про­токолом допроса.

В начале допроса следователь выясняет у обвиняемого, признает ли он себя виновным, желает ли дать показания по существу предъяв­ленного обвинения и на каком языке. В случае отказа обвиняемого от дачи показаний следователь делает соответствующую запись в про­токоле его допроса. Подозреваемый должен быть допрошен в соот­ветствии с требованиями части второй ст. 46, ст.ст. 189 и 190 УПК РФ. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечи­вается свидание с защитником наедине и конфиденциально.

Готовясь к допросу, следует изучить протоколы осмотра веществен­ных доказательств и заключения экспертиз, особенно уличающие доп­рашиваемого в присутствии на месте происшествия или в соверше­нии тех или иных действий. Подбираются все те доказательства, предъявление которых может потребоваться по ходу допроса (подго­тавливаются требуемые вещественные доказательства, выписываются номера листов дела, относящихся к доказательствам или содержащих те или иные показания и т. п.). При этом заранее следует предусмот­реть меры обеспечения сохранности доказательств, т. е. не допустить попыток допрашиваемого насильственно их уничтожить, повредить и т. д. Для этого изготавливают ксерокопии нужных документов и предъявляют их, а не подлинники.

Свою специфику при допросе обвиняемого имеет и установле­ние психологического контакта.

При допросе в условиях бесконфликтной ситуации, когда допра­шиваемый подтверждает правильность возникшего в отношении него подозрения или же признает себя виновным в предъявленном ему обвинении, основное внимание должно быть направлено на получение полных, подробных, детализированных показаний обо всех обстоятельствах совершенного преступления.

В конфликтной ситуации общим правилом является использова­ние возможностей свободного рассказа для установления психоло­гического контакта с допрашиваемым, более глубокого изучения его личностных особенностей и получения как можно более пол­ных показаний по всем обстоятельствам, интересующим следствие.

Основные тактические приемы, которые целесообразно ис­пользовать при допросе подозреваемого или обвиняемого, могут быть сведены к следующему:

- разъяснение значения чистосердечного признания и дачи правдивых показаний;

- убеждение допрашиваемого в неправильности занятой им позиции;

- установление психологического контакта, выявление моти­вов дачи ложных показаний и устранение этих мотивов;

- стимулирование положительных качеств;

- максимальная детализация и конкретизация допроса;

- повторный допрос по важным обстоятельствам дела;

- разумное использование доказательств;

- предъявление доказательств после получения от допраши­ваемого всех сведений относительно данного доказательства;

- установление виновной осведомленности допрашиваемого вопреки его воле;

- создание преувеличенного представления об осведомленно­сти следователя; сокрытие до определенного момента следовате­лем своей осведомленности; постановка вопросов, отвечая на кото­рые допрашиваемый незаметно для себя выдает свою виновную осведомленность;

- предъявление доказательств, опровергающих показания до­прашиваемого;

- логический анализ противоречий, имеющихся в показаниях допрашиваемого;

- использование фактора внезапности путем постановки не­ожиданных вопросов в ситуации, когда допрашиваемый таких во­просов не ждет;

- постановка вопросов, второстепенных с точки зрения допра­шиваемого, но фактически маскирующих главный вопрос.

Наши рекомендации