Интерпретация результатов теста — средние данные по возрастным группам (цит. по Я. Воробейник, 2004)
Возраст, лет | ||||
устойчивости | От 18 до 29 | От 30 до 44 | От 45 до 54 | От 55 до 64 |
Отлично | 0,5 | 2,0 | 1,8 | 1,3 |
Хорошо | 6,8 | 6,0 | 5,7 | 5,2 |
Удовлетворительно (по Коухену) | 14,2 | 13,0 | 12,6 | 11,9 |
Плохо | 24,2 | 23,3 | 22,6 | 21,9 |
Очень плохо | 34,2 | 33,0 | 23,3 | 31,8 |
2. Как изменился уровень вашего постоянного стресса за последние три месяца учебы? (Отметьте V.)
Значительно уменьшился | Незначительно уменьшился | Не изменился | Незначительно возрос | Значительно увеличился |
3. В чем проявляется ваш стресс, связанный с учебой? (Оцените по 10-балльной шкале признаки.)
3.1. Ощущение беспомощности, невозможности справиться с про
блемами. _
3.2. Невозможность избавиться от посторонних мыслей. _
3.3. Повышенная отвлекаемость, плохая концентрация внима
ния. _
3.4. Раздражительность, обидчивость. _
3.5. Плохое настроение, депрессия. _
1 Авторская разработка.
208 Приложения
Приложение 1. Тесты 209
Краткие сведения о себе: Ф. И. О. Пол |
3.6. Страх, тревога. _
3.7. Потеря уверенности, снижение самооценки. _
3.8. Спешка, ощущение постоянной нехватки времени. _
3.9. Плохой сон. _
3.10. Нарушение социальных контактов, проблемы в общении.
3.11. Учащенное сердцебиение, боли в сердце. _
3.12. Затрудненное дыхание. _
3.13. Проблемы с желудочно-кишечным трактом. _
3.14. Напряжение или дрожание мышц. _
3.15. Головные боли. _
3.16. Низкая работоспособность, повышенная утомляемость.
3.17. Иное (напишите сами и оцените):__________________
4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V.) ^ алкоголь; _ 4- сигареты; _ •Ф- наркотики; _ 4* телевизор; _
•Ф- вкусная еда; _
^ перерыв в работе или учебе; _
4- сон; _
А общение с друзьями или любимым человеком; _
^ поддержка или совет родителей; _
•Ф- секс; _
•Ф- прогулки на свежем воздухе; _
•Ф- хобби; _
«Ф- физическая активность;
•Ф- иное:______________________________________ .
5. Насколько сильно вы волнуетесь перед экзаменами (оцените по
10-балльной системе)? _
6. Какие признаки экзаменационного стресса вы отмечали у себя?
(Отметьте V.)
6.1. Учащенное сердцебиение. _
6.2. Сухость во рту. _
6.3. Затрудненное дыхание. _
6.4. Скованность, дрожание мышц.
6.5. Головные или иные боли. _
6.6. Иное (напишите, что):_______
7. Как вы снимаете предэкзаменационное волнение?
7.1.
7.2. 7.3.
Возраст (лет) |
. Курс |
Факультет
Результаты теста
(По данным анализа студентов 1-3 курса гуманитарных направлений.)
№ п/п | Среднее значение | № п/п | Среднее значение | № п/п | Среднее значение | № п/п | Среднее значение |
1.1 | 4,8 | 1.9 | 2,7 | 3.1 | 4,0 | 3.9 | 3,9 |
1.2 | 3,4 | 1.10 | 3,1 | 3.2 | 4,7 | 3.10 | 2,6 |
1.3 | 4,1 | 1.11 | з;з | 3.3 | 3,8 | 3.11 | 2,6 |
1.4 | 5,0 | 1.12 | 2,5 | 3.4 | 3,5 | 3.12 | 2,1 |
1.5 | 5,0 | 1.13 | 3,3 | 3.5 | 4,4 | 3.13 | 3,2 |
1.6 | 3,4 | 1.14 | 3,6 | 3.6 | 3,8 | 3.14 | 2,8 |
1.7 | 3,6 | 1.15 | 5,3 | 3.7 | 2,9 | 3.15 | 4,9 |
1.8 | 3,6 | 3.8 | 4,5 | 3.16 | 5,0 |
Средний показатель экзаменационного волнения (п. 5) — 6,0 ± 0,35 балла.
Умеете ли вы быть счастливым?1
У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может... И все же тайно завидуешь людям, которые, по
Источник: Антистрессовая защита. Воронеж, 1999.
210 Приложения
Приложение 1. Тесты 211
крайней мере внешне, всегда выглядят довольными собой и не расстраиваются по пустякам.
А к какой категории людей принадлежите вы? Умеете ли быть счастливым?
На каждый вопрос выберите один из трех ответов.
1. Когда порой задумываетесь над прожитой жизнью, приходите ли
вы к выводу, что:
а) все было скорее плохо, чем хорошо;
б) было скорее хорошо, чем плохо;
в) все было отлично.
2. В конце дня обыкновенно:
а) недовольны собой;
б) считаете, что день мог бы пройти и лучше;
в) отходите ко сну с чувством удовлетворения.
3. Когда смотрите в зеркало, думаете:
а) «О, Боже, время беспощадно!»;
б) «А что, совсем еще неплохо!»;
в) «Все прекрасно!»
4. Если узнаете о крупном выигрыше кого-то из знакомых, думаете:
а) «Ну мне-то никогда не повезет!»;
б) «А, черт! Почему же не я?»;
в) «Однажды так повезет и мне!»
5. Если услышите по радио, узнаете из газет о каком-либо происше
ствии, говорите себе:
а) «Вот так однажды будет и со мной!»;
б) «К счастью, меня эта беда миновала!»;
в) «Эти репортеры умышленно нагнетают страсти!» и начинаете
думать о чем-то хорошем.
6. Когда пробуждаетесь утром, чаще всего:
а) ни о чем не хочется думать;
б) взвешиваете, что день грядущий вам готовит;
в) довольны, что начался новый день, и ожидаете от жизни прият
ных сюрпризов.
7. Думаете о ваших приятелях:
а) «Они не столь интересны и отзывчивы, как хотелось бы»;
б) «Конечно, у них есть недостатки, но в целом они вполне тер
пимы»;
в) «Прекрасные люди!»
8. Сравнивая себя с другими, находите, что:
а «Меня недооценивают»;
б) «Я не хуже остальных»;
в) «Я замечательный человек!»
9. Если ваш вес увеличился на три-четыре килограмма:
а) впадаете в панику;
б) считаете, что в этом нет ничего особенного;
в) тут же переходите на диету и усиленно занимаетесь физиче
скими упражнениями.
10. Если вы угнетены:
а) клянете судьбу;
б) знаете, что плохое настроение пройдет;
в) стараетесь развлечься.
Каждый ответ: а — 0 очков; 6 — 1 очко; в — 2 очка.
Интерпретация
17-20 очков.Вы достаточно счастливый человек, что прямо не верится, что такое возможно! Радуетесь жизни, не обращаете внимания на неприятности и житейские невзгоды. Человек вы жизнерадостный, нравитесь окружающим своим оптимизмом, но... не слишком ли поверхностно и легковесно относитесь ко всему происходящему? Может быть, немного трезвости и скепсиса вам не повредят?
13-16 очков.Наверное, вы «оптимально» счастливый человек, и радости в вашей жизни явно больше, чем печали. Вы храбры, хладнокровны, у вас трезвый склад ума и легкий характер. Не паникуете, сталкиваясь с трудностями, трезво и& оцениваете. Окружающим с вами удобно. Вам можно позавидовать!
8-12 очков.Счастье и несчастье для вас выражаются известной формулой «50/50». Если хотите склонить чашу весов в свою пользу, старайтесь не пасовать перед трудностями, встречайте их стоически, опирайтесь на друзей, не оставляйте их в беде.
212 Приложения
Приложение 1. Тесты 213
0-7 очков.Вы привыкли смотреть на все сквозь черные очки, считаете, что судьба уготовила вам участь человека невезучего, и даже иногда бравируете этим. А стоит ли? Старайтесь больше времени проводить в обществе веселых, оптимистически настроенных людей. Добавьте ярких красок и положительных эмоций в свою жизнь. Она дана вам на время, проведите ее так, чтобы вам можно было позавидовать! Это зависит только от вас.
Шкала саллооиенки тревоги Иунга1
Шкала самооценки тревоги, разработанная Цунгом, является инструментом для измерения стрессоустойчивости и тревоги.
Пять пунктов оценивают аффективные симптомы, остальные 15 -соматические.
Значи- | Большую | ||||
№ п/п | Очень редко | Редко | тельную часть | часть времени или | |
времени | постоянно | ||||
Чувствую себя более нервным | |||||
и тревожным, чем обычно | |||||
Испытываю чувство страха со- | |||||
вершенно без причины | |||||
Легко огорчаюсь или впадаю | |||||
в панику | |||||
У меня ошушение, что я не могу. | |||||
собраться и взять себя в руки | |||||
У меня ошушение полного бла- | |||||
гополучия, я чувствую, что со | |||||
мной не случится ничего плохого | |||||
Мои руки и ноги дрожат и тря- | |||||
сутся | |||||
У меня бывают головные боли, | |||||
боли в шее и спине | |||||
Чувствую разбитость и быстро | 3 . | ||||
устаю |
Г. Нош погта! 1§ апх1е1;у? СиггеШ; сопсер1;5 (героП). КаЬтагоо, М1:11р]оЬп Сот-рапу, 1980.
Значи- | Большую | ||||
№ | Очень | Редко | тельную | часть вре- | |
п/п | редко | часть | мени или | ||
времени | постоянно | ||||
Я спокоен, могу сидеть спо- | |||||
койно без особых усилий | |||||
У меня бывает ошушение уча- | |||||
щенного сердиебиения | |||||
У меня бывают приступы голо- | |||||
вокружения | |||||
У меня бывают приступы сла- | |||||
бости | |||||
Я дышу свободно | |||||
Ошушение онемения и покалы- | |||||
вания в пальцах рук и ног | |||||
Боли в желудке и диспепсиче- | |||||
ские расстройства | |||||
Частые позывы на мочеиспус- | |||||
кание | |||||
Мои руки обычно сухие и теп- | |||||
лые | |||||
Мое лицо горит и краснеет | |||||
Я легко засыпаю и сплю глубо- | |||||
ким и освежаюшим сном | |||||
Меня мучают ночные кошмары |
Ниже приводятся средние показатели тревожности по шкале самооценки Цунга у здоровых людей и в группах пациентов с соматическими и невротическими расстройствами.
Группа испытуемых | Тревожность по шкале Иунга |
Группа здоровых испытуемых | 31,1 ±1,3 |
Больные невротическими расстройствами | 51,5±1,7 |
Больные с соматической патологией | 41,5±1,0 |
214 Приложения
Приложение 1. Тесты 215
Тест личностной тревожности (Спилбергера)1
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и выберите соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно.Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
№ п/п | Предложения | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда |
Я испытываю удовлетворение | |||||
Я быстро устаю | |||||
Я легко могу заплакать | |||||
Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | |||||
Бывает, что я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решение | |||||
Я чувствую себя бодрым | |||||
Я спокоен, хладнокровен и собран | |||||
Ожидание трудностей очень тревожит меня | |||||
Я слишком переживаю из-за пустяков | |||||
Я вполне счастлив | |||||
Я принимаю все близко к сердцу | |||||
Мне не хватает уверенности в себе | |||||
Я чувствую себя в безопасности | |||||
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | |||||
У меня бывает хандра | |||||
Я бываю доволен | |||||
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
№ п/п | Предложения | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда |
Я так сильно переживаю свои | |||||
разочарования, что потом не мо- | |||||
гу о них забыть | |||||
Я уравновешенный человек | |||||
Меня охватывает сильное беспо- | |||||
койство, когда я думаю о своих | |||||
делах и заботах. |
Подсчет количества балов производится следующим образом.
Из суммы ответов на вопросы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20 вычитается сумма ответов на вопросы 1, 6, 7, 10, 13, 16,19. К полученной разности прибавляется цифра 35.
Считается, что суммарный результат по шкале Спилбергера показывает: до 35 баллов — низкий уровень тревожности; от 35 до 55 баллов — средний уровень тревожности; свыше 55 баллов — высокий уровень тревожности. У мужчин средние показатели личностной тревожности меньше, чем у женщин (37,7 ± 1,3 и 43,1 ± 1,2 соответственно).
Средние показатели личностной тревожности по Спилбергеру в группах пациентов с соматическими и невротическими расстройствами составляли:
Группа испытуемых | Личностная тревожность |
Больные невротическими расстройствами | 58,513,1 |
Больные с соматической патологией | 52,9 ±1,6 |
Группа здоровых испытуемых (контроль) | 46,2 ±1,4 |
Опросник иерархической структуры актуальных страхов (ОАС)1
Инструкция. Внимательно прочитайте вопросы. При положительном ответе на вопрос попытайтесь оценить интенсивность возникающей эмоции по 10-балльной шкале. При отрицательном ответе обведите цифру «1».
1 Источник: Марищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М, 1984.
1 Источник: Щербатых Ю. В., Ивлева Е. И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. Воронеж, 1998.
216 Приложения
Приложение 1. Тесты 217
1. Можно ли сказать, что некоторые животные (например, пауки,
змеи) вызывают у вас беспокойство?
123456789 10
2. Боитесь ли вы темноты?
123456789 10
3. Беспокоит ли вас возможность болезненных изменений в вашем
психическом состоянии?
123456789 10
4. Насколько сильно вас беспокоит возможность болезни близких
людей?
123456789 10
5. Боитесь ли вы оказаться жертвой преступного нападения на город-
ских улицах?
123456789 10
6. Испытываете ли вы неприятные ощущения (учащение дыхания,
сердцебиения и пр.) во время вызова на «ковер» к начальству?
123456789 10
7. Страшат ли вас возможные изменения в личной жизни (ухудше
ние взаимоотношений с близким человеком, неверность супруга,
развод и т. п.), которые могут произойти в будущем?
123456789 10
8. Знаком ли вам страх ответственности (принятия ответственных
решений)?
123456789 10
9. Пугает ли вас перспектива неизбежной старости?
123456789 10
10. Возникает ли у вас чувство страха при нарушении ритма сердца
или болевых ощущениях в нем?
123456789 10
11. Насколько вас страшит перспектива бедности?
123456789 10
12. Пугает ли вас неопределенность будущего?
123456789 10
13. Испытываете ли вы страх сильной физической боли?
123456789 10
14. Тревожит ли вас возможность войны?
123456789 10
15. Часто ли посещает вас страх смерти?
123456789 10
16. Возникают ли у вас неприятные ощущения, когда вы находитесь
в замкнутых пространствах (лифт, закрытая комната)?
123456789 10
17. Боитесь ли вы высоты?
123 4 56789 10
18. Боитесь ли вы глубины?
123456789 10
19. Боитесь ли вы, что в случае болезни близких людей в вашей жиз
ни произойдут неблагоприятные изменения?
20. Испытываете ли вы повторяющийся страх заболеть каким-либо
заболеванием?
123456789 10
21. Испытываете ли вы какие-либо страхи, связанные с половой
функцией?
123456789 10
22. Знаком ли вам страх самоубийства?
123456789 10
23. Испытываете ли вы страх перед публичными выступлениями?
123456789 10
24. Посещает ли вас чувство тревоги из-за агрессивного поведения по
отношению к своим близким (желания избить, нанести поврежде
ния, убить и т. п.)?
123456789 10
Интерпретация
Результаты теста оцениваются как по отдельным шкалам, так и по сумме всех набранных баллов по 24 шкалам (интегральный показатель страхов личности).
Выраженность страхов, определяемая по опроснику ОАС.
218Приложения
Приложение 1. Тесты 219
№ п/п | Содержание страха | Среднее значение | Ранг страха |
Страх пауков и змей | 4,85±0,19 | ||
Страх темноты | 2,87±0,15 | ||
Страх сумасшествия | 4,1010,21 | ||
Страх болезни близких людей | 7,5610,15 | ||
Страх преступности | 5,07±0,20 | ||
Страх начальства | 4,68±0,17 | ||
Страх изменений в личной жизни | 4,70±0,20 | ||
Страх ответственности | 4,15±0,16 | ||
Страх старости | 4,2010,21 | ||
Страх за сердие | 4,70±0,18 | ||
Страх бедности | 5,00±0,21 | ||
Страх перед будущим | 5,11±0,16 | ||
Страх физической боли | 4,93±0,19 | ||
Страх войны | 5,57±0,22 | ||
Страх смерти | 3,04±0,17 | ||
Боязнь замкнутых пространств | 2,47±0,15 | ||
Страх высоты | 3,92±0,18 | ||
Страх глубины | 3,73±0,19 | ||
Страх перед негативными последствиями болезней близких людей | 6,43±0,22 | ||
Страх заболеть каким-либо заболеванием | 4,2310,20 | ||
Страхи, связанные с половой функцией | 2,49±0,14 | ||
Страх самоубийства | 1,89±0,13 | ||
Страх перед публичными выступлениями | 4,21 ±0,1 7 | ||
Страх агрессии по отношению к близким | 3,33±0,19 |
В группе здоровых испытуемых средний интегральный показатель страхов (ИПС), вычисляемый по опроснику ОАО, для мужчин равнялся 77,9±4,7 балла, для женщин — 104,0±2,5 балла (р<0,001).
Тест на профессиональный стресс1
1. Какой характер носят большинство ваших проблем? (Оцените каждый раздел по 10-бальной шкале.)
а) Объективный (внешний по отношению к фирме) Источник стресса — плохие законы, чиновники, конкуренты, налоговая инспекция и пр. | б) Внутрифирменный Источник проблем — руководители, подчиненные, коллеги, старое оборудование, недостаток финансовых средств и пр. | в) Психологический (субъективный) Чаше всего источник стресса заключен в моем отношении к проблемам или связан с трудностью их успешного разрешения. |
баллов | баллов | баллов |
2. Как изменился уровень Вашего постоянного стресса за последний год? (Отметьте V.)
Значительно уменьшился | Незначительно уменьшился | Не изменился | Незначительно возрос | Значительно увеличился |
3. Владеете ли вы какими-то специальными приемами снятия стрессов (аутотренингом, медитацией, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией)?
Да, владею | Немного умею | Нет | Нет, но хотел (а) бы научиться |
4. Какие приемы снятия стресса вы практикуете? (Отметьте V.)
^ сон,
•Ф- общение с друзьями,
^ общение с членами семьи,
•Ф- алкоголь,
<> курение,
4* еда,
•Ф- перерыв в работе,
1 Авторская разработка.
220 Приложения
Приложение 1. Тесты 221
<> секс,
«Ф- хобби (уточните, какое:______________________________
•Ф- физическая активность (уточните, какая:_________
•Ф- иное_____________________________________ .
5. Как ваш организм чаще реагирует на стрессы? (Отметьте V.)
•Ф- головной болью, повышением артериального давления, сердцебиением;
4- мышечным напряжением; •Ф- затрудненностью дыхания;
-Ф* нарушением нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта;
•Ф- расстройством сна и нервной системы;
•Ф- эмоциональными срывами (депрессией, ощущением безнадежности, раздражительностью, гневом и пр.); •Ф- упадком сил, потерей энергии, апатией;
«Ф- снижением защитных сил организма, частыми простудными заболеваниями.
6. Каковы, на ваш взгляд, основные источники стресса, связанного
с «человеческим фактором» в вашей работе? (Оцените стресс по
10-балльной шкале.) Если какой-то фактор отсутствует, поставьте
прочерк.
№п/п | Стресс-факторы | Уровень стресса |
Подчиненные (если есть) | ||
Руководство (если есть) | ||
Партнеры | ||
Конкуренты | ||
Клиенты | ||
Чиновники | ||
Проверяющие органы |
7. Как бы вы могли оценить вклад отдельных источников стресса в общую картину? (Оцените каждый по 10-балльной системе.)
7.1. Проблемы, постоянно возникающие в процессе работы. _
7.2. Сложность и противоречивость законодательства и норма
тивных инструкций. _
Низкая мотивация сотрудников, их незаинтересованность в конечном результате. _
Отсутствие взаимопонимания с деловыми партнерами, конфликты с ними. _
Трудновыполнимое желание держать под контролем ситуацию в своем подразделении. _
Непредсказуемость ценовой политики конкурентов, их жесткие действия на рынке. _ Собственные ошибки и просчеты в работе. _ Нехватка времени. _
Необоснованные требования со стороны чиновников и проверяющих организаций. _
Несоответствие между затраченными усилиями и реальными результатами. _ I у вас есть руководитель):
Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководства. _
Чрезмерный контроль со стороны руководства, необоснованное вмешательство в работу. _
Совсем не влияют | Влияют незначительно | Существенно влияют | Очень сильно влияют |
Краткие сведения о себе:
Пол _ _ Возраст (лет) _ _ Специальность (профессия)______
Стаж работы______
Результаты теста
(По данным анализа факторов стресса у экономистов и бухгалтеров.)
№п/п | Среднее значение | №п/п | Среднее значение | №п/п | Среднее значение |
1а | 3,8 | 6.6 | 5,1 | 7.7 | 5,4 |
5,7 | 6.7 | 5,2 | 7.8 | 7,3 | |
1в | 4,9 | 7.1 | 5,8 | 7.9 | 5,9 |
Продолжение
222 ПриложенияПриложения
Приложение 1. Тесты 223
(Окончание)
№п/п | Среднее значение | №п/п | Среднее значение | №п/п | Среднее значение |
6.1 | 2,1 | 7.2 | 4,7 | 7.10 | 6,0 |
6.2 | 6,4 | 7.3 | 5,4 | 7.11 | 5,1 |
6.3 | 3,5 | 7.4 | 5,5 | 7.12 | 5,8 |
6.4 | 5,0 | 7.5 | 4,8 | ||
6.5 | 4,6 | 7.6 | 5,3 |
Причины стресса в вашей работе1
Тест-вопросник состоит из 26 пунктов, касающихся отдельных сторон работы, а также некоторых жизненных ситуаций. Описанные ситуации могут беспокоить вас: редко, иногда, часто. Выберите из трех только один ответ, с которым вы больше согласны. Отметьте свой выбор в графе.
№ п/п | Ситуации | Это беспокоит меня | ||
редко | иногда | часто | ||
Значительное превышение обязанностей над правами | ||||
Ошибки подчиненных и коллег в работе | ||||
Отсутствие должного внимания к нуждам подразделения со стороны руководящих инстанций | ||||
Отсутствие рабочих нормативных документов. Нечеткие инструкции | ||||
Слабая техническая база. Отказы оборудования | ||||
Семейная и бытовая неустроенность | ||||
Собственные ошибки и просчеты в работе | ||||
Несправедливость, некорректное отношение со стороны начальника |
1 Источник: Основы эффективного руководства. М., 2000.
№ п/п | Ситуации | Это беспокоит меня | ||
редко | иногда | часто | ||
Низкий уровень знаний, необходимость обучения | ||||
Вызовы к начальству и в вышестоящие ин-станиии | ||||
Отсутствие в работе действенных материальных стимулов | ||||
Дополнительная нагрузка, несоответствие выполняемых работ должностным обязанностям | ||||
Постоянные изменения инструший, указаний | ||||
Нарушение трудовой дисциплины сотрудниками (коллегами) | ||||
Халатное отношение сотрудников к своим обязанностям | ||||
Постановка начальником трудновыполнимых задач | ||||
Напряженные отношения в коллективе | ||||
Необходимость отвлекаться и помогать коллегам. Выполнять их работу | ||||
Некомпетентность руководителя подразделения | ||||
Отсутствие нормальных условий, необходимых для хорошей работы | ||||
Плохое делопроизводство, лишняя работа с бумагами | ||||
Неупорядоченность рабочего дня | ||||
Низкая зарплата | ||||
Бытовая неустроенность. Необходимость на работе думать о домашних делах | ||||
Личный конфликт или напряженность отношений с руководителем подразделения | ||||
Неадекватные реакиии коллег на рабочие указания |
224 Приложения
Приложение 1. Тесты 225
Расчет суммарного балла.Сумма ответов «редко»; плюс сумма ответов «иногда», умноженная на 2; плюс сумма ответов «часто», умноженная на 3.
Интерпретация результата
Суммарный балл от 0 до 29.На основании ваших ответов можно сделать заключение, что вы либо не задумывались о действующих нэ вас неблагоприятных факторах, либо скрываете их. Мириться с неблагоприятными воздействиями, тем более скрывать их от себя, не следует. Это со временем может отрицательно отразиться ш здоровье.
Суммарный балл от 30 до48. Число факторов стресса, с которыми вы встречаетесь на работе, невелико. Возможно, вы не воспринимаете вашу работу как стрессовую. Если это так, то у вас есть запас «прочности» для более трудной работы.
Суммарный балл от 49 до 60.Вы находитесь под действием умеренного количества факторов стресса. Хотя бывает, что и отдельное неблагоприятное воздействие может вызвать сильный стресс. И все же лучше, когда факторы стресса не слишком уж многочисленны. Вам следует подумать, как вы справляетесь с имеющимися неблагоприятными факторами, чтобы найти способы их устранения Используйте мероприятия для снижения воздействия факторов стресса на ваше самочувствие.
Суммарный балл от 61 до 72.Вы носите в себе большой заряд стресса, который может привести вас к срыву. Вам не следует пренебрегать тем, чтобы еще раз посмотреть на факторы стресса, с которыми вы сталкиваетесь во время работы. Может быть, вам удастся найти пути ликвидации или уменьшения этих факторов стресса. Кроме того вы должны уже сейчас предпринять меры для укрепления своего здоровья, чтобы успешно противостоять стрессу. Подумайте о перемене стиля жизни и режима работы. Можете уйти в отпуск, заняться спортом, переменить привычную обстановку.
Шкала ситуативной тревожности (Спилбергера)1
Этот тест определяет степень тревоги, которую испытывает человек в какой-то конкретной ситуации.
Источник: Марищук В. Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
№ п/п | Предложения | Нет, это совсем не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
Я спокоен | |||||
Мне ничто не угрожает | |||||
Я нахожусь в напряжении | |||||
Я испытываю сожаление | |||||
Я чувствую себя свободно | |||||
Я расстроен | |||||
Меня волнуют возможные неудачи | |||||
Я чувствую себя отдохнувшим | |||||
Я встревожен | |||||
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | |||||
Я уверен в себе | |||||
Я нервничаю | |||||
Я не нахожу себе места | |||||
Я взвинчен | |||||
Я не чувствую скованности, напряженности | |||||
Я доволен | |||||
Я озабочен | |||||
Я слишком возбужден и мне не по себе | |||||
Мне радостно | |||||
Мне приятно |
226Приложения
Приложение 1. Тесты 227
Ситуативная (или реактивная) тревожность измеряется набором • из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие эмоций напряженности, беспокойства, озабоченности, а 10 — отсутствие тревожности).
Оценка состояния тревожности производится следующим обра-зом.
Сложите ваши результаты по вопросам № 3,4, 6, 7,9, 12, 13, 14, 17, 18. Прибавьте к полученной сумме 50. Из полученной суммы отни--" мите сумму результатов по вопросам № 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.^
Итоговый показатель меньше 30 баллов указывает на наличие низкого уровня стресса, 30-45 баллов — среднего, от 45 до 70 баллов — высокого, а выше 70 баллов на сверхвысокий уровень тревожности.
Средний уровень ситуативной тревожности у людей в возрастном диапазоне 20-45 лет в обычных условиях равняется 39,8 ± 0,7 балла. В состоянии выраженного психологического стресса он может возрастать на 50-100%. Так, перед экзаменом в медицинском вузе этот показатель у студентов младших курсов в среднем составлял 56,5 ± ± 0,8 балла.
Вегетативные проявления стресса1
Проанализируйте свое состояние и отметьте в правых узких колонках те симптомы, которые для вас в данный момент характерны:
0 баллов — симптом отсутствует,
1 балл — симптом присутствует в незначительной степени,
2 балла — симптом выражен,
3 балла — очень выражен.
Если вам трудно оценить выраженность того или иного симптома — ставьте знак вопроса.
Баллы | Симптом | Признак | Симптом | Баллы |
Учащенное | Сердцебиение | Замедленное | ||
Повышенное | Артериальное давление | Пониженное | ||
Сильно выраженное (глубокое или очень частое) | Дыхание | Слабо выраженное (поверхностное, редкое) |
Авторская разработка.
Баллы | Симптом | Признак | Симптом | Баллы |
Запоры | Пищеварительная система | Бурная перистальтика, расстройства стула | ||
Отсутствие позывов на мочеиспускание | Мочеиспускание | Частые позывы на мочеиспускание | ||
Напряжение мыши, дрожание рук | Мышечная система | Расслабленность мыши | ||
Бледность кожи | Увет кожных покровов | Розовый ивет кожи | ||
Обильный холодный пот | Потоотделение | Слабое потоотделение | ||
Сухость во рту | Слюноотделение | Обильная слюна | ||
Расширенный зрачок | Диаметр зрачка | Суженный зрачок | ||
Бодрость, повышенная работоспособность | Уровень работоспособности | Вялость, отсутствие сил | ||
Возбужденность | Уровень активности | Сонливость | ||
Итог: | Итог: | |||
При подсчете результатов теста баллы суммируются отдельно по правой и левой стороне таблицы. Каждый знак вопроса оценивается в 0,5 балла.
Левая сторона таблицы оценивает активность симпатической вегетативной нервной системы (5), правая сторона таблицы — активность парасимпатической нервной системы (Р). По итогам расчетов оценивается состояние вегетативного баланса (УВ) при стрессе:
VB=(S/P)x100.
Показатели вегетативного баланса более 240 свидетельствуют о наличии первой фазы стресса (тревоги), показатели менее 40 баллов могут говорить о начале развития третьей фазы стресса (истощения). Показатели УВ от 160 до 240 отмечаются на стадии адаптации. Показатели У В от 40 до 160 баллов характерны для нормального состо-
228 Приложения
Приложение 1. Тесты 229
Комплексная оценка проявлений стресса1 |
яния человека (в зависимости от его привычного вегетативного статуса — у симпатикотоников они изначально выше, чем у ваготони-ков). Таким образом, для адекватной оценки вегетативных проявлений стресса следует знать исходный уровень вегетативного баланса человека.
Тест САН (самочувствие, активность, настроение)1
Оцените свое состояние, поставив знак «х» между противоположными по смыслу характеристиками (в том месте, которое наилучшим образом отражает ваше состояние на данный момент).
Самочувствие хорошее | Самочувствие плохое | С | ||||||||||
Пассивный | Активный | А | ||||||||||
Настроение хорошее | Настроение плохое | Н | ||||||||||
Полный сил | Обессиленный | С | ||||||||||
Медлительный | Быстрый | А | ||||||||||
Счастливый | Несчастный | Н | ||||||||||
Здоровый | Больной | С | ||||||||||
Безучастный | Увлеченный | А | ||||||||||
Радостный | Печальный | Н | ||||||||||
Отдохнувший | Усталый | С | ||||||||||
Сонливый | Возбужденный | А | ||||||||||
Спокойный | Озабоченный | Н | ||||||||||
Бодрый | Вялый | С | ||||||||||
Соображать трудно | Соображать легко | А | ||||||||||
Полный надежд | Разочарованный | Н |