Вклад гештальтизма в развитие психологии
Гештальтизм оставил заметный след в современной психологии и оказал влияние на отношения к проблемам перцепции, научения, мышления, изучения личности, мотивации поведения, а также на развитие социальной психологии. Недавние работы, являющиеся продолжением исследований гештальтистов, позволяют предположить, что их движение еще в состоянии внести вклад в развитие науки.
Гештальт-психология, в отличие от своего главного конкурирующего научного движения - бихевиоризма, многое сохранила от своей первоначальной оригинальности, благодаря чему ее основные принципы не растворились полностью в главном направлении психологической мысли. Гештальтизм продолжал поощрять интерес к сознательному опыту даже в те годы, когда в психологии доминировали идеи бихевиоризма.
Интерес гештальтистов к сознательному опыту был не таким, как у Вундта и Титченера, он строился на основе новейших феноменологических взглядов. Современные приверженцы гештальтизма убеждены, что опыт сознания по-прежнему должен изучаться. Однако, они признают, что он не может исследоваться с той же точностью и объективностью, как обычное поведение.
В настоящее время феноменологический подход в психологии шире распространен в Европе, чем в США, но его влияние на американскую психологию можно проследить на примере ее гуманистического движения. Многие аспекты современной когнитивной психологии обязаны своим происхождением работам Вертхеймера, Коффки и Келера и тому научному движению, которое они основали около 90 лет тому назад.
Вопросы для обсуждения
1.С каких позиций сторонники гештальт-психологии критиковали взгляды Вундта? Обсудите научные течения, ставшие предшественниками гештальтизма. Каким образом его возникновение связано с новейшими открытиями в физике?
2.Что такое фи-феномен? Может ли он наблюдаться? Почему возникновение фи-феномена не может быть объяснено с точки зрения психологии Вундта?
3.Почему некоторые ученые ошибочно полагают, что гештальт-психология имеет дело только с проблемой перцепции? Обсудите основы перцептивной организации мышления, разработанные Верхаймером.
4.Каким образом изучение константности восприятия оказало поддержку взглядам сторонников гештальт-психологии? Почему слово gestalt создало проблемы?
5.Опишите исследования проблемы инсайта, выполненые Келером. Каким образом научение с помощью инсайта отличается от научения методом проб и ошибок Торндайка? Как Вертхеймер применял гештальт-принципы научения к вопросам творческого мышления людей?
6.Какие факторы препятствовали распространению гештальт-психологии в Соединенных Штатах? Обсудите основные направления ее критики.
7.Опишите теорию поля Курта Левина. Какое влияние на нее оказали открития в физике? Как теория поля связана с проблемами мотивации и развитием социальной психологии?
Рекомендуемая литература
Helson, Н. (1925, 1926) The psychology of Gestalt. American Journal of Psychology. 36. 342-370, 494-526; 37, 25-62, 189-223. Серия статей, раскрывающих взгляд американских психологов на гештальт-психологию.
Henie, М. (1978) One man against the Nazis-Wolfgang Kohler. American Psychologist, 33. 939-944. Описание последних лет Кыелера в Берлине и его борьбы за сохранение психологического института во время нацистских репрессий.
Henie, М. (1987) Koffka's Principles after fifty years. Journal of the History of the Behavioral Sciences, 23, 14-21. Оценка влияния Коффки на принципы гештальт-психологии.
Kohler, W. (1959) Gestalt psychology today. American Psychologist, 14, 727-734, Описание различий между гештальт-психологией и бихевиоризмом.
Sokal, М. М. (1984) The Gestalt psychologists in behaviorist America. American Historical Review, 89, 1240-1263. В статье описываются пути распространения гештальт-движения в Соединенных Штатах Америки.
Глава 13
Психоанализ: истоки