Процесс межличностного воздействия: стратегия, тактика субъекта, динамические характеристики процесса.
Процесс межличностного воздействия включает стратегию, тактику, динамику, средства, методы, формы, аргументацию и критерии эффективности воздействия.
Стратегия – это способы действий на субъекта по достижению главной цели психологического воздействия на реципиента. Выделяют два основных типа стратегий психологического воздействия – монологический и диалогический.
Специалист, руководствующийся монологической стратегий, ведет себя таким образом, как если бы он был носителем истины, а реципиент лишь объектом внимания.
В рамках монологического типа стратегий выделяются два подтипа:
Ø императивный, когда желаемый результат воздействия прямо указывается субъектом;
Ø манипулятивный, когда цель воздействия прямо не провозглашается, а достигается посредством формирования активности реципиента таким образом, чтобы она разворачивалась в нужном субъекту направлении.
Определяют манипуляцию как вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша. К признакам манипулятивного воздействия относят:
- стремление ставить партнера по общению в определенную зависимость;
- легко и трудно фиксируемый обман и лицемерие; призыв к объединению против кого-то.
Диалогическая стратегия исходит из признания полноценности и принципиального равноправия взаимодействующих партнеров.
Тактика - это решение промежуточных задач психологического воздействия посредством использования различных психологических приемов. Все тактики можно подразделить на две основные группы:
1. Тактики кратковременного эффекта, позволяющие быстро достичь цели воздействия за короткий промежуток времени;
2. Тактики длительного эффекта более сложны и более протяженны во времени, однако эффект при таких тактиках может быть довольно устойчив.
К динамическим характеристикам воздействия относят:
1. темп;
2. паузы;
3. общая атмосфера оказания влияния;
4. длительность влияния
5. интенсивность влияния.
Высокий темп воздействия позволяет достичь большей эффективности, поскольку не оставляет реципиенту времени на осознанное обдумывание поступающей информации; в то же время он не должен быть слишком высоким, иначе сообщение может восприниматься хуже и, соответственно, результативность воздействия будет ниже. Низкий темп воздействия неприемлем совсем, так как растянутость сообщения может вызвать у реципиента негативные эмоции и положительный результат воздействия не будет достигнут.
Умелое использование пауз в ходе воздействия может значительно повысить его эффективность. Паузы в основном используются во время устного межличностного воздействия Убеждающее воздействие можно организовать таким образом, чтобы из всего сказанного субъектом следовал определенный вывод Если такой вывод осуществляется самим объектом воздействия входе паузы, то он воспринимается им как более верный и значимый, чем если бы он был преподнесен субъектом воздействия
Длительность воздействия может быть разной и зависит от цели, с которой оно осуществляется. Если цель воздействия заключается в том, чтобы объект принял определенную точку зрения, то наиболее действенным будет краткое утверждение, повторяющееся в одних и тех же фразах, число воспроизведений которого не ограничивается во времени, варьируется только частота воспроизведения.
Интенсивность оказываемого воздействия может быть «слабой» для конкретного реципиента и именно по этой причине не осознаваться, не переживаться им и не способствовать изменению поведения. При адекватной интенсивности, воздействие может более или менее фиксировать на себе сознание реципиента, затрагивать его эмоции и побуждать к корректировке своего поведения.