Признаки хорошей адаптации
1. Персонажи на рисунке 1 являются членами семьи, рассказы реалистические, небольшие конфликты завершаются мирно и естественно, наказания ребенка умеренные; подразумевается, что оба родителя любят ребенка одинаково сильно.
Очень редки рассказы, где ребенок идеален и не огорчает родителей, где между родителями происходят серьезные конфликты.
2. Отношения в школе (рис. 2).
Изображенные на рисунке люди принадлежат
к школьной социальной среде или формальной группе (это школьный класс).
Умеренные конфликты в большинстве случаев разрешаются мирно, наказания умеренные.
Отношение к учительнице и ученикам положительное, нередко амбивалентное.
Наказания, получаемые учеником, плохие отметки — заслуженные, справедливые.
3. Отношения в детской группе (рис. 3).
Персонажи относятся к неформальной социаль
ной группе (компания ребят).
Конфликты умеренные, заканчиваются в основном примирением, реже бегством или агрессией.
Отношение к членам группы в основном положительное.
Ситуация часто представляется как игра, вмешательство взрослых встречается редко.
4. При рассмотрении рисунка 9 присутствует те
ма тревоги, страха.
Идентификация с ребенком на рисунке очевидна.
Проявление страха умеренное, в конце концов ребенок преодолевает его своими силами, конец хороший.
Причина, по которой ребенок дома один, реалистическая: родители ушли в гости, кино, спят.
Причина страха реалистическая, не экстремальная (внезапно распахнувшееся окно, удар грома, порыв холодного ветра).
Тестовый материал к методике «Деловые ситуации»
Рис. 1а
Рис. 1б
Рис. 2
Глава 2. Психодиагностика: практика
Рис. 3
Рис. 4а
Рис. 4б
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Тематика рассказов
(примеры типичных результатов
теста)
Рисунок 1
Темы | Количество рассказов | % |
Семья на прогулке в лесу | 22,5 | |
Небольшой семейный конфликт (родители ругают ребенка, размолвка отца и матери) | 37,5 | |
Большой мальчик обидел маленького | 27,5 |
«Они пошли в лес, начался дождь. Папа, мама и дочка. Они намокли, стоят и думают, где им обсохнуть, что сделать надо. Потом дождь перестал, вышло солнце, они посушились чуть-чуть и пошли домой» (Аня Х., 11 лет).
Рисунок 2
Темы | Количество рассказов | % |
Разговор учителя и ученика (нейтральный, в том числе вызов к доске) | ||
Школьный конфликт (учителя, родители — ученик) | ||
Экскурсия |
«Учительница подзывает мальчика. Мальчик у окна смотрит на происходящее. В конце концов мальчик подойдет. Сзади — мальчик и девочка. Мальчик смотрит в окно. Мальчик подойдет к учительнице, она ему скажет, что делать» (Костя М., 12 лет).
Рисунок 3
Темы | Количество рассказов | % |
Мальчик обидел девочку | ||
Нейтральный разговор ребят | 22,5 | |
Прочие конфликты у детей | 22,5 |
«Это мальчик, его зовут Алеша. Это Саша, а это Андрей. Они собираются играть в футбол. Вдруг неожиданно пришла девочка, она тоже хочет играть с ними. Алеша спрашивает девочку, умеет ли она играть в футбол. «Умею», — и говорит, что она дома играет в футбол с братом. Тогда Алеша и остальные ребята приняли ее играть, и она была у них судьей» (Таня К., 12 лет)
Рисунок 9
Темы | Количество рассказов | % |
Мальчик испугался | ||
Мальчику холодно (простудился) | 17,5 | |
Проветривание комнаты |
«Мальчика наказали, заставили спать. Он расстроился, он все хочет доказать, что не будет слушаться. У него мысль — выпрыгнуть из окна (это первый или второй этаж), но ему неприятно, чтобы родители его искали. Он постоит, подумает, если нормальный мальчик, если любит маму и папу, не будет это делать, и потом поймет, что в таком виде ему некуда идти» (Нина К., 11 лет).
ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ» Историческая справка о методике
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кармана и др.
Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений.
Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Инструкция 1.Нарисуй свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При
Глава 2. Психодиагностика: практика
групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15—30 минут.
Инструкция 2.Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом.
Инструкция 3.Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь.
Инструкция 4.Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего существа).
Инструкция 5.Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи.
При индивидуальном тестировании следует отметить в протоколе:
1) последовательность рисования деталей;
2) паузы более 15 секунд;
3) стирание деталей;
4) спонтанные комментарии ребенка;
5) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Обычно задают следующие вопросы.
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
Последние 2 вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.
При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.
Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?» и т. п.).
Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 — позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь 2 билета
в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Обработка теста «рисунок семьи» проводится по следующей схеме
№ п/п | Выделяемые признаки | Отметки о наличии признаков |
Общий размер рисунка | ||
Количество членов семьи | ||
Соответствующие размеры членов семьи: мать отец сестра брат дедушка бабушка и т. д. | ||
Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними | ||
Наличие животных | ||
Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т. д. метафорическое изображение в движении, действии Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3...) | ||
Степень аккуратности исполнения |
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
При выполнении задания по данным инструкциям оцениваются наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т. д.
Интерпретация теста «Рисунок семьи»
На основании особенностей изображения можно определить:
1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональную выразительность. Это те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;
2) особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и ином, тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном — хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;
3) особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка. Можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т. д.).
В рисунках (по Л. Карману) анализируют:
1) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
2) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла рисунка).
Параллельно с традиционным проведением обследования (чтением и выполнением задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: «Кто в семье самый плохой?»),
предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: «Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. «Рисунок семьи» доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.
Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию: т. е. от тех особенностей психологической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.
ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ
Психогеометрия как система сложилась в США, ее автор Стюзен Деллингер — специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85 %!
Предлагаемый вам тест — это попытка построения отечественной психогеометрии. Психогеометрия — уникальная практическая система анализа личности, которая позволяет: 1) мгновенно определить форму или тип (хотя
здесь есть различия) личности интересующего
Глава 2. Психодиагностика: практика
вас человека и, естественно, вашу собственную форму;
2) дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке;
3) составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
Инструкция
Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это я. Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся 4 фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.
Итак, самый трудный этап работы закончен. Какую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные 4 фигуры — это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из 2 или даже 3 форм.
Краткая психологическая характеристика основных форм личности
Квадрат
Если вашей основной формой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем прежде всего знамениты истинные квадраты. Выносливость, терпение и методичность
обычно делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере в своей области.
Мыслительный анализ — сильная сторона квадрата. Если вы твердо выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то вероятнее всего вы относитесь к левополушарным мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате: а—б— в—г и т. д. Квадраты скорее вычисляют результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.
Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе сюрпризы и изменения привычного хода событий. Он постоянно упорядочивает, организует людей и вещи вокруг себя.
Все эти качества способствуют тому, что квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но... увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишают квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статуса-кво, квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.
Треугольник
Эта форма символизирует лидерство, и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, не-
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
удержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!
Они, как и их родственники — квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются левополушарными мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность квадратам, ориентированным на детали, треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффектного) в данных условиях решения проблемы.
Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и по возможности за других делает треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.
Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричными, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.
Треугольники честолюбивы. Если делом чести для квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря, сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, треугольник сознательно или бессознательно ставит перед собой вопрос: «А что я буду с этого иметь?» Из треугольников получаются великолепные менеджеры на самом высоком уровне управления. Они прекрасно умеют представить вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут столкнуть лбами своих противников. Главное отрицательное качест-
во треугольной формы — сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для зарвавшихся треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.
Прямоугольник
Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут «иметь» остальные 4 сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.
Основным психическим состоянием прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.
Наиболее характерные черты прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиль жизни. Если внимательно присмотреться к поведению прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм: треугольную, круглую и т. д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с человеком без стержня. Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.
Тем не менее, как и у всех людей, у прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это прежде всего
Глава 2. Психодиагностика: практика
любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! Прямоугольники пытаются делать то, чего никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого являются чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому прямоугольниками легко манипулировать. Прямоугольность — всего лишь стадия. Она пройдет!
Круг
Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из 5 форм. Он чаще всего служит тем клеем, который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.
Круги — самые лучшие коммуникаторы среди 5 форм прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль, как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к кругам. Круги великолепно разбираются в людях и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги болеют за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.
Во-первых, круги, в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать твердую позицию и принимать непопулярные решения. Для круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно круг уступит первым.
Во-вторых, круги не отличаются решительностью, слабы в политических играх и часто не могут
подать себя и свою команду должным образом. Все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности, например треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны и кругом царил мир. Однако в одном круги проявляют завидную твердость, если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.
Круг — это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с кругом, скорее относятся к правополушарным мыслителям. Правополу-шарное мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев, например: а..]..—..]..д. Это не означает, что круги не в ладах с логикой. Просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты их стиля мышления — ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что круг — прирожденный психолог. Однако чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, кругу не хватает левополушарных организационных навыков своих «линейных братьев» — треугольника и квадрата.
Зигзаг
Эта фигура символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что она самая уникальная из 5 фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный правополу-шарный мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят вас численностью.
Итак, как и вашему ближайшему родственнику, — кругу, только еще в большей степени, вам свойственны образность, интуитивность, интегратив-ность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция — это не ваш стиль. Мысль зигзага делает отчаянные прыжки: от а... к... я! Поэтому многим линейным, левополушарным трудно понять зигзагов. Правополушарное мышление не фиксируется на де-
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
талях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.
Доминирующим стилем мышления зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится зигзагам. В отличие от кругов зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, снимается. Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, открывая глаза другим на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.
Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также не хотят быть зависимыми от других в своей работе. Тогда зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение — генерировать новые идеи и методу работы. Зигзаги никогда не довольствуются способами, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных. Немалую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность.
Зигзаг — самая восторженная, самая возбудимая из всех 5 фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны организовать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны (говорят правду в гла-
за), что наряду с их эксцентричностью часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они несильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).
ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК
ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ
ФИГУР»
Цель применения теста: выявление индивидуально-типологических различий.
Инструкция.Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти 3 элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем 10, необходимо дорисовать недостающие.
Материал: испытуемым предлагают 3 листа бумаги размером 10 × 10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе 1 выполняется первый пробный рисунок, далее соответственно на листе 2 — второй, на листе 3 — третий. После выполнения 3 рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабатываются.
Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Эти 3-значные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.
Интерпретация данных.Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проа-
Глава 2. Психодиагностика: практика
нализировано более 2000 рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.
Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к острой, наступательной фигуре, связанной с мужским началом. Круг — фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, технический модуль.
Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических различий (см. табл. 33).
Таблица 33