Признаки хорошей адаптации

1. Персонажи на рисунке 1 являются членами семьи, рассказы реалистические, небольшие кон­фликты завершаются мирно и естественно, наказа­ния ребенка умеренные; подразумевается, что оба родителя любят ребенка одинаково сильно.

Очень редки рассказы, где ребенок идеален и не огорчает родителей, где между родителями проис­ходят серьезные конфликты.

2. Отношения в школе (рис. 2).
Изображенные на рисунке люди принадлежат

к школьной социальной среде или формальной группе (это школьный класс).

Умеренные конфликты в большинстве случаев разрешаются мирно, наказания умеренные.

Отношение к учительнице и ученикам положи­тельное, нередко амбивалентное.

Наказания, получаемые учеником, плохие от­метки — заслуженные, справедливые.

3. Отношения в детской группе (рис. 3).
Персонажи относятся к неформальной социаль­
ной группе (компания ребят).

Конфликты умеренные, заканчиваются в основ­ном примирением, реже бегством или агрессией.

Отношение к членам группы в основном положи­тельное.

Ситуация часто представляется как игра, вме­шательство взрослых встречается редко.

4. При рассмотрении рисунка 9 присутствует те­
ма тревоги, страха.

Идентификация с ребенком на рисунке очевидна.

Проявление страха умеренное, в конце концов ребенок преодолевает его своими силами, конец хо­роший.

Причина, по которой ребенок дома один, реали­стическая: родители ушли в гости, кино, спят.

Причина страха реалистическая, не экстремаль­ная (внезапно распахнувшееся окно, удар грома, порыв холодного ветра).

Тестовый материал к методике «Деловые ситуации»


Признаки хорошей адаптации - student2.ru

Признаки хорошей адаптации - student2.ru

Признаки хорошей адаптации - student2.ru



Рис. 1а

Рис. 1б

Рис. 2

Глава 2. Психодиагностика: практика

Признаки хорошей адаптации - student2.ru


Признаки хорошей адаптации - student2.ru



Рис. 3

Рис. 4а

Рис. 4б



Признаки хорошей адаптации - student2.ru

Признаки хорошей адаптации - student2.ru



Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7



Признаки хорошей адаптации - student2.ru

Признаки хорошей адаптации - student2.ru



Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Часть 1. Личность, мотивация, потребность

Тематика рассказов

(примеры типичных результатов

теста)

Рисунок 1

Темы Количество рассказов %
Семья на прогулке в лесу 22,5
Небольшой семейный конфликт (родители ругают ребенка, раз­молвка отца и матери) 37,5
Большой мальчик обидел маленького 27,5

«Они пошли в лес, начался дождь. Папа, мама и дочка. Они намокли, стоят и думают, где им об­сохнуть, что сделать надо. Потом дождь перестал, вышло солнце, они посушились чуть-чуть и пошли домой» (Аня Х., 11 лет).

Рисунок 2

Темы Количество рассказов %
Разговор учителя и ученика (нейтральный, в том числе вызов к доске)
Школьный конфликт (учи­теля, родители — ученик)
Экскурсия

«Учительница подзывает мальчика. Мальчик у ок­на смотрит на происходящее. В конце концов маль­чик подойдет. Сзади — мальчик и девочка. Мальчик смотрит в окно. Мальчик подойдет к учительнице, она ему скажет, что делать» (Костя М., 12 лет).

Рисунок 3

Темы Количество рассказов %
Мальчик обидел девочку
Нейтральный разговор ребят 22,5
Прочие конфликты у детей 22,5

«Это мальчик, его зовут Алеша. Это Саша, а это Андрей. Они собираются играть в футбол. Вдруг неожиданно пришла девочка, она тоже хочет играть с ними. Алеша спрашивает девочку, умеет ли она играть в футбол. «Умею», — и говорит, что она дома играет в футбол с братом. Тогда Алеша и остальные ребята приняли ее играть, и она была у них судьей» (Таня К., 12 лет)

Рисунок 9

Темы Количество рассказов %
Мальчик испугался
Мальчику холодно (простудился) 17,5
Проветривание комнаты

«Мальчика наказали, заставили спать. Он рас­строился, он все хочет доказать, что не будет слу­шаться. У него мысль — выпрыгнуть из окна (это первый или второй этаж), но ему неприятно, чтобы родители его искали. Он постоит, подумает, если нормальный мальчик, если любит маму и папу, не будет это делать, и потом поймет, что в таком виде ему некуда идти» (Нина К., 11 лет).

ТЕСТ «РИСУНОК СЕМЬИ» Историческая справка о методике

Считают, что идея использования рисунка се­мьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А. И. Захарова, Н. Кар­мана и др.

Цель применения теста: выявление особенно­стей внутрисемейных отношений.

Задачи: на основе выполнения изображения, от­ветов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция 1.Нарисуй свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «что нарисо­вать?», следует лишь еще раз повторить инструк­цию. При индивидуальном обследовании время вы­полнения задания обычно длится 30 минут. При



Глава 2. Психодиагностика: практика

групповом выполнении теста время чаще ограничи­вают в пределах 15—30 минут.

Инструкция 2.Нарисуй свою семью, где все за­няты обычным делом.

Инструкция 3.Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь.

Инструкция 4.Нарисуй свою семью, где каж­дый член семьи изображен в виде фантастического (несуществующего существа).

Инструкция 5.Нарисуй свою семью в виде ме­тафоры, некоего образа, символа, который выра­жает особенности вашей семьи.

При индивидуальном тестировании следует от­метить в протоколе:

1) последовательность рисования деталей;

2) паузы более 15 секунд;

3) стирание деталей;

4) спонтанные комментарии ребенка;

5) эмоциональные реакции и их связь с изобра­жаемым содержанием.

После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).

Обычно задают следующие вопросы.

1. Скажи, кто тут нарисован?

2. Где они находятся?

3. Что они делают? Кто это придумал?

4. Им весело или скучно? Почему?

5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?

Последние 2 вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребе­нок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаи­вать на эксплицитном ответе.

При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдель­ным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции.

Часто продуктивными оказываются проектив­ные вопросы (например: «Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?», «Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и то­бой?» и т. п.).

Можно задать ребенку для выбора решения 6 си­туаций: 3 из них должны выявить негативные чув­ства к членам семьи, 3 — позитивные.

1. Представь себе, что ты имеешь 2 билета
в цирк. Кого бы ты позвал с собой?

2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?

3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?

4. Ты имеешь... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?

5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?

6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?

Обработка теста «рисунок семьи» проводится по следующей схеме

№ п/п Выделяемые признаки Отметки о наличии признаков
Общий размер рисунка  
Количество членов семьи  
Соответствующие размеры членов семьи: мать отец сестра брат дедушка бабушка и т. д.  
Расстояние между членами семьи Наличие каких-либо признаков между ними  
Наличие животных  
Вид изображения: схематическое изображение реалистическое эстетическое в интерьере, на фоне пейзажа и т. д. метафорическое изображение в движении, действии Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3...)  
Степень аккуратности исполнения  


Часть 1. Личность, мотивация, потребность

При выполнении задания по данным инструк­циям оцениваются наличие или отсутствие сов­местных усилий в тех или иных ситуациях, кото­рые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т. д.

Интерпретация теста «Рисунок семьи»

На основании особенностей изображения мож­но определить:

1) степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на кото­рой находится ребенок. Примитивность изобра­жения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональную выразитель­ность. Это те характерные черты, на основе ко­торых можно различить рисунки;

2) особенности состояния ребенка во время рисо­вания. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприят­ном физическом состоянии ребенка, степени на­пряженности, скованности и ином, тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном — хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;

3) особенности внутрисемейных отношений и эмо­циональное самочувствие ребенка. Можно опре­делить по степени выраженности положитель­ных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выра­жены отрицательные эмоции и т. д.).

В рисунках (по Л. Карману) анализируют:

1) графическое качество (характер линий, пропор­ции фигур, использование пространства, акку­ратность);

2) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (ана­лиз смысла рисунка).

Параллельно с традиционным проведением об­следования (чтением и выполнением задания) предлагают специальные вопросы, подталкиваю­щие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: «Кто в семье самый плохой?»),

предусматривают прямой положительный или от­рицательный выбор (например: «Отец задумал по­ездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?»), а также вопросы, уточ­няющие в процессе беседы смысл нарисованной си­туации для ребенка. «Рисунок семьи» доступен и де­тям с пониженным интеллектуальным развитием.

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении в условиях психологического кон­сультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нару­шений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут вы­разить то, что им трудно бывает высказать словами, т. е. язык рисунка более открыто и искренне переда­ет смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствие привлекательности и естественно­сти задания эта методика способствует установле­нию хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с по­мощью этого результаты мало зависят от способно­сти ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности вжиться в воображаемую ситуацию: т. е. от тех осо­бенностей психологической деятельности, кото­рые существенны при выполнении заданий, осно­ванных на вербальной технике.

ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ

Психогеометрия как система сложилась в США, ее автор Стюзен Деллингер — специалист по со­циально-психологической подготовке управленче­ских кадров. Точность диагностики с помощью психогеометрического метода достигает 85 %!

Предлагаемый вам тест — это попытка построе­ния отечественной психогеометрии. Психогеомет­рия — уникальная практическая система анализа личности, которая позволяет: 1) мгновенно определить форму или тип (хотя

здесь есть различия) личности интересующего



Глава 2. Психодиагностика: практика

вас человека и, естественно, вашу собственную форму;

2) дать подробную характеристику личных ка­честв и особенностей поведения любого челове­ка на обыденном, понятном каждому языке;

3) составить сценарий поведения для каждой фор­мы личности в типичных ситуациях.

Инструкция

Посмотрите на 5 фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении ко­торой вы можете сказать: это я. Постарайтесь по­чувствовать свою форму. Если вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, кото­рая первой привлекла вас. Запишите ее название под № 1. Теперь проранжируйте оставшиеся 4 фигу­ры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

Итак, самый трудный этап работы закончен. Ка­кую бы фигуру вы ни поместили на первое место, это ваша основная фигура, или субъективная форма. Она дает возможность определить ваши главные, до­минирующие черты характера и особенности пове­дения. Остальные 4 фигуры — это своеобразные мо­дуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию вашего поведения. Последняя фигура ука­зывает на форму человека, взаимодействие с кото­рым будет представлять для вас наибольшие трудно­сти. Однако может оказаться, что ни одна фигура вам полностью не подходит. Тогда вас можно опи­сать комбинацией из 2 или даже 3 форм.

Краткая психологическая характеристика основных форм личности

Квадрат

Если вашей основной формой оказался квадрат, то вы — неутомимый труженик! Трудолюбие, усер­дие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения ра­боты, — вот чем прежде всего знамениты истинные квадраты. Выносливость, терпение и методичность

обычно делают квадрата высококлассным специа­листом в своей области. Этому способствует и не­утолимая потребность в информации. Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведе­ния систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информа­цию моментально. Поэтому квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере в своей области.

Мыслительный анализ — сильная сторона ква­драта. Если вы твердо выбрали для себя квадрат — фигуру линейную, то вероятнее всего вы относи­тесь к левополушарным мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком ин­форматики, в последовательном формате: а—б— в—г и т. д. Квадраты скорее вычисляют результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.

Квадраты любят раз и навсегда заведенный по­рядок. Идеал квадрата — распланированная, пред­сказуемая жизнь, и ему не по душе сюрпризы и из­менения привычного хода событий. Он постоянно упорядочивает, организует людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что квадра­ты могут стать (и становятся!) отличными адми­нистраторами, исполнителями, но... увы, редко бы­вают хорошими распорядителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишают квадрата оперативно­сти. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать ре­шение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статуса-кво, квадраты вольно или неволь­но затягивают его принятие. Кроме того, рацио­нальность, эмоциональная сухость и холодность мешают квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно дей­ствует в аморфной ситуации.

Треугольник

Эта форма символизирует лидерство, и многие треугольники ощущают в этом свое предназначе­ние. Самая характерная особенность истинного треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, не-



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

удержимые, сильные личности, которые ставят яс­ные цели и, как правило, достигают их!

Они, как и их родственники — квадраты, отно­сятся к линейным формам и в тенденции также яв­ляются левополушарными мыслителями, способ­ными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность квадратам, ориенти­рованным на детали, треугольники сосредоточива­ются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мысли­тельный анализ и ограничивает его поиском эф­фективного (и часто эффектного) в данных усло­виях решения проблемы.

Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная по­требность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и по возможности за других делает треугольника личностью, постоян­но соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решений.

Треугольники очень не любят оказываться не­правыми и с большим трудом признают свои ошиб­ки. Можно сказать, что они видят то, что хотят ви­деть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричными, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему. Од­нако они весьма успешно учатся тому, что соответ­ствует их прагматической ориентации, способству­ет достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Треугольники честолюбивы. Если делом чести для квадрата является достижение высшего качест­ва выполняемой работы, то треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря, сделать карьеру. Прежде чем взяться за дело или принять решение, треугольник сознательно или бессознательно ставит перед со­бой вопрос: «А что я буду с этого иметь?» Из тре­угольников получаются великолепные менеджеры на самом высоком уровне управления. Они пре­красно умеют представить вышестоящему руко­водству значимость собственной работы и работы своих подчиненных, за версту чувствуют выгодное дело и в борьбе за него могут столкнуть лбами своих противников. Главное отрицательное качест-

во треугольной формы — сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вер­шинам власти не проявляют особой щепетильно­сти в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для зарвавшихся треугольников, которых никто во­время не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь поте­ряла бы свою остроту.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и измене­ния. Это временная форма личности, которую мо­гут «иметь» остальные 4 сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, неудовлетворенные тем образом жизни, ко­торый они ведут сейчас, и поэтому занятые поиска­ми лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием прямо­угольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в пробле­мах и неопределенности в отношении себя на дан­ный момент времени.

Наиболее характерные черты прямоугольни­ков — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямо­угольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как пра­вило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиль жизни. Если внимательно присмотреться к поведению прямоугольника, то можно заметить, что он приме­ряет в течение всего периода одежду других форм: треугольную, круглую и т. д. Молниеносные, кру­тые и непредсказуемые изменения в поведении прямоугольника обычно смущают и насторажива­ют других людей, и они могут сознательно укло­няться от контактов с человеком без стержня. Пря­моугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна слож­ность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у прямоуголь­ников обнаруживаются позитивные качества, при­влекающие к ним окружающих. Это прежде всего



Глава 2. Психодиагностика: практика

любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! Прямоугольни­ки пытаются делать то, чего никогда раньше не дела­ли; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого являются чрезмерная доверчивость, внуша­емость, наивность. Поэтому прямоугольниками лег­ко манипулировать. Прямоугольность — всего лишь стадия. Она пройдет!

Круг

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отноше­ниях. Высшая ценность для круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из 5 форм. Он чаще всего служит тем клеем, кото­рый скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги — самые лучшие коммуникаторы среди 5 форм прежде всего потому, что они лучшие слу­шатели. Они обладают высокой чувствительно­стью, развитой эмпатией — способностью сопере­живать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль, как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к кру­гам. Круги великолепно разбираются в людях и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги болеют за свой коллектив и вы­сокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководи­тели в сфере бизнеса.

Во-первых, круги, в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стара­ются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать твер­дую позицию и принимать непопулярные решения. Для круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у кру­га возникает с кем-то конфликт, наиболее вероят­но, что именно круг уступит первым.

Во-вторых, круги не отличаются решительно­стью, слабы в политических играх и часто не могут

подать себя и свою команду должным образом. Все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности, например треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны и кругом царил мир. Однако в од­ном круги проявляют завидную твердость, если де­ло касается вопросов морали или нарушения спра­ведливости.

Круг — это нелинейная форма, и те, кто уверен­но идентифицирует себя с кругом, скорее относят­ся к правополушарным мыслителям. Правополу-шарное мышление — более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка инфор­мации у кругов осуществляется не в последователь­ном формате, а скорее мозаично, прорывами, с про­пуском отдельных звеньев, например: а..]..—..]..д. Это не означает, что круги не в ладах с логикой. Просто формализмы у них не получают приорите­та в решении жизненных проблем. Главные черты их стиля мышления — ориентация на субъектив­ные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противо­положных точках зрения. Можно сказать, что круг — прирожденный психолог. Однако чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, кругу не хватает левополушарных организационных на­выков своих «линейных братьев» — треугольника и квадрата.

Зигзаг

Эта фигура символизирует креативность, твор­чество хотя бы потому, что она самая уникальная из 5 фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный правополу-шарный мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят вас численностью.

Итак, как и вашему ближайшему родственнику, — кругу, только еще в большей степени, вам свой­ственны образность, интуитивность, интегратив-ность, мозаичность. Строгая последовательная де­дукция — это не ваш стиль. Мысль зигзага делает отчаянные прыжки: от а... к... я! Поэтому многим ли­нейным, левополушарным трудно понять зигзагов. Правополушарное мышление не фиксируется на де-



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

талях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концеп­ции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно име­ют развитое эстетическое чувство.

Доминирующим стилем мышления зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбиниро­вание абсолютно различных, несходных идей и соз­дание на этой основе чего-то нового, оригиналь­ного — вот что нравится зигзагам. В отличие от кругов зигзаги вовсе не заинтересованы в консен­сусе и добиваются синтеза не путем уступок, а на­оборот — заострением конфликта идей и постро­ением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, снимается. Причем, ис­пользуя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, открывая глаза другим на возможность нового решения. Зигзаги склонны ви­деть мир постоянно меняющимся. По этой причи­не нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда согла­шающиеся или делающие вид, что соглашаются.

Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раз­дражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и по­стоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стиму­ляции на рабочем месте. Они также не хотят быть зависимыми от других в своей работе. Тогда зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное на­значение — генерировать новые идеи и методу ра­боты. Зигзаги никогда не довольствуются способа­ми, при помощи которых вещи делаются в данный момент или делались в прошлом. Зигзаги устремле­ны в будущее и больше интересуются возможно­стью, чем действительностью. Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных. Нема­лую часть жизни они проводят в этом идеальном мире, отсюда и берут начало такие их черты, как непрактичность, нереалистичность и наивность.

Зигзаг — самая восторженная, самая возбуди­мая из всех 5 фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему ми­ру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны организовать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдер­жанны, очень экспрессивны (говорят правду в гла-

за), что наряду с их эксцентричностью часто меша­ет им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они несильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слиш­ком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК

ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ

ФИГУР»

Цель применения теста: выявление индивидуаль­но-типологических различий.

Инструкция.Вам нужно нарисовать фигуру че­ловека, составленную из 10 элементов, среди кото­рых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти 3 элемента в изображении человека присут­ствовали, а сумма общего количества использован­ных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем 10, необходимо дорисовать не­достающие.

Материал: испытуемым предлагают 3 листа бу­маги размером 10 × 10 см, каждый лист нумерует­ся и подписывается. На листе 1 выполняется пер­вый пробный рисунок, далее соответственно на листе 2 — второй, на листе 3 — третий. После вы­полнения 3 рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабаты­ваются.

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и ре­зультат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки — количество кругов, единицы — количе­ство квадратов. Эти 3-значные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой про­исходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Интерпретация данных.Собственные эмпири­ческие исследования, в которых получено и проа-



Глава 2. Психодиагностика: практика

Признаки хорошей адаптации - student2.ru

нализировано более 2000 рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструк­тивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которым соответству­ют описанные ниже типологические характерис­тики.

Интерпретация теста основана на том, что гео­метрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к острой, наступательной фигуре, связан­ной с мужским началом. Круг — фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округло­стью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэто­му квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, технический модуль.

Типология, основанная на предпочтении геоме­трических фигур, позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических раз­личий (см. табл. 33).

Таблица 33

Наши рекомендации