Придет время, и вы сможете поддержать себя настолько, что необходимость в ролях отпадет.
Я сейчас говорю о любви не столько как о чувстве, сколько о любви, как действии.
Любовь как действие.
Любовь как чувство – очень сложное состояние души, включающее целую гамму эмоций, ощущений и желаний. Страх, ненависть, боль, упоение, страсть и многое другое – это все любовь, как чувство.
Если в Вашей жизни есть «любовь как чувство, еще не значит, что Вы счастливы. Вы можете любя страдать и болеть такой любовью.
Любовь как действие – очень конкретна и включает такие простые и важные действия, как забота, внимание, похвала, поддержка, ласка, телесный контакт.
Если в Вашей жизни много «любви как действие» Вы скорее всего очень счастливы.Внутри Вас много любви, Вы окружены вниманием и заботой, Вы сами легко поддерживаете окружающих.
Треугольник Счастья-2
Треугольник Счастья. Вершины.
Вы наверное обратили внимание, что треугольник счастья равносторонний. Этим я хотел подчеркнуть равнозначность в жизни взрослого человека всех трех вершин – всех 3-х видов любви как действия. Охарактеризую все три типа любви по очереди.
Любовь к себе.
Любовь к себекак действие - вершина счастья в Вашей жизни. Хочешь быть счастливым? Начни с любви к себе. Вы не способны дать другому любви, если внутри пусто. Вы не сможете утолить жажду путника, если в Вашем сосуде нет воды, согласны? Вы будете в ненасытной жажде по заботе другого человека и Ваш Треугольник счастья превратится в Драматический Треугольник.
Полярностью «любви к себе» является роль Жертвы.
Любовь к тебе.
Любовь к тебе как действие – это умение попросить поддержку и внимание у близких. Для счастья недостаточно любить себя, нужна забота окружающих, их внимание, нежность и признание. Это опора в жизни. Это позиция достатка и изобилия.
Полярностью «любви к тебе» является роль Преследователя.
Любовь к другим.
Любовь к другим как действие – это желание помогать людям и поддерживать окружающих от избытка. Мы хотим быть любящими, мы хотим хвалить, заботиться и проявлять нежность. И мы можем это сделать, поскольку мы любим себя, нас любят другие. В нашей жизни так много любви, что мы готовы ею делиться.
Полярностью «любви к другим» является роль Спасателя.
Путь счастья – это путь любви как действия. Это присутствие всех вершин треугольника счастья.
Путь несчастья – это отсутствие любви или псевдолюбовь. Это присутствие всех вершин драматического треугольника.
Тест на счастье.
Проведем небольшой тест на счастье?
Начнем из точки нуля – середины треугольника счастья.
Оцените поочередно по 12 бальной шкале (1 – отсутствие, 12 – абсолютное присутствие) наличие в вашей жизни любви как действия, степень Вашей удовлетворенности 3-мя видами любви как действия. По порядку. Как они изложены в статье. Будьте честны с собой.
Прямо сейчас запишите 3 числа: «любовь к себе», «любовь к тебе», «любовь к другим».
Например, кто мог бы записать: 8/5/9. А что Вы записали, напишите в комментариях.
Внимание… барабанная дробь… расшифровка результатов теста.
Вы поставили вершинам треугольника (степень наличия любви):
1 – 4 баллов. Печально, но Вы находитесь в одной из вершин, а может быть во всех трех вершинах Драматического Треугольника. Вы несчастный человек с сценарием жизни «Без радости» или «Без любви». По- крайней мере Вам есть от чего оттолкнуться, на пути к своему счастью. У Вас депрессивная жизненная позиция «Я-плохой, Мир-плохой».
5-8 баллов. Вы в более выгодном положении, чем в первом случае. В вашей жизни иногда присутствует любовь как действие. Однако Вы периодически чувствуете себя несчастным человеком. То Вы собой недовольны, то другими, то жизнью. Скорее всего у Вас банальный жизненный сценарий. Вы зависли между двух стульев: полное счастье или абсолютное несчастье. Помните «счастье по внешней причине» – это про Вас. Пора выбирать? У Вас плавающая жизненная позиция, между «Я-хороший, Мир-плохой» и «Я-плохой, Мир-хороший».
9-12 баллов. Вы счастливый человек. Вы счастливы по внутренней причине. Помните «счастье без причины»? Это про Вас. Вы удачник, счастливчик. Вы в устойчивой жизненной позиции «Я-хороший, Мир-хороший».
Поделитесь в комментариях, результатами этого теста. Какие баллы у Вас? Что Вы поэтому поводу думаете и чувствуете? Какие рубежи роста для себя видите? В какой поддержке нуждаетесь?
Поделитесь счастьем!
Папа римский
Вспомните ситуацию, которую Вам довелось пережить в Вашем прошлом. Это дожна быть психологическая травма (для Вас), но как бы не очень несерьёзная — не изнасилование, не гибель своего дома в огне, не роковая измена с последующим разводом и разделом имущества.
Что-нибудь вроде такого: в плавательном бассейне (куда Вас повели всем классом сдавать нормативы) у Вас расстегнулся лифчик и над вами смеялись все школы, приведённые туда в этот же день, включая ... лучшую подругу.
Родители Вашего одноклассника, у которого Вы находились в гостях, застали Вас за мелкой кражей у них в доме.
Самый красивый мальчик в дачном посёлке построил шалаш и пригласил туда играть всех детей, кроме ... Вас.
На выступлении Вы забыли стихотворение...
Вы случайно услышали, как двое одноклассников обсуждают именно Вас и смеются.
Ну а теперь очень хорошо представьте себе ту свою ситуацию и «очутитесь» в ней.
Вы можете чувствовать при этом: гнев, страх, стыд, зависть, обиду...
Так мы выявим постоянно присутствующее в нас не проработанное отрицательное чувство.
А теперь закончите ровно три фразы. Взяв ручку и лист бумаги.
- Они ______________ .
- Я ________________ .
- Жизнь — это ______ .
(после завершения упражнения бумажку нужно торжественно сжечь, переписав на новой — всё по-новому!)
Однако, внимание. Сначала выполните эту часть упражнения, а потом уже — читайте дальше.
Знаете, что Вы сейчас написали?
То, что вы написали сейчас о других, о себе и о жизни есть то самое РЕШЕНИЕ КАК ЖИТЬ, сценарий, который Вы приняли в тот далёкий момент.
Итак, представьте в своём воображении Идеального Союзника, Друга — на которого Вы сможете полностью положиться.
В этой роли вообразите кого пожелаете — Папу Римского, Старшего Брата, Идеальную Подругу...
Выбрав себе помощника, возьмите его с собой в тот самый момент жизни. И теперь пускай он поможет Вам — победить! Только это должно быть разыграно максимально реалистично: как именно он помог бы Вам вырулить из этой ситуации и утереть нос обидчикам? Подумайте над этим хорошенько. Разыграйте в воображении сценку со словами, напишите сценарий.
Вы победили? Если — да, то всё замечательно. Ну а если — нет?
Здесь есть два варианта:
- Вы всё еще упорствуете, ожидая, что изменятся другие и не включились толком в игру. Что ж, обычная ригидность. Убирается упорством и тренировкой.
- Вы неправильно выбрали себе союзника. Подумайте как следует над выбором помощника, подходящего именно в этой истории.
Если всё получилось как надо, настала очередь завершающего этапа.
Проанализируйте теперь все его (её) слова и движения в адрес Ваших обидчиков. Какими качествами Вы наделили Вашего помощника? Придайте теперь эти свойства самому себе.
А сейчас вернитесь в эту ситуацию уже Без помощника, но с его качествами, которые он Вам «подарил». Проиграйте ту же историю по-новому, по-своему и окажитесь победителем.
А победителей — не судят.
Если Вы проработаете таким образом все свои травмирующие ситуации от прошлого и до настоящего момента, Вы увидите, что они — повторяются, они — стереотипны.
Так Вы сами уловите «в чём тут суть» и примете новое решение.
Именно таким образом простое «упражнение на воображение» меняет наш реальный опыт.
Главное — делать и делать качественно. Если Вы будете делать это упражнение качественно, «у Вас должен вспотеть весь купальник» (как говорила моя учительница танцев). Если же после завершения упражнения Ваш купальник «не вспотел», Вам это упражнение не поможет.
Анализ "Жертвы"
Кто такая Жертва?
Почему мы оказываемся в этой роли и можно ли этого избежать?
Как можно понять, что я попала в Жертву?
Каковы наиболее распространенные сценарии этой роли?
Те, кто читал или слышал про знаменитый треугольник Карпмана, вспомнят о том, что Жертва – это актриса, играющая в спектакле жизни, и ее роль – вроде бы самая незавидная, так как страдает она немощью, беспомощностью, испытывая страхи и сомнения.
Однако она же вдохновляет Спасателя – разумеется, на спасение, и Тирана, страдающего от ответственности за нее – на насилие и притеснения.
Кто же такая Жертва и откуда она взялась?
Любой ребенок хотя бы раз в жизни оказывается в такой ситуации, когда он бессилен что-то изменить и повлиять на эту самую ситуацию…
Он не может «отменить» стесненные финансовые условия семьи, но вынужден «нести» последствия своего положения – в частности, страдать от того, что у него нет таких игрушек (одежды, комнаты, возможности отдыхать за границей и т.п.), как у других детей;
Он не в состоянии остановить развод родителей, и все, что ему остается – это примиряться с новыми условиями – раздельным проживанием, новыми спутниками мамы и папы и новыми братьями и сестрами;
Ребенок не остановит агрессию и насилие в семье, а вынужден будет приспособиться – «не отсвечивать», или поддерживать одного из родителей, или же – если является объектом насилия – выживать.
В любом из приведенных примеров ребенок является Жертвой – т.е. человеком, который не может изменить обстоятельства своей жизни, но вынужденный в них существовать.
Так формируется «жертвенная» часть Внутреннего Ребенка – той части личности, которая всегда с нами.
И в которую мы периодически попадаем, когда обстоятельства складываются таким образом, когда мы не можем их изменить.
Или же нам кажется, что не можем, так как, «попав в Жертву», мы начинаем смотреть на мир глазами маленького ребенка, который ничего не может сделать сам, без помощи «всесильных» взрослых.
А «Взрослые» – это другие люди, которых мы наделяем властью, авторитетом, способностью принимать решения и управлять ситуацией.
Именно от этих «Взрослых» мы ждем – по всему спектру треугольника – от тиранического насилия до сладкого спасения от трудностей и тревог…
Другими словами, находясь «в Жертве», мы отказываемся от возможностей, выбора, взрослой позиции, наделяя ею других – более «способных» и «влиятельных»…
«Я не могу», «У меня не получится», «Бесполезно», «Ничего не выйдет», «Страшно менять
обстоятельства жизни», «Мне ничего уже не нужно» – вот характерный лексикон Жертвы.
Как мы попадаем в эту роль?
Любая ситуация, «напоминающая» детский сценарий, где вы были беспомощны, остались без защиты (хотя бы из описанных выше), может «выбросить» вас в эту роль…
И вот вы уже не взрослый человек, а беспомощный ребенок – со всеми характерными чувствами и ощущениями, из которых, кажется, нет никакого выхода – настолько они реальны…
Хотите конкретики? Пожалуйста.
Вот несколько наиболее распространенных монологов из «Жертвы».
1. Фантазии о катастрофе.
Я представляю себе, что со мной может произойти любая беда, например, я потеряю работу, мой друг/ подруга изменит мне, я заболею и т.д.
В отличие от настоящей осторожности здесь не предпринимаются никакие предупредительные меры.
2. Вновь непоправимая ошибка.
Я сожалею о том, что совершил, например: мог бы лучше подготовиться к экзаменам, не надо было дружить с этим человеком, произносить таких слов и т.п.
Мы жалуемся, но не стремимся к конкретным изменениям.
3. «С больной головы на здоровую».
Я упрекаю других. Я обвиняю других в том, что они недостаточно внимательны, деспотичны, неприветливы и т.п.
Конструктивно решить проблему я даже не пытаюсь.
4. Я – маленький и уродливый.
Мы говорим о себе: я никому не нравлюсь, потому что я толстый, худой, старый, молодой, некрасивый и т.п.
Я берусь судить о том, как другие относятся ко мне.
5. Демонстрация собственной неспособности.
Я с постоянным чувством вины спрашиваю себя и других: ничего ли я не забыл? Не пропустил? Что-то сделал не так? Я судорожно избегаю того, чтобы показать свои способности.
6. Сравнения с другими.
Я говорю: шеф более ценит Петрова, чем меня. Мужчины больше любят Лизу, чем меня. Они удачливее меня.
Эта распространенная позиция основана на убеждении, что всегда нужно быть первым.
7. Упреки.
Я говорю: если бы ты был более дружелюбным, мы бы лучше понимали друг друга. И т.п.
Я делаю других людей ответственными за свои трудности, и мне хочется изменить что-то в них, вместо того чтобы поработать над собой.
8. Склонность видеть все в черных тонах.
Я говорю: для чего мне прилагать усилия? Если я и пройду собеседование, мне все равно не предложат работу и т.п.
Я делаю глобальный вывод, что все мои усилия напрасны.
9. «Что скажут люди?»
Я говорю: что подумают мои знакомые, если я буду общаться с этим и этим человеком, займу это место, приму это решение? Я делаюсь зависимым от предполагаемой реакции окружающих.
Надо сказать, что некоторые люди «попадают в Жертву» эпизодически, а есть такие, которые вовсе из нее не выходят.
Именно они создают альянсы с Тиранами, которые со стороны кажутся невероятными, непостижимыми: «Как же она позволяет так над собой издеваться? Как он позволяет так собой помыкать?»
Но давайте вспомним, что в заветном треугольнике каждый имеет свое – Тиран имеет власть (и ответственность как нагрузку), Жертва – снимает с себя ответственность (у нее в нагрузке – насилие), Спасатель же холит свое эго (имея в нагрузке непомерные претензии Жертвы и ярость Тирана).
У Жертвы же, главной героини этой статьи, есть совершенное оружие – это чувство вины.
Ей никогда не бывает достаточно, она требует больше и больше, и через упреки, жалобы и страдания которые она испытывает, вы будете чувствовать себя – ну очень плохим человеком…
За то, что «причиняете ей страдания» и «не можете сделать ее счастливой», и вообще «недостаточно хороши для нее»…
В действительности, источник страданий – не здесь, не в текущей ситуации, а – там, в прошлом…
В прошлом самой Жертвы, куда она погружается , когда происходит что-то из детского сценария…
Как можно понять, что я – «в Жертве?»
Есть несколько признаков…
Чувство обиды, страдания, беспомощность, ожидания от других людей – что помогут, нет, просто обязаны – помочь, поддержать, быть рядом.
Паралич воли, «любимые» мысли – смотри выше список из 9 пунктов.
Злость, ярость на тех, кто должен помогать, но не делает этого – муж, родитель, друг, партнер.
Злость на самого себя за беспомощность и бессилие.
Между тем, злость очень важна, но – злость другого рода…
Единственный способ выйти из роли Жертвы – это вступить с ней в конфронтацию.
Подчеркиваю – не с собой, а с ролью.
Это у ребенка нет выбора, у взрослого человека он есть…
«Не хочу быть Жертвой», «Не буду»,
«Я буду решать сама» – вот основной лейтмотив такой конфронтации.
Но для начала…
Учитесь видеть себя в Жертве и ужаснитесь масштабам этой роли.
Учитесь видеть все пути «захода» и «выхода», ищите взаимосвязи с прошлым…
Очень скоро вы увидите, что все повторяется…
Придет время, и вы сможете поддержать себя настолько, что необходимость в ролях отпадет.
- . духи/силы природы данной местности;
- духи/покровители/силы растений;
- духи/покровители/силы животных;
- духи/покровители/силы земли;
- духи/покровители/силы воды;
- духи/покровители/силы воздуха;
- духи/покровители/силы огня;
- Мать Земля;
- Отец Небо;
- Бабушка Луна;
- Дедушка Солнце.
Техника
Освободиться от лишнего и отбросить :
1) негативные мысли, чувства и заботы, которые как шлейф тянуться к нам из прошлого, 2) негативные страхи и предположения по поводу будущего,
3) страхи, лень и нежелания делать то, что необходимо в настоящем.
Составьте такой список самого вредного и ненужного, самого - наисамого лишнего из ваших мыслей и дел.
Стратегия освобождения от лишнего на самом деле предполагает несколько важных практик:
1. Начните внимательнее, чем раньше следить за появляющимися в голове мыслями и чувствами.
Помните, что «лишние» переживания не уйдут по волевому приказу- будучи раз созданными вашим сознанием они имею тенденцию повторятся вновь и вновь.
Задача вашего внимания стоять настороже и не развивать эти мысли и чувства, а отбрасывать их сразу.
2. Если вы заметите, что эти переживания не уходят, тогда начините на них смотреть с глубинной установкой, что они не имеют отношения к вам, они- нечто постороннее и чуждое , глубоко неинтересное для вас. Утвердитесь в позиции стороннего независимого наблюдателя.
3. При появлении этих мыслей начинайте сосредоточенно думать о чем-то прямо противоположном- по-настоящему необходимом для вас и приятном. Думайте о том, как реализовать поставленную главную цель дня.
Я называю эту практику- «пустить трамвай по другим рельсам».
Вначале это внутреннее действие будет для вас непривычно, но потом вы научитесь уходить с неудачных психологических маршрутов на другие пути.
Подытожим сказанное по поводу освобождения от лишнего.
Отбросить лишнее как задача дня – это значит выкинуть из головы и привычки действовать негативные мысли и чувства по поводу своего прошлого ( ненужные воспоминания), будущего ( негативные предположения и ожидания) и настоящего (нежелание, страхи и лень делать необходимое).
Освобождение от лишнего лучше всего происходит, если вы:
- перестаете мысленно общаться с этими негативными состояниями как с вредными плохими людьми
-наблюдаете за ними со стороны как за чем-то посторонним и чуждым
-при первом появлении этих негативных мыслей заменяете их на позитивные и нужные мысли конструктивного характера, предполагающие поиск выхода из проблемы, а не ее усугубление.
Действуя таким образом, вы уже через несколько дней заметите, что вам стало нести ношу жизни намного легче.
Пример аффирмации этого типа: «С каждым днем мне все легче и легче ставить свои интересы на первое место, учитывая интересы близких мне людей».
*Это необходимо потому, что для наработки таких качеств как уверенность в себе, действенность в достижении своих целей, решительность в отстаивании своей точки зрения и сходных, важно действовать в соответствии с тем как ведут себя люди уже обладающие такими качествами и умениями. Одним из умений уверенного в себе человека является способность легко повышать голос сохраняя при этом его скорость (у неуверенных в себе людей часто повышение громкости голоса связанно с увеличением скорости речи и высоты голоса ). Другим умением является умение «держать рабочую форму» и в этом нам поможет деловая одежда. Так как за активность в нашем организме отвечает симпатическая нервная система, то вышеперечисленные действия как раз и активируют ее в той или иной мере.
Войдите в голову гения
Вы еще не очень хорошо владеете какой-то выбранной вами профессией, но вам предстоит сделать качественно важную работу или принять важное решение, связанное с профессией?
Представьте себе гения в этой области — это может быть как реальное, так и вымышленное лицо. Мысленно растворите ощущение своей головы и представьте, что надеваете на себя «гениальную» голову. Попробуйте увидеть мир его глазами. Так, начинающий бизнесмен может войти в образ финансового гения, который видит все, умеет принять правильное решение и способен довести до конца свои начинания.
Пробудите ресурсы мозга
Ресурсы мозга помогает активизировать увеличение взаимодействий правого и левого полушарий.
Очень интересна с этой точки зрения такая психологическая практика, как разновидность пранаямы, предполагающая попеременное дыхание каждой ноздрей.
Алгоритм практики попеременной пранаямы:
1. Концами указательного и среднего пальцев правой руки прикоснитесь к межбровью. Безымянный и большой пальцы положите на крылья ноздрей — в положение «боевой готовности».
2. Зажмите пальцем левую ноздрю, а правой сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание на несколько секунд.
3. Теперь зажмите пальцем правую ноздрю и выдохните через левую (время выдоха должно быть примерно в два раза больше, чем время вдоха).
4. Второй вдох — через левую ноздрю, задержка и выдох через правую (не работающие ноздри закрыты пальцами).
5. Снова вдох через правую - задержка - выдох через левую. Вдох через левую - задержка — выдох через правую.
Правая ноздря связана с левым полушарием, ответственным за словесно-логическое мышление, левая — с правым полушарием, интуитивно-образным.
Вышеописанное дыхательное упражнение восстанавливает баланс полушарий и активизирует угнетенное в данный момент.
Даосская медицина говорит, что человек, не осознавая того, каждые два часа меняет «ведущую ноздрю» и связывает это с энергетическим полем Земли, которое каждые два часа меняет свой заряд. Когда мы делаем это сознательно, мы достигаем большего эффекта.
Правая и левая рука
Для того, чтобы сделать более гармоничной работу обоих полушарий, очень полезно чередовать «ведущие» руки. Если вам нужно писать, то пишите попеременно правой и левой рукой. То же с другими действиями: играть в теннис или бадминтон, шить, подметать, бриться — все, что вы хотите делать, пытайтесь делать двумя руками, меняя ведущую.
Очень интересно попробовать писать один и то же текст двумя руками одновременно. Если это легко дается, то попробуйте одновременно писать разные тексты. Это непросто, но невероятно полезно. Двумя руками мог писать два совершенно различных текста, причём на разных языках, легендарный граф Сен-Жермен, который, согласно эзотерическим учениям, был реальным посвящённым и духовно продвинутым человеком с расширенным сознанием и открывшимися тонкими способностями.
Создание мыслеобра
Все абстрактные идеи нужно стараться представить в образную форму. Нацельте себя на то, чтобы увидеть, а не просто понять, саму задачу, путь к результату и сам результат. Представьте себе во всей возможной яркости тот берег реки, куда вы стремитесь. Так вы подключаете к работе правое, интуитивно-образное полушарие, как правило, отстающее.
Чувство удовольствия
Настройтесь на получение максимального удовольствия от своего занятия. Пытайтесь хранить это чувство в процессе овладения делом и в сопряженных с ним трудностях. В буддизме есть понятие "радостного усилия", которое признается одной из высших добродетелей. Присоединяя чувство радостного усилия к своей жизни и к своему ремеслу, вы станете работоспособнее и продуктивнее.
Social Like
переиграть ситуацию
Можно унять боль, например, от удара по пальцу, повторив несколько раз (10-20) само движение, но не нанося удара. Чем быстрее вы проделаете этот прием, тем быстрее тело восстановит нарушенную гармонию. Многократное повторение ситуации и изменение ее финала, по сути, является сменой образа памяти тела. Вы меняете состояние тела в соответствии с новой версией происшедшего. Вы, как бы, «переписываете» событие и подменяете его на другое, с благоприятным исходом.
Применяйте при порезах, ушибах, ожогах. Прекращается кровотечение, останавливается боль, снимается отек и ликвидируются последствия травмы.
Применять эту технику можно даже по отношению к событиям давностью несколько дней или даже недель!