Перечислите сроки хранения холодных закусок, первых, вторых и десертных блюд на раздаче. 4 страница
Если бой, лом или порча столовой посуды произошли по вине посетителя, он обязан возместить ущерб, нанесенный предприятию, в установленном законом порядке. Однако посетитель может добровольно возместить ущерб. В этом случае на сумму возмещения необходимо выписать приходный кассовый ордер.
В ордере и квитанции к нему перечисляют наименование, количество и стоимость утраченных предметов по розничной цене. Квитанцию к приходному кассовому ордеру передают клиенту. На сумму боя, лома, порчи столовой посуды и столовых приборов,
не возмещенную посетителем, составляют отдельный акт для решения вопроса о взыскании причиненного ущерба.
Моечная столовой посуды
Санитарно-гигиеническая уборка. Помещение для моечной столовой посуды предусматривают во всех ресторанах независимо от их типов и вместимости залов. От четкой работы этого подразделения во многом зависит работа залов и, следовательно, уровень культуры обслуживания потребителей.
Для всех ресторанов помещение моечной проектируют с одной стороны как смежное с сервизной, а с другой стороны — с залом и раздачей. В результате облегчаются сбор и доставка использованной посуды, а также обеспечение официантов чистой посудой.
При проектировании моечной учитывают количество посуды и приборов, подвергающихся мойке. Стены моечной облицовывают керамической плиткой.
Оборудование. В моечной устанавливают ванну с двумя отделениями, в которых моют чайную посуду и хрусталь, приборы и столовую посуду.
Для хранения посуды предусматривают шкафы, причем для удобства передачи посуды из моечной в сервизную или раздачу целесообразно применять сквозные шкафы.
Оборудование в моечной размещают таким образом, чтобы обеспечить непрерывный процесс обработки посуды: удаление остатков пищи, сортировку, предварительную мойку, стерилизацию, просушку. Моечные оснащаются посудомоечными машинами, моечными ваннами, столами, сушильными шкафами, стеллажами и шкафами для непродолжительного хранения посуды, бочками для сбора отходов.
На рабочем месте мойщика устанавливают столы и прилавки, которые для предотвращения боя посуды и уменьшения шума обивают линолеумом. При обслуживании группы посетителей посуду собирают в зале со столов с помощью специальной тележки. Далее посуда поступает через специальный проем (окно) в моечную; здесь, у проема, имеется стол с воронкообразным углублением. Под этим углублением ставят бачок для сбора остатков пищи. Затем посуда поступает на производственный стол, где ее сортируют по видам (тарелки, стаканы, приборы). После этого ее направляют в ванны для мытья или в посудомоечную машину. В моечной должна быть также раковина.
Процесс мытья посуды состоит из следующих операций: удаление остатков пищи, сортировка, мойка, ополаскивание и сушка. В больших ресторанах столовую посуду и приборы моют в посудомоечной машине, а в небольших — в моечных ваннах, к которым подведена горячая и холодная вода. Посудомоечная машина намного ускоряет мытье посуды и значительно облегчает труд мойщиков. Кроме того, машина не только хорошо моет посуду, но и стерилизует ее, что особенно важно с санитарно-гигиенической точки зрения. Поэтому рекомендуется устанавливать посудомоечные машины во всех ресторанах независимо от количества мест.
Посуду моют в машине в трех отделениях с разными температурными режимами воды. В первом отделении, где происходят предварительная мойка и обезжиривание, температура воды не превышает 48 "С. Во втором отделении, где посуду окончательно моют и дезинфицируют, температура воды доходит до 55 °С. И, наконец, третье отделение служит для ополаскивания (температура воды 90 °С).
Перед тем как загрузить посуду в машину, тарелки освобождают от остатков пищи, для чего их ополаскивают в ванне. В ресторанах, где мойка посуды механизирована, на случай выхода из строя посудомоечной машины предусматривают запасную ванну с тремя отделениями. Чайную посуду и хрусталь моют в ванне с двумя отделениями.
Для малых и средних предприятий общественного питания оптимальными считаются посудомоечные машины фирмы «Миле» (Miele professional) — с заливом свежей воды. Посудомоечную машину с дополнительным резервуаром для воды можно эксплуатировать по различным программам. По самой быстрой из них мытье посуды осуществляется за 55 с.
Для мытья тарелок и другой посуды ручным способом устанавливают трехгнездные ванны. Тарелки, очищенные от остатков пищи с помощью щетки или деревянной лопатки, моют в горячей воде при температуре 40 °С, используя 0,5—2%-ную кальцинированную соду и другие моющие средства. Во втором отделении ванны посуду моют в горячей воде (50 °С) с добавлением 10%-ного осветленного раствора хлорной извести (10 см3 на 1 л воды). После этого посуду помещают в металлические сетки и погружают в третье отделение ванны, где ее ополаскивают горячей водой (90—98 °С). После этих операций посуду укладывают на стеллажи для просушивания. Для предохранения посуды от боя на дно ванны рекомендуется класть резиновые гофрированные коврики.
Тарелки, блюдца, фужеры, рюмки моют в отдельных ваннах в двух водах: в первом отделении ванны в горячей воде (50 °С) с добавлением соды, во втором отделении ополаскивают чистой водой температурой 70—80 °С.
На предприятиях общественного питания допускается использовать только моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные Министерством здравоохранения РФ (табл. 4.5). Применение других средств категорически запрещается.
Таблица 4.5 Моющие средства, допущенные для мытья посуды на предприятиях общественного питания
|
Столовые приборы при ручном способе мойки моют так же, как стеклянную посуду, но после мытья ложки и вилки для дезинфицирования погружают на несколько минут в кипящую воду, а затем просушивают.
Особенно осторожно нужно мыть мельхиоровую посуду. При ее мойке надо следить за тем, чтобы предметы не ударялись друг о друга. Мельхиоровую посуду рекомендуется мыть мягкой мочалкой с мылом. Если обнаружатся пятна (потемнения), их удаляют, протирая посуду мягкой тряпкой, смоченной раствором питьевой соды. После этого посуду моют горячей водой и протирают полотенцем.
Санитарно-гигиеническая уборка. Универсальные бытовые моющие средства, многие годы использовавшиеся на предприятиях общественного питания, в ресторанах современного типа оказались малоприемлимыми. Там предпочитают работать со специализированными средствами, предназначенными для определенного типа загрязнений. Речь идет о так называемых профессиональных детергентах, разработанных для удаления определенных типов загрязнений, отличительной особенностью которых является высо
кая степень концентрации, что позволяет расходовать их очень экономно: 100 мл на 5—Юл воды. Профессиональные детергенты не только высокоэффективные, но и экологически чисты и безопасны.
Зарубежные фирмы выпускают большой ассортимент санитарно-гигиенических средств, которые не только эффективно чистят различные поверхности, но и не наносят им вреда. К примеру, для чистки изделий из металла — смесителей и кранов — используют моющие препараты с антикоррозионными добавками, которые предохраняют поверхности от повреждений. Такие щадящие средства используют для ежедневной санитарно-гигиенической уборки. Очень загрязненные поверхности под силу отмыть только сильно концентрированными химическими соединениями. С их помощью легко устранить и специфические загрязнения, например выведение пятен со скатертей, т.е. загрязнения конкретного вида. Так, компания Binord предлагает следующие моющие концентрированные средства марки Farmos (Финляндия) для баров, ресторанов, гостиниц, кафе:
средства для мытья любых поверхностей и посуды; средства ухода за полами (жироудалители, мастики и др.); средства для посудомоечных машин и эффективной очистки печей, духовок и грилей;
специальные препараты (для удаление пыли и запахов, пятновыводители и др.);
стиральные порошки и усилители стирки. Для мытья полов и кафельных поверхностей применяют дезинфицирующие моющие средства с дезодорирующим эффектом, что позволяет сохранять продолжительное время приятный аромат в помещениях.
Для дезинфекции и удаления загрязнений неорганического характера, таких как ржавчина, водный и мочевинный камень, используют кислотные моющие средства, изготовленные как на основе неорганических, так и на основе органических кислот.
Общее правило использования кислотных моющих средств следующее:
приготовить раствор необходимой концентрации; нанести раствор на обрабатываемую поверхность; дать возможность в течение 10—20 мин воздействовать раствором на данную поверхность;
тщательно промыть поверхность чистой водой. Для удаления органических загрязнений применяют щелочные моющие средства, которые эффективно удаляют масляные и жировые загрязнения с поверхностей плит, грилей, фритюрниц, поддонов, кафеля. Они также применяются для замачивания и отбеливания посуды.
Используются щелочные средства как универсального, так и специализированного характера. Например, щелочесодержащие препараты используются в качестве детергента (жидкого и гранулированного) для посудомоечных машин. Щелочной детергент превосходно очищает изделия из нержавеющей стали, фарфора, стекла, фаянса, пластмассы; он, кроме того, легко смывается водой с обрабатываемых поверхностей. Сильнощелочные чистящие средства ограничены в применении, так как они разъедают некоторые поверхности, например алюминиевые. Упрощают работу с концентратами и страхуют от ошибок при приготовлении растворов дозаторы и специальные системы.
Таблица 4.6 Гигиенический план ресторана (кафе, бара, бистро)
Область применения | Средство чистки | Дозировка | Переодичность чистки |
Мытье мясных холодильников, холодильников, полок в больших холодильниках | Domestos | 90-100 мл на 10 л воды | Ежедневно |
Мытье посуды | Sunlight | 5—8 мл на 10 л воды | По мере необходимости |
Чистка плит, фри- тюрниц, грилей | Cif, Sunlight | Нанести непосредственно на поверхность | Ежедневно |
Дезинфекция столов, стульев | Domestos | 30 мл на 5 л воды | По мере необходимости, не реже 2 раз в день |
Чистка металлических поверхностей, разделочных столов | Cif | Нанести непосредственно на поверхность | То же |
Мытье полов, стен | Domestos | 90—100 мл на 10 л воды | Ежедневно |
Чистка и дезинфекция туалетных, ванных комнат и т.д. | Domestos | 100-125 мл на 10 л воды | Не реже 3 раз в день |
Стирка салфеток, скатертей, рабочей одежды и т.д. | OMO | 60 мл на 1 кг сухого белья | По мере необходимости |
Профессиональные чистящие и моющие средства представлены следующими марками: Farmos, Taski, Suma, Clax, Lever, Badi, Weigert, Henkel, Kimberly-Clark и др. Эту продукцию поставляют компании Binord, Dibersey Leber, «Торговый проект», ЗАО «Арне- ко», ТД «Радтех», «Эгида-отель», «Баги», Kimberly-Clark, «Радиус».
Жидкое мыло и бумажные полотенца. При выборе жидкого мыла как для клиентов, так и для персонала кухни предпочтение отдается количеству доз в определенном объеме средства. Последнее поколение диспенсеров спроектировано так, чтобы максимально сократить расход мыла. Появились диспенсеры, в которых количество мыла дозируется распылителем.
В различных типах держателей может использоваться жидкое или кассетное мыло, последнее расходуется более экономно.
Личные средства гигиены, которые используются персоналом кухни, в частности средства для мытья рук, имеют комплексный характер воздействия:
дезинфицируют руки персонала;
препятствуют росту бактерий, не раздражают кожу;
не имеют никакого запаха.
Что касается полотенец, то оптимальным решением для кухонь являются одноразовые полотенца. Одноразовые полотенца особенно удобны, поскольку их можно установить рядом с рабочим местом. Выпускаемая ткань полотенец имеет перфорацию, что облегчает их использование и уменьшает расход бумаги.
На крупных и средних предприятиях общественного питания рекомендуется составлять комплексные гигиенические планы. Образец одного из них, учитывающий возможность использования импортных моющих и чистящих средств, представлен в табл. 4.6.
Контрольно-кассовые машины
Необходимым условием успешной работы ресторана, кафе, бара, бистро, столовой является использование качественного контрольно-учетного оборудования, которое в процессе эксплуатации остается стабильным и не меняется, за исключением замены износившихся частей. Интегрированные системы, несмотря на дороговизну, стали доступны для небольших и региональных ресторанов: инвесторы ресторанов хотят знать, как тратятся их деньги и какова прибыль. Современные системы позволяют владельцу позвонить с мобильного телефона на компьютер и узнать выручку, минуя бухгалтерию, или просмотреть итоги дня работы заведения с домашнего компьютера.
Кассовые аппараты на предприятиях общественного питания выполняют фискальные функции — служат основным инструментом для расчетов с потребителями, а для налоговых органов — показателем контроля правильности уплаты налогов предприятием.
Согласно российским законам разрешено использовать лишь машины, занесенные в Государственный реестр контрольно-кассовых машин. Приобретенный кассовый аппарат в обязательном порядке ставится на учет и обслуживание в Центре технического обслуживания (ЦТО). Для дальнейшего контроля на аппарат наклеивается голограмма.
По функциональным возможностям в зависимости от сложности кассовые аппараты делятся на три группы:
кассовые регистраторы (или пассивные кассовые аппараты);
кассовые аппараты с интерфейсом;
POS-терминалы.
На предприятиях общественного питания чаще всего применяют пассивные кассовые аппараты, позволяющие проводить лишь стоимостной учет продаж и пробивать чеки. При необходимости они могут квалифицировать продажи по отдельным группам.
Кассовые аппараты этой группы просты в эксплуатации и вполне удобны для использования на небольших предприятиях.
Среди пассивных аппаратов выделяется несколько моделей:
кассовые аппараты Samsung-4516 и -250;
Sharp ER-A250RF — их возможности несколько меньше, чем у Samsung; в то же время они позволяют обслуживать 10 подразделений и программировать 200 наименований (у кассовых аппаратов фирмы Samsung количество программируемых наименований может достигать 300).
К пассивным аппаратам также относятся портативные автономные кассы, работающие без подключения к электросети. Это является их преимуществом. Широкое распространение имеют портативные кассы российского производства «Микро» (АООТ ПО «Искра», г. Смоленск) и ЭКР (АООТ «Искра», г. Курск).
При необходимости автоматизации торговой деятельности используются компьютеры и кассовые аппараты, объединенные в компьютерно-кассовую сеть (ККС). Руководителю крупного ресторана для принятия решения требуются: оперативная информация о состоянии дел в производственных цехах, торговом зале, на складе; данные о движении продуктов и напитков; показатели по реализации продукции собственного производства и покупной продукции, данные о поступлении полуфабрикатов, расчетах с поставщиками.
Решению этой задачи отвечает компьютерный комплекс на базе кассового аппарата «Элвес 01-03Ф», укомплектованного интерфейсной платой, обеспечивающей сопряжение с компьютером по последовательному интерфейсу.
Интерфейсная плата имеет два порта (выхода для подключения внешних устройств) и позволяет одновременно с компьютером подключать к кассовому аппарату электронные весы, а также может обслуживать наиболее распространенные кредитные карты.
В результате могут создаваться компьютерные комплексы. К компьютеру можно подключать до девяти кассовых аппаратов, работа которых поддерживается типовыми операционными системами.
Кассовые аппараты такого уровня работают в двух разных режимах: on-line и off-line. Режим on-line предполагает быстрый доступ к информации, при каждом заказе блюда касса обращается к компьютеру. Этот режим больше всего подходит для очень больших ресторанов с большой сетью филиалов или точек питания, например в отеле. В режиме off-line при выходе компьютерной сети из строя кассовый аппарат будет продолжать работать в режиме накопления. И позже вся информация переписывается на винчестер.
К наиболее распространенным кассовым аппаратам этого типа относятся СЖА-А100Ф и СЖА-2000Ф совместного производства рязанского завода «САМ» и японской фирмы ВМС, а также кассовый аппарат «Элвес 01-03Ф» производства болгарской компании «Оргтехника». В качестве каналов связи между компьютером и контрольно-кассовыми машинами «Элвес 01-03Ф» используются обычный четырехжильный телефонный провод, телефонные раз- ветвители и PJ-разъемы. При этом обеспечивается устойчивая и надежная работа комплекса, состоящего, как минимум, из одного компьютера и девяти кассовых аппаратов.
ОКА-2000Ф легко подключается к компьютеру и работает как мастер-касса — основной сервер, к которому можно подключить до 32 касс. Основное назначение этой кассы — учет денег и кулинарной продукции. Кассовый аппарат может работать в обычном пассивном режиме. Этот аппарат существенно облегчает работу бухгалтерии.
Интеллектуальные кассовые аппараты (POS-терминалы) представляют собой многофункциональные компьютеризированные контрольно-кассовые аппараты, работающие в компьютерно-кас- совой системе и управляющие ее работой.
Неотъемлемой частью современных ресторанов и предприятий быстрого обслуживания являются автоматизированные системы управления на базе POS-терминалов. «Умная» система учета и управления рестораном позволяет контролировать не только объем продаж, но и самые популярные блюда и напитки, остаток на складе, отчеты по разным подразделениям и работу персонала.
Использование POS-терминала оправданно лишь в ресторанах с большим числом торговых залов, филиалов, с интенсивным потоком посетителей и активно работающих с безналичными платежами. С их помощью можно проводить анализ выручки за день или за месяц, определять часы наибольшего притока клиентов, пики посещения ими ресторана в течение года. Каждый вид сырья или полуфабриката учитывается на всех стадиях: поступления от поставщика; хранения на складе; передвижения в сферу производства кухонной продукции. POS-терминал отвечает всем требованиям, предъявляемым к системам такого класса:
автоматическая поддержка любой сложности маркетинговой политики ресторана (например, разнообразные системы наценок);
высокая скорость обработки данных;
возможность сбора данных для последующего учета и анализа;
быстрый обмен данными с поставщиками и т.п.
На российском рынке представлены следующие фирмы-производители кассовых аппаратов: IBM, Omron, Siemens, Nixdorf.
В другой группе лидирующие позиции занимают компании IPC и ABS, выпускающие POS-терминалы.
Эволюция контрольно-учетного оборудования направлена на внедрение такой контрольно-учетной техники, которая бы обеспечивала снижение уровня материального ущерба, что достижимо при хорошей системе управления заведением. В ближайшем будущем на предприятиях общественного питания появятся терминалы для беспроводной авторизации кредитных карточек, поскольку кредитные и другие виды карт имеют все большее хождение. Не за горами осуществление и таких проектов, как ресторан без официантов, ресторан без наличности и Интернет-ресторан. Под рестораном без официантов подразумеваются VIP-залы, где клиенты могут самостоятельно через систему сделать и получить заказ, не прерывая конфиденциальных переговоров. Ресторан без наличности будет популярен среди курортных заведений и гостиниц. Данная система предполагает, что все заказы гостя заносятся на карточку-счет, а оплачиваются разом при выезде (или заезде — с возвратом неистраченной суммы). Интернет-ресторан будет работать по аналогии с Интернет-магазином, когда сделать заказ и зарезервировать место в баре можно будет через Интернет.
В ресторанах для размещения контрольно-кассовых машин отводят помещение перед раздачей, возле буфета или рядом с раздачей.
В ресторанах, как правило, используют многосчетчиковые кассовые машины, которыми могут пользоваться сразу несколько официантов, работающих в одной смене.
Эти машины имеют съемные ключи и обеспечивают независимую работу четырех официантов. Машины регистрируют суммы в четырех денежных счетчиках и счетчике частных итогов, подсчитывают суммы заказов, печатают чековую ленту и производят ее надрезку, печатают контрольную ленту.
Каждый официант, прежде чем приступить к работе на кассовой машине, должен изучить Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин на предприятиях торговли и общественного питания. Он обязан также сдать техминимум.
Книга кассира-операциониста служит контрольно-регистрационным журналом учета показаний суммирующих и контрольных счетчиков. Она должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена печатью и подписями директора ресторана и главного бухгалтера.
Перед началом работы представитель администрации в присутствии официанта, пользуясь ключом с индексом «П», снимает показания суммирующих и контрольных счетчиков. Полученные на начало дня данные сверяют с показаниями на конец предыдущего дня, заносят в книгу кассира-операциониста и заверяют подписями. После этого подписывают начало контрольной ленты, указывают дату, время, номер машины, фамилию официанта и показания суммирующих счетчиков.
В конце рабочего дня официант подготавливает денежную выручку и сдает ее старшему кассиру. После этого представитель администрации в присутствии официанта вновь снимает показания суммирующих и контрольных счетчиков и заносит их в книгу кассира-операциониста. Далее он снимает контрольную ленту и вместе с официантом подписывает ее с указанием даты, номера машины, фамилии официанта и показания счетчиков на конец дня.
По окончании работы ключ «С» или ключи клавиши сдают представителю администрации.
Бельевая и гладильная
В больших ресторанах организуют бельевые для хранения скатертей, салфеток, полотенец, ручников и т.д. Белье хранят на стеллажах по наименованиям и размерам. Скатерти складывают стопками по 25 шт., салфетки, полотенца и ручники — книжками по 25 шт. Скатерти можно также хранить на подвесных съемных штангах (остается только одна центральная складка), салфетки и ручники — на стеллажах.
Использованное белье, рассортированное по наименованиям, находится в специальных ящиках. Доставлять его в прачечную лучше всего в специальных брезентовых мешках, которые целесообразно не завязывать, а шнуровать.
Рядом с бельевой организуют ручную глажку белья и форменной одежды.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные виды торговых помещений ресторана.
2. Какие требования предъявляют к оборудованию аванзала?
3. Назовите основные элементы интерьера зала ресторана.
4. Какие виды оборудования используют для залов? Охарактеризуйте их.
5. Перечислите основное оборудование для буфетов ресторанов.
6. Перечислите основное оборудование баров, расположенных при ресторанах.
7. Как оборудуют сервизную? Каковы правила получения столовой посуды?
8. В чем заключается процесс мойки столовой посуды? Как оборудуют моечную столовой посуды?
9. Перечислите основные типы контрольно-кассовых машин, используемых в ресторанах.
Глава 5. СТОЛОВАЯ ПОСУДА, СТОЛОВЫЕ ПРИБОРЫ, СТОЛОВОЕ БЕЛЬЕ
Столовая посуда
Посуда такая же важная составляющая имиджа заведения, как и его интерьер, вежливость официантов или портье. Невозможно себе представить фешенебельный ресторан, в котором предлагается простенькая посуда. Ведь посетитель покупает не только ка- кое-то конкретное блюдо, но и частицу неповторимой атмосферы данного заведения, его интерьера.
На предприятиях общественного питания используют посуду различных видов: фарфоровую, фаянсовую, стеклянную, хрустальную, керамическую, металлическую, деревянную, пластмассовую.
Ассортимент и количество столовой посуды регламентируются на основании нормативов исходя из типа предприятия, вместимости залов, ассортимента и количества выпускаемой и реализуемой продукции, режима работы, форм обслуживания. Нормативы определены с учетом потребности 3—3,5, а иногда и 4 комплекта на место (два комплекта находятся в обращении в зале или на раздаче, третий — в моечной, четвертый — в сервизной). Такое количество посуды обеспечивает бесперебойное и качественное обслуживание посетителей.
Фарфоровая и фаянсовая посуда. Выпускаемая фарфоровая и фаянсовая посуда отличается простотой и оригинальностью форм, высокой гигиеничностью. У этой посуды нет острых углов, что удобно при ее санитарной обработке. Некоторые тарелки изготавливают квадратной формы.
Фарфоровую и фаянсовую посуду, как правило, украшают каймой или рисунком малиново-розового, синего или палевого цвета. В настоящее время используют посуду разнообразных цветов: голубого, синего и даже черного. Посуду для ресторанов с национальной кухней оформляют национальным орнаментом.
Фарфор и фаянс дпительное время сохраняют тепло и обладают высокой кислотоустойчивостью. Посуда из фарфора отличается легкостью, прозрачностью. Фаянсовые изделия имеют меньшую механическую прочность и термическую стойкость, поэтому они толще, чем фарфоровые.
Фарфоровая посуда имеет снежно-белый просвечивающийся черепок, лучший внешний вид и качество по сравнению с фаянсовой, обладает повышенными термическими свойствами, более высокой стойкостью глазури. При легком ударе по краю фарфорового изделия оно издает четкий продолжительный звук.
В современных ресторанах широко используется китайский столовый фарфор фирмы Chongping China Ceramica (Siu Fund Ceramics) Co. Ltd., возродившей былую славу китайского фарфора. Производимый компанией фарфор получил сертификат качества по стандарту ISO 9001 и SGS. Продукция компания получила наивысшую оценку правительства Китая и теперь носит марку «Фарфор № 1».
Самого высокого качества в мире считается английский фарфор «Веджвуд», имеющий многовековую историю. В списке клиентов компании «Веджвуд» значатся: российская империатрица Екатерина II, английская королева Шарлотта, президент США Теодор Рузвельт, Администрация Президента Российской Федерации. Фарфор «Веджвуд» соответствует высочайшим стандартам качества, он удостоен многих, в том числе королевских, наград. Английскому стилю всегда отдавали большее предпочтение, чем какому-либо другому, за умение сочетать в себе строгие классические традиции с самыми последними тенденциями моды и технологическим новаторством. К тому же столовая посуда «Веджвуд» соответствует всем стандартам качества, сертифицирована по системе ISO 9001 и отвечает высочайшим требованиям предприятий гостинично-ресто- ранного бизнеса. Столовая посуда «Веджвуд» придает красоту самому акту еды, эстетизируя этот процесс.
Фарфор, выпускаемый для ресторанов в традиционном китайском и европейском исполнении, позволяет ресторанам использовать его в странах с разной культурой и кухней. Глазурь фарфора — одна из самых прочных в мире, она не содержит свинца, кадмия, других вредных для здоровья веществ. Поверхность глазури гладкая, твердая — на ней не остаются следы от ножа и вилки. Края изделия тонкие и прозрачные, при этом оно отличается долговечностью, в два-четыре раза превышающей долговечность обычной посуды. Фарфор можно использовать в СВЧ-печах и посудомоечных машинах.
Характерным признаком фарфора, присущим из всех керамических изделий только ему, является его просвечиваемость в тонких местах. Изготавливают два вида фарфора — твердый и мягкий. Твердый обладает высокими механическими, термическими и химическими свойствами. Мягкий фарфор имеет меньшие механическую прочность и химическую стойкость, но более высокую просвечиваемость, по прозрачности он близок к молочному стеклу. К мягкому относятся японский, китайский, французский (севрский) и английский (некоторых фирм) фарфор, к твердому — тра диционный русский, немецкий (знаменитый мейсенский фарфор) и др. Фарфоровая посуда может изготавливаться с цветным черепком или с цветными глазурями. Наиболее часто встречается розовый фарфор или белый, покрытый цветными глазурями. Фарфоровая посуда полностью соответствует гигиеническим требованиям. Фарфоровую посуду используют: