Принципы и методы структурализма
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Утверждаю _________________________ Проректор по академической политике и инновационному развитию профессор Ю.Ю. Гранкин «__»_________2011 г. | |
_________________________ Начальник учебно-методического управления доцент Ю.П. Дмитриева «__»_________2011 г. |
Кафедра общего и сравнительного языкознания
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ИСТОРИЯ ЛИГВИСТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
Для направления
035700 – «Лингвистика»
Профиль – «Перевод и переводоведение»
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
« 14 » июня 2011 г.
Пятигорск 2011
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Пятигорского государственного
лингвистического университета
Михалёв А.Б.Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общее языкознание и история лингвистических учений». – Пятигорск: ПГЛУ, 2011. - 67 с.
Материалы составлены на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования профессионального цикла (базовой части) дисциплин к дисциплине «Общее языкознание и история лингвистических учений» по направлению 035700 – «Лингвистика».
Учебно-методический комплекс содержит организационно-методические положения (включая цели и задачи курса, требования к студентам), характеристику структуры, содержания и учебно-методического обеспечения преподаваемой дисциплины (в том числе тематический план, рабочую программу, рекомендуемую литературу, основные понятия, тематику курсовых работ и контрольные вопросы, формы и виды самостоятельной работы студентов, требования к итоговой аттестации, балльно-рейтинговые параметры оценки образовательных компетенций студента).
Рецензент: кафедра общего и сравнительного языкознания Пятигорского государственного лингвистического университета
© Михалёв А.Б., 2011
© ПГЛУ, 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Организационно-методический раздел II. Содержание курса 2.1. Тематический план дисциплины .................................................................. 2.1.1. Очная форма обучения ............................................…......................... 2.2. Содержание программы курса по дисциплине............................................ 2.2.1. Содержание теоретического курса ...…......................................…..... а) для очной формы обучения 2.2.2. Содержание семинарских (практических) занятий ....................…... а) для очной формы обучения III. Учебно-методическое обеспечение изучения курса дисциплины 3.1. Карта методической обеспеченности учебной дисциплины .…................ 3.2. Формы и методы контроля усвоения материала в соответствии с целями и задачами учебной дисциплины .............................. 3.3. Банк контрольных заданий ........................................................................... 3.3.1. Банк контрольных заданий и вопросов по каждой теме учебной дисциплины..…........................................ 3.3.2. Контрольные вопросы для промежуточной и итоговой аттестации 3.4. Методические рекомендации по руководству самостоятельной работой для студентов . |
Организационно-методический раздел
1.1. Назначение и трудоёмкость дисциплины | Дисциплина «Общее языкознание и история лингвистических учений» нацелена на ознакомление студентов-магистрантов с основными проблемами и парадигмами языкознания, с современным состоянием науки, методами и принципами изучения языка. Общая трудоемкость дисциплины – 108 часов. Из них 36 часов – аудиторных и 72 часа – самостоятельная работа. | ||
1.2. Основные дидактические единицы | Научная парадигма в лингвистике как результат выделения определенных свойств языка. Смена научных парадигм в истории лингвистики как отражение изменения уровня науки в целом и уровня научных знаний в конкретной области науки. Логическая парадигма в Античности, в Средневековье и в Новое время. Сравнительно-историческое языкознание ХIХ в. Создание сравнительных грамматик европейских языков. Сравнительно-исторический метод. Естественнонаучные истоки натуралистической парадигмы. Языкознание как естественная наука. Философия лингвистического психологизма. Трактовка языковых категорий как категорий психолингвистических. Младограмматический этап (Лейпцигская школа, Московская школа, Казанская школа). Идеоэтническая парадигма, ее противопоставленность логико-универсальной парадигме языка. Социологическая парадигма. Женевская и французская социологические школы. Социальная психология и функционирование языка. Структурно-функциональная парадигма в языкознании ХХ в. Философское основание структурализма, его методология. Понятие структуры языка. Теория лингвистического моделирования. Пражский, Копенгагенский и Американский структурализм. Современная научная парадигма. Психолингвистика. Социолингвистика. Лингвистика текста. Коммуникативная лингвистика. Когнитивная лингвистика. | ||
1.3. Цели изучения дисциплины | Дисциплина «Общее языкознание и история лингвистических учений» нацелена на понимание студентами-магистрантами полиаспектности объекта лингвистики, осмысление основных методологических этапов в истории языкознания, на смену научного фокуса при трактовке объекта и на преемственность более ранним лингвистическим течениям, а также на владение сложившимися методиками лингвистического анализа для их применения в научной работе и в переводческой деятельности. | ||
1. 4. Задачи учебной дисциплины | В задачи курса входит: 1) ознакомление с основными этапами развития науки о языке, начиная с древнейших времен и до наших дней; 2) ознакомление с научными школами и самыми яркими представителями науки; 3) выделение проблем, обсуждаемых на протяжении всего развития языкознания, и ракурсов рассмотрения языка; 4) ознакомление с методами лингвистических исследований и с практикой их применения. | ||
1.5. Цикл, к которому относится дисциплина | Профессиональный цикл, базовая часть (№ М2.Ф.1). | ||
1.6. Требования к результатам освоения дисциплины: | |||
1.6.1. Компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины: | Общегуманитарные (ОК): - ОК-6: владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач; - ОК-7: владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владение культурой устной и письменной речи; - ОК-8: умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования. Профессиональные: - ПК-1: владение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных явлений на всех уровнях языка и закономерностей функционирования языков, их функциональных разновидностей; - ПК-31: владение современной научной парадигмой, системное представление о динамике развития избранной области научного и профессионального развития; - ПК-32: умение использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики; - ПК-33: владение знанием методологических принципов и методических приемов научной деятельности; - ПК-34: умение структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности для творческого использования; - ПК-35: умение устанавливать междисциплинарные связи языкознания с другими областями знания и понимание их значения для будущей профессиональной деятельности; - ПК-41: владение приемами составления и оформления научной документации (диссертаций, отчетов, обзоров, рефератов, аннотаций, докладов, статей), библиографии и ссылок; - ПК-42: владение способностью формировать представление о научной картине мира; - ПК-43: владение способностью самостоятельно приобретать и использовать в исследовательской и практической деятельности новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность; - ПК-46: владение способностью самостоятельно разрабатывать актуальную проблему, имеющую теоретическую и практическую значимость. | ||
1.6.2. Признаки проявления компетенции (база формирования компетенции) | Знать: - основные этапы развития науки о языке, начиная с древнейших времен и до наших дней; - научные школы и самых ярких представителей науки; - проблемы, обсуждаемые на протяжении всего развития языкознания, и ракурсы рассмотрения языка; - методы лингвистических исследований. | Активные, интерактивные и иные инновационные методы (технологии), используемые для формирования | Средства оценивания |
- лекция-консультация; - составление ментальных карт; - кейс-технология; - форум в ЭОС EDU.PGLU.RU; - технология развития критического мышления через чтение первоисточников и самостоятельную интерпретацию; - создание собственной базы данных по проблеме; - проблемные группы; - круглые столы. | - традиционные тесты: Ти И; З, По; - устный, письменный опрос: Т и И; З, По, Пр; - эссе: Т и И; З, По, Пр; - кейсы: Т и И; З, По, Пр; А, О, С; - проблемные ситуации: Т и И; З, По, Пр; А, О, С; | ||
Уметь: - ориентироваться в научно-исторических парадигмах лингвистики; - устанавливать междисциплинарные связи языкознания с социальным, культурным, мировоззренческим и др. контекстами жизни общества; - выделять главные вопросы в рамках различных лингвистических проблем. | - кейс-технология; - форум в ЭОС EDU.PGLU.RU; - технология развития критического мышления через чтение первоисточников и самостоятельную интерпретацию; - создание собственной базы данных по проблеме; - проблемные группы; - круглые столы; - публичное выступление (презентация); - проект. | - публичное выступление (презентация): Т и И; З, По, Пр; А, О, С; - проект: Т и И; З, По, Пр; А, О, С; | |
- кейс-технология; - форум в ЭОС EDU.PGLU.RU; - технология развития критического мышления через чтение первоисточников и самостоятельную интерпретацию; - создание собственной базы данных по проблеме; - проблемные группы; - круглые столы. | - тесты практических умений: Т и И; А, О, С. - устный, письменный опрос: Т и И; З, По, Пр; - публичное выступление (презентация): Т и И; З, По, Пр; А, О, С; | ||
Владеть: - основными методами лингвистического анализа; - способностью формулировать проблему, описывать ее состояние, самостоятельно находить оптимальные пути ее решения; - навыками научно-исследовательской практики; - основными приемами оформления научной документации. |
II. Содержание курса
Тематический план дисциплины
«Общее языкознание и история лингвистических учений»
(очная форма обучения)
№ | Тематика лекций и семинарских занятий | Общая трудоемкость (час.) | Аудиторные занятия (час.) | Самостоятельная работа | Основные баллы | Дополнительные баллы | |||||
Лекции | Семинары | ||||||||||
Традиционные | Практикоориентированные и интерактивные | ||||||||||
Лекции | Семинары | ||||||||||
1. | Тема 1. Языкознание: 25-вековая история. Эскизный обзор лингвистических традиций. | ||||||||||
Раздел 1. Доисторический период языкознания | |||||||||||
2. | Тема 2. Восток и Запад: древнеиндийская и древнегреческая традиции. Предпосылки научного интереса к языку и теоретические следствия в современности. | ||||||||||
3. | Тема 3. Языкознание в Древней Индии. Лексикография Яски, грамматика Панини, философия Бхартрихари. | ||||||||||
4. | Тема 4. Языкознание в Древней Греции и Риме. Проблема имени и вещи. Семасиологический подход в грамматическом описании. | ||||||||||
5. | Тема 5. Языкознание Средних веков. Номинализм и реализм. Проблема универсалий. Проблема слова и понятия. | ||||||||||
6. | Тема 6. Языкознание эпохи Возрождения. Принципы универсальной грамматики. Зарождение типологической мысли. | ||||||||||
Раздел 2. Становление языкознания как самостоятельной науки | |||||||||||
7. | Тема 7. Сравнительно-историческое языкознание: основатели, принципы, метод. | ||||||||||
8. | Тема 8. Философия языка В. фон Гумбольдта. Идеоэтническая парадигма. | ||||||||||
9. | Тема 9. Философия лингвистического психологизма. | ||||||||||
10. | Тема 10. Младограмматизм: проблема внутренних факторов изменения языка. | ||||||||||
11. | Тема 11. Социологическая парадигма. Социальная психология и функционирование языка. | ||||||||||
Раздел 3. Новый и новейший периоды языкознания (XX-XXI вв.) | |||||||||||
12. | Тема 12. Принципы и методы структурализма. | ||||||||||
13. | Тема 13. Генеративистская лингвистическая парадигма. | ||||||||||
14. | Тема 14. Современный лингвистический функционализм. | ||||||||||
Итого: | |||||||||||
Содержание программы курса по дисциплине.
Содержание теоретического курса.
Тема 1.
Языкознание: 25-вековая история
Эскизное описание предпосылок интереса к языку с древнейших времен до наших дней.
Сакральный аспект языка. Цель: сохранение всех структурно-семантических основ, орфоэпических и орфографических норм, толкование непонятных слов и т.д.
Язык и философия познания. Слово – сущность вещи. Логика и грамматика.
Язык – Мышление – Реальность. Стремление к универсальным обобщениям. Универсальная грамматика.
Язык и языки. Проблема множественности языков мира. Установление родства между языками и поиски праязыков. Попытки создания международных искусственных языков.
Осознание изменчивости языков. Изучение внутренних и внешних факторов языковых изменений. Психологический аспект языка. Субъективная и социальная психология: их воздействие на жизнь языка.
Структуралистская революция в языкознании. Синхрония и диахрония. Отвлечение от психологического и социального контекстов. Понимание системы и структуры. Поиск основных типов отношений в языке. Моделирование объекта языкознания.
Развитие структурализма в генеративном направлении. Функционалистская оппозиция структурализму. Синтетичность и синэргетичность функционального подхода и его разновидности.
Тема 2.
Восток и Запад: древнеиндийская и древнегреческая традиции.
Условия возникновения языкознания. Толкование и сохранение священных Вед. Веданги – первые (комплексные) грамматические памятники. Вьякарана – грамматика в европейском понимании.
Лексикография и этимология Яски. «Нирукта» - опыты этимологизирования. «Нигханту» - опыт лексикографии. Идеографический принцип составления. 4 разряда: субстанции, действия (процессы), признаки (качества), атрибуты. 4 грамматических класса слов. Словарь “Амаракоша”. Группирование слов по идеографическому принципу. «Книга о небе». «Книга о земле». «Сборная книга».
Концепция лингвистического описания в грамматике Панини («Восьмикнижие»). Иерархическое описание всех ярусов языка. Принцип дистрибуции. Парадигматический и синтагматический подходы. Преемственность между ярусами языковой системы: фонетика – морфология – синтаксис. Идеальная морфемная схема предложения.
Философская концепция Бхартрихари («Вакьяпадия»). Слово как высшая сущность, первопричина Вселенной. Стадии развития слова: «провидческая», «промежуточная», «высказанная». Понятие «спхота» - семантико-прагматическая категория.
Общие направления древнегреческого языкознания. Философские направления и основания (Гераклит, Парменид, Демокрит, Протагор).
Платон «Кратил, или о правильности имен». Композиция. Проблема взаимосвязи имени и вещи. Звукоподражание и звукосимволизм. Продолжение традиции звукоизобразительного подхода в истории языкознания. Диахроническая проблематика.
Грамматическое учение Аристотеля. Синхронический подход. Логика и грамматика. Лексическая и грамматическая многозначность. Основные единицы речи. Классификация звуков речи.
Стоики. Учение о логике. Учение о частях речи. Падежи. Учение о временах глагола. Классификация предложений-суждений.
Древний Рим. Предпосылки появления филологии. Аномализм и аналогизм. Марк Терренций Варрон «О латинском языке». Элий Донат «Грамматическое руководство». Присциан «Курс грамматики».
Тема 12.
Принципы и методы структурализма
Основные положения теории Ф. де Соссюра. Теория языка и речи. Язык как система. Лингвистический знак, его произвольность, линейность, значимость, концептуальный и материальный аспекты значимости. Учение о синхронии и диахронии. Определение внешней и внутренней лингвистики.
Пражская лингвистическая школа. Основные принципы. Понятие функции. Различение синхронии и диахронии. Язык как система. Фонологическая концепция Н.С. Трубецкого. Интерпретация положения Соссюра об означаемом и означающем. Функции звука. Учение о смыслоразличении. Звуки взаимозаменимые и взаимоисключающие. Правила выделения фонем. Теория оппозиций. Грамматическое учение Р.О. Якобсона. Синтаксические воззрения. Проблема языковых союзов.
Датский структурализм (Глоссематика). Принцип дедукции. «Эмпирический принцип». Принцип имманентности. Функция и функтив. Типы зависимостей. Учение о знаках и фигурах. Л. Ельмслев. Четырехчленное деление языка: схема – норма – употребление – акт речи.
Американский структурализм (Дескриптивная школа). Л. Блумфилд. Допущение регулярности языковых изменений. Исключение психологии. Специфическое понимание языкового значения. Разделение Речь – Язык – Высказывание. Дистрибутивный анализ: термины и понятия. Типы дистрибуций. Ч. Хоккет: метод непосредственно составляющих. З. Хэррис: трансформационный метод анализа.
Тема 14.