Два слова о «модном» Фрейде

Основное для Фрейда не сознание, а бессознательное. Личность человека как-бы трехслойна. «Оно» - комплекс Инстинктивных желаний, рвущихся наружу. «Эго», то есть«я» - сознание, удерживающее эти инстинкты в разумных, человеческих границах. «Супер-Эго», сверх-я - то, что сознательно усваивается человеком от других людей, -Требования общества, социальные нормы и т.д. В жизни человека действует «принцип реальности», - говорит Фрейд. Нельзя жить по законам «Оно»: тогда мы потеряем человеческий облик. Но, с другой стороны, немыслимо всегда соблюдать требования «Супер-Эго» - мы же люди, а не автоматы! Однако «Супер-Эго» давит на нас: «Делай, как надо!» Мы не можем на практике не нарушать его требований - но испытываем при этом тревожность (фрустрацию), чувство вины. Включаются механизмы защиты, самооправдания, компенсации, Например, мы забываем то, что подсознательно хотим забыть, «Эго» вынуждено действовать на два фронта : сдерживать рвущееся вперед «Оно» и в тоже время примирять максимализм «Супер-Эго» с «естественным» стремлением сохранить природные потребности, врожденным инстинктам, Но эта картина реалистична еще в одном отношении. Социальность социальности рознь. Если «Супер-Эго» отражает систему требований буржуазного общества, социальные нормы, диктуемые правящим классом, а проще – личность, может их не принимать, отталкивать, хотя и вынуждено полностью к ним приспосабливаться. Такая неустроенность личности не имеет ничего общего с универсальными общечелове-ческими законами психики. Но «Супер-Эго» не сдержишь - вот и приходится искать обходные пути, увертки. Какая уж тут гармония! «Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет вводу...» Вам, конечно, уже ясно, в чем важнейший просчет теории личности Фрейда. Социальная природа психики в целом начисто отрицается. «Оно», то есть желания, переживания - все, что лежит за пределами разума – объявляется агрессивно внесоциальным и в то же время глубоко биологическим. А социальные компоненты сознания («Эго»), хотя они как будто и органичны, становятся у Фрейда источником постоянной внутренней дисгармонии личности. Социальное и биологическое вечно-де воюют в человеке. Советские психологи, анализировавшие взгляды Фрейда, не раз отмечали: эта картина реалистична, но она типична для человека с патологическими отклонениями в структуре личности, для невротика. Фрейд был врачом, психиатром, имел дело с нервнобольными, и медицинская специальность сослужила плохую службу Фрейду-теоретику. Впрочем, и у нервнобольных «Оно» никак несводимо к одним только законам био-психики человека, к неустроенности самого общества, противоречий между господствующей идеологией и классовым сознанием. Вот этого-то не смог увидеть Фрейд. И тем не менее он сделал большое дело для современной психологии тем, что привлек ее внимание к «Эго», «слою», лежащему между сознанием и автоматическими но бессознательными процессами, и тем помог перекинуть мостик между «душой» и механизмами поведения, деятельности. Фрейд, можно сказать, подкопался под пограничный столб между сознанием и несознанием.

Итак, вы разучили комплекс упражнений для расширения поля зрения. Быстрое чтение - это всегда вертикальное движе­ние глаз. Только в этом случае вы можете реализовать новую программу умственной деятельности, новые коды восприятия и обработки информации. Расширение поля зрения - надежный ключ к решению этой задачи.

Прежде чем приступить к очередному уроку, посмотрите ваш план-график и запишите результаты измерения скорости чтения последнего урока.

Урок 6. ЧИТАЕМ ВЕРТИКАЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЕМ ГЛАЗ

Цель урока - формирование навыков чтения вертикальным движением глаз.

Что вы умеете?

Приступая к очередному уроку, проанализируем, что вы умеете сегодня, освоив пять уроков быстрого чтения.

Первое - вы хорошо усвоили первое правило быстрого чте­ния - читать без регрессий. При чтении любых текстов ваши глаза бегут только вперед.

Второе - вы всегда читаете по интегральному алгоритму чтения. Закончив читать текст, вы видите, представляете себе семь блоков алгоритма и проверяете их заполнение.

Третье - по окончании чтения у вас формируется доми­нанта - основная смысловая часть текста. Сжато и точно вы можете выразить основные мысли, идеи автора.

Четвертое - вы читаете без артикуляции. Информация об­рабатывается только зрительным путем без проговаривания.

Пятое - у вас широкое поле зрения. Вы видите почти всю страницу в упражнении «Созерцание зеленой точки». Узкие газетные колонки вы читаете только вертикальным движением глаз.

Перечисленные приемы быстрого чтения, которыми вы уже владеете, составляют основу методики. Они входят глав­ными составляющими в семь «золотых правил» быстрого чтения. Итак, вы умеете уже многое. Что же дальше? Наверное, вы уже пробовали читать вертикальным движением глаз не только га­зетные статьи, но и книги и потерпели неудачу Если вы еще этого не сделали, попробуйте перевернуть две страницы книги назад и читать, стараясь удерживать глаза строго вертикально, Как бы разрезая страницу подбородком посередине. Несмотря на то что текст вам уже знаком, чтения как такового все же не было. В чем причина? Хотя вы и располагаете всеми возможно­стями для вертикального чтения, психологически вы к нему еще не готовы. Эту задачу и выполняет новое упражнение.

«Метод штурма»

Патент России № 2128861

Что такое штурм? Это не фамилия автора упражнения. Авторы упражнения - наша научная группа. Это настоящий штурм, штурм инерции вашего мышления. Правильнее назвать это уп­ражнение «Метод мозгового штурма». Штурм - это преодоление вашей инерции, искоренение ваших привычек, в частности привычки читать традиционным методом. Мы много лет читали, передвигая глазами горизонтально по каждой строке. Мы при­выкли так читать. Теперь же предлагают перейти на принци­пиально иной способ движения глаз. Вы пытаетесь попробовать, и вот здесь все ваше внутреннее «я» протестует против этого на­силия: мы так не можем, мы учились совершенно иначе чи­тать и двигать глазами. Как же решить эту задачу? Оказалось, что здесь нужно упражнение, которое в стрессовой ситуации создавало бы необходимость выполнения традиционной задачи нетрадиционными средствами. Это упражнение мы называем «Метод штурма».

В возможности чтения текста вертикальным движением глаз убедили нас результаты экспериментов, которые были проведены в лаборатории процессов зрительного восприятия Института психологии. Изучалось движение глаз испытуемых, предвари­тельно обученных быстрому чтению.

Испытуемый, сидя в кресле, читал .текст, расположенный вертикально перед ним на расстоянии 30 см. Чтобы привыкнуть к чтению с присоской Ярбуса, укрепленной на внешней поверх­ности глазного яблока, проводились тренировочные занятия. После двух-трех дней тренировки присоска уже не мешала. Перед чтением давалась инструкция: читать только методом быстрого чтения. Тексты после одного прочтения менялись. Рассмотрим эксперименталь­ные записи движений глаз. На рис. 28 дана запись движений глаз по тексту заметки газеты «Правда» испытуемой С., про­шедшей обучение за три месяца до этого исследования. Она про­чла статью в пять абзацев за 20 с, показав при этом скорость чте­ния 4800 знаков в минуту.

Как следует из этого рисунка, фиксация глаз и трасса взора рас­полагаются в большей части именно на ключевых словах или в их смысловом поле, где нахо­дятся смысловые ряды. Приме­чательно чтение последнего аб­заца заметки: траектория взора проходит по первой половине

абзаца посередине, и ключе­вые слова также равно отстоят от центра вправо и влево. Последняя же треть абзаца характеризуется асимметрич­ным переносом траектории движения глаз слева направо - посередине смысловых рядов.

На рис. 29 дана запись движений глаз испытуемой М., которая была обучена за год до экспериментального исследования. Текст, состоя­щий из шести абзацев, был прочтен испытуемой за 25 с. Ключевые слова Два слова о «модном» Фрейде - student2.ru Два слова о «модном» Фрейде - student2.ru

расположены на условной вертикали, проведенной через середину колонок. Траектория движений взора и здесь отражает стремление к балансировке ключевых слов и тяготение к смысловым рядам как «ядерной» основе. Мы видим, что М. использует верти­кальное чтение, однако есть много горизонтальных движений глаз, неоправданные регрессии. Сравнив эту запись с предыду­щей, можно судить о конечных успехах обученного человека. На этапах самого процесса обучения эти записи теперь ис­пользуются как подкрепляющая обратная связь.

Из приведенных записей видно, что фиксация взора распо­лагается именно на ключевых словах и смысловых рядах, т.е. центральное поле зрения наведено на определенные смысловые группы, значимые как для автора, так и для читателя. Это происходит вследствие обучения быстрому чтению по методике, направленной на понимание смысловых связей в тексте. Развитое периферическое поле зрения у обученного читателя, сочетающееся к тому же с чтением без артикуляции, и есть та достаточная обратная связь, которая наводит цент­ральное поле зрения на наиболее весомые смысловые центры в тексте - «золотое ядро». Если провести усредненную линию, определяющую траекторию движения глаз при чтении текста во всех разобранных экспериментах, то она будет проходить почти вертикально сверху вниз по центру страницы.

Упражнение «Метод штурма» помогает освоить такую технику движения глаз. Однако вертикальное движение глаз не самоцель. Основная задача упражнения состоит в изменении программы

восприятия текста, с тем чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество смысловой информации. Необходимо постоянно помнить об избирательной способности мозга. Установлено, что в процессе чтения при фиксации взора на строке текста по зрительному нерву в сжатом виде направляется только самое главное, второстепенное остается «на потом» или не берется вовсе.

Зрительная система не просто переносит в мозг сведения о распределении букв и их конфигурациях на отдельных участ­ках страниц книги, а уже с самого начала, когда изображение текста только попадает на сетчатку, выявляет характерные эле­менты конфигураций слов, не реагируя на те участки текста, которые передают малозначащую информацию об увиденном. Как установили психологи, при чтении слова распознаются благодаря их ассоциативной связи с понятиями, с некоторой алгоритмической схемой или совокупностью соотношений, смыслов, которые конструирует сам читающий. Люди зани­маются постоянно таким алгоритмическим распознаванием зрительных образов. По-видимому, оно основано на процессе, в котором слова служат лишь своего рода «ключами», помогаю­щими конструировать (генерировать) образное представление смысла того сообщения, которое задается мозгом в данный момент чтения.

На рис. 23 мы уже видели в сопоставлении схемы движения глаз при медленном и быстром чтении. Движение глаз по цен­тру страницы обеспечивает наиболее эффективную стратегию чтения. Если посмотреть со стороны на человека, читающего быстро, создается впечатление, что он как бы разрезает подбо­родком страницу сверху вниз. Но если внимательно наблюдать этот процесс длительное время, то можно заметить, что иногда глаза читающего слегка отклоняются от вертикали - то вправо, то влево. Такое чтение можно объяснить следующим образом.

Когда глаза читающего двигаются вертикально по центру страницы, идет восприятие текста и его опознание в соответ­ствии с имеющимися в памяти эталонами.

Но вдруг взгляд отклоняется от вертикальной линии, а глаза побежали по строчке, впитывая существенно новую информа­цию. Глаза выполняют непроизвольную команду мозга. Тут же, мгновенным перебором, было установлено: в кладовой памяти нет таких сведений. Прочитанные данные представляют интерес и должны быть осознаны более глубоко. Но как только это сделано, можно вновь вернуться к вертикальному чтению. Возникает вопрос: как часто отклоняются глаза от генерального верти­кального движения.

Наблюдения показывают, что у обученного человека это происходит достаточно редко. Причина - избыточность текста. Найти и обработать только содержательную часть текста - вот задача быстрого чтения. И навык вертикального движения глаз -один из наиболее эффективных путей решения этой задачи.

В основе упражнения «Метод штурма» лежит создание стрессовой ситуации. На чтение одной страницы книги отво­дится только 15 с. И за это время вы должны действительно прочитать, а не просмотреть и не пробежать глазами текст.

Представьте себе, что вы находитесь в лабиринте. Долгое время вы ищете выход, силы на исходе, осталась последняя спичка. Наконец вы подошли к указателю, где записаны правила выхода из лабиринта. За 15 с, которые горит спичка, вы должны успеть прочитать, понять и запомнить инструкцию. От этого зависит ваша жизнь. Максимальная мобилизация всех сил, внимание и сосредоточенность. Вы приготовились, начали чтение...

Приведенная выше ситуация и представляет собой упраж­нение «Метод штурма», с той только разницей, что прочитать в таком режиме нужно не одну страницу, а 10-12 книг объемом 50-100 страниц каждая. Что читать? Как отмечать время? Что понимать в прочитанном? Давайте вместе разберемся в этих вопросах.

Упражнение «Метод штурма»

Правила выполнения упражнения

1. Необходимо подготовить 10-12 книг научно-популярного характера объемом 50-100 страниц каждая знакомой тематики. Для этого упражнение нельзя использовать учебники, художе­ственную литературу, а также книги с большим количеством формул, таблиц и фактографических данных. Желательный размер книги: 20 х 12 см.

2. Первые две-три книги необходимо предварительно раз­метить - провести простым карандашом легкие линии верти­кально сверху вниз по центру каждой страницы.

3. Читать ежедневно одну книгу от начала и до конца, затра­чивая на чтение каждой страницы не более 15с.

4. Время чтения каждой страницы фиксировать по секундомеру, расположенному в поле зрения. Можно записать на магни­тофоне отметки времени. Можно, что более предпочтительно, взять интегральное время на чтение всей книги. Например, 100 страниц прочитать за 25 мин.

5. Главное при таком чтении - строго вертикальное движение глаз по центру страницы с полным охватом всего поля текста. Фиксация глаз - их остановка и частично горизонтальные движения - допустима, но только в местах с наибольшей ин­формативной плотностью.

6. Полностью понимать и усваивать прочитанное при таком чтении пока не нужно. Следует помнить, что «метод штурма» - это не способ чтения, а. только методический прием, фор­мирующий навык вертикального движения глаз по центру страницы.

7. Каждая книга читается от начала до конца без перерыва. По окончании чтения надо письменно ответить на следующие вопросы: название книги, ее автор, выходные данные (изда­тельство, год издания, объем), о чем эта книга и какие наиболее интересные события, факты, явления вам запомнились.

Итак, вы начали читать книгу в режиме «метода штурма». Как надо ее читать?

Дополнительно к правилам выполнения этого упражнения предлагаем вам алгоритм чтения в режиме «метода штурма».

1. Увидеть - это значит увидеть всю страницу книги так же, как вы видите страницу в упражнении «Созерцание зеленой точки», так же, как вы видите таблицу Шульте в упражнении перед началом работы с ней. Это очень важно - охватить взглядом всю страницу сразу.

2. Найти информативный блок. Что это значит? Ваши глаза плавно и быстро скользят сверху вниз, но не строго по верти­кали, а описывая плавные дуги для охвата всего поля текста.

Примерно вот так:

Два слова о «модном» Фрейде - student2.ru

В процессе такого движения вы не формально двигаете глазами, а ищете самое интересное, самое важное, самое главное на этой странице. И вдруг вам показалось, что вот здесь что-то самое важное. Именно здесь и надо остановиться и вы­полнить третий пункт алгоритма.

3. Прочитать информативный блок, используя при необхо­димости и горизонтальные движения глаз. Переворачиваете страницу и уже знаете, что нужно делать дальше: нужно сле­дить за логическим развитием той мысли, которую вы увидели на предыдущей странице. Вы можете сказать, что за пределами внимания остается многое другое. Это естественно. Потери при таком способе чтения обязательны. Наша задача - дока­зать принципиальную возможность чтения в таком режиме.

Очень эффективно еще одно упражнение: вы прочитали книгу в режиме «штурма» и записали ее содержание. Теперь отложите книгу и через три дня начните снова ее читать: мед­ленно и традиционно. Вас ожидает удивительное открытие:

вам постоянно будет казаться, что вы уже знаете это, и это вы уже раньше читали. В целом окажется, что вам не надо больше ее читать. Все, что нужно, вы уже узнали при первом чтении.

Домашнее задание

1. Читать ежедневно «методом штурма» одну книгу объемом до 100 страниц. Читать без перерыва, в среднем за 25 мин. Закончив чтение, посидите, поразмышляйте. Затем письменно ответьте на вопросы: название книги, ее автор, выходные данные - и запишите доминанту всей книги в целом.

2. Обязательно провести эксперимент с отсроченным вос­произведением. Прочитать книгу «методом штурма», а через три дня снова начать ее читать традиционным способом чтения, чтобы убедиться в эффективности начального чтения.

3. Читать ежедневно две газеты, используя чтение верти­кальным движением глаз.

4. Продолжать тренировки с таблицами Шульте.

5. Продолжать упражнение «Созерцание зеленой точки».

6. В заключение урока прочитать контрольный текст 6. Читать его необходимо как можно быстрее, используя вертикальное движение глаз. Помнить об интегральном алго­ритме чтения. Искать в тексте ответы на типовые вопросы, предусмотренные блоками интегрального алгоритма. Выявить основное смысловое содержание прочитанного. Заметить общее время чтения, а затем ответить на 10 контрольных во­просов и подсчитать фактическую скорость чтения. Опреде­лить увеличение скорости чтения и сделать соответствующие пометки в индивидуальном графике учебного процесса.

«Крестьянка» Текст 6 Ns 2,1990 Объем - 4500 знаков

Сколько живем? Как живем?

«Издревле повелось считать женщин «слабым полом». Если иметь в виду их физическую силу, это правильно. Действительно, ни Власовых, ни Жаботинских среди женщин не сыскать...» Этой Цитате больше 20 лет. Тогдашние читатели восприняли ее спокойно, не подозревая о грядущей сенсации. А сенсация была тут же, буквально в следующих абзацах. Оказалось, что вопреки своему очевидному физическому превосходству, мужчины гораздо менее жизнестойки, чем женщины. Со статистическими выкладками в руках это совершенно точно доказал известный демограф про­фессор Б. Урланис...

...Вот лишь один показатель мужского здоровья. Правда, самый красноречивый: в нашей стране женщины живут в среднем на 10 лет дольше, чем мужчины. В других странах женщины тоже живут дольше мужчин, но такой огромной разницы нет нигде. Специалисты считают столь большие «ножницы» в продолжитель­ности жизни тревожным симптомом мужского нездоровья.

Почему же мы, мужчины, будучи и сильнее, и крупнее женщин, на поверку оказываемся менее здоровыми? Так уж исторически сложилось. Ведь во все времена мужчине приходилось выполнять функции, связанные, с большей степенью риска. Он - добытчик, охотник, защитник, воин. В отличие от женщины, вея жизнь кото­рой загружена постоянным кропотливым трудом, мужчине всегда было свойственно резко менять сверхактивную деятельность на пассивное времяпровождение, опасность которого особенно велика в наши времена, когда почти половина всех смертных случаев вызвана сердечно-сосудистыми заболеваниями.

...Существует и заметная биологическая предопределенность относительно меньшей продолжительности жизни мужчин». По мнению ученого В. Геодакяна, в ходе эволюции мужской пол как бы воплощает потребность биологического вида в изменчивости, в стремлении к поиску совершенствования, а женский - в ста­бильности, надежности, устойчивости. Можно сказать, что суще­ства мужского пола - это авангард биологического вида, готовый изменить среду обитания, приспособить ее к своим нуждам; жен­ский пол скорее сам приспособится к существующим условиям. Геодакян говорил «На один и тот же неблагоприятный внешний фактор мужчина и женщина реагируют по-разному. Допустим, изменился климат, как теперь говорят, стал заметно холоднее. У женщин в ответ на ото увеличивается слой подкожной клетчатки, а мужчина раздобудет теплую шкуру или оборудует жилище в пещере». Ясно, что мужской ответ на изменившиеся обстоятель­ства связан с большей степенью риска: добывая медвежью шкуру, недолго потерять свою голову.

Мудрая природа «учла» эту ситуацию, и потому мальчиков всегда рождалось больше, чем девочек. У нас в стране, согласно статистике роддомов, на 100 девочек - 106 мальчиков. Но уже к 30-летнему возрасту численность мужчин и женщин сравнивается, примерно к 60-65-летнему - женщин становится вдвое больше, чем мужчин. Уточню: это не только и не столько биологическая закономерность, сколько «старания» мужчин «сделать все, чтобы их не хватало».

Давайте-ка вспомним наших знакомых, ушедших за последние годы. Инфаркт, инсульт, несчастный случай, рак, тромб. Возраст - далеко до пенсии, хорошие люди, работники. Если проанализиро­вать каждое несчастье в отдельности, то увидишь, что слепой рок -редкость. А чаще человек сам вел себя к гибели. Кому жизнь надоела. Кто не хотел делать над собой усилие, чтобы жить иначе. Кто просто не задумывался над тем, как жить.

Возможно, некоторым читателям не понравятся эти слова. Но не я придумал, что здоровый образ жизни и здоровый, оптимистич­ный образ мыслей не только продлевают жизнь, но и наполняют ее смыслом, интересом, духовностью. Это давно уже распознала вековая мудрость народа и подтвердили новейшие изыскания ученых, проведенные в разных странах.

Так что же значит зарядка, трезвость? Нет, я сейчас не о том. Не думаю, что нас спасет гимнастика или даже категорический и абсолютный отказ от спиртного. По моему глубокому убеждению, качать надо с иного - с познания себя как личности, с самоуваже­ния. Ведь та война на самоуничтожение, которую мы ведем давно и упорно, идет не во имя каких-то высоких идеалов, не за землю и волю. На ее знамени начертаны лозунги безразличия к самим себе. Да, нас десятилетиями приучали к тому, что план надо выполнять любой ценой, что личным надо жертвовать ради общественного. Ну, а если человека приучали по делу и без дела жертвовать собой, то было бы странно, если бы он собой дорожил, если бы высоко оценивал значимость своего здоровья, своей судьбы.

Правда, этому многолетнему идеологическому напору проти­востоят здравый смысл и чувство ответственности за свою семью, за детей.

Статистика показывает, что семейные мужчины живут дольше одиноких холостяков и гораздо реже становятся жертвами несча­стных случаев. Выходит, спасателями сильного пола становятся фактически малолетние дети и женщины. Может быть, именно к ним обращен призыв профессора Б. Урланиса «Берегите мужчин»

Мне кажется, мужчины должны позаботиться о себе сами. Человек, осознавший свою самоценность, осмысливающий уни­кальную неповторимость факта своего рождения, со всей серьез­ностью отнесется и к своей судьбе. Позаботится об образовании,

о том, чтобы стать хорошим специалистом, о том, чтобы заслу­жить уважение окружающих хорошей работой, порядочными по­ступками, привлекательным внешним видом. Когда мы наконец покончим с позорным пренебрежением собой, только тогда и за­думаемся о том, как, какими средствами укрепить свое здоровье.

С. Шенкмам

Итак, вы изучили пятое «золотое правило» быстрого чтения: читать вертикальным движением глаз. Пытаясь использовать вертикальное движение глаз, вы сталкиваетесь с трудностями. которые определяются главным образом нашей психической неподготовленностью. Сломать этот психологический барьер. доказать самому себе реальную возможность осуществления иной техники движения глаз - вот задача упражнения «Метод штурма». Для тех, кто испытывает трудности при чтении книги в режиме, «метода штурма», мы рекомендуем дополнительное упражнение, которое называется «б0 + 15».

Упражнение «60 +15»

1. Созерцать страницу книги б0 с (1мин). В процессе такого созерцания разрешаются любые движения глаз: волнистое, овальные, какие угодно, кроме горизонтальных. Время созер­цания можно увеличить до 2-3 мин. Максимально - 3 мин.

2. В процессе созерцания найти на странице информатив­ный блок.

3. За 15с прочитать найденный информативный блок. И так вы поступаете с каждой страницей книги. Сначала затра­чиваете 2-3 мин, потом 1 мин. Затем убеждаетесь в том, что и 1 мин много. Взглянув на страницу, вы сразу же находите инфор­мативный блок. Вы переходите к режиму настоящего «метода штурма», затрачивая на чтение страницы 15с. Упражнение «б0 + 15» является промежуточным упражнением. Оно создаст предпосылки для перехода к упражнению «Метод штурма».

Наши рекомендации