Правила выполнения и оформления

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

«РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ»

Программа курса состоит из 7 тем. Ниже по каждой теме приводятся ссылки на литературу с указанием разделов и модулей, в которых излагается данная тема, а также страниц учебника. Номер учебника соответствует его номеру в списке основной литературы.

Список литературы

Основная литература

1. Введенская Л. А. Русский язык. Культура речи. Деловое общение [электронный ресурс]: Учебник/ Л.А. Введенская и др.. -2-е изд., стер.. - М.: Кнорус, 2014. - 424 с. – Режим доступа: https://www.book.ru/book/919237

2. Деловое общение [электронный ресурс]: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. - Москва: КноРус, 2012. - 436 с. - Режим доступа: https://www.book.ru/book/902485

Дополнительная литература

1. Горбунова М.Ю. Конфликтология: Конспект лекций. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 256 с.

2. Дунаенко Е. В. Языковые особенности функциональных стилей русского языка: практикум по стилистике и культуре речи/ Е. В. Дунаенко. - Казань: КГЭУ, 2009. -40 с.

3. Деловые коммуникации [электронный ресурс]: учебник / Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Москва: КноРус, 2016. – 320 с. Режим доступа: https://www.book.ru/book/916804

4. Руднев В.Н. Риторика. Деловое общение [электронный ресурс]: учебное пособие / В.Н. Руднев. - Москва: КноРус, 2016. - 352 с. - Режим доступа: https://www.book.ru/book/920705

5. Титова Л.Г. Деловое общение: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 271 с.

6. Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б.И. Хасан, П.А. Сергоманов. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 192 с.

6. Шеламова Г.М. Этикет делового общения: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.

Темы, разделы Литература (номер учебника см. по номеру в списке основной литературы)
Тема 1. Введение в деловое общение. Основные характеристики общения (определение и функции общения, его виды и этапы. Стили, уровни, стратегии и средства общения) 1. Раздел III, модуль 1, стр. 159- 160 2. Глава 1, стр. 11-23
Тема 2. Анализ структуры делового общения (Общение как коммуникация, причины плохой коммуникации. Факторы, затрудняющие адекватное восприятие в общении. Формы межличностного взаимодействия в общении) 1. Раздел III, модуль 1, стр. 160-166 2. Глава 2, стр. 27-45; глава 10, стр. 234-266
Тема 3. Основные формы делового общения (беседа, закономерности аргументации при ее ведении; переговоры, дискуссия, совещания и собрания, публичные выступления, общение с коллегами и начальником) 1. Раздел III, модуль 1, стр. 166-171 2. Глава 6, стр. 108-164
Тема 4. Устное деловое общение. Публичное выступление (Особенности устной публичной речи. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Виды планов. Композиция публичного выступления. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи) 1. Раздел III, модуль 2, стр. 185- 212  
Тема 5. Устное деловое общение. Споры в деловом общении: полемическое мастерство (техники убеждения партнера, особенности критики в споре, принципы ведения спора, понятие конфликта, его причины; методы и стратегии управления конфликтной ситуацией) 1. Раздел III, модуль 3, стр. 236- 246 2. Глава 7, стр. 168-202
Тема 6. Деловая письменная речь. Особенности деловой переписки, общие правила оформления документов (особенности деловой переписки, документирование управленческой деятельности, виды деловых писем. Общие правила оформления документов) 1. Раздел IV, модуль 1, стр. 269- 297; модуль 2, стр. 313-328; модуль 3, стр. 340-370 2. Глава 12, стр. 289-296
Тема 7. Этикет в деловом общении (основные сведения об этикете, правила приветствия в деловом общении, методы ведения телефонных переговоров, языковые детерминанты имиджа делового человека) 1. Раздел II, модуль 3, стр. 126- 138 2. Глава 11, стр. 269-285

Варианты контрольной работы

Каждый студент выполняет вариант задания, обозначенный последней цифрой его учебного шифра в зачетной книжке.

Таблица вариантов контрольной работы

Последняя цифра шифра № варианта   Номера заданий
1, 6
2, 7
3, 8
4, 9
5, 0

Правила выполнения и оформления

Контрольной работы

При выполнении контрольной работы необходимо строго придерживаться указанных ниже правил. Работы, выполненные без соблюдения этих правил, не зачитываются и возвращаются студенту для переработки.

1. Контрольная работа может быть сдана в распечатанном виде.

2. В заголовке работы на титульном листе должны быть ясно написаны фамилия студента, его инициалы, название дисциплины; здесь же следует указать название учебного заведения, дату отсылки работы в университет и адрес студента. В конце работы следует проставить дату выполнения и расписаться.

3. В работу должны быть включены все задания строго по положенному варианту. Контрольные работы, содержащие не все пункты задания, а также задания не своего варианта, не зачитываются.

4. Выполненные задания следует располагать строго по порядку номеров.

5. Перед выполнением каждого задания надо полностью написать его условие.

6. Задания следует выполнять, подробно и аккуратно объясняя все свои действия.

7. После получения прорецензированной работы (в случае незачета) студент должен исправить все отмеченные рецензентом ошибки и недочёты и выполнить все рекомендации рецензента. Если рецензент предлагает внести в работу исправления или дополнения и прислать для повторной проверки, то эго следует сделать в короткий срок. В случае незачёта работы и отсутствия прямого указания рецензента на то, что студент может ограничиться представлением отдельных заданий, вся работа должна быть выполнена заново. При высылаемых исправлениях должна обязательно находиться прорецензированная работа и рецензия на неё. Вносить исправления в текст выполненной работы после её рецензирования запрещается.

Задание 1. Подготовьте убеждающую речь (1,5 – 2 страницы) по предлагаемой ситуации.

В офисе фирмы «N» вышла из строя сигнализация. В помещении офиса находится большое количество материальных ценностей (оргтехника, выставочные экземпляры товара), для ремонта сигнализации потребуется неделя. Свободных средств для того, чтобы нанять вооруженную охрану, на счету фирмы нет. Нужно организовать ночное дежурство силами работников фирмы.

Задание 2. Подготовьте убеждающую речь (1,5 – 2 страницы) по предлагаемой ситуации.

Вы, директор недавно образованной фирмы, хотите взять беспроцентный кредит в банке. Для того чтобы получить кредит, Вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив директора банка, что именно Ваша фирма достойна кредитования. В речь необходимо включить следующее: название фирмы, вид деятельности, состояние дел на текущий момент, достижения, планы, перспективы, источники финансирования.

Задание 3. Подготовьте убеждающую речь (1,5 – 2 страницы) по предлагаемой ситуации.

Вы – представитель благотворительной организации и должны выступить перед аудиторией, убедив пожертвовать деньги на какой-либо проект (частная школа, спортивные соревнования, приют для животных или любой другой объект по Вашему выбору).

Задание 4. Подготовьте речь (1,5 – 2 страницы) на тему: «Современный руководитель».

Задание 5. Подготовьте речь (1,5 – 2 страницы) для презентации какого-нибудь нового предмета (товар, фирма, офис, проект, магазин и т.д.).

Задание 11. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Что целесообразнее – послать письмо или обсудить вопрос по телефону?» в следующей ситуации:

Вы предлагаете кому-то работу.

Задание 12. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Что целесообразнее – послать письмо или обсудить вопрос по телефону?» в следующей ситуации:

Вы сообщаете сотруднику о повышении (понижении) заработной платы.

Задание 13. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Что целесообразнее – послать письмо или обсудить вопрос по телефону?» в следующей ситуации:

Вы запрашиваете у турагентства информацию о вылетах самолетов.

Задание 14. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Что целесообразнее – послать письмо или обсудить вопрос по телефону?» в следующей ситуации:

Вы сверяете график встреч с различными людьми.

Задание 15. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Что целесообразнее – послать письмо или обсудить вопрос по телефону?» в следующей ситуации:

Вы обращаетесь за получением работы по объявлению, содержащему номер телефона и адрес фирмы или учреждения.

Задание 21. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью, нарушением порядка слов в предложении; ошибки в употреблении деепричастных оборотов и в конструкциях с однородными членами. Запишите в отредактированном виде.

1) Для проведения занятий по информатике временно привлекаются компьютерные классы кафедр. 2) Надеемся на дальнейшее совместное сотрудничество с Вашей фирмой. 3) Накануне прошу Вас мне позвонить, чтобы уточнить время визита. 4) Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее. 5) Следует четко определить задачи, поставленные автором в данной работе и какие методы использовались для достижения этой цели.

Задание 22. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью, нарушением порядка слов в предложении; ошибки в употреблении деепричастных оборотов и в конструкциях с однородными членами предложения. Запишите в отредактированном виде.

1) Наши предприятия долгие годы состоят в добрых партнерских отношениях. 2) Для принятия жизненно важного решения для наших с Вами работников предлагаем организовать встречу на уровне руководителей. 3) Проделанная работа по подготовке и обеспечению фестиваля коллективом музея позволила его участникам продемонстрировать свои творческие способности. 4) Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок. 5) Если в период гарантийной эксплуатации обнаружатся дефекты, возникшие по вине подрядчика и которые не позволяют продолжать нормальную эксплуатацию оборудования, то гарантийный срок продлевается.

Задание 23. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью, нарушением порядка слов в предложении; ошибки в употреблении деепричастных оборотов и в конструкциях с однородными членами предложения. Запишите в отредактированном виде.

1) Полагаем, что результаты испытаний могут составлять взаимный интерес для наших фирм. 2) Необходимо провести хронометраж времени бесперебойной работы каждого узла подстанции. 3) Мы готовы обсудить с Вами в любое удобное время эти и любые другие условия и ожидаем Вашего скорого ответа. 4) Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции. 5) Мы были бы рады, если бы Вы оплатили наличными, либо открыв банковский счет на имя финансового директора компании.

Задание 24. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью, нарушением порядка слов в предложении; ошибки в употреблении деепричастных оборотов и в конструкциях с однородными членами предложения. Запишите в отредактированном виде.

1) Коллектив завода принял обязательство ускорить выпуск новой модели. 2) Провести поэтапное оформление земельных участков с оформлением права собственности. 3) Датой передачи собственности считается дата зачисления денежных средств за всю партию на расчетный счет поставщика. 4) Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности. 5) Перед сдачей объекта под охрану нужно проверить, чтобы в охраняемом помещении в нерабочее время не оставались посторонние лица, включенные электроприборы и другие источники огня.

Задание 25. Найдите речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, речевой избыточностью, нарушением порядка слов в предложении; ошибки в употреблении деепричастных оборотов и в конструкциях с однородными членами предложения. Запишите в отредактированном виде.

1) Прошу Вас сообщить стоимость 1 шт. кондиционера…, необходимую для внедрения в калькуляцию заказчика. 2) Если в Вашем регионе спрос на Вашу продукцию удовлетворен и Вы ищете новые возможности на новых рынках, то мы готовы Вам помочь организовать сбыт Вашей продукции в нашей сбытовой сети. 3) Для определения фонда оплаты в конце года уточняются расценки на продукцию. 4) Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого. 5) В бедственном положении находились жители селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов.

Задание 31. Составьте письмо-запрос от имени библиотеки вуза на фирму оптовой продажи учебной литературы с целью приобретения учебников по деловому общению, используя приведенные ниже языковые формулы:

Просим выслать нам предложение на поставку…

Просим Вас сообщить нам, можете ли Вы…

Будем весьма признательны, если Вы сообщите нам о…

Мы были бы рады, если Вы сообщите нам, можете ли Вы поставить…

Мы будем благодарны, если Вы информируете нас о возможности поставить нам…

Мы хотели бы знать, когда (в какой срок, по какой цене) Вы можете поставить нам…

Обращаемся к Вам с просьбой выслать нам предложение на…

Мы заинтересованы в срочной поставке…

Желательно, чтобы поставка была произведена в течение…

Задание 32. Составьте текст письма-ответа на запрос (см. Задание 31), используя языковые формулы, выражающие отказ от предложения:

К сожалению, мы не можем ответить на Ваш запрос положительно и выслать Вам конкретное предложение на поставку…

Мы просим Вас отложить этот вопрос до…

Просим Вас вернуться к этому вопросу в…

Задание 33. Составьте письмо-рекламацию на партию копировальных аппаратов в связи с их несоответствием сертификату качества, используя языковые формулы:

К нашему огромному сожалению, условия контракта Вами не выполнены…

Мы официально заявляем Вам рекламацию на…

Наши клиенты заявили рекламацию на…

При приемке товара были обнаружены следующие недостатки:…

Сумма причиненного ущерба составляет ______ руб. (прописью)

Акт экспертизы определяет, что…

Это дает нам право обратиться в арбитраж.

Задание 34. Составьте текст письма-ответа на рекламацию (см. Задание 33), используя языковые формулы:

Приносим свои извинения за…

Подтверждаем получение Вашего письма от…, сообщаем, что Ваша рекламация удовлетворяется (принята к рассмотрению)…

В удовлетворение Вашей претензии №… от… переводим на Ваш счет…

Ваша претензия признана необоснованной.

Считаем требуемую Вами скидку преувеличенной.

Задание 35. Используя приведенные этикетные речевые модели, составьте текст письма-поздравления, адресованного организации (фирме, компании).

Уважаемые (многоуважаемые) господа!

Дорогие коллеги!

Позвольте мне…

Разрешите нам…

Поздравить Вас…

Пожелать Вам…

Пожелать Вашей фирме (организации, компании)…

Успехов в работе…

Процветания и благополучия…

Преуспевания на долгие годы…

Задание 41. 1) Раскройте скобки и поставьте слова в нужном падеже; 2) употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени (образец: ГОРОНО направил); 3) отредактируйте предложение, заменив устаревшее слово современным эквивалентом.

1) Согласно (наша договоренность) поставка груза должна быть осуществлена не позднее третьего квартала текущего года.

Приехать по (окончание университета).

2) МИД, ООН, СНГ.

3) Сея ошибка вызвала сбой в работе компьютера.

Задание 42. 1) Раскройте скобки и поставьте слова в нужном падеже; 2) употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени (образец: ГОРОНО направил); 3) отредактируйте предложение, заменив устаревшее слово современным эквивалентом.

1) Прошу оплатить услуги согласно (договор).

Договориться о встрече по (завершение командировки).

2) ОБСЕ, НДС, ОПЕК.

3) Ныне обстановка в рабочем коллективе нормализовалась.

Задание 43. 1) Раскройте скобки и поставьте слова в нужном падеже; 2) употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени (образец: ГОРОНО направил); 3) отредактируйте предложение, заменив устаревшее слово и речевой оборот современными эквивалентами.

1) Соответственно (принятые обязательства) отправляем в Ваш адрес образцы нашей продукции.

Приступить к работе по (истечение срока стажировки).

2) ГРЭС, ФИДЕ, ФСБ.

3) Работник склада И.В. Леонов, будучи в состоянии алкогольного опьянения, учинил расправу над начальником склада С.В. Роговым, коего отправили в больницу.

Задание 44. 1) Раскройте скобки и поставьте слова в нужном падеже; 2) употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени (образец: ГОРОНО направил); 3) отредактируйте предложение, заменив устаревшее слово современным эквивалентом.

1) Просим сообщить дополнительные сведения относительно (изменения в финансировании) нашего предприятия.

Расписаться по (получение предписания).

2) АИС, ММВБ, ЕЭС.

3) В ходе следствия дознались, что преступление было совершено несовершеннолетними подростками.

Задание 45. 1) Раскройте скобки и поставьте слова в нужном падеже; 2) употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени (образец: ГОРОНО направил); 3) отредактируйте предложение, заменив устаревшее слово современным эквивалентом.

1) Отложить решение впредь до (выяснение обстоятельств дела).

Действовать вопреки (совет).

2) МВФ, РАН, КГЭУ.

3) Без оного разрешения вход на территорию завода воспрещен.

Задание 51. Напишите небольшие реферативные сообщения на указанные темы примерным объемом в 1 страницу каждое.

Корпоративная культура.

Стадии развития конфликта и его динамика.

Правила подготовки и проведения деловой беседы.

Задание 52. Напишите небольшие реферативные сообщения на указанные темы примерным объемом в 1 страницу каждое.

Языковая личность начальника и подчиненного.

Культура дискуссии.

Правила подготовки и проведения служебных совещаний.

Задание 53. Напишите небольшие реферативные сообщения на указанные темы примерным объемом в 1 страницу каждое.

Методы диагностики обмана в деловом общении.

Агрессивность человека как социальная и психологическая проблема.

Правила проведения переговоров с деловыми партнерами.

Задание 54. Напишите небольшие реферативные сообщения на указанные темы примерным объемом в 1 страницу каждое.

Деловой этикет.

Спор и коммуникативное поведение людей в нем.

Правила проведения собеседования.

Задание 55. Напишите небольшие реферативные сообщения на указанные темы примерным объемом в 1 страницу каждое.

Коммуникативное поведение людей в ходе деловой беседы.

Профилактика конфликта.

Правила конструктивной критики.

Наши рекомендации