Кафедра теоретических основ социальной психологии
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Традиционными видами научно-исследовательской работы студентов являются реферат, курсовая и дипломная работы. Реферат – первая ступень на пути освоения навыков проведения научно-исследовательской работы. Написание курсовой работы – вторая ступень, которая требует умений, полученных при освоении реферата. Дипломный проект базируется на двух предыдущих ступенях.
Реферат. Как его написать?
Реферат — это теоретическая научно-исследовательская работа аналитического характера, первый шаг на пути к дипломному проектированию. Прежде чем проводить собственное исследование, необходимо сориентироваться в проблеме и ознакомиться с опубликованными научными данными. Для этого и служит реферат — работа с одним или несколькими источниками информации по обобщению, анализу, сравнению сведений по выбранной теме. В процессе написания реферата формируется собственный взгляд на проблему.
Содержание
Реферат обычно содержит название, оглавление, введение, основную часть, выводы, заключение и список использованной литературы.
Название реферата располагается на первом, титульном листе. В нем должны быть ключевые слова (термины, наименования понятий и психологических явлений), связанные с изучаемой проблемой, и указания на тематические рамки, которыми вы собираетесь ограничиться в работе. Например, реферат не может называться «Лидерство», поскольку такой заголовок ничего не говорит об изучаемой проблеме. Гораздо информативнее названия: «Теории происхождения лидерства. Исторический аспект», «Лидерство в трудах современных зарубежных авторов», «Отечественный подход к изучению лидерства в подростковых неформальных сообществах», «Лидерство и руководство: сходство и различие понятий», «Проблема лидерства в трудах А.В.Петровского» и т.д.
Оглавление помещается на второй странице реферата и отражает его структуру. Указание номеров страниц обязательно.
Введение обозначает актуальность и место рассматриваемой проблемы среди других, более общих, а также избранный вами ракурс ее рассмотрения. Например, во Введении может быть сказано, что проблема лидерства относится к социально-психологической тематике, на протяжении многих десятилетий и в современном мире она вызывает огромный интерес у исследователей, является областью столкновения различных суждений и т.д.
Оканчивается Введение формулированием цели вашего исследования. Цель реферата может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны, показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего развития.
Основная часть посвящена самому исследованию. В ней раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы и высказать свое отношение к ним. Это делается в основном с помощью текстов используемых вами литературных источников. Собственные слова, как правило, здесь нужны только для логических связок.
При подготовке реферата важно научиться выделять главное в текстах первоисточников, с которыми вы работаете. Прежде всего, надо понять название монографии или статьи, потому что именно в нем, как правило, концентрируется основная идея автора. Затем посмотреть оглавление и предметный указатель (чтобы понять, есть ли в книге то, что вам нужно). Потом следует найти те части текста, которые содержат ключевые положения изучаемой научной проблемы, причем изложить не только выводы авторов, но и те исследования, которые к ним привели.
Для написания Основной части требуется особенно тщательно выделять из прочитанных научных текстов главные положения, относящиеся к проблеме, а затем кратко, логично и литературно грамотно их излагать. С этой целью полезно идти от общего к частному: название теории, ее автор, когда была предложена и почему, к каким результатам привела, кем и как критиковалась, кто дополнял и развивал ее и т.д.
При этом мысли разных авторов вы можете приводить дословно, заключая их в кавычки и делая ссылки (в тексте с помощью скобок, внизу страницы или в конце реферата), а можете передавать их своими словами, тоже указывая литературный источник. Текст, взятый у другого автора без ссылки, считается плагиатом.
Основная часть может представлять собой один цельный текст, а может состоять из нескольких параграфов, начинающихся подзаголовками или цифрами. Иногда в Основной части приводят схемы, графики и таблицы.
Выводы завершают основную часть. В них излагаются основные результаты работы, отражается ваше мнение о результатах сравнения или обобщения позиций авторов, о путях дальнейшего исследования обозначенной проблемы, о возможностях практического применения описанных достижений и т. д. В Выводах излагаются основные результаты работы и должно быть показано, что цель вашего исследования достигнута.
Заключение представляет собой общий итог работы с кратким перечислением выполненных вами шагов. Например, здесь может быть сказано, что, сравнив точки зрения отечественных и зарубежных исследователей ХХ века (коротко обозначить эти точки зрения), вы проследили развитие научных представлений о природе лидерства и выделили наиболее перспективные (назвать, какие именно) подходы к решению обозначенной проблемы.
Литература. Список использованной литературы должен быть выстроен в алфавитном порядке. Но в случае необходимости может быть составлен хронологически (по датам опубликования), по степени важности (от наиболее до наименее цитируемых работ), а также в алфавитном порядке. Например:
1.Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2002.
2.Аронсон Э. Общественное животное. М., 1998.
3.Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
Оформление
Если преподаватель не предъявил собственных требований, то реферат обычно готовят в виде 5—15 страниц текста, рукописного или напечатанного на компьютере (Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева - 3см, справа -1см, сверху –2,5 см, снизу - 2см.).
Оглавление, Введение, Заключение, Выводы, Литература обычно занимают по 0,5—1 странице.
Первый лист реферата — титульный. Его можно оформить так:
Московский городской психолого-педагогический УНИВЕРСИТЕТ Факультет социальной психологии Реферат на тему __________________________________________ (без кавычек и без точки в конце) Выполнил (-а) студент (-ка) группы _____ Ф.И.О. (в именит. падеже) Научный руководитель (учёная степень, учёное звание) Ф.И.О. (в именительном падеже) Москва, 2003г. |
Как видите, номер страницы на титульном листе не ставится.
Оценка
Оценивая реферат, преподаватель обычно использует следующие критерии:
- умение подобрать научную литературу по теме;
- умение выделить тему из общего контекста;
- умение сформулировать цель работы;
- умение логически излагать мысли;
- полнота раскрытия темы;
- умение сформулировать выводы
- правильность оформления работы.
Мы изложили основные принципы написания и наиболее принятые условия оформления одного из видов научно-исследовательской работы – реферата. Следует добавить, что ваш научный руководитель может по своему усмотрению скорректировать как форму, так и содержание подготовки реферата в соответствии с конкретными задачами исследования.
Курсовые работы. Чем они отличаются от реферата и почему их три?
Как уже упоминалось, курсовая представляет собой следующий, после реферата, этап освоения навыков научно-исследовательской работы. В ней, как правило, уже содержатся описание объекта, предмета исследования, а также формулируется гипотеза. То есть ее структура соответствует классической схеме научно-исследовательской работы.
Учебный план предусматривает выполнение трех курсовых работ: на втором, на третьем и на четвертом курсах. Чем они различаются?
На втором курсе это чаще всего теоретическая работа, исследование здесь заключается в сравнительном анализе подходов авторов к изучению научной проблемы. Иногда второкурсники проводят небольшой эксперимент.
На третьем курсе студенты распределяются по выпускающим кафедрам, на которых им предстоит изучать дисциплины специализации и писать дипломный проект. Поэтому желательно выбирать для курсовой работы тему, имеющую непосредственное отношение к научному направлению предпочитаемой кафедры. Курсовая работа этого этапа, как правило, содержит экспериментальную часть или отличается большей, по сравнению с работой второкурсника, глубиной теоретической проработки проблемы.
На четвертом курсе студент готовится к дипломному проектированию, поэтому курсовую работу этого этапа целесообразно стремиться выстраивать как теоретическую главу и пилотажное исследование будущего диплома.
В случае если студент уже в первые годы обучения планирует свой будущий дипломный проект, курсовые могут стать этапами работы над ним: знакомство с тематикой (2-й курс) → конкретизация темы и формулирование рабочих гипотез (3-й курс) → написание теоретической главы и пилотажное исследование → (4-й курс).
Содержание
В отличие от реферата, курсовая работа предусматривает описание объекта и предмета исследования, а также формулирование одной или более гипотез. В целом курсовая имеет следующую структуру.
Названиеформулируется аналогично тому, как это делается для реферата. Тему курсовой работы следует выбирать такую, которая вас интересует, волнует и обещает обогатить ценной информацией.
Оглавление или План содержит перечень основных частей работы с указанием номеров страниц.
Введение посвящено описанию актуальности, объекта, предмета, целей, гипотез, задач исследования.
Если актуальность в работе над рефератом могла носить только теоретический характер, то здесь, возможно, у нее появятся и практические аспекты: актуальность может быть продиктована, например, необходимостью прояснить малоизученные стороны проблемы, разработать психологические рекомендации, адаптировать методику и т.д.
Отмечают также теоретическую и практическую значимость курсовой работы. Например, можно указать, что результаты исследования вносят вклад в представления о закономерностях выбора профессии подростками и будут полезны в работе школьного психолога при изучении проблемы профессионального самоопределения.
В качестве объекта исследования обычно выступает фрагмент психологической реальности, на который направлен ваш исследовательский интерес. В качестве объекта может выступать молодежная субкультура, игровая деятельность детей, управленческая деятельность, психологический климат малой группы и т.д.
Предмет — это элемент, сторона или аспект объекта, который вы изучаете. Например, в качестве предмета психологического исследования может выступать влияние подростковой субкультуры на агрессивность школьников, конфликтные отношения в игровой деятельности детей, психологическая компетентность руководителя, особенности психологического климата в группах разного уровня развития. Иными словами, предметом могут быть психологические особенности, процессы, виды поведения, характеристики явлений, взаимосвязи и взаимовлияния между ними и т.д.
Цель курсовой работы может заключаться в описании психологического феномена, выявлении различных взаимосвязей и их характера, изучении возрастной динамики психических процессов, создании классификации, методики и т.д.
Гипотеза формулируется как логически обоснованное предположение о существовании и характере взаимосвязей между изучаемыми явлениями, о причинах, динамике развития и закономерностях протекания процессов. Гипотеза должна быть краткой, конкретной, проверяемой, и не содержать оценочных суждений. Например, в качестве гипотезы может выступать предположение о повышении агрессивности подростка под влиянием ценностей субкультуры несовершеннолетних правонарушителей; о наличии возрастной динамики в предъявлении причин конфликтного взаимодействия в игровой деятельности детей; о том, что психологическая компетентность руководителя — необходимое условие повышения его статуса; о закономерностях повышения уровня благополучия взаимоотношений в группе в процессе ее развития.
Могут быть сформулированы задачи исследования. Их не следует путать с этапами выполнения (анализ литературы, проведение эксперимента, обработка и интерпретация эмпирических данных, формулирование выводов) курсовой работы. Задачи — это те микроцели, которых необходимо достичь в процессе выполнения каждого этапа работы. Они должны показывать, для чего вы делаете тот или иной шаг и как это способствует достижению общей цели работы.
Если в рамках курсовой работы проводится эксперимент, то целесообразно представить ее основную часть двумя главами: теоретической и эмпирической.
Теоретическая глава — это обзор специальной литературы по избранной и смежным научным областям. Обзор проводится логически, от общего к частному, отвечая на вопросы: в чем заключается теория? для чего, когда и кем она была предложена? какая критика выдвигалась против нее? и т.д. Не забудьте о необходимости делать сноски на источники использованной литературы.
Эмпирическая глава — это отчет о проведении экспериментальной части работы, который содержит программу эмпирического исследования, результаты и их обсуждение, а также выводы.
В программе эмпирического исследования содержится описание базы, на которой проводилось исследование, излагаются его этапы и процедуры, а также способы обработки первичных данных. Программа должна быть изложена настолько подробно, чтобы по ней и другой человек мог повторить ваше исследование и получить те же результаты. Если ваше исследование содержит объемный материал в виде первичных результатов, а также таблицы промежуточных вычислений, их можно поместить в «Приложении» в конце курсовой работы.
Результаты и их обсуждение — это описание полученных данных с необходимыми таблицами, графиками и диаграммами, а также интерпретация этих данных с точки зрения теории.
Выводы содержат обобщение выполненной работы, отражают связь ее результатов с теоретическими положениями и результатами аналогичных исследований. Из Выводов должно быть ясно, что цель вашей исследовательской работы достигнута.
Заключение — это общая оценка проделанной работы, подытоживание ее смысла и содержания. Здесь можно наметить пути и цели развития вашего исследования, а также возможности применения его результатов. Отдельно или в Заключении могут быть изложены практические рекомендации.
Литература. Список использованной литературы составляют по тому же принципу, как и в реферате.
Оформление
Если преподаватель не предъявил собственных требований, то объем курсовой работы обычно составляет около 1 печатного листа (22-24 страницы текста, рукописного или напечатанного на компьютере. Формат бумаги А4, кегль 14, межстрочный интервал 1,5. Поля: слева - 3см, справа -1см, сверху –2,5 см, снизу - 2см.).
Первый лист курсовой работы — титульный. Он оформляется по той же схеме, что и в реферате.
Оценка
Курсовую работу, как правило, оценивают по следующим критериям:
- умение подобрать научную литературу по теме;
- полнота раскрытия темы;
- умение выделить объект, предмет, цель и гипотезу работы;
- умение логически излагать мысли;
- умение проводить эксперимент и обрабатывать результаты;
- качество интерпретации результатов;
- умение сформулировать выводы;
- правильность оформления работы.
* * *
Мы изложили классическую схему курсовой работы. В зависимости от характера и целей конкретного исследования, ваш научный руководитель может скорректировать ее по своему усмотрению.
В заключение добавим, что возможности научно-исследовательской работы в вузе не исчерпывается написанием реферата, курсовой и дипломного проекта. Для того, чтобы плодотворно использовать время своей учебы, студентам надо стремиться выступать с докладами на внутрифакультетских и внешних конференциях, писать тезисы и научные статьи. Курсовая работа может стать основой для подготовки подобных устных и печатных выступлений.
Ежегодно в апреле проводится Научно-практическая конференция преподавателей, аспирантов и студентов факультета социальной психологии. Заявки и тезисы для участия в ней принимаются до конца марта. Для обмена идеями и опытом научно-исследовательской работы на факультете создается студенческое научное общество.
ЖЕЛАЕМ ПЛОДОТВОРНОЙ РАБОТЫ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!
Кафедра теоретических основ социальной психологии