Корректировка (если надо) целей рекламной кампании.
6. Корректировка (если необходимо) способов достижения прежней цели. Разработка (если необходимо) способов достижения новых целей: выбор других носителей рекламы и способов размещения, изменение целевой группы, изменение характера акции.
7. Предварительная оценка соотношения цели (затраты) (п. 4). Проверку следует продолжать до тех пор, пока схема ответов в п. 4 не выстроится таким образом, чтобы устраивать рекламодателя.
Приблизительную эффективность рекламы можно определить практически на каждом этапе рекламной кампании, учитывая косвенные признаки благополучия или появившихся трудностей. Точных цифр эти наблюдения дать не могут, но они способны помочь сориентироваться в общей ситуации. Например, имеет смысл обратить внимание на мнения персонала, работающего с клиентами, самих покупателей о рекламе и ее результатах, следить за числом запросов на дополнительную информацию о товаре или услуге и увеличением (снижением) количества покупок, анализировать причины их возникновения и роль в этом рекламы.
В зависимости от величины фирмы и наличия персонала, свободного времени и средств можно выбрать любой из способов измерения эффективности рекламы. Но какой бы из способов ни был выбран, идеально эффективной рекламы не получится.
Оценка эффективности рекламы обусловлена прежде всего поставленными перед рекламной кампанией целями. Например, экономические цели, выражающиеся покупкой товаров, обусловливают оценку рекламной программы с точки зрения ее финансовой эффективности. Внэкономические (коммуникативные) цели рекламной кампании, направленные на возникновение потребности, создание предпочтений, знание о товаре и т. д., могут быть оценены с позиции коммуникативной эффективности.
Проводить оценку эффективности целесообразно до, во время и после рекламной кампании (посткампейн-анализ):
• до начала распространения рекламных обращений с помощью дополнительных первичных исследований можно оценить коммуникативные возможности объявлений с целью своевременного изменения их содержания;
• во время проведения рекламной кампании необходимо наладить соответствующие каналы обратной связи для оценки степени воздействия на потребителя передаваемого рекламного сообщения;
• после проведения рекламной кампании оценивается эффективность, как финансовая, так и коммуникативная.
При определении эффективности рекламы могут учитываться различные аспекты и соответственно им применяться способы измерений и оценок:
• экономический эффект;
• коммуникативный эффект;
• психологический эффект;
• социальный эффект.
В рекламной практике чаще всего используются первые два критерия, так как они несут прямую выгоду рекламодателю (см. Таблица Комплексная оценка эффективности рекламы (рекламной кампании)
Объект оценки | Методы измерения |
Коммуникативная эффективность | Изучение отношения потребителей к товару Методы обратной связи |
Экономическая (торговая) эффективность | Прямое измерение Эконометрический анализ Метод контрольного эксперимента |
Психологическая эффективность | Наблюдение, эксперимент, тесты на запоминание, психофизические методы |
Социальная эффективность | Все виды опросов, статистические данные государственных органов управления и контроля |
В этих подходах, по существу, нет противоречия, так как реклама включает все названные аспекты. В случае комплексной оценки эффективности рекламы, как правило, в процессе рекламной кампании осуществляются:
• исследование числа контактов с рекламным сообщением;
• исследование качества усвоенной информации (оценка узнаваемости марки);
• измерение эффектов коммуникации (измерение отношения к марке, намерения приобрести товар, изменения соотношения групп потребителей);
• измерение объемов продаж и доли рынка;
• анализ товарооборота (до, во время, после проведения рекламной кампании в определенном временном периоде).
Однако даже самая безупречно спланированная и проведенная рекламная кампания, с продуманным выбором рекламных носителей, медиапланом, разработанным с учетом максимального охвата представителей целевой аудитории, может оказаться недостаточно или абсолютно неэффективной.
Критерии эффективности рекламы известны очень давно. Причем известны как количественные критерии, например, сколько и какого объема необходимо давать рекламы, так и качественные: какой должна быть реклама, чтобы привлечь внимание и вызвать изменение потребительского поведения.
Основными факторами эффективности рекламного сообщения являются:
• формирование повышенных ожиданий к товару. Установлено, что гораздо большей эффективностью обладают рекламные продукты, вызывающие повышенные ожидания к товару (смещение отношения к товару), чем продукты с хорошими показателями узнаваемости марки;
• уровень идентификации. Восприятие покупателем рекламного сообщения как предназначенного непосредственно ему или знакомым ему людям (социально узнаваемым);
• эстетические характеристики сообщения. Эстетическое восприятие рекламных материалов диагностируется технически легко, но для дальнейшей работы эта информация не очень значима.