Материал для создания фонематической готовности

Материал для создания психологической готовности

к вызыванию звука речи...................................................................................... ......................................... 8

Упражнения для укрепления мотивации и повышения интереса

к занятиям по коррекции недостатков произношения....................... .......................................... 8

Упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия

и слуховой памяти...................................................................................................................................... 9

Материал для создания фонематической готовности

к вызыванию звука речи................................................................................................................................ 14

Упражнения для развития фонематического восприятия

на материале правильно произносимых звуков речи......................................................... 14

Материал для составления упражнений по вьщелению на слух

вызываемого звука речи среди прочих звуков................................................................................ 17

Материал для создания артикуляторной готовности
к вызыванию звука речи..................................................................................................................... 20

Методические рекомендации к объяснению детям артикуляции звуков речи

с помощью сказочных историй ............................................................................................................ 20

Объяснение артикуляции звуков с помощью сказочных историй .............................................. 21

Методические рекомендации к использованию карточек

для артикуляционных упражнений...................................................................................................... 33

Упражнения для тренировки дикции, речевого дыхания и силы голоса

на материале правильно произносимых звуков речи ....................... ......................................... 35

Приложения....................... .............................................................................................................................. 39

От автора

Уважаемые коллеги!

Исправлению недостатков произноше­ния у детей посвящено немалое количество методических пособий, причем большинство из них касается этапа автоматизации звуков (Т. Б. Филичева, Г. А. Каше, М. Ф. Фомичева, А. И. Богомолова, И. Лопухина и др.)- В то же время цели и содержание начального, пусково­го, так называемого подготовительного эта­па освещены в литературе недостаточно пол­но. Успешно работая с детьми, имеющими об­щее недоразвитие речи, в течение 35 лет, смею утверждать, что от результатов проведения под­готовительного этапа зависит успех всей кор-рекционной работы логопеда.

Данное пособие рассчитано на дошкольни­ков и младших школьников с различными де­фектами речи. При одних может быть нарушена только фонетическая сторона речи (дислалия, ФФНР), при других фонетическое недоразви­тие может являться составной частью сложно­го, или системного, дефекта (общее недоразви­тие речи, ал алия, дизартрия, ринолалияипр.). Но и в том и в другом случаях задачи, направ­ления, пути и методы работы на подготовитель­ном этапе во многом совпадают.

Во время чтения лекций по данной теме не только студенты, но и опытные специали­сты задают немало вопросов. Надеюсь, что от­веты на них помогут логопедам в деле эффек­тивной коррекции недостатков звукопроизношения самого различного генеза.

Чем различаются понятия «фонетиче­ские нарушения» и «дефекты звукопро­изношения»?

Понятие * фонетические нарушения» более широкое. Под ним следует понимать не только дефекты звукопроизношения, но и недостат-

ки так называемого фонационного оформления речи. К последним относятся дефекты голосо-подачи, а также нарушения темпа, тембра, ин­тонирования и внятности речи.

Типичными фонационными недостатками у детей являются:

• слишком тихий, немодулированный, сдавленный или невыразительный голос;

• скандированное произношение;

• наличие носового оттенка;

» ускоренный либо замедленный темп речи;

• слабо выраженное интонирование;
« отсутствие логического ударения;

• общая невнятность речи и пр.

"Указанные фонационные отклонения осо­бенно часто сопутствуют недостаткам звукопро­изношения при сложных речевых аномалиях, таких как дизартрия, алалия, ринолалия, об­щее недоразвитие речи. Естественно, что кор­рекция фонетических нарушений у таких детей не может ограничиваться вызыванием и авто­матизацией звуков речи. Подготовительная ра­бота в подобных случаях приобретает особую значимость.

Какова актуальность проблемы коррек­ции фонетических нарушений?

Около 40% российских детей в возрасте пяти лет (когда фонетическая сторона речи должна быть сформирована) по-прежнему неверно про-износят звуки родного языка (Т. Б. Филичева, 2002). Причем число дошкольников, имею­щих фонетические нарушения, возрастает. Нарушение звукопроизношения—-самая рас­пространенная из всех речевых аномалий.

Неправильное произношение для ребенка в большинстве случаев является не только кос­метическим дефектом, но и серьезным препят­ствием в овладении чтением и письмом. Кроме



того, «нечистая» речь отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самоо­ценку, формирование личностных черт, обще­ние со сверстниками и т. п.

Дефекты фонетической стороны речи мо­гут проявляться у ребенка в разной степени: от неправильного произношения одного звука до искажения 20 — 30 звуков, как правило, сопро­вождаемого рядом фонационных недостатков.

Несмотря на различную степень выражен­ности того или иного фонетического наруше­ния, наличие подготовительного этапа в лого­педической работе обязательно.

Наши рекомендации