Основные проблемы и комментарии к ним

Автор, произ­ведение Основные проблемы Комментарий
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (повесть) 1. Проблема чести и долга (возможно ли в борьбе противополож- ных общественных сил сохранить честь и достоинство?) Честь и долг — важные понятия для молодого человека, кото­рый только вступает в жизнь. Эти принципы воплощают в по­вести Маша, Пётр Гринёв, их родители, жители Белогорской крепости, отказавшиеся присягнуть Пугачёву
2. Проблема нравст- венного выбора чело- века Андрей Петрович Гринёв, старый гвардейский офицер, рас­сматривал понятия чести с позиций офицера, считал, что офицер обязан безоговорочно выполнять все приказы началь­ства, «служить верно тому, кому присягнёшь»
3. Проблема нравст- венного воспитания молодого человека, формирования его личности Пётр Гринёв, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, всё время пытается выполнять наставления отца: «Береги честь смолоду». Он ни разу не изменил присяге, данной императрице. Выбирая между смер­тью и изменой присяге, он предпочёл первое. Тем не менее он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачёва
4. Проблема справед- ливости и милосердия Алексей Иванович Швабрин противопоставлен Гринёву. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, но поверх- ностно образованный человек. Его отличают беспринцип­ность и показной патриотизм. Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он при­мыкает к восстанию, видя в нём лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Швабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачёва. Все его помыслы и действия лишь о нём самом; он — эгоист. Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачёве императора, он с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отно­шениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить её сердце и, став комендантом, пытался силой заставить её выйти за него замуж
5. Проблема взаимо- отношения власти и общества Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бес­страшно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хо­рошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в «беглом казаке» императора, за что тот лишает его жизни. Проблема чести и долга связана и с образом Пугачёва. С точки зрения офицеров гвардии, он «беглый казак», вождь антидворянского восстания, преступник, разбойник, но на са­мом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга. Вспомнив о заячьем тулупчике и ста­кане вина, раз подаренном ему Гринёвым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, даёт денег, которые, правда, украл урядник. Пугачёв живёт по принципу: «Долг платежом красен». Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам пока­рать обидчика. Именно он помогает Гринёву спасти Машу от Швабрина
6. Проблема патрио- тизма Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринёва и всё старается сделать ради «барского дитяти». Даже его скупость — это проявление заботы о барине. Савельич готов пожертво­вать всем, даже жизнью, ради Гринёва: он бросается в ноги Пу­гачёву, умоляя его не вешать Петрушу, а для порядка повесить его. В этом и заключается его долг: присмотр и сохранение ребёнка барина. Милосердие и справедливость. Высшая справедливость — это милосердие к ближнему. Гринёв (заячий тулупчик) — Пу­гачёв проявляет благосклонность к Гринёву во время падения Белогорской крепости (за добро платит добром), помогает спа­сти Машу Миронову из заточения Швабрина — Гринёв воз­вращается к мятежникам, так как в их руках оказался Савельич — Екатерина II прощает Гринёва. Выбор жизненного пути Пугачёва — калмыцкая сказка. В Оренбурге Гринёв, получив письмо Маши, перед выбором — солдатский долг требовал подчиниться решению генерала, остаться в осаждённом городе, долг чести требовал спасти Машу. Честь Гринёв понимает как человеческое достоинство, сплав совести и уверенности в своей правоте.
    Стремлением не запятнать честь Маши был продиктован отказ Гринёва назвать её имя во время следствия. Кроме того, Гринёв отказывается признать Пугачёва государем и служить ему — Пугачёв принёс в жертву собственное самолюбие и проявил благосклонность к Гринёву
А.С. Пушкин «Евгений Оне- гин» 1. Проблема воспита- ния     Воспитание в широком смысле слова — условия, влияющие на формирование личности. Онегин воспитан в среде столичного дворянства (глава 1). Онегин получает французское воспитание от мадам и месье, которые «учат всему шутя», не бранят за ша­лости. Воспитание Онегина лишено твёрдой моральной ос­новы, оно освобождало его от принципов нравственности. На­выки, полученные в юности до выхода в свет: умение танце­вать, вести светский разговор ни о чём, остроумно шутить, оде­ваться по моде («свет решил, что он умён и очень мил») Далее личность Онегина формируют требования, обычаи и мнения света, культурная обстановка в среде столичной интел­лигенции (знакомство с Кавериным, автором, театром и т. д.), книги (бессистемное чтение в основном иностранных авторов: экономист Адам Смит, Байрон и др.), образ жизни «золотой» петербургской молодёжи, проводящей своё время в праздности и развлечениях. Онегин — человек, жизнь которого определя­ется мнением света, не задумывающийся об истинном смысле человеческой жизни, «учёный малый», но пустой, не способ­ный на сильные и глубокие чувства. Ленский получил образование и воспитание в «Германии ту­манной», где попадает под влияние немецкой романтической философии и литературы. Ленский не знает действительной русской жизни, плохо разбирается в людях («он сердцем милый был невежда», ошибается в оценке личных качеств Ольги и Оне­гина) Личность Ольги формируется в среде провинциального дво­рянства, где всё воспитание сводится к усвоению практических навыков (танцы, умение подать чай, вести хозяйство и т. д.). Та­кое воспитание не ориентировано на духовное развитие лич­ности. Ольга занятная и весёлая, но поверхностная девушка. Воспитание Татьяны проходит под воздействием различных факторов: — влияние сентиментальных романов (Ричардсон и Руссо): мечтательность и незнание жизни, стремление видеть в себе и в окружающих героев романа; — усвоение традиций русской национальной культуры (рас­сказы няни, наблюдения за русской природой, участие в гада­ниях и других народных обрядах). Общее для всех героев — их образование и воспитание бес­системно и отрывочно, односторонне. Все характеры дисгар­моничны и не завершены на момент вхождения героев в само­стоятельную жизнь
2. Проблема чести и долга   Татьяна после отъезда Онегина из деревни делает решающий нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой «все жребии равны». Она любит Онегина, но добровольно подчиняется сво­ему долгу перед семьёй. Таким образом, в последнем монологе (глава 8) Татьяна лишь подтверждает, что между любовью к Онегину и долгом перед семьёй она предпочитает последнее
  3. Проблема нравст- венного выбора Татьяна становится несчастной, но поступиться честью, мо­ральным долгом перед своим мужем не может: «Я вас люблю (к чему лукавить?), / Но я другому отдана; / Я буду век ему верна». Онегин. Ситуация нравственного выбора — дуэль с Ленским. Чувствуя свою неправоту, помириться с другом и сохранить ему жизнь, т.е. поступить честно, или пойти на поводу у мне­ния света, который сочтёт его трусом за отказ от дуэли? Оне­гин, уехав в деревню, свергает «бремя условий света», отказыва­ясь далее вести пустую и праздную жизнь в кругу «золотой» петербургской молодёжи. Он не принимает и образа жизни провинциального дворянства, интересующегося только веде­нием хозяйства. Казалось бы, становится человеком, который не зависит от мнения света. Но Онегин всё же остаётся светским человеком, так как его ку­миром по-прежнему является «общественное мненье», которое и заставляет героя убить своего друга. Окончательная потеря смысла жизни и жизненных ориентиров, муки совести, застав­ляющие его уехать из деревни и прийти к переоценке ценно­стей
4. Проблема нравст- венной свободы чело- века Онегин поступает благородно и честно в отношениях с Татья­ной: он сохраняет в тайне написанное Татьяной письмо и не пользуется её любовью и неопытностью, а искренне говорит ей об отсутствии чувств. Понятие морального долга перед кем-либо Онегину чуждо: всегда и во всём он предпочитает собственные чувства и жела­ния (в отношениях с дядей, Ленским, Татьяной). Ухаживая за Татьяной в 8-й главе, Онегин не задумывается о том, что может запятнать её репутацию. Главное — его чувства и желания.
Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (поэма) 1. Проблема воспита- ния Отец Чичикова даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который предопределит будущую судьбу героя: «больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, всё пойдёшь в ход и всех опередишь»; «водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными... больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете. Това­рищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Всё сделаешь и всё прошибёшь на свете копейкой». Следуя отцовскому завету, Чичиков переступил через мораль и добродетель, приспосаб­ливаясь к любым обстоятельствам
2.Проблема нравствен­ного выбора. 3. Проблема смысла жизни Чичиков — герой, наделённый жизненной энергией, волей, способный противостоять ударам судьбы и не сворачивать с выбранной дороги. Он способен угадать характер человека, найти общий язык с каждым (по-разному ведёт разговор о по­купке мёртвых душ с каждым помещиком). Чичиков способен задумываться о причинах своих неудач, анализировать собы­тия, чем не наделён больше ни один герой поэмы. Гоголь ха­рактеризует его как «хозяина, приобретателя». Всё это положи­тельные черты героя. Нравственный выбор Чичикова: на что употребить свои таланты? На достижение своей личной вы­годы или достижение общественного блага? Смысл и цель жизни герой находит в обогащении, в деньгах
4. Проблема социаль- ной несправедливости «Повесть о капитане Копейкине». Капитан Копейкин, инвалид Отечественной войны, лишившийся руки и ноги в боях за родину, пытается добиться пенсии в столице. Однако его попытки оканчиваются провалом. Разочаровавшись в по­мощи государства, он создал свою разбойничью шайку, кото­рая грабит только богатых. Контраст: бедность Копейкина — дом чиновника, который отказывает в пенсии герою («дом на набережной: избёнка, понимаете, мужичья: стеклушки в окнах, можете себе представить, полуторасаженные зеркала, мраморы, лаки, судырь ты мой... словом, ума помраченье! Металлическая ручка какая-нибудь у двери — конфорт первейшего свойства, так что прежде, понимаете, нужно забежать в лавочку, да ку­пить на грош мыла, да часа с два, в некотором роде, тереть им руки, да уж после разве можно взяться за неё»). Это повесть — предупреждение о неизбежности гнева народа, всех «унижен­ных и оскорблённых» в социальном отношении людей
М.Ю. Лермон­тов «Мцыри» 1. Проблема борьбы за моральные ценности, свободу и родину Основная мысль поэмы — мысль о неистребимости человече­ского стремления к свободе, к счастью, к познанию жизни
  2.Проблема смысла и цели человеческого существования. 3.Проблема свободы жизненного выбора человека В образе Мцыри воплощена трагедия несостоявшейся жизни. Чужая воля (генерала, взявшего мальчика в плен, затем мона­хов) лишает всего (имени, родины, близких, дома, своей исто­рии). Всё в мире стремится уничтожить его индивидуальность. И только зов родины и своё врождённое стремление к свободе Мцыри может противопоставить миру. Ценой жизни он одерживает победу. Быть монахом или, вкусив свободы (3 дня), умереть? Сцена с девушкой, бой с барсом — кульминация, в ней воплощён мотив борьбы за свободу, за свой жизненный путь
  4. Проблема взаимо- отношений человека и природы Общество и природа в творчестве М.Ю. Лермонтова противо­поставлены друг другу. Естественная неиспорченность чело­века связана с природой, ложь, фальшь, непонимание — с об­ществом. Единение с природой характерно для естественного, чистого душой, стремящегося к полнокровной жизни Мцыри: «Я, как брат, / Обняться с бурей был бы рад». В момент схватки с барсом герои не столько противопостав­ляются как враги, сколько сопоставляются: Он застонал, как человек, И опрокинулся... ...И я был страшен в этот миг; Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он; Как будто сам я был рождён В семействе барсов и волков Под свежим пологом лесов. Казалось, что слова людей Забыл я — и в груди моей Родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык К иному звуку не привык... Однако жизненные силы Мцыри подорваны неспешной и чу­ждой всяких страстей жизни в монастыре, сильные страсти ока­зывают на него губительное воздействие, встреча с природной стихией убивает героя
М.Ю. Лермон­тов «Герой на­шего времени» 1. Проблема поиска цели и смысла жизни человеком «Бэла» — Печорин предстаёт человеком, воплощающим в себе противоречивые качества. Он загадка для читателя, так как мотивы его поступков пока скрыты. Описан через восприятие
2. Проблема одиноче- ства Максима Максимыча (немолодой штабс-капитан, по многим причинам не способен объяснить характер и поступки Печо­рина). «Максим Максимыч» — психологический портрет Печорина. Теперь его видит повествователь, человек более проницатель­ный и близкий к Печорину. Равнодушие П. к жизни, апатия, холодность, эгоизм. «Тамань» — открывает журнал Печорина. Герою свойственна активность, стремление к действию, влечение к опасности, са­мообладание, любовь к природе, наблюдательность, самоиро­ния — яркие человеческие качества. Мятежность натуры. «Княжна Мери» — Печорин и «водяное общество». Печорин презирает «водяное общество» за праздность, мелочность, от­сутствие глубоких раздумий, серьёзных занятий. Оно пустое, ничтожное, лицемерное. Он же наделён внутренней силой, умением видеть суть характера человека, полон энергии. Несмотря на незаурядность своей натуры, Печорин «не угадал своего назначения», то есть не нашёл смысла жизни, дела или чувства, ради которого стоит жить и жертвовать собой. Печо­рин начинает играть чужими судьбами и жизнями
3. Проблема нравст­венного выбора Ситуации нравственного выбора: — похищение Бэлы (собственные желания / чувство ответст­венности за чужую жизнь); — «эксперимент» над чувствами Мэри (желание самоутвер­диться, проверить свою власть над людьми / чувство ответст­венности перед любящей девушкой); дуэль с Грушницким (Печорин прекрасно видит внутреннюю борьбу в Грушницком между желанием выдержать роль и осознанием подлости своего поступка). Печорин ставит Грушницкого перед нравственным выбором: «...Я хотел испытать его; в душе его могла проснуться искра ве­ликодушия, и тогда всё устроилось бы к лучшему; но самолю­бие и слабость характера должны были торжествовать...». Выбор: быть или казаться? Грушницкий постоянно принимает театральные позы, «драпи­руется в искусственные страсти и исключительные страдания». Его выбор — казаться героем романа. Эпизод срывания маски — дуэль Печорина и Грушницкого. — Печорин не стремится скрываться за маской щёголя, ры­царя и др. Он презирает свет, и ему безразлично его мнение. Печорин в любой ситуации остаётся собой, искренне давая себе отчёт в своих чувствах и желаниях
Д.И. Фонвизин «Недоросль» 1. Проблема истинно- го и ложного вос­пита- ния и образования Положительные герои (Софья, Стародум) верят в силу воспи­тания, Софья читает книгу Фенелона «О воспитании девиц» и обсуждает её со Стародумом. Образ Митрофанушки иллюст­рирует порочные последствия дурного воспитания. Характер человека складывается в первую очередь в родительском доме. Митрофан перенимает все пороки матери: крайнюю невежест­венность, грубость, презрение к окружающим, жадность, жес­токость. Простакова слепой материнской любовью развратила своего сына, так как она убеждена, что «без наук люди живут и жили». Но, подчиняясь требованиям времени («ныне век дру­гой», эпоха Просвещения), нанимает сыну учителей. Это недо­учившийся семинарист Кутейкин, отставной солдат Цыфир­кин. Немец Вральман, бывший кучер, который «дитя не нево­лит». Митрофан не только невежда, но и образец бессердечия (предательство по отношению Митрофана к матери). Для Фонвизина бесспорна связь между воспитанием и образова­нием, но нравственное воспитание для него приоритетно. «Имей сердце, имей душу — и будешь человеком во всякое время». Это слова героя-резонёра Стародума, выражающего ав­торскую позицию
  2. Проблема любви и уважения в семье Простакова — Митрофанушка, Стародум как герой-резонёр, Софья — Милон
А.С. Грибоедов «Горе от ума» 1. Проблема взаимоот­ношения поколе­ний В комедии изображаются два поколения — старшее (эпохи Екатерины II) и молодое (эпохи Александра I). Старшее поко­ление — консерваторы, рисуются сатирическими красками (Фамусов, Хлёстова), им свойственны общественные пороки (бюрократизм, кумовство, нетерпимость ко всему но­вому, чи­нопочитание). Молодое поколение изображается по-разному: с симпатией (Чацкий, князь Фёдор, брат Скалозуба, отчасти Со­фья) или тоже сатирически (Молчалин, Репетилов)
А.Н. Остров­ский «Гроза» 1. Проблема взаимо- отношений родителей и детей Конфликт поколений: Кабаниха и Дикой (родители) — Тихон, Варвара, Кудряш, Борис, Катерина («дети»). Старшее поколе­ние живёт по патриархальным, веками сложившимся устоям. Взгляды «тёмного царства»: — основа семейных отношений — страх младших перед стар­шими, жены перед мужем; — безропотное повиновение «детей» «родителям», соблюде­ние домостроевских правил, церемоний и традиций (Тихон должен прощаться с женой перед отъездом по прави­лам, Катерина по традиции должна громко плакать на пороге после отъезда мужа); — безоговорочное подчинение бедных богатым, «хозяевам жизни»; — жестокость и насилие прикрываются рассуждениями о благочестии и набожности. — «Дети» в пьесе изображены жертвами тирании Кабанихи и Дикого, которые не способны на протест (Варвара, Борис, Ти­хон). Все они готовы внешне соблюдать правила «тёмного цар­ства», создают иллюзию послушания, живут по формуле, озву­ченной Варварой: «делай что хочешь, только бы шито да крыто было»
2. Проблема нравст- венного выбора Катерина — сильная и яркая личность, способная пойти на от­крытый конфликт с «тёмным царством». Катерине претит на­силие и духовная несвобода, которая её окружает. Она стре­мится к свободе проявления лучших человеческих чувств. В отличие от Кабанихи и Дикого, Варвары и др., для Катерины слова «благочестие», «вера», «честь» не пустые звуки. Она по своей собственной воле стремится к духовной чистоте. Именно поэтому выход, предлагаемый ей Варварой, Катерину не может устроить. Нравственный выбор совершают: - Варвара, Кудряш, Тихон, Борис. Все они предпочитают пойти на компромисс со своей совестью: создают видимость подчинения старшим, лгут, изворачиваются и закрывают глаза на несправедливость и жестокость, творящиеся вокруг; - Катерина предпочитает сохранить свою честь, человеческое достоинство, нравственные убеждения и заявляет о них от­крыто, за что платит жизнью
И.А. Гончаров «Обломов» 1. Проблема влияния семьи и воспитания на человека Обломов (глава «Сон Обломова» — часть 1, гл. 9). Согласно установленной веками истине барского воспитания, труд — тяжкое наказание, кто-то обязательно должен помочь тебе сделать то, что и самому под силу. Подавленная в детстве самостоятельность («Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая»), отсутствие систематичности в заня­тиях, целей, стремление переложить решение проблем на кого- нибудь другого («А слуги на что?») привели к абсолютной бес­помощности и неумению практически разрешить насущные проблемы (управление имением). Мечтательность и неспособ­ность к практической деятельности складываются и под влия­нием сказок о «Емеле-дурачке», в которых герой получает всё даром, ничего не делая. Н.А. Добролюбов: «Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить». Штольц. Отец — немец, управляющий в дворянском поме­стье, привил сыну навыки самостоятельности и трудолюбия, привычку полагаться только на собственные силы. Мать — русская дворянка с поэтической душой — передала сыну ду­ховность. Штольц «беспрестанно в движении», деятелен, энер­гичен.
2.Проблема поиска смысла жизни и ис- тинных ценностей. 3.Проблема нравст- венного выбора. 4. Проблема личной ответственности чело- века за свою жизнь Обломовскому «лежанию» в романе противопоставлено обще­ство Петербурга, в котором смысл жизни сводится к карьере и выгодной женитьбе (Судьбинский), удовлетворению пустого светского тщеславия (Волков), к сочинительству в модном духе на любую тему (Пенкин), накопительству и другим мелким целям. Суета, лжеактивность и бездуховная жизнь этих героев — та же «обломовщина», лишь на столично-цивилизованный лад. Обломов о них: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?.. Всё это мерт­вецы, спящие люди». Покой и бездеятельность Обломова таят в себе запрос на дея­тельность, ради которой стоило бы лишиться покоя и которой так и не находит Илья Ильич. Его лежание на диване — своего рода протест против светской суеты, бюрократизма, мелочных целей и интересов. Обломов предпочитает идиллический по­кой вечному движению, которое преследует мелкие цели. Та­ким образом, основная тяжесть вины за неподвижность и без­деятельность Обломова перекладывается с героя на бездухов­ное общество. Однако с Обломова полностью не снимается вина за бездея­тельность. Он, угадывая заветную цель человека — одухотво­рённую и одухотворяющую любовь — не проявляет духовной и практической энергии, без которых достижение этой цели невозможно
5.Проблема влияния природы на формиро­вание личности Глава «Сон Обломова» (часть 1, гл. 9). На характер Обломова оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, с неторопливым тече­нием равнинных рек. Имение Обломова — это «благословен­ный уголок», «чудный край», затерянный в глубинке России. Природа скромна и незатейлива. Нет там моря, высоких гор, скал и пропастей, дремучих лесов. Эта природа, чуждающаяся «дикого и грандиозного», сулит человеку спокойную, долго­временную и незаметную жизнь. Люди в Обломовке живут в гармонии с природой: времена года в этом краю соотнесены с крестьянским трудом, с естест­венным ритмом человеческой жизни. Мир, покой, глубокая тишина лежат на полях. Та же тишина, спокойствие царят там и в человеческих нравах, люди далеки от губящих душу стра­стей. Гармоничная жизнь на природе формирует «голубиную неж- ность», наблюдательность Обломова, его нравственные идеалы, учит тонко чувствовать красоту
И.С. Тургенев «Отцы и дети» 1.Проблема взаимо- отношений поколе- ний / отцов и детей. 2.Проблема пре­емст­венности поколений. 3.Проблема семей­ных отношений. 4.Проблема предна- значения человека Причина возникновения конфликта: общество расколото на несколько лагерей, каждый из которых проповедовал и ут­верждал свою систему ценностей и своё мировоззрение. Идеологический конфликт в романе: Базаров — П.П. Кирса­нов. Конфликт поколений: Базаров, Аркадий — братья Кирсановы; Базаров и его родители. Любовный конфликт: Базаров — Одинцова. Духовный кризис Базарова. Николай Петрович Кирсанов как воплощение (для Тургенева) нормы жизни, в том числе по отношению к семье и детям. Два испытания Базарова: любовь и смерть. Выдержал ли он эти испытания? Базаров иначе взглянул на себя, на мир; узнал, что жизнь не укладывается в нигилистическую схему; оказался способен к сильной и самоотверженной любви; отвергнуты его чувства, он сам; чувствует сомнения в своих убеждениях, взглядах; теряет почву под ногами, смысл жизни; теряет саму жизнь. По мнению Тургенева, «отцы» должны прощать «сыновьям» ошибки молодости, быть снисходительными, а «дети» должны уважать старость, заслуги «отцов», относиться к ним с уваже­нием. Раскол же во взаимоотношениях в семье ведёт к расколу в об­ществе. «Семейственность», традиции, передающиеся из поко­ления в поколение, — это тот фундамент, который является опорой всему обществу
  5. Проблема отноше- ния человека к при- роде Природа — нравственная и эстетическая ценность. Базаров, отвергая всякое эстетическое наслаждение природой, воспринимает её как мастерскую, а человека — как работника в ней. Аркадий, друг Базарова, напротив, относится к ней со всем присущим молодой душе восхищением. В романе каждый герой проходит проверку природой. Аркадию общение с окружающим миром помогает залечить душевные раны, для него это единение естественно и приятно. Базарову не дано утешения и примирения с законами мирозда­ния при жизни, только после смерти он становится частью природы (пейзаж в финале — могила Базарова)
Ф.М. Достоев- ский «Престу­пление и наказа­ние» 1. Проблема свободы и нравственной от­вет­ственности человека 2.Проблема выбора между добром и злом / Проблема нравствен­ного вы­бора человека. 3.Проблема ду­ховно го падения и возрожде­ния человека. 4.Проблема предна­значения человека. 5.Проблема поиска жизненного пути. 6.Проблема состра­дания и милосердия. 7. Проблема любви как воскрешающей силы в жизни чело- века Достоевский, признавая давление «среды», требует от человека внутреннего сопротивления ей и считает борьбу с окружаю­щим злом нравственным долгом человека. Человек свободен по своей духовной сущности. У него есть свобода нравственного выбора. Цель жизни: жить для добра. Закон жизни — закон любви. Идея романа: 1.Необходимо жить настоящей, а не придуманной жизнью, утверждаться как личность через любовь, доброту, служение людям, идеалам справедливости и человечности. 2.Насилие в любом виде не способствует утверждению человечности. 3.Нельзя спасать одних ценой жизни других. Человек не имеет права распоряжаться жизнью другого. 4.Опасна сама идея самоутверждения в качестве сверхчеловека. 5.В человеке есть и добро, и зло, и свобода выбора, за кото­рый он всегда несёт нравственную ответственность. Основные образы для анализа: Родион Раскольников — Со­нечка Мармеладова — семья Мармеладовых. Возможно, Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова. Протест Раскольникова толкает его на путь насилия над дру­гими. Соня идёт другой дорогой. Она смиряется и страдает. Её жизнь строится по законам самопожертвования. В позоре и унижении она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям она избирает путь самопожертвования. И в этом она отличается от Раскольникова. Раскольников живёт разумом (отсюда его теории и расчёты) — Соня руководству­ется сердцем и религиозной верой. Образ Сони — один из важнейших в романе. Соня — нравст­венный ориентир автора, символ самоотрицания и жертвенно­сти. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она оказалась сильнее его в нравственном плане. Имен- но Соня спасает героя, ведёт его к вере через любовь и надежду
Л.Н. Толстой «Война и мир» 1.Проблема устрой- ства мира и места чело­века в нём. Проблема предназначения чело­века. 2.Проблема взаимо- связи судьбы чело- века и исторических событий. 3.Проблема роли личности в истории. 4.Проблема соотно- шения свободы и не- обходимости в судьбе человека. 5.Нравственные тре- бования к человеку. Проблема определе- ния нравственных категорий и их роли в человеческой жизни (как стать «вполне хо- рошим?», как обрести гармонию жизни?) Идейный стержень романа. Смысл жизни существует, но многие его не понимают, живя по инерции или ставя перед собой «наполеоновские» цели. Мыслящие герои (герои пути, характер которых дан в разви­тии) приходят к постижению смысла жизни при условии гар­монических отношений (единения, примирения) человека с миром (народом, природой) и волей истории. Смысл жизни можно воспринять только через конкретный жизненный опыт: — переживания, связанные с ключевыми моментами человече­ской жизни (любовь, рождение, война, смерть. Андрей Болконский: смерть жены — рождение сына — лю­бовь к Наташе Ростовой. Окончательно смысл жизни ему от­крывается перед смертью (Бородино). Смерть как пробуждение (это понимание харак­терно для восточных религиозных сис­тем); для многих героев переживание близости смерти оказыва­ется важной вехой лич­ностного роста (первый бой Николая Ростова, пребывание Пьера на батарее Раевского и в плену); — многое открывается героям в ситуациях повседневной жизни (карточный проигрыш Ростова), при общении с природой: охо та, дуб в Отрадном, лунная ночь в Отрадном, образ-символ неба при общении с людьми — Николай Ростов в полку. Главная мысль романа — о предназначении человека, о том, как жить, представлена в эпилоге. Два основных пути: внешнее благополучие, богатство, карьера или духовные ценности, то есть жить не только для самих себя. В эпилоге показана на­стоящая жизнь: герои выразили себя, творят добро, любят, служат обществу, семье. У каждого свой путь. Николеньке Бол­конскому предстоит принять традиции отцов и начать свой поиск смысла жизни. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и веч- но бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость». (Из письма Л.Н. Тол­того от 18 октября 1857 года.)
  6. Проблема истинно- го и ложного в жизни человека — Истинное и ложное общение между людьми (истинное предполагает естественность и непосредственность — про­стоту: это свойственно прежде всего дому Ростовых, Денисову, Марье Дмитриевне Ахросимовой, капитану Тушину, Кутузову). Простота сближает их с народом. — Ложное общение предполагает искусственность, это обще­ние по правилам, оно наиграно, театрально, неискренно и лицемерно (салон Шерер, семья Курагиных). — Истинный и ложный патриотизм и героизм. Истинная и ложная красота. Живая (естественная, тёплая) и мёртвая (искусственная, холодная). Другое важное противопос­тавление: красота внутренняя (душевная) и внешняя (телесная). Наташа Ростова, княжна Марья — Элен). Изображая Элен, Толстой использует метафоры, отсылающие к неживой мате­рии («мраморные плечи, на которых был словно лак от взгля­дов»). Ей противопоставляется Наташа, чья красота естественна и поэтому хороша, кроме того, у Наташи сочетается внешняя и внутренняя, душевная красота. Портрет княжны Марьи — не­красивое лицо и лучистые глаза. Портрет Кутузова — физическая немощь — внутренняя сила духа. — Истинное и ложное величие. Эта тема возникает в связи с образом Наполеона. — «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
  7.Проблема нравст- венного выбора чело- века на войне. 8.Проблема влияния войны на судьбу чело- века. 9.Проблема ценно­сти человеческой жизни на войне. Дети и война (сцена гибели Пети Ростова) Рассказывать правду о войне, по замечанию самого Толстого, очень трудно. Само изображение правды войны — в «крови, страданиях, смерти» — исходит из народной точки зрения на сущность войны. Война — зло, безумие. Толстой не только показал человека на войне, но и, развенчав ложную, открыл подлинную героику войны. Интересуясь главным образом нравственно-психологической стороной войны, писатель представил её как испытание всех душевных сил человека в момент их наивысшего напряжения. Примеры: Шенграбен (Тушин, Долохов, Тимохин); Аустер­лицкое сражение — переоценка жизненных ценностей Андрея Болконского; первый бой, Наташа Ростова (приём «война гла­зами новичка», роль образов природы). Толстой изображает не только сражения, но и описывает во- енные будни, несущие такие же страдания. Автор заставляет нас увидеть жестокий натурализм войны (Ростов в госпитале, т. 2, ч. 2, гл. 17—18). Страдания и кровь оказываются напрасными — Тильзит- ский мир делает бессмысленными итоги войны. Как война повлияла на Наташу Ростову? Изображение Отечественной войны 1812 г. Пьер во время Бородинского сражения: какие изменения произошли в мировоззрении Пьера после Бородинского сражения и плена? Мальчишка на войне (Петя) — эта типичная для романа ситуа­ция становится сильнейшим аргументом против войны как та­ковой. Гибель Пети Ростова — со всею его несостоявшейся, нерас­крывшейся одарённостью, добротой и человеческой красотой — самый неоспоримый и страшный счёт из тех, которые Л.Н. Толстой предъявил в своём романе войне
  10. Проблема влияния семьи на человека. В чём состоит роль семьи в жизни человека? Идеал Л.Н. Толстого — патриархальная семья с её заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать, с отношениями, построен­ными на добре и правде. Это авторитет родителей, это нравст­венный стержень. Анализ семей Ростовых, Болконских и как антипример Курагиных в начале романа. Устои, атмосфера, требования к детям, характер взаимоотношений, общее и раз­личия. Примеры того, как семья приходит на помощь в труд­ные минуты жизни (Николай Ростов и отец с имением, состоя­ние Наташи после истории с Анатолем Курагиным, помощь Наташи графине Ростовой после известия о гибели Пети и т. д.). Не забудьте, что анализ жизненного пути таких героев, как Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова — богатейший материал для раскрытия многих тем
  11. Проблема взаимо- отношений человека и природы. Природа — нравственный эталон, демонстрирующий норму естественной жизни, противопоставленный фальши светского общества. Любимые герои Толстого близки природе, умеют тонко чувствовать её красоту. Наташа Ростова в Отрадном не может оторваться от созерцания прекрасной лунной ночи. Князь Андрей открывает для себя истинные ценности, пере­оценивает ценности ложные при взгляде на Аустерлицкое небо, природа напоминает герою о вечности, рядом с которой так ничтожны мелкие человеческие стремления. Пьер Безухов в плену осознаёт свое единство с мирозданием, обретает сво- боду при соприкосновении с природой: «Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открылись теперь вдали. И ещё дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходя­щих, играющих звёзд. «И всё это моё, и всё это во мне, и всё это я!» — думал Пьер». Природа возрождает жизненные силы в человеке: Андрей Бол­конский, очарованный красотой ночи в Отрадном, неожи­данно приходит к выводу о том, что «жизнь не кончена в три­дцать один год»
А.П. Чехов «Человек в фут­ляре», «Крыжов­ник», «О любви», «Ионыч», пьеса «Вишнёвый сад»   1.Проблема духовной деградации, духовной гибели человека. 2.Проблема личной ответственности чело- века за свою жизнь. 3. Проблема разру- шения человеческой личности 4. Проблема эстети- ческого восприятия природы (умение ви­деть красоту природы, красоту вообще). (По пьесе «Вишнё­вый сад», рассказу «Ионыч».) Футлярное существование губит душу и жизнь человека. Исто­рии Беликова, Николая Ивановича Чимши-Гималайского, Алёхина, Дмитрия Ионовича Старцева. Нравственное падение Старцева началось с недостаточной чуткости к людям, со стремления к выгоде, непоследовательно­сти в своих убежде­ниях и неспособности их отстаивать, неже­лания противостоять пошлости, с маленьких компромиссов. Бездуховная жизнь ли­шила его возможности думать и чувство­вать. Если человек подчиняется силе обстоятельств, в нём гас­нет способность к сопротивлению, происходит омертвление души. Ограждение от активной жизни и приспособленчество приводят к понима­нию того, что жизнь не удалась. Что же де­лать? Нужно творить добро. Беречь в себе человека. Преодоле­вать инерцию «фут­лярной жизни», «футлярности сознания». Стремиться к совер­шенству. Бороться за красоту, любовь, сво­боду В рассказе «Ионыч» пейзаж лунной ночи на кладбище при­зван напомнить человеку о вечных ценностях и тайне миро­здания, пробудить его сознание. После посещения кладбища Старцев превращается в мещанина Ионыча, деградирует ду­ховно. Пейзаж исчезает из рассказа, так как сердце героя черст­веет, он больше не способен видеть и чувствовать прекрасное. Вишнёвый сад — главный персонаж пьесы. Это символ по­губленной красоты, который наглядно демонстрирует по­шлость и никчёмность жизни героев пьесы. У каждого персонажа свой сад, который высвечивает душевные возможности каждого из героев. Его образ выступает нравст­венной и эстетической точкой отсчёта, позволяет сопоставлять жизнь человека с высшими целями бытия. У Раневской и Гаева с вишнёвым садом связаны личные чувства и переживания. Они восхищаются красотой сада, потеря кото­рого им кажется немыслимой: «О, мой милый, мой нежный, прекрасный сад!», «...Я люблю этот дом, без вишнёвого сада я не понимаю своей жизни!». Для купца Лопахина в этом саду «замечательно... только то, что он очень большой», что он в «умелых руках» может давать ог­ромный доход. Вишнёвый сад у Лопахина тоже вызывает вос­поминания о прошлом: здесь дед и отец его были рабами. С садом связаны у Лопахина и планы на будущее: разбить сад на участки, сдавать в аренду под дачи. Вишнёвый сад становится теперь для него, как прежде для дворян, предметом гордости, олицетворением его силы, его господства: «Вишнёвый сад те­перь мой!» Вместе с тем Лопахину принадлежат и слова о том, что это сад, «пре­красней которого нет на свете». Тонко чувст­вующая, творче­ская, «артистическая» душа Лопахина сочетается с практично­стью дельца. Для студента Трофимова вишнёвый сад — воплощение крепо­стного уклада жизни, воплощение прошлого России: «Поду­майте, Аня, ваш дед, прадед и все ваши предки были крепост­ники, владевшие живыми душами...». Трофимов не разрешает себе любоваться красотой этого сада, без сожаления расстаётся с ним и внушает юной Ане такие же чувства. Такой человек не может построить прекрасное буду­щее, так как слеп к истинной красоте
И.А. Бунин «Господин из Сан-Франци­ско»   1.Искусственная и настоящая жизнь об- щества. 2.Особенности сим­волики. 3. Предчувствие при­ближающейся катаст­рофы бездуховного общества Конфликт далеко выходит за рамки частного случая, в связи с чем его развязка связана с размышлениями о судьбе не одного героя, а всех прошлых и будущих пассажиров «Атлантиды». Антитеза Отдых, танцы, беззаботность; господа «во фраках и смокингах», дамы в «богатых», «прелестных» «туалетах»; изящная влюблён­ная пара. Картины рая и ада Символика рассказа. Символ общества — пароход «Атлан­тида». Символ стихии, природы, противостояния цивилизации — океан. Образ капитана символизирует чудовищность, груз­ность идола. Заглавный герой — олицетворение человека буржуазной ци­вилизации. У героя нет имени. Типичный представитель новой буржуазии. Символические образы «искусственной и естественной» жизни пассажиров «Атлантиды»: пароход, океан, капитан, «Атлантида». Верхние «этажи»: жизнь как в «отеле со всеми удобствами»; жи­вущих «благополучно много». В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося ми­ропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» Эта библейская фраза звучит предвестием бу­дущих великих катастроф
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Оле- ся». 1.Что такое настоя- щая любовь? 2.Может ли любовь безответная быть «бла­годатной»? 3. Влияние музыки, искусства на человека. 4. Роль пейзажа. Пси- хологизм Рассказ «Гранатовый браслет» — это произведение о самом главном — о любви, о том, ради чего на свете и во имя чего на свете стоит жить. К.Г. Паустовский назвал данный рассказ А.И. Куприна «одним из благоуханных и томительных рассказов о любви». Завершая рассказ трагической развязкой, Куприн хотел отте­нить силу великой любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». Куприн отстаивает великое счастье и великое назначение любви. Только три вещи могут так быстро всё объяснить человеку — любовь, музыка и смерть. Куприн и объединяет все три в финале повести. В этом — особый смысл музыкальной темы, дающей — от эпиграфа к последней сцене — исключительную завершён­ность произведению. После прочтения произведения осталось много вопросов: чем было чувство Желткова — настоящей любовью или сумасше­ствием? Чем была смерть героя — малодушием или силой? Как сложится жизнь Шеиных через 10, 20 лет? Ни одного человека не оставляет равнодушным эта новелла о любви. Непоказное мужество генерала, его благородство и честность заставляют читателя проникнуться искренней симпатией к ге­рою и доверием к его словам. Потому прозвучавшее в устах Аносова определение настоящей любви воспринимается как истина. Немалое значение отводит Куприн «тучному, высо­кому, серебряному старцу» — генералу Аносову. Именно ему представлена задача заставить Веру Николаевну отнестись к любви таинственного Г. С. Ж. более серьёзно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на свою собственную жизнь с Василием Львовичем. Ему принадлежат пророческие слова: «...может быть, твой жизненный путь, Ве­рочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят жен- щины и на которую больше неспособны мужчины». Генерал Аносов символизирует мудрое старшее поколение. Автором ему доверено сделать очень важный, имеющий ог­ромное значение в этом рассказе вывод: в природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным её людям. За всю жизнь Аносов не встретил ни одного подобного при­мера, но он продолжает верить в возвышенную любовь и пе­редаёт свою уверенность Вере Николаевне. А.И. Куприн передаёт состояние природы с помощью эпите­тов (глинистые дороги, отвратительные погоды, свирепый ураган, раз­битые стёкла, изуродованные клумбы), метафор (тяжело лежал густой туман), сравнений (мелкий, как водяная пыль, дождик), олицетворе- ний (сад покорно засыпал: звёзды дрожали). Пейзаж у Куприна полон звуков, запахов. Описания природы несут в себе большую смысловую нагрузку. Описываемые пей­зажи во многом предвосхищают предстоящие в повести собы­тия и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора. Пейзаж первой главы является завязкой и в то же время зашифрованным сюжетом произведения. Противопоставляется скучная будничная жизнь аристократов сильному чувству бед­ного чиновника, который разрушил их ледяное спокойствие
М.А. Шолохов «Судьба че­лове- ка» 1. Проблема нравст- венного выбора чело- века на войне 2.Проблема нравст- венного долга челове- ка перед обществом. 3.Проблема преда- тельства. 4.Проблема долга, чести и достоинства русского солдата и человека / Проблема сохранения челове- ческих ценностей на войне. 5.Проблема сохра- нения силы духа во время жизненных ис- пытаний На протяжении жизни Андрей Соколов несколько раз стано­вится перед нравственным выбором: — отвезти боеприпасы сражающимся товарищам с риском для жизни или поберечь себя? Чувство долга перед Родиной и сражающимися солдатами как её представителями даёт герою однозначный ответ: он «должен проскочить» обстреливаемое поле. Выбирая между жизнью и честью, долгом, он предпочи­тает последнее. Чувство долга перед страной и теми, кто ос­тался в тылу, проявляется и в рассуждениях героя о солдатах, которые пишут жёнам из армии жалобные письма: «И вот он ... жа- луется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабёнкам и детишкам не слаще на­шего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась! ...А такой хлюст, мокрая душонка, напишет жалостное письмо — и тру­дящую женщину, как рюхой под ноги... Нет! На то ты и муж­чина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала». Чувство долга перед товарищами заставляет доктора, забыв о страхе, лечить раненых даже в плену; — сцена убийства предателя в плену. Соколов убивает труса, который готов был предать своего командира, товарища, сра­жавшегося с ним в одном окопе. Оправдание убийства — ги­бель предателя позволяет предотвратить гибель многих чест­ных людей, это борьба с малодушием, трусостью и подлостью. Жить по принципу «своя рубашка к телу ближе» Соколов не может. Это первое и единственное убийство в жизни героя: «Первый раз в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». После убийства Андрею «стало нехо­рошо», «страшно захотелось руки помыть», но только потому, что показалось ему, будто «какого-то гада ползучего душил», а не человека. Человек для Соколова — тот, кто не забывает сво­его долга перед окружающими; — сцена допроса Мюллером в лагере военнопленных. Во время допроса герой, измученный голодом и жестокостью немецкого конвоя, сохраняет своё человеческое достоинство: он отказывается пить за победу немецких войск, находясь во власти врага. Ему важно было показать, «что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». И его достоинство оценил даже враг, отпустивший Соколова с миром в барак и подаривший ему хлеба и сала; — сцена раздела «харчей» на всех в бараке. Это тоже нравствен­ный выбор героя, остающегося верным своим поня­тиям о чести, справедливости, в самых жестоких условиях не отказывающегося от своих убеждений ради личной выгоды; усыновление Вани. Это тоже нравственный выбор Андрея Со­колова — найти в своей измученной потерями душе сострада­ние, силы, не жалуясь жить дальше и взять на себя ответствен- ность за маленького человечка, обездоленного войной.
    Вывод: война, как и вся жизнь героя (до войны — голод, смерть родителей и сестёр, бедная жизнь и тяжёлый упорный труд), становится для героя испытанием его силы духа, человечности, понятий о долге, чести и справедливости, которое он выдер­живает с достоинством
  6. Проблема патрио- Соколов — истинный патриот, так как любой поступок он со­вершает ради других: отвозит боеприпасы, рискуя жизнью, чтобы помочь товарищам, идёт на войну, чтобы защитить женщин и детей, убивает предателя, чтобы спасти честного и порядочного командира. Родина для Соколова — прежде всего люди, для которых он рискует своей жизнью
  тизма
  7. Проблема влияния войны на судьбу чело- века. Дети и война Влияние войны на жизнь человека: — война — несчастье, страдание и смерть. Она отбирает у Со­колова и Вани семью, дом. Каждый из них оказывается в ситуа­ции, когда смысл и цель жизни потеряны; — война становится проверкой его жизненных взглядов, заставляет сделать нравственный выбор: Андрей Соколов — предатель Крыжнев
 
 
  8. Проблема милосер- дия и сострадания Пройдя через тяжкие испытания, герой говорит, что сердце его «закаменело от горя». Однако он сохраняет главное человече­ское качество — способность к состраданию и милосердию: при встрече с голодающим и бездомным «маленьким оборвы- шем» Ваней, осиротевшим во время войны, Соколов не оста­ётся равнодушным и усыновляет его («Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!»)
  9. Проблема поиска цели и смысла жизни Смысл жизни герой рассказа видит в том, чтобы жить для дру­гих. Сначала он живёт для своей семьи, в годы войны главной целью его жизни становится защита Родины и помощь това­рищам (во время боя он рискует жизнью, соглашаясь отвезти боеприпасы через обстреливаемое неприятелем поле), после известия о гибели жены и дочерей Соколов видит смысл жизни в сыне Анатолии («И начались у меня по ночам стари­ковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотничать и внучат нянчить»). После похорон Анатолия герой обретает смысл жизни в заботе о приёмном сыне Ванюше. У героя снова появляется человек, ради которого стоит жить
  10.Проблема взаимо- отношений в семье. 11.Проблема преем- ственности поколе­ний Семья Андрея Соколова, построенная на любви и взаимном доверии и терпимости друг к другу, — идеал семейных отно­шений. «Умная жена-подруга» Ирина не грубит в ответ мужу, когда тот приходит с работы злым, не упрекает его, когда он приходит пьяным домой, старается создать уют в доме. В ответ на её заботу и любовь Андрей Соколов отучается от вредной привычки («Да разве можно не оправдать такого доверия?»), работает и день и ночь, приносит домой всю зарплату, чтобы его жена и дети ни в чём не нуждались. Сын Соколова, Анатолий, воспитанный примером отца, идёт добровольцем на фронт, становится героем (имеет 6 орденов и медали), хорошим командиром (на похоронах товарищи по службе оплакивают его смерть, «вытирают слёзы»)

Наши рекомендации