Направление социальной ответственности
Концепция социальной ответственности бизнеса зародилась в начале ХХ века и получила активное развитие в начале 70-х годов ХХ века.
Представители этого направления установили прямую зависимость между богатством государства и его народа, успехом предприятия и его социальной ответственностью перед обществом и сотрудниками.
Первым вопрос о социальной ответственности бизнеса поставил сталелитейный магнат Э. Карнеги. Он назвал два основных принципа, на которых базируется социальная ответственность: благотворительность и служение обществу.
Первоначально «социальная ответственность бизнеса» понималась как добровольные дополнительные обязательства бизнеса перед обществом направленные на улучшение качества жизни людей.
В последующие годы это направление отметилось рядом подходов к социальной ответственности бизнеса. Первый подход в 1936 г. сформулировал Р. Вуд: предприятия имеют широкие социальные обязательства и должны учитывать интересы всех слоев общества (потребителей, местных общин, держателей акций и работников), на которое оказывает влияние их деятельность. Социальная ответственность бизнеса понималась как добровольное решение менеджеров о помощи работникам, регионам и обществу в целом в решении их социальных вопросов.
Второй подход связан с именем нобелевского лауреата М. Фридмена, который единственной социальной ответственностью бизнеса считает организацию деятельности и получение прибыли в рамках действующего законодательства.
Третий подход -- железный закон ответственности К. Дэвиса, согласно которому «в долгосрочной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет».
Все приведенные подходы сосуществуют.
В развитии концептуальных основ социальной ответственности, предприятий в США и Западной Европе выделяют три этапа.
I этап (1960-е -- середина 1970-х гг.) -- расцвет традиционной благотворительности. Помощь наиболее незащищенным категориям населения, учреждениям культуры выделялась в виде натуральных или денежных пожертвований на основе личных симпатий руководителя. Деловая и социальная активность были максимально разграничены.
II этап (середина 1970-х -- начало 1980-х гг.) -- становление стратегической филантропии. Бизнеса изъявил готовность получать оптимальную прибыль вместо максимальной, избрав целью решение социальных проблем, а не борьбу с их результатами. Социальные проблемы увязываются со стратегическими целями самой организации.
III этап (конец 1980-х -- настоящее время) -- развитие концепции социальных инвестиций. За счет совместной работы коммерческого, некоммерческого и государственного секторов решаются актуальные, социально значимые проблемы местных сообществ. Учитываются интересы всех партнеров при главенстве бизнес-выгоды. Деловой практикой был принят стандарт SA 8000:1997 «Социальная ответственность» (Social Accountability 8000), нормы которого согласуются с документами МОТ и ООН. Он определяет социально-этические нормы оценки деятельности предприятий. Это способствует развитию, поддержке и проведению в жизнь политики и процедур с соблюдением требований социальной ответственности.
Эмпирическая школа
На базе бихевиористической школы исистемного подхода появилось направление эмпирическая (прагматическая) школа управления или менеджмент бизнеса. Она ориентировалась на практические рекомендации предпринимателям и менеджерам, способствующие повышению эффективности организации. В теориях этой школы заметно предпочтение ситуационного подхода. Исследования сосредотачивались главным образом на содержании труда и функциях менеджера. Так, было установлено, что важнейшими компетенциями менеджера являются: а) создание из имеющихся разнородных ресурсов подлинно целого единства; б) ориентация всех решений и действий менеджера на долгосрочные перспективы развития организации.
Поскольку деятельность менеджера носит комплексный характер, помимо узкой специализации в области технических или гуманитарных наук он должен владеть научно обоснованными и проверенными на практике методами и приемами управления, в частности умением налаживать взаимосвязи, устанавливать линии коммуникаций. Главные принципы деятельности управляющего – это достаточная мера влияния на подчиненных и аналитический подход к проблемам управления.
Широкое применение на практике получила концепция управления по целям,предложенная Питером Друкером. Ее идея заключается в том, что управление должно начинаться с выработки целей, а затем переходить к формированию функций, системы взаимодействия и процесса. Данный подход изменил логику управления, ранее концентрировавшей внимание менеджеров на функциях и процессе управления. Управление по целям предполагает постоянное функционирование системы разработки конкретных целей для каждого элемента управляющей системы, что позволяет точно указывать главные направления деятельности, четко контролировать работу, концентрироваться на наиболее важных задачах.
Рекомендации эмпирической школы способствовали классификации и анализу функций управления, организации труда руководителя, подбору и оценке кадров, формированию структур управления, решению целого ряда проблем современного крупного производства.