Пранаяма для пробуждения Кундалини
Практикуя это упражнение, сосредоточьтесь на муладхара - чакре в основании позвоночника, которая имеет форму треугольника, где находится Кундалини-шакти. Зажмите правую ноздрю большим пальцем правой руки. Через левую ноздрю сделайте вдох, продолжительность которого соответствует трем медленно произнесенным слогам ОМ. Представьте, что с атмосферным воздухом вы вводите прану. Затем зажмите левую ноздрю мизинцем и безымянным пальцами правой руки. Затем задержите дыхание на 12 слогов ОМ. Посылайте поток вниз по позвоночнику прямо в треугольный лотос, в муладхара-чакру. Представьте, как нервный импульс попадает в лотос и пробуждает Кундалини. Потому медленно выдохните через правую ноздрю, отсчитывая 6 ОМ. Повторите то же самое, начиная с правой ноздри, с тем же представлением и ощущением. Эта пранаяма быстро разбудит Кундалини. Делайте ее по три раза утром и вечером. Постепенно и осторожно увеличивайте число и время циклов в соответствии со своими силами и возможностями. В этой пранаяме важно сосредоточение на муладхара-чакре. Если сосредоточение интенсивное и пранаяма регулярная, Кундалини будет пробуждена очень скоро.
Глава тридцать шестая
Ламбика-йога
Практика кхечари-мудры - это ламбика-йога. Техника исполнения этой мудры объясняется ниже. У практикующего эту мудру не будет ни жажды, ни голода. Он сможет ходить по небу. Но в этой йоге множество трудностей.
Это очень сложная йога. Ее нужно постигать у развитого гуру, который практиковал ее долгое время и добился полного успеха.
Йоги хранят ее тайну. Она дарует великие способности. Она очень помогает контролировать ум.
Добившийся успеха в этой мудре не будет ощущать ни жажды, ни голода. Он сможет легко управлять праной.
Кхечари мудра, йони мудра, или шанмукти мудра, самбхази мудра, ашвини мудра, маха мудра и йога мудра - все это важные мудры. И главной среди этих мудр является кхечари мудра. Она -королева мудр.
Мудра означает "печать". Она опечатывает ум и прану. Ум и прана попадают под контроль йога.
Кхечари мудра состоит из двух важных действий - чедан и дохан.
Раз в неделю острым ножом на глубину волоса разрезается нижняя часть языка, rrenum linguae. После этого разрез присыпается порошком куркумы. Так продолжается в течение нескольких месяцев. Это и есть чедан.
После этого йог смазывает язык маслом и ежедневно растягивает его. Растяжка языка напоминает дойку коровы. Это дохан.
Когда язык станет достаточно длинным (он должен касаться кончика носа), йог сворачивает его, оттягивает назад и закрывает заднюю часть ноздрей. Затем он сидит и медитирует. Дыхание полностью останавливается.
Для некоторых обрезание и растягивание языка не обязательно. Они родились с длинным языком.
Тот, кто достиг совершенства в этой мудре, может путешествовать по небу. Царица Чхудалаи владела этой способностью.
Тот, кто обладает чистотой и другими божественными качествами, кто свободен от желаний, жадности и вожделения, кто наделен бесстрастием, способностью различать и сильным стремлением к освобождению, тот получит благо от практики этой мудры.
Эта мудра дает возможность жить, будучи погребенным под землею.
Глава тридцать седьмая
Лайя - йога
Лайя - это такое состояние ума, в котором человек забывает обо всех объектах чувств и погружается в объект медитации. Лайя дает возможность в совершенстве контролировать пять таттв, ум и чувства. Колебания ума прекращаются. Ум, тело и прана полностью подчинены.
Эффективным методом лайя-йоги является самбхави мудра, в которой йог интенсивно сосредотачивается на одной из чакр. Упражнение сосредоточения взгляда (тратак) играет важную роль для успеха в лайе. Благодаря правильной практике йог утверждается в самадхи. Он становится освобожденным.
Звуки анахаты
Звуки анахаты - это мистические звуки, которые йог слышит в медитации. Это признак очищения энергетических каналов. Некоторые студенты могут ясно услышать их одним ухом, другие - обеими ушами. Существуют как громкие, так и тихие звуки. Услышав громкие, нужно ожидать тихие, а после тихих - - еще более тонкие. Новички могут услышать звук только с закрытыми ушами. Продвинутые студенты могут сосредотачиваться на звуках анахаты, даже не закрывая ушей. Звук анахаты исходит из сердечного центра канала сушумна.
Сядьте в свою обычную асану. Зажмите уши большими пальцами рук. Прислушивайтесь и фиксируйте внутренние звуки. Звук, который вы услышите изнутри, сделает вас глухими ко всем внешним звукам. Закройте также и глаза. В начале вашей практики вы будете слышать много громких звуков. Позже они будут слышны слабее. Ум сначала сосредотачивается на любом устойчивом звуке и погружается в него. Он становится нечувствительным к внешним впечатлениям, соединяется со звуком, как молоко с водой и затем быстро погружается внутрь сознания.
Звук, исходящий из пранавы (Ом), которая есть Брахман, по природе светоносен. Ум поглощается им. Ум существует, покуда существует этот звук, но с его угасанием наступает состояние, называемое турийя (четвертое). Это высшее состояние. Благодаря постоянной концентрации на звуке, ум насыщается праной. Тело кажется постоянно сосредоточенным на звуке. Оно напоминает бревно, не ощущает ни жары, ни холода, ни печали. Различного рода звуки исходят из сердца. Звук, который слышится ушами, бывает десяти родов. Первый звук - это "чини", второй - "чини чини", третий - это звук колокольчика, четвертый - звук раковины; пятый -- звук флейты, шестой - звук цимбал, седьмой - мелодия флейты, восьмой - звук барабана (бхери), девятый - звук двойного барабана (мриданга) и десятый-звук грома.
Вы не должны ожидать появления звука сразу после того, как закрыли уши. Вам нужно сосредоточиться и удерживать однонаправленность ума. Тот звук, который вы услышите сегодня, не обязательно будет тем же самым каждый день. Но вы услышите один из десяти звуков анахаты.
Мы кратко описали лайю через звук анахаты. Таким же образом лайя может быть осуществлена через сосредоточение на кончике носа (насикагра дришти), на межбровном пространстве (бхру-мадхъя дришти), медитацией на пяти таттвах, на ссшхм-мантре, утверждениях ахам брахма асми (я есть Высший Дух), тат твам аси (ты есть То) и также другими методами.
Вы можете рассеять существование мира через растворение сознания. Проследите, как возникли элементы. Все объекты расположены в земле, земля - в воде, вода - в огне, огонь в воздухе, воздух в эфире, эфир в авъякте (невоспринимаемом) и авъякта в Брахмане. И где же теперь мир, друзья мои? Чем больше представление о мире исчезнет из вашего ума, тем больше в нем укрепится представление о Брахмане. Размышляйте об операторе в кинотеатре, показывающем фильм. Картины ложны. Реален только оператор. Он останется, даже когда исчезнут картины. В шоу марионеток за ширмой есть человек, держащий нити. Весь мир - это фильмоскоп. Это просто шоу жонглера-ума. Держащий нить - Хирань-ягарбха. Он оператор этого мирового кино.
Глава тридцать восьмая
Ликхита - джапа - йога
Среди различных методов джапы, упомянутых в писаниях - чтенля мантр вслух, шепотом, в уме и т.д. - есть один очень эффективный метод, ликхита джапа (метод написания мантры). Она помогает практикующему в сосредоточении ума и постепенно приводит к медитации.
Стремящийся должен выбрать мантру своего опекающего Божества, или Ишты, согласно своим склонностям. Осмысленное повторение мантры с надлежащим чувством должно практиковаться произнесением вслух и письменно. Для произнесения джапы необходима помощь четок. Для ликхита джапы нужно использовать тетрадь и ручку. В ликхита джапе нет указаний относительно какого-то конкретного написания. Писать можно на любом языке. В практике написания мантры нужно придерживаться следующих правил:
1. Должна соблюдаться регулярность и пунктуальность во времени. Само это даст садхаку дополнительную помощь и принесет величайшее благо.
2. Должна соблюдаться физическая и ментальная чистота. Прежде чем сесть за написание мантры, нужно вымыть лицо, руки и ноги, и во время написания нужно стараться сохранить ум чистым. Когда пишете мантру, выводите прочь все мирские мысли.
3. Сидите в одной позе как можно дольше. Частой перемены позы, или асаны, нужно избегать. Сидя в одной асане, вы будете отрабатывать устойчивость и сохранять большое количество энергии.
4. Во время практики соблюдайте молчание. Обильные речи приводят к растрате энергии и времени. Молчание помогает увеличить интенсивность работы.
5. Избегайте рассеянного взгляда. Сосредоточьте глаза на тетради. Это поможет сконцентрировать ум.
6. Записывая мантру в тетради, повторяйте ее и мысленно. Это оставит в вашем уме утроенное впечатление. Постепенно все ваше существо включится и утвердится в мантре.
7. Определите конкретное число мантр для одного раза. Так ваша практика сохранит целостность, и вы не перестанете соприкасаться с мантрой.
8. Начав практику, не прерывайте, пока не завершите дневную норму. Не позволяйте уму отвлекаться на другие занятия, поскольку это будет препятствием для садханы. Пишите каждый раз по крайней мере в течение получаса.
9. Чтобы усилить сосредоточенность, соблюдайте во время каждой джапы единую систему написания - сверху вниз или слева направо. Каждая отдельная мантра должна записываться без перерыва. Дойдя до конца строки, не прерывайте мантру на середина.
Выбрав мантру, оставайтесь ей верны. Частая перемена мантры нежелательна.
Строгое соблюдение вышеприведенных правил очень поможет вам быстро развиваться, вы разовьете удивительную сосредоточенность. Благодаря длительной и непрерывной практике будет пробуждена внутренняя сила мантры (мантра-шакти), которая наполнит само ваше существование божественностью мантры.
С тетрадью вы должны обращаться уважительно и аккуратно. Когда она закончится, ее нужно положить в коробку и держать в вашей медитационной комнате перед изображением Господа. Само присутствие этих тетрадей с записанной мантрой создаст благоприятные вибрации, необходимые для вашей садханы.
Невозможно адекватно описать блага, приходящие от написания мантры, или ликхита джапы. Кроме чистоты сердца и сосредоточенности ума, написание мантры дает вам контроль асаны, контроль чувств, особенно взгляда и речи, и делает вас выносливыми. Вы быстро достигаете умиротворенности ума. Посредством энергии мантры вы все больше приближаетесь к Богу. Эти блага можно стяжать только благодаря регулярной и неотступной практике ликхита джапы. Те, кто не знакомы с этой йогой, могут начать практику немедленно, и если они будут уделять ей хотя бы полчаса в день, то ощутят ее блага уже в течение шести месяцев.
Глава тридцать девятая
Маха-йога
Маха-йога иначе называется "распространением духовного знания". Человек не стремится к Истине до тех пор, пока не узнает о ее славе, о необходимости познать ее, а также о методах ее познания. Поэтому распространение этого жизненного знания чрезвычайно важно.
Иначе эта йога называется также гъяна-дана или гьяна-ягья, Благо ото всех остальных форм проявления милосердия кратковременно, все прочие дары преходящи. Они удовлетворят нуждающегося ненадолго. Вы даете пищу голодному человеку. Не пройдет и полдня, как он снова голоден. Вы даете ему деньги, они быстро растрачиваются, и человек снова в нужде. Но если вы разбудите в нем жажду ко вступлению на духовный путь, если вы дадите ему знание об этом духовном пути, о божественной жизни и о существенных методах осознания Бога, тогда вы дадите ему нечто, обладающее неизменной ценностью, с помощью чего он сможет утолить свою жажду раз и навсегда, с помощью чего он сможет достичь высшего и насладиться вечным Удовлетворением, высшим Покоем и невыразимым Блаженством. Что еще он может пожелать? Нет более славного милосердия.
Ныне существует острая необходимость в этой маха-йоге. Должно происходить широчайшее распространение духовного знанля с тем, чтобы мир ушел с пути порока, от гибели и разрушения, чтобы вовремя спасти человечество от надвигающегося бедствия самоуничтожения, к которому оно идет, подталкиваемое современной наукой и материализмом.
Глава сороковая
Мантра-йога
Мантра йога - это точная наука. Постоянное размышление или воспоминание, защищающее или освобождающее из круга рождений и смертей, есть мантра. Мантрой называется медитация (мана-на), в которой индивидуальная душа избавляется от греха, обретает небесную радость, конечное освобождение и полностью пожинает четверичный плод (чатурварга) - истинную религию (дхарма), процветание (артха), наслаждение (кама) и освобождение (мокша). Мантра называется так, поскольку соотносится с ментальным процессом. Корень "ман", являющийся первым слогом в слове "мантра", означает "думать", а "тра" означает "защищать" или "освобождать" от рабства самсары, или феноменального мира. Сочетанием "ман" и "тра" получается слово "мантра", выдвигающая четыре цели существования - дхарма, артха, кама и мокша.
Мантра - это Божественность. Это божественная сила, проявленная в звуковом теле. Мантра - это сам Девата (Божество). Стремящийся должен делать все возможное на своем уровне для того, чтобы реализовать это единство с мантрой, и в соответствии с тем, насколько ему это удается, сила мантры дополнит его силу преданной устремленности (садхана шакти). Как ветер усиливает пламя, так и индивидуальная энергия стремящегося усиливается силой мантры, и индивидуальная сила соединяется с энергией мантры, чтобы сделать ее более могущественной.
Звук существует в четырех основных состояниях: (1) Вайкхари, или плотный, слышимый звук в его максимальной дифференциации; (2) Мадхъяма, или внутреннее, тонкое, более эфирное состояние звука, в котором он не слышим для уха; (3) Пашъянти, еще более внутреннее, более эфирное состояние; (4) Пара, представляющее божественную энергию, потенциальное состояние звука, являющееся недифференцированным (авьякта). Звук пара, в отличие от вайкхари, не различается в разных языках. Это неизменный первичный субстрат всех звуков, источник Вселенной.
Повторение мантры может принести практикующему осознание его высшей цели, даже если он не знает значения мантры. Только на это потребуется больше времени. В имени Бога, или в мантре, содержится невыразимая словами сила (ачиньятя шакти). Если вы сосредоточенно и осмысленно повторяете мантру, то быстро достигнете Богосознания.
Повторение мантры устраняет такую грязь ума, как вожделение, гнев, жадность и т.д. Как зеркало, с которого стерли пыль, возвращает способность отражать, так и ум, с которого удалены нечистоты, снова способен отражать высшую духовную Истину.
ОМ
ОМ (АУМ) ЕСТЬ ВСЕ. Ом - этолмя, или символ Бога, Ишвары или Брахмана. Ом - это ваше подлинное имя. Ом покрывает все троичное существование человека, Ом пребывает во всех феноменальных мирах. Из Ом была проецирована эта воспринимаемая чувствами Вселенная. Мир существует в Ом и растворяется в Ом. "А" представляет физический план. "У" представляет ментальный и астральный планы, мир разумных духов, небеса. "М" представляет состояние глубокого сна, и все, что неведомо даже в бодрствующем состоянии, все, что вне досягаемости интеллекта. Ом представляет все, Ом - это основа вашей жизни, мысли и разума. Ом - это все. Все миры, являющиеся объектами, сконцентрированы в Ом.
Следовательно, весь мир вышел из Ом, пребывает в Ом и растворяется в Ом. Когда вы садитесь в медитацию, громко пропойте Ом 3, 6 или 12 раз. Это выведет из ума все мирские мысли и устранит волнение. Затем переходите к ментальному повторению Ом.
Маха-мантра
В конце Двапара-юги Нарада Риши приблизился к Брахме, творцу, и спросил: "О Господь, как мне, блуждающему в этом мире, пересечь Кали?" Брахма ответил: "Слушай же скрытую в писаниях тайну, зная которую можно пересечь самсару в Кали-юге. Злые последствия Кали можно устранить просто произнося имя Господа Нарайяны". И снова Нарада спросил Брахму: "Господи, могу ли я узнать имя?" Брахма ответил:
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Эти шестнадцать имен без сомнения разрушат дурные последствия Кали. Они удаляют покров неведения живого существа, окруженного шестнадцатью лучами. Как солнце сияет в полную силу, когда рассеяны тучи, так и единый Высший Дух, Пара Брахман, сияет в полном великолепии.
Нарада спросил: "О Господь, могу ли я узнать правила для повторения этих мантр?" Брахма ответил: "Правил нет. Всякий, кто постоянно повторяет их в чистом или нечистом состоянии, достигнет одного мира, близости, одной формы с Брахманом или растворения в Нем".
Гайятри
Буквальное значение Гайятри-мантры таково: "Мы медитируем на славу Ишвары, который создал Вселенную, который достоин преклонения, который есть воплощение знания и Света, который устраняет все грехи и невежество. Да просветит Он наш разум". Что это за просветление? Сейчас вы обладаете разумом, который заставляет нас отождествляться с телом, чтобы ошибочно принимать тело за душу. И вы молитесь благословенной матери Вед, Гайятри, чтобы она даровала вам чистый просветленный разум, который поможет вам осознать: "'Ахам брахмасми - я есть Брахман". Это значение Гайятри, принятое в Адвайта-Веданте. Продвинутые студенты йоги могут медитировать так: "Я -- тот высший свет светов, который проливает свет на разум".
Гайятри-мантру можно повторять мысленно во всех состояниях, Даже когда вы лежите, сидите, ходите и т.д. Повторяя ее, вы не рискуете допустить какую-то ошибку, если что-то упустите. Каждый день нужно трижды совершать это поклонение с Гайятри-ман-трой. Господь объявляет в Ведах: "Пусть мантра будет единой для всех". Поэтому Гайятри должна быть единой мантрой всех индусов. "Тайное знание Упанишад есть сущность четырех Вед, тогда как Гайятри с тремя вьяхрити есть сущность Упанишад". Тот, кто знает и понимает Гайятри таким образом, тот настоящий брахман. Без этого знания он шудра, даже если и знает четыре Веды.
Блага Гайятри-мантры
Гайятри - мать Вед и разрушительница грехов. И на земле, и на небе ничто так не очищает, как Гайятри. Повторение Гайятри приносит те же плоды, что и декламация всех четырех Вед с их дополнениями. Одна эта мантра, повторенная три раза в день, приносит великое благо (духовную независимость, высшее освобождение). Это высшая мантра Вед. Она разрушает все грехи. Она принесет великолепное здоровье, красоту, силу, мужество, жизненность и магнетизм ауры.
Маха-Мритьюнджайя мантра
Ом триамбакам йяджамахе сугандхим пуштивардханам урва-рукамива бандханат мритьормукшийя мамритат
"Мы поклоняемся трехглазому (Господу Шиве), благоуханному, вскармливающему все существа. Да уведет Он нас от смерти к бессмертию, словно сорвет огурец со стебля".
1. Эта Маха Мритьюнджайя мантра - животворящая мантра. Сегодня, когда жизнь очень сложна и несчастные случаи - обычное дело, эта мантра предотвращает смерть от укуса змеи, пожара, автокатастроф, стихийных бедствий и от несчастий любого рода.
Кроме того, она обладает сильным целебным воздействием. Болезни, объявленные докторами неизлечимыми, вылечиваются этой мантрой, если она воспевается с искренностью, верой и преданностью. Это оружие против всех болезней. Это мантра для победы над смертью.
2. Это также мокша-мантра (мантра для освобождения). Это мантра Господа Шивы. Она дарует здоровье, долголетие, покой, богатство, благополучие, удовлетворенность и бессмертие.
На свой день рождения повторите один лакх (1 лакх = 100000) этой мантры или по крайней мере 50 000 раз, совершите хаван (огненный ритуал) и накормите святого, бедных и больных. Это привлечет к вам здоровье, долголетие, мир, благополучие и освобождение.
Слава посвящения в мантру
Инициация в божественное имя, или формальная мантра-дикша (ритуал посвящения, при котором ученик получает мантру от учителя), - это один из наиболее священных и значимых ритуалов духовной жизни. Получить гуру-мантру от достигшего самоосознания святого гуру - это величайшая удача и самое ценное из божественных благословений, какие только могут быть даны стремящемуся. Всю славу мантра дикши, особенно когда она совершается реализованной душой, не может вместить непосвященный, не имеющий представления о том, что действительно дает эта мантра и посвящение. Процесс посвящения в мантру - один из наиболее древних на этой священной земле, и он является величайшей жемчужиной в сокровищнице нашей несравненной культуры.
Инициация позволяет вам овладеть средством достижения величайшего из того, что только может быть достигнуто, обретая это, вы обретаете все, познавая это, вы познаете все, когда вы достигнете этого, вам уже нечего будет достигать! Инициация приводит вас к полному знанию и переживанию того, что вы не есть ни тело, ни ум, что вы есть душа, наделенная вечностью-сознанием-блаженством, преисполненная света. Пусть же милость гуру, зримого Бога, принесет вам все высшие плоды самореализации.
Глава сорок первая
Намаскара -йога
У вас не будет прогресса в этой йоге, если вы обращаетесь пренебрежительно с другими. Господь Кришна учил намаскара-йоге Уддхаву. Если вы эгоистичны, вы не сможете всем приносить намаскар (поклон)! Эгоистичные люди не могут практиковать карма-йогу. Вы должны склоняться перед всеми, ибо в каждом пребывает Бог. Чтобы дать Уддхаве понять тайну развития смирения, Господь Кришна попросил его яоклониться обезьянам и собакам, ибо в них тоже пребывает вездесущий Господь. Таковы практики, которые помогут карма-йогу развить смирение, очень важную добродетель для каждого стремящегося.
Глава сорок вторая
Нада -йога
Ум сосредоточен на нада, или звуке анахаты, он растворяется или распадается. Йог достигает самадхи и обретает знание "Я".
Нада это звук. Брахман изъявил волю. Возникла вибрация. Это была вибрация Ом, нада.
Ум фиксирован на наде. Ухо слышит звуки анахаты. Ум входит в растворение, или распадается. Йог достигает самадхи и обретает знание "Я". Это нада-йога.
Нада-йога также называется лайя-йогой.
Кундалини-йога также называется лайя-йогой.
Ум естественно привлекается приятными звуками. Его пленяют приятные звуки, как оленя музыка.
Когда ум привлечен приятными звуками, он забывает обо всех чувственных объектах.
Сядьте в падма, сукха или сиддха асану, выполните шанмукхи мудру или йони мудру. Закройте уши большими пальцами. Вы услышите десять видов звуков анахаты.
Это "чини-чини", звуки колокольчиков, раковины, цимбал, флейты, лютни, барабана, мриданги и грома.
Эти звуки сделают вас нечувствительными ко всем внешним звукам.
Практикуйте пранаяму. В скором времени вы явственно услышите звуки. У вас откроется глаз интуиции.
В конечном итоге ум погрузится в Брахман, или Абсолют.
Глава сорок третья
Нидидхьясана - йога
Воля и манана (рационализм и рассудительность) - это два фактора, представляющие важную часть медитации без атрибутов или ведической садханы. Манане, размышлению, предшествует шравана, или слушание писаний, а за нею следует нидидхьясана, или глубокая медитация. За нидидхьясаной следует непосредственное восприятие. Как раскаленный кусок железа поглощает упавшую на него каплю воды, так и ум, или отраженное сознание, поглощается Брахманом. В результате остается абсолютное сознание. Слушание, размышление и медитация (нидидхьясана) ведической практики соответствуют концентрации, медитации (дхьяне) и самадхи раджа-йоги Патанджали Махариши.
В процессе поклонения и медитации, или повторения мантр, ум принимает форму объекта поклонения и становится чистым благодаря чистоте объекта (а именно избранного Божества), являющимся его содержанием. Благодаря непрерывной практике, ум заполняется этим объектом, исключает все прочее, утверждается в его чистоте и не соскальзывает больше в нечистоту. Пока существует ум, он должен иметь какой-либо объект.
Непрерывно и гармонично повторяемый в джапе мантры звук должен создавать или проецировать в восприятие соответствующее Божество (Девата). Повторение мантр становится созиданием благодаря силе впечатлений сознания.
В самадхи ум утрачивает осознание себя и отождествляется с объектом медитации (тадакара тадрупа). Медитирующий и объект медитации, поклоняющийся и объект поклонения, мыслящий и мысль становятся едины. Субъект и объект, ахам (я) и идам (это), видящий и видимое, переживающий и переживаемое становятся едины. Единство, тождественность, однородность, единообразие, подобие есть самадхи.
Ниргуна - медитация (медитация без атрибутов):
Это медитация на бескачественный Брахман. Это медитация на Ом. Это медитация на некоторую абстрактную идею. Сядьте в падмасану. Мысленно повторяйте Ом. Всегда храните в сердце значение Ом. Ощущайте Ом. Ощущайте, что вы - вечный, чистый, совершенный, всеведущий, всегда свободный Брахман. Ощущайте, что вы - бесконечное, вечное, неизменное существование. В каждом атоме, в каждой молекуле, в каждом нерве, вене, артерии должны ощутимо вибрировать эти идеи. Простое повторение Ом не принесет большого блага. Оно должно проходить через сердце, голову, душу. Всем своим существом вы должны ощущать себя как тонкий, вездесущий разум. Это ощущение должно сохраняться 24 часа в сутки.
Отвергните идею тела.
Когда мысленно повторяете или воспеваете Ом, ощущайте:
Я - бесконечность Я - весь свет Я - вся радость Я - вся слава Я - вся сила Я - все знание Я - вся ананда | Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом Ом |
Постоянно медитируйте на эти идеи. Непрерывные усилия, прилагаемые с рвением и энтузиазмом, абсолютно необходимы. Всегда воспроизводите в уме эти идеи. Вы реализуете это. В течение двух или трех лет вы получите способность видеть Дух.
Я - все
Я - все во всем
Медитируйте на эти мысли и идеи. В такой медитации тело и мир воспринимаются как Брахман, как выражения Брахмана. Они не исключены. Нелепо думать, что Брахман сам по себе преисполнен блаженства, и что выраженное вне Брахмана преисполнено страдания, боли и печали. Пессимизм нужно искоренять. В основании всякой боли и страдания лежит сознание живого существа,
его индивидуальности. В сознании Ишвары нет ничего плохого Сознание Бога не несет никакой боли, напротив, оно способствует освобождению. Сознание живого существа вмещает эгоизм, желания гнев, "мое", "твое", "я - деятель" и т.д. Отсюда исходят все проблемы Отождествление с ограниченным умом происходит из-за незнания Постоянно и во всякое время мысленно возвращайтесь к этой идее Ощущайте, что ваша шакти действует во всех телах. Ощущайте себя бесконечным и вездесущим. "Весь мир - мое тело. Все тела - мои Все жизни - мои. Вся боль - моя. Вся радость - моя". - постоянно размышляйте об этом. Зависть, гнев, ненависть, эгоизм - все это исчезнет. Мудрец, пребывающий в самадхи позитивной медитации видит внутри себя мир как движение идей. Он и есть сагуна (обладающий свойствами) и ниргуна (лишенный свойств).
Медитация отрицания
(1) Я не тело.
(2) Я не ум.
(3) Я обладаю формой вечности - сознания - блаженства
Постоянно медитируйте на эти идеи. Ощущайте себя как обладающего формой вечности - сознания-блаженства всегда, все 24 часа в сутки. Отвергните идею тела. Неотступная духовная практика необходима для устранения отождествления с телом. Если вы превзошли телесное сознание, если вы можете сознательно покидать тело, значит вы завершили три четверти своей практики. Вы обрели 12 анн. Остается сбалансировать 4 анны, то есть "припсд-нять занавес", "устранить покров неведения". Это можно сделать очень легко. Даже находясь в движении, даже во время работы постоянно ощущайте, что вы вездесущий, бесконечный Брахман. Это важно. Мышление, сосредоточение и усилие, направленное на отрицание тела, должны дополнять друг друга. Мудрец в медитаций отрицания пребывает в чистом бескачественном Брахмане. Тольхо в самадхи он освобождается от сознания мира.
Медитация на великие изречения:
1. Эти священные утверждения содержатся в писаниях. Вот они: Праджнанам Брахма. (Из Айтарейя Упанишады Риг Веды).
2. Ахам брахма асми - я есть Брахман. (Из Брихадараньяка Упанишады Яджур Веды).
3. Тат твам аси - ты есть То. (Из Чхандогьи Упанишады Сама Веды).
4. Айям Атма брахма - это "Я" - Брахман. (Из Мандукья Упанишады Атхарва Веды).
Вы можете выбрать одно из утверждений и медитировать на него, как медитируете на Ом.
Глава сорок четвертая
Урдхварета - йога
В урдхварета-йоге энергия семени направляется вверх к мозгу и сохраняется там как энергия оджас-шакти, используемая для созерцательных целей в практике медитации. В этой йоге энергля семени преобразуется в духовную энергию (оджас-шакти). Этот преобразовательный процесс называется секс - сублимацией. Пьянящих мечтаний больше не будет. Эта йога не только обращает семя в оджас, но благодаря йогическим силам, благодаря чистоте мысли, слова и дела контролируют само формирование семени. Некоторые люди думают, что при занятиях урдхварета-йогой формированле семени происходит непрерывно, и что флюид реабсорбируется в кровь. Это не так. Если вы глубоко проникните в скрытую природу, вам удастся понять подлинные вещи. Эта йога дает контроль над астральной природой семени и через это предотвращает формирование самого флюида. Согласно науке йоги, семя в тонком состоянии существует во всем теле. Оно скапливается и развивает плотную форму в половых органах под влиянием сексуального желания и возбужденности.
Урдхварета-йога не просто предупреждает выброс уже сформированного семени, но также предотвращает его формирование в плотной форме.
Благодаря урдхварета-йоге вы можете быстро осознать Брахман. Чтобы обрести непосредственное восприятие или сознание души (самореализацию), такому йогу достаточно только слушания (шра-ваны).
Преобразование половой энергии в оджас благодаря чистой мысли называется в западной психологии секс-сублимацией. Как химическая субстанция благодаря нагреванию сублимируется или очищается, превращаясь в пар, который впоследствии снова уплотняется, так и половая энергия благодаря духовной практике очищается и обращается в божественную энергию через возвышенные одухотворяющие мысли о "Я" или Атмане. Урдхварета-йогом называют человека, у которого энергия семени поступает в мозг как оджас-шакти.
Гнев и мускульную энергию также можно преобразовать в оджас. Человек, имеющий в мозге много оджаса, способен выполнить громадную умственную работу. Он может повлиять на людей, лишь произнося несколько слов. Короткая речь может произвести громадное впечатление на умы слушателей.
Глава сорок пятая
Пракритика - йога
Пракритика-йога основана на философии санкхьи. Она распознает первичную материю в ее непроявленной форме.
Пракрити-йог рассматривает материю как высший принцип, для него даже личность (пуруша) вторична. Он медитирует на материю, на различные ее таттвы и получает "глубокое и ясное проникновение в их подлинную природу.
Поскольку эта йога не предполагает личного, духовного Бога, ее относят к неортодоксальным системам, атеистическим и материалистическим. Нынешние ученые и некоторые тантристы всех времен принадлежат к этой школе йоги. Они исследуют материю и открывают новые законы, управляющие материей в ее различных аспектах. Эти открытия, в свою очередь, ведут к более роскошной и деморализованной жизни и все больше и больше удаляют человека от Бога. Тантрист, стремящийся обрести сверхспособности через медитацию на пять первичных элементов, также спутывается с психическими силами, побуждающими его вести греховную жизнь, увязая в эгоизме, безнравственности и, в конечном счете, разрушает себя.
Но среди принадлежащих к этой школе пракритика-йоги есть и другие, поклоняющиеся природе в ее восьми формах - земле, воде, огню, воздуху, эфиру, Солнцу, Луне и священному жрецу - и рассматривающие их как формы Бога. Некоторые шиваиты поклоняются самому Господу Шиве в этих восьми формах.
Пракритика-йоги, не относящиеся к материалистам и не ищущие в материи удовольствий, после ухода из этого мира становятся пракриталайями (то есть растворяются в Пракрити).
Глава сорок шестая
Прапатти - йога
В этой йоге человек отказывается от своей воли. Все совершается Богом. Человек - инструмент Бога.
Воля посвятившего себя Господу становится единой с Космической Волей. Он становится неразделим с Господом. Посвящение своей воли Господу безупречно.
Предание себя Господу - это атма-ниведана, или прапатти. Это высшая бхакти. Гопи Вриндавана, Радха и Мира принесли к стопам Кришны все. Господь Кришна принадлежал им.
В Катхе Упанишад сказано: "Господь избирает того человека, который отдает себя. Господь открывается ему и наделяет его высшей мудростью".
Чем интенсивней преданность, тем обильней милость Господа. Явленная милость прямо пропорциональна степени самоотдачи.
Эгоизм и желания - два препятствия для самоотдачи. Эгоизм и желание ведут партизанскую войну. Они снова и снова принимают различные формы и атакуют преданного.
Всегда будьте бдительны. Всегда будьте начеку. Покончите с эгоизмом и желаниями навсегда. Только тогда вы пребудете в безопасности.
Энергия вашей духовной практики - это милость Бога. Гуру - это милость Бога. Устранение препятствий и ловушек - - это милость Бога. Верность духовному пути - это милость Бога. Прогресс в духовной практике - это милость Бога. Откровение, или интуиция, - это милость Бога.
Человеческое рождение - это милость Бога. Всякого рода вспомогательные средства для вашей практики, такие, как жилище, пища, одежда, медицинская помощь, хорошее место для медитации, книги, общество духовных людей и т.д. - все это только Его милость.
Глава сорок седьмая
Према - йога
Према - это чистая божественная любовь. Это спонтанное излияние из глубины сердца искреннего преданного влечения и привязанности к Господу. Эта любовь - вечная, бесконечная и неиссякающая. Физическая любовь - это страсть, заблуждение или слепое увлечение. Вселенская любовь - это только божественная любовь. Космическая любовь, вишва-према (всеобщая любовь), вселенская любовь - это синонимичные определения. Бог есть любовь. Любовь есть Бог. Корыстолюбие, жадность, эгоизм, тщеславие, гордость, ненависть сужают сердце и становятся помехами на пути развития вселенской любви.
Нам необходимо постепенно развить вселенскую любовь через бескорыстное служение, общение с великими духовными людьми, молитву, повторение гуру-мантры и т.д. Когда сердце сужено эгоизмом, человек вначале любит только свою жену, детей и родственников. По мере своего развития он начинает любить людей, живущих в его районе, затем людей из его провинции. Позже он развивает любовь к людям своей страны. В конце концов он начинает любить и других людей из различных стран. Спустя продолжительное время он начинает любить всех. Он развивает вселенскую любовь. Все преграды рушатся. Сердце расширяется до бесконечности.
Говорить о вселенской любви легко. Но когда вы попытаетесь действительно практиковать ее, это окажется крайне трудным. Путь преградят различные пустяки. Старые ложные концепции ума, которые вы породили ложным мышлением в прошлом, действуют как преграды. Но вы легко сможете преодолеть все препятствия благодаря уверенному различению, сильной воле, терпению, настойчивости и правильному исследованию. Милость Господа снизойдет на вас, дорогие друзья, если вы искренни.
Вселенская любовь находит завершение в цельности сознания мудрецов, описанной в Адвайте. Чистая любовь - великий учитель. Она приносит спокойствие и видение. Мира, Господь Гауранга, Тукарам, Рамдас, Хафиз, Кабир - все они вкусили этой вселенской любви. В том, кто объят вселенской любовью, угасают все противопоставления и пустые иллюзорные различия. Всем правит только любовь. Кто из нас действительно стремится постичь истину о Боге или божественной любви? Мы скорее спросим себя: "Сколько денег у нас в банке? Кто это выступает против меня?"
Скорее услышишь: "Вы знаете меня. Как ваша жена и сыновья?", нежели такие вопросы, как: "Кто я? Что такое самсара? Что такое несвобода? Что такое спасение? Откуда я пришел? Кто такой Ишвар? Каковы качества Бога? Каковы наши взаимоотношения с Богом? Как достичь освобождения?" Сколько из вас, дорогие братья, действительно задаются этими вопросами?
Сатсанг, или общение со святыми и бхактами играет важную роль в развитии вселенской любви. В обществе святых ведутся беседы о Боге. Они приятны уму и слуху. Избавление от греховной жизни Джагаи и Мадхаи, разбойника Ратнакара - выразительные примеры того, что может принести общение со святыми.
Восстаньте, дорогие друзья. Сражайтесь. Продвигайтесь. Уничтожьте эгоизм, корыстолюбие, гордость и ненависть. Служите, любите, давайте. Помните троицу "дари, будь милосерден, контролируй чувства". Практикуйте и это. Не ожидайте никакого признания, благодарности и восхищения за служение, которое оказываете. Принесите все к лотосным стопам Господа. Пусть вашим девизом станет "Любовь ради любви. Работа ради работы".
Станьте истинными вайшнавами, более смиренными, чем трава, которую вы попираете, более терпимыми, чем дерево, не ожидающими признания от других, но прославляющими всех, всегда воспевающими имя Хари и служащими человечеству - Господу в проявлении. Вскоре вы разовьете вселенскую любовь. Вы получите возможность видеть Хари. Я уверяю вас. Только это принесет вам бессмертие и вечный покой.
Сущность высшей любви
Для пути бхакти совершенно необходимы пять вещей. Бхакти Должна быть бескорыстной. Она должна также быть добродетельной. Она должна быть непрерывной, как струя масла. Стремящийся должен правильно вести себя. Он должен быть в своих практиках очень серьезным и устремленным. Тогда осознавание Бога придет очень скоро.
Если вы ничего не ожидаете от Бога, храните преданность и любовь, это бескорыстная бхакти, или ахетука бхакти ирагатмика бхакти, или мукхья бхакти (первичная, спонтанная, бескорыстная преданность). Такой бхакти обладал Прахлада.
Если рыбу вынуть из воды и положить на берегу, она будет находиться в сильной агонии. Она будет жаждать возвращения в воду. Если ребенка подержать немного в холодной воде Ганга, он будет очень волноваться. Он будет кричать. Он будет стремиться выйти из воды. Когда дом какого-то человека охвачен огнем, он сразу же побежит в муниципалитет за пожарной машиной. Он предпримет немедленные шаги. Если стремящийся наделен той же жаждой, тем же чувством, той же устремленностью к осознанию Бога, что и рыба, желающая вернуться в воду, что и ребенок, желающий выйти из воды, что и человек, стремящийся потушить пожар в своем доме, тогда он достигнет осознания Бога в это же мгновение. Это несомненно. Стремящийся, будь серьезным и усердным в своей практике преданности. Прибегни к лотосным стопам Господа. Люди, которые в своей практике преданности несерьезны и не усердны, с одной стороны, потеряли этот мир, а с другой стороны, потеряли Бога. Они подвешены в воздухе вниз головой, как Тришанку. Жалкие примеры! Их жребий воистину печален.