В присутствие объекта младенцы реже пугаются.
Почувствовав угрозу ребенок поворачивает голову к объекту, чтобы выявить опасность. Привязаность формируется у всех детей. Когда ребенок устал, замерз и тд привязанность будет усиливаться. Ребенок будет требовать, чтобы объект удовлетворил телесным контактом. Удовлетворив потребность уровень привязанности ослабляется. Игнорирование – усиливает пр-ть.
М. Эйнсворт провела эксперемент, кот позволяют выявить типы:
Надежный тип (дети поворачивают голову в новой ситуации, при уходе матери проявляется следовательская д-ть)
Ненадежный тип
А) тревожный – у таких детей сформирована негативный опыт(мама ушла и не вернется)
Б) Тревожный амбивалентный – когда возвращается мать дети стукали ее и убегали обратно.
Надежному типу способствует:
Частый и длительный физический контакт между ребенком и матери
Чуткая реакция на сигналы(заплакал мама пришла)
Способность матери выбирать время для общения с ребенком в соответствии с ритмами активности
Одинаковая обстановка
Ненадежному типу:
1. Постоянная не восприимчивость объекта к добивающемуся заботы, отвержение контакта
Постоянные угрозы матери не любви ,угроза уйти из дома и бросить или убить другога родителя, как средство контроля и дисциплинарного воспитания.
Прерывание родительской заботы
Принуждение ребенка чувствовать себя виноватым.
Роль в общении развития человека. Проблема генезиса и развития ФОРМ ОБЩЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. Лисина
Лисина рассматрела общение как особый вид д-ти. Под общение понимается взаимодействие людей в ходе кот они обмениваются разнообразной информацией с целью налаживания отношений и объединение усилий для достижения общего результата. Показатели общения:
Внимание и интерес к взрослому
Эмоц. окраска восприятия воздействие взрослого
Инициативные акты ребенка направленные на взрослые
Чувствительность детей к тому отношению, кот взрослый проявляет к его действиям.
Это говорит о наличии у ребенка д-ти направленной на настраение образа себя и др человека. Потребность в общении является врожденной. Предмет общения – другой человек. Мотивы общения воплощаются в тех качествах самого человека и других людей ради познания и оценки которых ребенок вступает во взаимодействие с кем-то из окружающих. Мотивы: 1. Позновательные (взрослый как источник сведений и организатор новых впечатлений), 2. Деловые (взрослый явл партнером по совместной практической д-ти, помошником и образцом правильных действий), 3. Личностные (взрослый представляет собой как член общества). Лисина выделяет 4 формы общения ребенка со взрослыми: 1 – младший возраст ситуативно-личностное, 2 – для раннего возр. ситуативно-деловое, 3 – млад.сред.дошк.возр – внеситуативно-позновательное, 4 – средний и старший дошкл.в (5-7л) внеситуативно-личностное
Влияние общение на развитие психики. Развитие опред: формирования внутреннего плана действий, сферу эмоциональных переживаний, позновательную активность, произвольное поведение, формирование самооценки и самосознания, умение общаться со сверстниками. Т.об. Лисина сформировала в своей концепции положение согласно кот общение явл сквозным механизмом смены ведущей д-ти.
Особенности общения ребенка со сверстником. Исследования проводились Рузской. Ею были выделены специфические особенности общения детей со сверстниками:
Общение дошкольников состоит в большом разнообразии (фантазирование, кокетство, притворство, стремление сделать вид, нарочно не отвечать партнеру)
Чрезвычайная эмоц окрашенность и насыщенность
Нестандартность и не регламентировать (придумывают новые слова, звуки)